Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Общие закономерности эволюции органов и функциональных систем хордовых.




Цель: Изучить основные закономерности филогенетических преобразований органов хордовых животных, способы морфо-функциональных изменений органов в процессе фило- и онтогенеза, лежащих в основе формирования пороков развития.

Задачи:

1. Изучить основные закономерности эволюции органов.

2. Изучить филэмбриогенезы и ценогенезы.

3 Изучить виды соотносительных преобразований органов в процессе онто- и филогенеза.

4. Приобрести навыки вскрытия лабораторных животных.

В результате изучения материала студент должен:

Знать:

До изучения темы:

1. Характерные особенности и классификацию типа Хордовые.

2. Отличительные особенности строения высших хордовых животных.

3. Основные принципы эволюции.

 

После изучения темы:

1.закономерности морфофункциональных преобразований органов.

2.виды корреляций и координаций.

Уметь:

  1. Приводить примеры гомологии органов;
  2. Объяснять аномалии развития органов с филогенетических позиций.
  3. Производить вскрытие лабораторных животных.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Систематика типа хордовых (деление на подтипы, классы, отряды).

2. Общая характеристика типа хордовых.

3. Происхождение хордовых животных.

4. Принципы деления хордовых животных на низших и высших.

5. Что такое тройной метод изучения филогенеза?

6. Понятие гомологичных и аналогичных органов.

7. Принципы эволюционных преобразований органов.

8. Способы морфофункциональных преобразований органов.

9. Понятие об онтогенетических и филогенетических преобразованиях органов

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Выберите правильный ответ (ответы):

1.Появление у организмов признаков, которые существовали у дальних предков, это:

А)рудименты, б)атавизмы, в)переходные формы, г)аналогичные органы.

2.Органы, выполняющие одинаковые функции, но не имеющие единого плана строения и единого происхождения, называются:

А)рудиментарными, б)аналогичными, в)переходными, г)гомологичными.

3.Биогенетический закон сформулировали: а)Бэр и Шванн, б)Морган и Бюффон, в)Геккель и Мюллер.

4.Для филэмбриогенеза путем анаболии характерна стадия возникновения эволюционных изменений органов в онтогенезе: а)ранняя, б)начальная, в)средняя, г)поздняя.

5. Для филэмбриогенеза путем архаллаксиса характерна стадия возникновения эволюционных изменений органов в онтогенезе: а)ранняя, б)начальная, в)средняя, г)поздняя.

6. Для филэмбриогенеза путем девиации характерна стадия возникновения эволюционных изменений органов в онтогенезе: а)ранняя, б)начальная, в)средняя, г)поздняя.

7.Основными принципами эволюции органических структур являются: а)дифференциация, б)дегенерация, в)интеграция, г)полимеризация.

8.Для атавистических признаков характерно: а)прогрессивное развитие, б)обратное развитие, в)утрата первоначального значения, г) полное исчезновение.

4). По музейным макропрепаратам изучить внешнее и внутреннее строение представителей различных классов позвоночных животных.

 

 

Литература:

Основная:

1.Ярыгин В.Н. «Биология» в 2-х книгах. М., Высшая школа, 2008.

2.Косых А.А., Чиркова Л.В. «Эволюционное учение». Учебное пособие, Киров, 2006.

3.Лекции по биологии.

Дополнительная:

1. Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011.

 

Ответы на тестовые задания: 1б; 2б; 3в; 4г; 5а; 6в; 7а,в; 8г.

 

Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012».

Зав. кафедрой: ________________________

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе № 20

по дисциплине биология

Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.

Тема: Эволюция кожных покровов, пищеварительной и дыхательной системы.

Цель: Используя методы сравнительной анатомии, найти черты сходства в строении кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем хордовых животных как отражение единства их происхождения, и черты различия – как отражение прогрессивного и приспособительного характера эволюционного процесса.

Изучить строение кожи хордовых животных: ланцетника, рыбы, лягушки, ящерицы, млекопитающего и человека; проследить гомологию в строении пищеварительной и дыхательной систем различных классов хордовых животных и основные направления филогенеза этих систем.

Задачи:

1. Изучить строение и основные этапы филогенеза кожных покровов, пищеварительной и дыхательной системы хордовых.

2. Рассмотреть филогенетически обусловленные пороки развития пищеварительной и дыхательной систем.

В результате изучения материала студент должен:

Знать:

До изучения темы:

1. Основные эволюционные преобразования кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем.

После изучения темы:

1.Онтофилогенетически обусловленные пороки развития кожных покровов, пищеварительной и дыхательной систем.

Уметь:

1.По микро- и макропрепаратам дифференцировать строение различных систем органов у низших и высших хордовых (ланцетника, лягушки,крысы).

2.Приводить примеры гомологии органов;

3.Объяснять аномалии развития органов с филогенетических позиций.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

  1. Основные этапы эволюции кожных покровов хордовых.
  2. На каком этапе эволюции сформировалась пищеварительная система? Значение пищеварительной системы.
  3. Строение пищеварительной системы хордовых животных.
  4. Роль пищеварительных желез.
  5. Эволюция зубов позвоночных животных.
  6. На каком этапе эволюции возникла дыхательная система?
  7. Основные ароморфозы в дыхательной системе хордовых.
  8. Принцип смены функций Дорна в развитии пищеварительной и дыхательной систем.
  9. Онтогенетические и филогенетические корреляции в эволюции пищеварительной и дыхательной систем.

3). Оформить в альбоме и заполнить таблицы:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЖНЫХ ПОКРОВОВ

ХОРДОВЫХ ЖИВОТНЫХ

Классы животных, представители Первичная среда обитания Функции Строение кожи Производные кожи
Эпидермис Кориум Железы
Ланцетник Рыбы Амфибии Рептилии Птицы Млекопитающие            

 

Сравнительная характеристика пищеварительной системы позвоночных животных

Классы Позвоночных Зубы Хар-ка слюнных желез Пищеварительные железы Отделы пищеварительной трубки
Форма Зубная система Функция Передний Средний Задний
Рыбы Амфибии Рептилии Млекопитающие                

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...