Тема: Общие закономерности эволюции органов и функциональных систем хордовых.
Цель: Изучить основные закономерности филогенетических преобразований органов хордовых животных, способы морфо-функциональных изменений органов в процессе фило- и онтогенеза, лежащих в основе формирования пороков развития. Задачи: 1. Изучить основные закономерности эволюции органов. 2. Изучить филэмбриогенезы и ценогенезы. 3 Изучить виды соотносительных преобразований органов в процессе онто- и филогенеза. 4. Приобрести навыки вскрытия лабораторных животных. В результате изучения материала студент должен: Знать: До изучения темы: 1. Характерные особенности и классификацию типа Хордовые. 2. Отличительные особенности строения высших хордовых животных. 3. Основные принципы эволюции.
После изучения темы: 1.закономерности морфофункциональных преобразований органов. 2.виды корреляций и координаций. Уметь:
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: 1. Систематика типа хордовых (деление на подтипы, классы, отряды). 2. Общая характеристика типа хордовых. 3. Происхождение хордовых животных. 4. Принципы деления хордовых животных на низших и высших. 5. Что такое тройной метод изучения филогенеза? 6. Понятие гомологичных и аналогичных органов. 7. Принципы эволюционных преобразований органов. 8. Способы морфофункциональных преобразований органов.
9. Понятие об онтогенетических и филогенетических преобразованиях органов 3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля: Выберите правильный ответ (ответы): 1.Появление у организмов признаков, которые существовали у дальних предков, это: А)рудименты, б)атавизмы, в)переходные формы, г)аналогичные органы. 2.Органы, выполняющие одинаковые функции, но не имеющие единого плана строения и единого происхождения, называются: А)рудиментарными, б)аналогичными, в)переходными, г)гомологичными. 3.Биогенетический закон сформулировали: а)Бэр и Шванн, б)Морган и Бюффон, в)Геккель и Мюллер. 4.Для филэмбриогенеза путем анаболии характерна стадия возникновения эволюционных изменений органов в онтогенезе: а)ранняя, б)начальная, в)средняя, г)поздняя. 5. Для филэмбриогенеза путем архаллаксиса характерна стадия возникновения эволюционных изменений органов в онтогенезе: а)ранняя, б)начальная, в)средняя, г)поздняя. 6. Для филэмбриогенеза путем девиации характерна стадия возникновения эволюционных изменений органов в онтогенезе: а)ранняя, б)начальная, в)средняя, г)поздняя. 7.Основными принципами эволюции органических структур являются: а)дифференциация, б)дегенерация, в)интеграция, г)полимеризация. 8.Для атавистических признаков характерно: а)прогрессивное развитие, б)обратное развитие, в)утрата первоначального значения, г) полное исчезновение. 4). По музейным макропрепаратам изучить внешнее и внутреннее строение представителей различных классов позвоночных животных.
Литература: Основная: 1.Ярыгин В.Н. «Биология» в 2-х книгах. М., Высшая школа, 2008. 2.Косых А.А., Чиркова Л.В. «Эволюционное учение». Учебное пособие, Киров, 2006. 3.Лекции по биологии. Дополнительная: 1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.
Ответы на тестовые задания: 1б; 2б; 3в; 4г; 5а; 6в; 7а,в; 8г.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальности лечебное дело по самостоятельной внеаудиторной работе № 20 по дисциплине биология Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А. Тема: Эволюция кожных покровов, пищеварительной и дыхательной системы. Цель: Используя методы сравнительной анатомии, найти черты сходства в строении кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем хордовых животных как отражение единства их происхождения, и черты различия – как отражение прогрессивного и приспособительного характера эволюционного процесса. Изучить строение кожи хордовых животных: ланцетника, рыбы, лягушки, ящерицы, млекопитающего и человека; проследить гомологию в строении пищеварительной и дыхательной систем различных классов хордовых животных и основные направления филогенеза этих систем. Задачи: 1. Изучить строение и основные этапы филогенеза кожных покровов, пищеварительной и дыхательной системы хордовых. 2. Рассмотреть филогенетически обусловленные пороки развития пищеварительной и дыхательной систем. В результате изучения материала студент должен: Знать: До изучения темы: 1. Основные эволюционные преобразования кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем. После изучения темы: 1.Онтофилогенетически обусловленные пороки развития кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем. Уметь: 1.По микро- и макропрепаратам дифференцировать строение различных систем органов у низших и высших хордовых (ланцетника, лягушки,крысы). 2.Приводить примеры гомологии органов; 3.Объяснять аномалии развития органов с филогенетических позиций. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
3). Оформить в альбоме и заполнить таблицы: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЖНЫХ ПОКРОВОВ ХОРДОВЫХ ЖИВОТНЫХ
Сравнительная характеристика пищеварительной системы позвоночных животных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|