Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Чтение текста. Город на Иртыше. III. Послетекстовая работа




II. Чтение текста

Город на Иртыше

    Семипалатинск возник как военная крепость России на границе с Казахстаном. Царское правительство было крайне заинтересовано в укреплении своей власти в этом крае. Сей деревянный острог стал важным центром торговых связей России с казахской степью, Средней Азией и западным Китаем. Из дальних городов и стран съезжались купцы с разными товарами. Город сыграл большую роль в процессе присоединения Казахстана к России, в укреплении руско-казахских экономических, политических и культурных связей.

     Семипалатинск - центр Семипалатинской области, расположенный в зонах степи и полупустыни. Город раскинулся на обоих берегах судоходной реки Иртыш.

Главные отрасли промышленности: пищевая и легкая. Мясоконсервный комбинат - один из крупнейших в Содружестве Независимых Государств, выпускает более 250 наименований продукции. Славятся качественными изделиями кожевенно-меховое производственное объединение, швейная фабрика, фабрика по первичной обработке шерсти.

     Семипалатинск - научный и культурный центр Казахстана. Со всех концов республики приезжают желающие получить образование. Высококвалифицированных специалистов готовят вузы города. Здесь имеется более 150 библиотек, множество школ, клубов, театров, музеев. Гордостью Семипалатинска является музей Ф. М. Достоевского, выдающегося русского писателя. За свои политические взгляды Федор Михайлович был отправлен сюда в ссылку. От музея Ф. М. Достоевского рукой подать до Республиканского литературно - мемориального музея Абая Кунанбаева.

     В будущем предполагается обновление исторически сложившегося города и развитие новых жилых районов с многоэтажными современными домами и комплексами культурно-бытовых и спортивных сооружений. Предусматривается формирование промышленных районов, как на левом, так и на правом берегу Иртыша.

III. Послетекстовая работа

1) Беседа по содержанию текста:

а) Где находится город Семипалатинск?

б) Каковы климатические условия края?

в) Чем славится город Семипалатинск?

г) Каковы планы города на будущее?

 

 2) Разделите текст на микротексты.

 

 3) Допишите предложения, используя прочитанный текст.

а) Семипалатинск возник как военная крепость России (где? )…

б)…(откуда? ) съезжались купцы с разными товарами.

в) Семипалатинск - центр Семипалатинской области, расположенный 

    (где? )…

г)… (откуда? ) приезжают желающие получить образование.

4) Выпишите конструкции с обстоятельством места.

5) Составьте тезисный план.

 

  IV. Задания

1. Работа с таблицей: Предложно- падежные конструкции с обстоятельственными значениями

Пространственные конструкции в простом предложении обозначают место, где происходит действие, местонахождение лица или предмета и отвечают на вопросы где?, куда?, откуда?

Средства выражения

Примеры

Предложно- падежные конструкции
У, около, возле, вблизи + сущ род. п. Жить у реки; у леса; возле рощи; расположиться вблизи поляны, гор
По + сущ. дат. п. Идти по тропе, по улице, по берегу
Через + сущ вин. п. Проходить через поле, через заросли
Перед, за, под, над, рядом, между + сущ. тв. п. Стоять перед зданием, находиться за рекой, за горой, расположиться под открытым небом, жить под Москвой, пролетать над страной, над лесом, построить рядом с месторождением, пройти между домами
Конструкции с наречиями: там, тут, здесь, впереди, сзади, везде, всюду, слева, справа, вверху, повсюду, вокруг, вблизи, вдали Жить тут и там, находиться здесь, повсюду, везде, всюду, увидеть вдали, слева

Запомните: в наречиях с приставками с-, из-, до- следует писать в конце а (слева, справа, издалека), а в наречиях с приставками в-, на-, за- следует писать на конце о (влево, налево, вправо, направо)

 2. Закончите предложения, используя слова.

1) Проживать в …(Казахстан, Астана). 2) Они должны встретиться возле … (музей, академия). 3) Он находится на …(стадион, каток). 4) Студент занимается в … (библиотека, аудитория).

 

3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и объясняя их употребление.

       1) Здесь ( а именно где? ) на берегах судоходной реки Иртыш раскинулся город Семипалатинск. 2) Далеко вверх ( а именно куда? ) в горы забирались белые домики городских окраин. 3) Гордостью Семипалатинска является музей Ф. М. Достоевского, который находился в ссылке ( а именно где? ) вдали от своей родины. 4) Отсюда ( а именно откуда? ) от музея Ф. М. Достоевского рукой подать до Республиканского литературно- мемориального музея Абая Кунанбаева.

 4. Замените данные наречия предложно- падежными конструкциями и составьте с ними предложения.

О б р а з е ц: увлеченно- с увлечением. Он с увлечением следил за игрой домбриста.

Безостановочно, бережно, радостно, уважительно, нетерпеливо, взволнованно.

 5. С данными падежными формами существительных, наречиями и рядом словоформ составьте предложения, в которых выражались бы пространственные отношения.

       

    В языке, на конференции, на симпозиуме по языкам, в институте языкознания, в казахской диаспоре, за рекой, под деревом, у речки, в лес, из лесу, вдали, на том берегу, всюду, внизу, издали.

 

 6. Прочитайте предложения, найдите в них конструкции, выражающие место и направление.

       1. На западе и севере Казахстан граничит с Россией, на юге и юго-западе с Республиками Средней Азии- Туркменистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном, на юго - востоке и востоке - с Китаем. 2. Солнце встает из степи, весь день идет над степью, встречаясь с дремучими лесами и тысячами озер, заходит оно тоже в степь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...