Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не называйте никого отцом




7

НЕ НАЗЫВАЙТЕ НИКОГО ОТЦОМ

Прошло уже несколько десятилетий с тех пор, как Бинг Кроссби воплотил на киноэкране образ, за который он пользуется в Америке любо­вью по сей день — отца 0'Малли. В нашем доме в течение многих лет мы с Мерилин берем детей и засиживаемся допоздна, чтобы посмотреть по те­левизору рождественский повтор этого фильма. Несколько раньше в этом веке один из выдающих­ся гуманистов нашего времени, отец Фланаган, ос­новал Молодежный Город в Небраске. Это учреж­дение стало известным на всю страну, приютом для бездомных молодых людей. Мать Тереза, за­ботящаяся о бедных и обездоленных в Индии, яв­ляется во многих отношениях его современным «двойником».

Но как мы должны относиться к этим титулам? Мы восхищаемся делом и личностью таких людей, но разве Библия не запрещает называть кого-либо из людей отцом?

Будучи раньше радикальным протестантом, яназывал священника отцом только в случае абсо­лютной необходимости — иногда про себя молит­венно прося Господа простить меня. И теперь, когда я сам священник, я вижу такие же колебания у других. Это была одна из проблем, с которой мы боролись на пути к Православию.

Некоторые утверждения, сделанные Иисусом Христом, часто оказывались поводом для больших разногласий, как внутри, так и вне Церкви. Его слова из Евангелия от Матфея: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23: 9), — не оказались исключением. Я должен признаться, что для нас, евангелических христиан, составляло большую трудность звать настоятелей православных прихо­дов отцами.

Проблема интерпретации

Некоторые протестантские интерпретаторы уверены, что Иисус указывал на недопустимость именования церковных руководителей отцами. Ра­зумеется, они считают, что под «отцами» в да№ ном месте Писания имеется в виду духовный отец. Исходя из этого, они отказываются называть свое духовенство отцами, предпочитая такие наимено­вания как пастор, преподобный или даже брат.

Поэтому вначале позвольте отметить, что «ду­ховный отец» — это скорее толкование слов Гос­пода, нежели то, что Он в действительности имел в виду. Я не отрицаю необходимости толкования Писания. Я лишь хочу подчеркнуть, что Господь сказал «отец», а не «духовный отец».

Что здесь является предметом спора? То, что, понятое буквально, предупреждение Иисуса про­тив именования кого-либо отцом оказывается не только запрещает именовать священников отцами, но также лишает этого названия земных отцов, древних отцов Церкви, и даже отцов города — не так ли? Ибо в действительности утверждение Гос­пода, как оно выглядит в тексте, означает, что только одна Личность может когда-либо имено­ваться Отцом, а именно, наш Отец, Сущий на не­бесах.

Но должны ли слова Господа пониматься бук­вально, как это обычно делается? Действительно ли мы не можем называть православных священни­ков отцами? Если же это так, то сразу возникает проблема с несколькими другими библейскими местами, включая некоторые высказывания Апос­тола Павла. Коринфской церкви Апостол писал: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе» (1 Кор. 4: 15). Не называет ли себя Павел духовным отцом коринфян — «отцом Павлом», если хотите?

Кроме того, он смело ссылается на своих ду­ховных предков как на наших «отцов». А к отцам по плоти из Колосса он обращается следующим образом: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3: 21). Очевидно, что Апостол Павел не понимал слова Господа Иисуса Христа так, что отцом должно называть только не­бесного Отца.

Можно также вспомнить, что когда богач уви­дел на небесах «Авраама и Лазаря на ложе его» и обратился к Аврааму: «отче Аврааме! », тот не от­ветил «Разве ты не знаешь, что только бог Отец может быть назван Отцом? » Наоборот, он сказал: «Чадо! Вспомни» (Лк. 16: 20—31).

Другие титулы

Но давайте посмотрим дальше. В добавление к словам «один у вас Отец», Иисус также провоз­гласил: «Не называйтесь учителями, ибо одни у вас Учитель — Христос» (Мф. 23: 8). Однако, Иисус Христос Сам признал Никодима «учителем Израилевым» (Ин. 3: 10). И в антиохийской церкви определенные люди назывались «пророками и учителями» (Деян. 13: 1).

Апостол Павел не только считал учителей да­рами Божиими Церкви, но и не колеблясь называл самого себя «учителем язычников» (1 Тим. 2: 7). Кроме того, в настоящее время большинство из нас называли некоторых людей учителями вос­кресной школы. В семинарии, одной из высочай­ших рекомендаций, которой мог удостоиться про­поведник семинарской церкви — это быть представленным в качестве одаренного учителя Биб­лии. Таким образом, данная дискуссия выходит далеко за пределы любой протестантско-католической полемики.

