Тема Регуляция онтогенеза.
Цель: Изучить основные механизмы регуляции онтогенеза; влияние вредных факторов на организм человека и механизмы образования пороков развития. Задачи: 1. Изучить основные факторы регуляции развития плацентарных млекопитающих; 2. Изучить основные механизмы эмбриогенеза; 3. Изучить тератогенные факторы среды и их значение в формировании пороков человека. В результате изучения материала студент должен: Знать: А) до изучения темы: 1. Основные механизмы онтогенеза; 2.Основные факторы регуляции развития плацентарных млекопитающих; 3.Воздействие вредных факторов среды на зародыш. Б) после изучения темы: 1. Ведущие механизмы эмбриогенеза на разных стадиях развития; 2. Особенности генетической, нервной и гуморальной регуляции развития; 3. Роль тератогенных факторов среды в формировании пороков развития; 4. Классификация пороков развития. Уметь: 1. Объяснять механизмы возникновения пороков развития. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: 1.Основные механизмы онтогенеза: дифференциация, детерминация, тотипотентность, интеграция, эмбриональная индукция. 2. Генетическая регуляция дифференцировки. 3. Клеточные процессы в период дробления, гаструляции, органогенеза. 4. Критические периоды развития. 5.Тератогенные факторы среды и их значение в формировании пороков развития человека. 6. Классификация пороков развития. 3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля: Выберите правильный ответ (ответы):
1.Генетическая регуляция онтогенеза у позвоночных осуществляется путем: А)уменьшения числа генов в процессе развития, б)репрессии генов, в)дерепрессии генов, г)дерепрессии и репрессии генов. 2.Гормональная регуляция развития у млекопитающих начинается в период: А)гаструляции, б)дробления, в)гисто- и органогенеза, г)плодный. 3.Хордомезодерма является эмбриональным индуктором: а)вторичной кишки, б)нервной трубки, в)выделительной системы. 4.Синдактилия у человека возникает вследствие нарушения клеточных процессов: а)сгущения мезодермальных клеток, б)адгезии, в)избирательной гибели, г)миграции. 5.Критические периоды развития у человека: а)образование зиготы, б)имплантация, в) плацентация, г)дробление, д) роды. 6.Сущность механизма эмбриональной индукции: а)перемещение пластов клеток, б)репродукция клеток, в) сегрегация клеток, г)взаимодействие частей зародыша. 7.Механизмы возникновения наследственных пороков развития: а)мутации в клетках зачатков органов, б)генеративные мутации, в)нарушения закладки органов. 8.Механизмы возникновения ненаследственных пороков развития: а)мутации в клетках зачатков органов, б)генеративные мутации, в)нарушения закладки органов. 4). Решите задачу: В результате тератогенного воздействия в эмбриогенезе произошло нарушение адгезии клеток зачатков структур лица – небных отростков, а также носовых отростков между собой и с верхнечелюстными отростками. Назовите последствия нарушений межклеточных взаимодействий.
Литература: Основная: 1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1. 2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 3. 3.Лекции по биологии. Дополнительная: 1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
Ответы на тестовые задания: 1г; 2в; 3б; 4в; 5бвд; 6г; 7б; 8ав.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальности лечебное дело по самостоятельной внеаудиторной работе № 16 по дисциплине биология Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А. Тема: Общие закономерности гомеостаза. Виды гомеостаза. Генетический гомеостаз и его нарушения. Виды регенерации. Трансплантация как возможность восстановления структурного и физиологического гомеостаза (семинар). Цель работы: Иметь представление о гомеостазе как свойстве живых систем, обеспечивающем самоподдержание стабильности организма. Задачи: 1. Изучить основные виды гомеостаза и механизмы его поддержания 2. Изучить основные закономерности физиологической и репаративной регенерации, значение для практической медицины. 3. Изучить виды трансплантации и ее практическое значение. Студент должен Знать: 1.основные виды гомеостаза и механизмы его поддержания; 2.закономерности физиологической и репаративной регенерации; факторы, стимулирующие регенерацию; 1. медицинское значение регенерации органов и тканей; 2. биологическую сущность и типы трансплантации, ее медицинское значение. Уметь: 1.подготовить доклад и написать реферат на заданную тему; 2.объяснить причины и механизмы, приведшие к нарушению гомеостаза, и их последствия для организма. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы. 2). Написать реферат и подготовить доклад по одной из предложенных тем: 1. Виды гомеостаза (генетический, физиологический, структурный): а) Генетический гомеостаз, механизмы его поддержания (репликация, репарация, точное распределение генетического материала при митозе и мейозе, апоптоз). Нарушение генетического гомеостаза и его последствия;
б) Физиологический гомеостаз – поддержание внутренней среды организма; в) Структурный гомеостаз – поддержание биологического постоянства и целостности биологической системы на разных уровнях организации. Репарация как механизм поддержания генетического гомеостаза. а) Виды и механизмы репарации. б) Генные болезни человека, связанные с нарушением систем репарации. 3. Структурный гомеостаз: а) Регенерация, как процесс поддержания морфофизиологической целостности биологических систем. Виды регенерации (физиологическая и репаративная); б) Уровни физиологической регенерации; в) Способы репаративной регенерации; г) Основные клеточные источники регенерации. 4. Трансплантация как возможность восстановления структурного и физиологического гомеостаза: а) виды трансплантации (ауто-, алло- и ксенотрансплантация, имплантация); б) тканевая несовместимость и пути ее преодоления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|