Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Основы медицинской протозоологии (продолжение). Тип Простейшие. Класс Споровики.




Цель занятия: Изучить особенности строения и циклы развития основных классов типа Protozoa, методы диагностики и профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. Систематизация и обобщение изученного материала, закрепление практических навыков.

Задачи:

1.Изучить особенности морфологии паразитических споровиков.

2.Научиться идентифицировать изучаемых паразитических простейших по микропрепаратам.

3.Изучить основы лабораторной диагностики и профилактики вызываемых ими заболеваний.

В результате изучения материала студент должен:

Знать:

До изучения темы:

1.Особенности строения и циклы развития изучаемых паразитических представителей типа Простейшие.

2.Пути и способы заражения, взаимоотношения в системе «паразит-хозяин», патогенное действие на организм человека.

После изучения темы:

1.Способы лабораторной диагностики и профилактики протозойных заболеваний.

Студент должен уметь:

1.Идентифицировать на микропрепарате и фотографии паразита,

2.Определить стадию развития паразита.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1.Общая характеристика класса Споровики.

2.Систематическое положение малярийных плазмодиев и токсоплазмы.

3.Цикл развития малярийного плазмодия в организме человека и в организме комара.

4.Пути заражения малярией.

5.Биологическое обоснование клинических проявлений малярии.

6.Диагностика и профилактика малярии.

7.Цикл развития токсоплазмы (половой и бесполый путь).

8.Особенности развития токсоплазмы в острый и хронический период болезни.

9.Диагностика и профилактика токсоплазмоза.

10.Характеристика класса Инфузорий и его представителя балантидия.

 

3) Оформить в альбоме и заполнить таблицу:

 

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА SPOROZOA

Характеристика Малярийный плазмодий Токсоплазма
1. Систематическое положение: ТИП - КЛАСС - ОТРЯД - ВИД - 2. Цикл развития: а) промежуточный хозяин; б) стадии развития в нем; в) окончательный хозяин; г) стадии развития в нем 3. Место обитания в организме человека 4. Способы заражения (био- или геопротист) 5. Способы размножения 6. Медицинское значение: а) название болезни; б) инвазионная стадия для человека; в) способы диагностики; г) антропоноз или антропозооноз.    

 

4). Решить ситуационную задачу: У работницы ветеринарной клиники родился ребенок с множественными пороками развития и, особенно, головного мозга. Какое заболевание можно заподозрить? Каковы пути заражения данным паразитом? Какие меры профилактики необходимы, чтобы избежать повторения такой трагедии?

Литература:

Основная:

  1. Биология. В 2 кн. под ред. В.Н. Ярыгина.- М., Высшая школа, 2008, кн.2, гл.-18, 19.
  2. Медицинская паразитология в 2-х частях. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов (Родина Н.Е., Виноградова Е.Ю., Косых А.А.).- Киров, 2005, ч.1.
  3. Лекции по биологии.

Дополнительная:

1. Биология. Учебник под ред. Н.В.Чебышева.- М., ВУНМЦ, 2005.

2. Биология. В 2 кн. под ред. В.Н. Ярыгина.- М., Высшая школа, 2000, кн.2.

 

 

Методические рекомендации подготовлены: доцентом кафедры биологии к.б. н. Родиной Н.Е и зав. кафедрой, проф. Косых А.А. ________________________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04. 2012 г.»

Зав. кафедрой:_______________

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра биологии

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе № 25

по дисциплине биология

Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А.

Тема: Коллоквиум по теме «Медицинская протозоология».

Цель занятия: Оценить уровень теоретических и практических знаний студентов по медицинской протозоологии, систематизировать и обобщить изученный материал, закрепить практические навыки.

Задачи:

1.Выявить теоретический уровень подготовки студентов по медицинской протозоологии.

2.Выявить знания систематики и морфологии основных простейших по микропрепаратам и фотографиям.

В результате изучения материала студент должен:

Знать:

1)Теоретические основы медицинской протозоологии.

2)Особенности морфологии, биологии развития простейших, их медицинское значение; профилактику переносимых ими заболеваний.

3)Пути заражения протозойными болезнями.

4)Методы лабораторной диагностики вызываемых простейшими заболеваний

Студент должен уметь:

1)Определить систематическую принадлежность и стадию развития паразита на микропрепарате, дать ее характеристику.

2)Решать ситуационные задачи.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПРОТОЗООЛОГИИ

1. Формы биотических связей в природе: симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм.

2. Сущность явления паразитизма.

3. Классификация паразитов (паразитизм факультативный, истинный, ложный; временный, постоянный; экто- и эндопаразиты).

4. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин.

5. Приспособления простейших к паразитическому образу жизни.

6. Понятие инвазии и инвазионных болезней.

7. Способы и источники инвазирования.

8. Понятия: окончательный, промежуточный и резервуарный хозяин.

9. Патогенное действие простейших, паразитоносительство.

10. Систематика простейших.

11. Простейшие - возбудители заболеваний человека (дизентерийная амеба, лейшмании, трипаносомы, трихомонады, лямблии, малярийные плазмодии, токсоплазмы, балантидий). Их морфология, биология, локализация в организме человека, биология развития, размножение, раздражимость.

12. Заболевания, вызываемые простейшими. Их распространенность и профилактика.

13. Понятие антропоноза, зооантропоноза, природно-очагового заболевания, трансмиссивного заболевания.

14. Пути заражения человека паразитическими простейшими, био- и геопротисты.

15. Лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых паразитическими простейшими.

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

1. Антропозоонозными заболеваниями являются: а)малярия, б)токсоплазмоз, в)амебиаз, г)лямблиоз, д)кожный лейшманиоз.

2. Антропонозными заболеваниями являются: а)малярия, б)токсоплазмоз, в)амебиаз, г)лямблиоз, д)балантидиаз.

3. Назовите внутриклеточных паразитов человека: а)трипаносома, б)малярийный плазмодий, в)лямблия, г)токсоплазма.

4. Диагностическими стадиями малярийного плазмодия являются: а)тканевой шизонт, б)стадии эндоэритроцитарной шизогонии, в)спорозоит, г) микро- и макрогаметы.

5. При каких заболеваниях основным способом диагностики является обнаружение цист в фекалиях?: а)амебиазе, б) токсоплазмозе, в)балантидиазе, г) висцеральном лейшманиозе, д)лямблиозе.

6. Установить соответствие: ПАРАЗИТ: 1)лямблия, 2)трихомонада. ИНВАЗИОННАЯ СТАДИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: а)ооциста, б)безжгутиковая форма, в)вегетативная стадия, г)циста.

7. Установить соответствие: ПАРАЗИТ: 1)токсоплазма, 2)лямблия кишечная. ЛОКАЛИЗАЦИЯ У ЧЕЛОВЕКА: а)тонкая кишка б)клетки внутренних органов, в)миочеполовые пути, г)клетки крови.

8. Установить соответствие: ПАРАЗИТ: 1)лейшмании, 2)балантидий. ПУТЬ ИНВАЗИИ: а)фекально-оральный, б)трансплацентарный, в)трансмиссивный путем инокуляции, г)контактный.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...