Старение и старость. Изменение органов и систем органов в процессе старения.
а) Проявления старения на молекулярно-генетическом, клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях; б) Гипотезы, объясняющие механизмы старения. Зависимость проявления старения от генотипа, условий и образа жизни; в) Понятие о гериатрии. Литература: Основная: 1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1. 2. Чебышев Н.В. Биология, М., 2005, глава 3. 3.Лекции по биологии. Дополнительная: 1. Косых А.А., Козвонин В.А. Использование озона в регенерационной терапии нормальной и патологически измененной печени// Нижегородский медицинский журнал. Приложение к НМЖ «Озонотерапия», Н.Новгород, 2005.- С.43-44. 2. Косых А.А. Итоги и перспективы регенерационной терапии печени// Вятский мед. вестник, 2006.-№-2.- С.29-30.Спец. вып. Мат. Межрегион. Н.-практ. Конф. «Актуальные вопр. гепатологии». 3. Лиознер Л.Д. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению регенерации у млекопитающих //Клеточные основы регенерации у млекопитающих. - М.: Наука,1984.-С.4-18. 4. Лукоянова Г.М., Дикушин А.Н., Цирдава Г.Ю. и др. Хирургическое лечение циррозов печени у детей //Нижегородский мед. журнал, 1997.- №1.- С. 35-39. 5. Мирский История отечественной трансплантологии. – М.: Мир, 1982 6. Мэттсон П. Регенерация - настоящее и будущее: Пер. с англ. /Перевод Лиознера А.Л.; Под ред. А.Г.Бабаевой.- М.: Мир, 1982.- 175 с. 7. Петров Р.В. Иммунологические мобили. М.: Медицина. – 1983. 8. Петров Р.В. Иммунология /Учебник для мед. инст-ов. М.: Медицина. – 1987. 9. Садовникова В.В. Влияние импульсного магнитного поля на репаративные процессы в патологически измененной печени. //Регенерация. Адаптация. Гомеостаз. - Горький, 1990. - С. 30-37. 10. Солопаев Б.П. Проблема регенерации патологически измененных органов и обратимости патологических изменений. Регенерационная терапия - резерв борьбы за здоровье человека. //Регенерация. Адаптация. Гомеостаз. - Горький, 1990. - С. 6-14.
11. Солопаева И.М. Хорионический гонадотропин в биологии и медицине. Монография. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2000. – 192 с. 12. Солопаева И.М.; Солопаев Б.П. Стимуляция регенерации патологически измененной печени и хорионический гонадотропин. - Н. Новгород: изд-во ННГУ, 1991. - 124 с. 13. Структурные основы адаптации и компенсации нарушенных функций: Руководство /АМН СССР; Л.И. Аруин, А.Г. Бабаева, В.Б. Гельфанд и др.; Под ред. Д.С. Саркисова. - М.: Медицина, 1987. - 448 с. 14. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л.: Наука. - 1988. 15. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология: Учебник. – М.: Медицина, 2000. – 432 с. Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальности лечебное дело по самостоятельной внеаудиторной работе № 17 по дисциплине биология Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А. Тема: Эволюционное учение (семинар). Цель: изучить историю становления и основные положения современного эволюционного учения; особенность действия эволюционных факторов в популяциях людей. Задачи: 1.Сделать краткие сообщения по предложенным заранее вопросам. 2.Провести дискуссию о механизмах и способах видообразования; проблемах современного эволюционного учения.
В результате изучения материала студент должен: Знать: 1. Основные методы изучения эволюционного процесса; 2. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина; 3. Учение о микро- и макроэволюции; 4. Пути и способы видообразования. 5. Генетический полиморфизм и генетический груз популяций. Уметь:
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: 1. Понятие микро- и макроэволюции. 2. Популяция и ее основные характеристики. Закон Харди-Вайнберга; содержание и его математическое выражение. 3. Элементарные эволюционные факторы (мутации, популяционные волны, изоляция, дрейф генов, естественный отбор). 4. Характеристика мутационного процесса. 5. Роль в видообразовании изоляции и дрейфа генов. Виды изоляции. 6. Естественный отбор. Эффективность и скорость естественного отбора. 7. Формы естественного отбора, действующие в природных популяциях. 8. Творческая роль естественного отбора. 3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля: Выберите правильный ответ (ответы): 1. Элементарной единицей эволюционного процесса является: а) особь, б) популяция, в) вид, г) сообщество, д) клетка. 2. Элементарной единицей эволюционного процесса по Ж.Б.Ламарку является: а) особь, б) популяция, в) вид, г) сообщество, д) клетка. 3. Элементарное эволюционное явление – это: а) популяционные волны, б) мутация, в) корреляции, г) изменение генофонда популяции, д) естественный отбор. 4. Элементарные эволюционные факторы – это: а) естественный отбор, б) мутационный процесс, в) искусственный отбор, г) борьба за существование, д) изоляция, е) дрейф генов. 5. Генетическая гетерогенность природных популяций обусловлена: а) дрейфом генов, б) мутациями, в) популяционными волнами, г) географической изоляцией, д) биологической изоляцией. 6. Источником элементарного эволюционного материала является: а) естественный отбор, б) мутационный процесс, в) изоляция, г) модификационная изменчивость, д) борьба за существование.
7. Изменение генофонда популяции – это: а) элементарное эволюционное явление, б) элементарный эволюционный фактор, в) дрейф генов, г) борьба за существование, д) идиоадаптация. 8. К изменению генофонда популяции приводит: а) изоляция, б) идиоадаптация, в) миграция, г) мутационный процесс, д) естественный отбор, е) ароморфоз. 9. Создатель синтетической теории эволюции: а) Дарвин, б) Кольцов, в) Северцов, г) Геккель, д) Четвериков. 4). Подготовить краткий доклад (сообщение) по одной из предложенных тем: 1.Основные методы изучения эволюционного процесса (палеонтологические, морфологические, эмбриологические и т.д.). 2. Этапы развития эволюционной теории. 3. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. 4. Синтетическая теория эволюции (Четвериков С.С., Фишер Р.А., Шмальгаузен И.И.). 5. Учение о микроэволюции: 5.1. Популяция – элементарная эволюционная единица; экологическая и генетическая характеристики популяции. 5.2. Элементарные эволюционные факторы (мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, дрейф генов, естественный отбор) и их роль в видообразовании. 5.3. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора и его творческая роль. 6. Вид – результат микроэволюции. Структура и критерии вида. Пути и способы видообразования. 7. Макроэволюция – эволюция таксонов надвидового порядка. 7.1. Формы филогенеза: филетическая, дивергентная, конвергентная эволюция, параллелизм. 7.2.. Направления эволюции групп. Аллогенез и идиоадаптация. Арогенез и ароморфозы. 7.3. Биологический прогресс и биологический регресс, их основные критерии. 7.4.Эмпирические правила эволюции групп.
Литература: Основная:
Дополнительная: 1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
Ответы на тестовые задания: 1б,2а,3г,4абде,5б,6б,7а,8гд,9д.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальности лечебное дело по самостоятельной внеаудиторной работе № 18 по дисциплине биология Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|