Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Запад: реформация и контрреформация




Запад: реформация и контрреформация

В течение столетий, последовавших за 1054 годом, в истории несомненно отмечалось рас­тущее различие между Востоком и Западом. Вос­ток сохранял Новозаветную веру во всей полноте, богослужения и обычаи, поддерживающие апос­тольские основы. Западная, или римская, Церковь начала крестовые походы, от которых происходи­ли самые глубокие и болезненные раны, когда-либо нанесенные Востоку Западом, и, возможно, труднее всего поддающиеся лечению. Рим, кроме того, склонился к более рациональной вере. И она стала мощной политической силой в западном мире. Заметим, меньше, чем через пять веков после

того, как Рим встал на путь односторонних реше­ний в области вероучения и практики церковной жизни, назрел еще один конфликт — и на этот раз не с соседним Востоком, но внутри самого запад­ного лагеря.

Хотя многие на Западе, включая некоторых из пап, высказывались против многих изменений в римской доктрине и практике, остановить процесс упадка не удалось. На этот раз малоизвестный германский монах по имени Мартин Лютер неос­торожно выступил с критикой римо-католической церкви, что, в конце концов, повлияло на ход ми­ровой истории. Его известные «девяносто пять те­зисов», просто призывающие к дебатам по кон­кретным вопросам, были прибиты к двери церкви в Виттенберге в 1517 году. Через короткое время эти тезисы дали начало тому, что получило на За­паде название протестантской Реформации. Лютер дважды искал аудиенции у папы, но получил отказ, и в 1521 году он был отлучен от римской Церкви. Он не собирался разрывать отношения с Римом: в его планы входила только реформация Церкви. Но Рим отказался от уступок. Лютер также стоял на своем. Дверь к единству Запада громко захлопнулась.

Протесты Лютера распространились подобно пожару, раздуваемому бушующим ветром. За ре­формами, которых он добивался в Германии, вско­ре последовали требования от Ульриха Цвингли в Цюрихе, Джона Кальвина в Женеве и сотен других по всей Европе. Питаемая разнообразными поли­тическими, социальными и экономическими факторами, реформация проникла буквально во все углы и щели римской Церкви. Духовный авторитет последней на Западе был значительно ослаблен по мере того, как это грандиозное разделение возни­кало и разрасталось. Отголоски этого конфликта доходят и до наших дней.

В дополнение к проблемам на европейском континенте, английская Церковь также оказалась в процессе поиска собственного пути. Генрих VIII, подталкиваемый своими брачными проблемами, заменил папу римского собой в качестве главы Церкви Англии. А сама английская Церковь ока­жется раздробленной глубокими раздорами, кото­рые повлияют на судьбу Соединенных Штатов и Канады.

По мере того, как десятилетие проходило за десятилетием, многие ветви протестантизма на За­паде принимали все более отличающиеся формы. Были даже течения, которые настаивали на том, что они не являются ни римо- католиками, ни про­тестантами.

Все, кажется, разделяли взаимную неприязнь к епископу Рима и порядкам в его Церкви и все больше и больше желали гораздо менее централи­зованных форм управления. В то время как неко­торые, например, лютеране и англикане, придер­живались традиционной литургии и таинств, дру­гие, такие как реформированные церкви и более радикальные анабаптисты и их потомки, подверга­ли сомнению и отвергали многие библейские ре­альности, включая иерархию, таинства и истори­ческие традиции (независимо от того, когда и где они возникали), полагая, что тем самым освобож­дают себя от римского католицизма.

Сегодня многие искренние, открыто испове­дующие свою веру христиане готовы отвергнуть даже библейские данные, которые подтверждают деятельность христианской Церкви, просто пото­му, что они считают такую историческую деятель­ность «слишком католической». В своем усердии восстановить первоначальную чистоту протестант­ское учение, само того не осознавая, зашло слиш­ком далеко.

Таким образом, хотя они и сохранили в той или иной степени остатки первоначального хрис­тианства, ни протестантизм, ни католицизм не имеют права претендовать на сохранение в исто­рии полноты новозаветной Церкви. Отделившись от православной Церкви, Рим утратил свое место подлинного исторического выражения Церкви Но­вого Завета. В разногласиях реформации протес­танты, при всех своих добрых намерениях, энтузи­азме и верной критике, не смогли вернуться в Но­возаветную Церковь.

Православная Церковь сегодня

Мы потратили десятилетие с 1977 по 1987 год на знакомство с Православной Церковью — ее ду­ховенством и паствой. Казалось невероятным об­наружить точно такую веру во Христа, к какой мы пришли, но она оказалась надежно внедренной в культурную оправу, о которой мы почти ничего не

знали. Временами мы опасались, что, возможно, не сумеем установить связь с православной Церковью в двадцатом столетии. Подъемы и спады, радости и разочарования этого десятилетия описаны в части 3 этой книги.

В части 2 «Православие и Библия» мы рас­смотрим специфические библейские проблемы, с которыми мы столкнулись как евангельские хрис­тиане, серьезно стремившиеся стать православны­ми. Я расскажу о них так ясно, честно и правдиво, как только смогу. В заключение части 1 позвольте мне сказать несколько ободряющих слов. Церковь Нового Завета, Церковь Петра и Павла и апосто­лов, православная Церковь, несмотря на гонения, политические притеснения и дезертирство на ее отдельных флангах, чудесным образом сохраняет сегодня веру и жизнь Церкви Нового Завета. Надо признать, что стиль Православия выглядит слож­ным для современных протестантов, и это вполне естественно. Но, имея исторические данные о раз­витии Церкви, нетрудно убедиться, что она сохра­нила простую, сосредоточенную на Христе веру апостолов в своих обрядах, службах и даже в ар­хитектуре.

В православии сегодня, также как и во все про­шедшие годы, основы христианского вероучения, богослужения и церковного управления никогда не подвергаются пересмотру. Например, никто не может быть православным священником и отри­цать божественность Христа, Его Непорочное За­чатие, Воскресение, Вознесение и Второе Прише­ствие. В течение двух тысячелетий Церковь не уклонилась со своего пути. Она является Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Она — Ново­заветная Церковь. Врата адовы, несмотря на многочисленные попытки, не одолели ее.

Хотя сегодня в мире насчитывается более 225 миллионов православных христиан, многие амери­канцы не знают о Церкви. В Северной Америке православная Церковь до недавнего времени была в основном ограничена этническими рамками, не распространялась далеко за пределы приходов православных эмигрантов, принесших Церковь к берегам этого континента. Православное христи­анство было, по словам митрополита Филиппа, «самым большим секретом Америки».

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...