Следовательно, говоря, что мы не должны звать отцом и учителем никого, кроме Бога Отца и Самого Христа, Господь Иисус не имел ввиду об­суждать проблему использования данных форм обращения как таковых. Ключ для искомого тол­кования дает нам контекст упомянутого отрывка.

В стихе со словами «отцом... не называйте ни­кого на земле» наш Господь обличает некоторых современных Ему фарисейских учителей, которые использовали эти специальные обращения для до­стижения собственных целей. И если бы эти веро­отступнические учителя использовали другие ти­тулы, вроде преподобного или пастора, Иисус, мне кажется, сказал бы также: " Не называйте никого преподобными или пасторами".

Что имели в виду фарисейские учителя?

Так для каких же целей фарисеи использовали титулы «отец» и «учитель»? Ответ следует ис­кать, по крайней мере, в двух областях, ключевых для власти: учительстве и личных качествах.

Рассмотрим сначала учение этих фарисейских учителей. Они начали его с правильных положе­ний, с Закона Моисея. Иисус сказал: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» (Мф. 23: 2). Моисеев Закон был подлинным преданием. Бог дал его Израилю через Моисея. Обязанностью фари­сейских учителей было сохранить это предание и передать его в неизменном виде следующему поко­лению.

Слишком часто, однако, случалось, что тот или иной учитель добавлял крупицу собственной муд­рости к подлинному преданию, тем самым замутняя его. Вместо того, чтобы передать от поколения к поколению этот священный залог вместе с его подлинным истолкованием, такой учитель добав­лял личную интерпретацию. В свою очередь его ученики, став сами учителями и подражая настав­нику, делали то же самое. И Божественное преда­ние в очередной раз превращалось в предание че­ловеческое. (Некоторые вещи никогда не изменя­ются, не так ли! ).

Конечным результатом всего этого процесса было сведение на нет подлинного Моисеева преда­ния. Именно этим фарисейским учителям Иисус говорил: «Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк. 7: 8). И затем: «Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание... устраняя слово. Божие преданием вашим, которое вы уста­новили» (Мк. 7: 9, 13).

Для того, чтобы покончить с этим человечес­ким преданием, вытеснившим предание Моисея, и вернуть людей к истине, Иисус сказал своим уче­никам: «А вы не называйтесь учителями». Други­ми словами, он повелевал им не использовать свое положение отцов и учителей как возможность для группировки последователей вокруг своих част­ных мнений. Ибо поступать таким образом означа­ло «затворять Царство Небесное человекам».

Вместо этого с приходом Христа эти фарисей­ские учителя — а на самом деле все, кто бы ни проповедовал Слово Божие, — призваны были верно передавать своим последователям подлин­ное предание только одного Учителя: Самого Христа. Библия называет это конкретное предание, словами Апостола Иоанна, «учением Христовым».

В действительности, как мы отмечали раньше, именно поэтому учение Двенадцати стало извест­но как «апостольское учение».

С их времени сменяющие друг друга поколения отцов и учителей Церкви передавали и охраняли апостольское учение о Христе со всей тщательнос­тью, ибо оно представляет подлинное толкование Священного Писания.

Эту верность подлинному христианскому веро­учению. кстати сказать, можно лучше всего уви­деть в деятельности Семи Вселенских Соборов Церкви, созывавшихся между четвертым и вось­мым веками. Каждому, кто объявляет себя учите­лем христианской веры, надлежит точно придер­живаться Апостольского учения, переданного от поколения к поколению посредством этих Собо­ров. В противном случае он подвергается риску введения своего собственного «частного мнения».

Так же как справедливо, что всем учителям христианской веры необходимо выбрать правиль­ную отправную точку, а именно, Священное Писа­ние, правда и то, что они должны дать правильное и точное истолкование Священного Писания, ос­нованное на учении, переданном святыми и боже­ственными учителями и отцами Церкви, особенно на Семи соборах.

Почему Семь Вселенских Соборов так важны? Потому, что они указывают на подлинное учение о Личности Господа Иисуса Христа и о Святой Троице. Они верно отражают учение Священного Писания о единственном истинном Учителе и На­ставнике, Иисусе Христе. Учителя и отцы, которые предлагают частные толкования, противоречащие учению о Христе, изложенном на Семи Вселенских Соборах, не должны, по-моему, признаваться ис­тинными учителями и отцами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...