Тема: Основы медицинской протозоологии (продолжение). Тип Простейшие. Класс Споровики.
Цель занятия: Изучить особенности строения и циклы развития основных классов типа Protozoa, методы диагностики и профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. Систематизация и обобщение изученного материала, закрепление практических навыков. Задачи: 1.Изучить особенности морфологии паразитических споровиков. 2.Научиться идентифицировать изучаемых паразитических простейших по микропрепаратам. 3.Изучить основы лабораторной диагностики и профилактики вызываемых ими заболеваний. В результате изучения материала студент должен: Знать: До изучения темы: 1.Особенности строения и циклы развития изучаемых паразитических представителей типа Простейшие. 2.Пути и способы заражения, взаимоотношения в системе «паразит-хозяин», патогенное действие на организм человека. После изучения темы: 1.Способы лабораторной диагностики и профилактики протозойных заболеваний. Студент должен уметь: 1.Идентифицировать на микропрепарате и фотографии паразита, 2.Определить стадию развития паразита. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: 1.Общая характеристика класса Споровики. 2.Систематическое положение малярийных плазмодиев и токсоплазмы. 3.Цикл развития малярийного плазмодия в организме человека и в организме комара. 4.Пути заражения малярией. 5.Биологическое обоснование клинических проявлений малярии. 6.Диагностика и профилактика малярии. 7.Цикл развития токсоплазмы (половой и бесполый путь). 8.Особенности развития токсоплазмы в острый и хронический период болезни.
9.Диагностика и профилактика токсоплазмоза. 10.Характеристика класса Инфузорий и его представителя балантидия.
3) Оформить в альбоме и заполнить таблицу:
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА SPOROZOA
4). Решить ситуационную задачу: У работницы ветеринарной клиники родился ребенок с множественными пороками развития и, особенно, головного мозга. Какое заболевание можно заподозрить? Каковы пути заражения данным паразитом? Какие меры профилактики необходимы, чтобы избежать повторения такой трагедии? Литература: Основная:
Дополнительная: 1. Биология. Учебник под ред. Н.В.Чебышева.- М., ВУНМЦ, 2005. 2. Биология. В 2 кн. под ред. В.Н. Ярыгина.- М., Высшая школа, 2000, кн.2.
Методические рекомендации подготовлены: доцентом кафедры биологии к.б. н. Родиной Н.Е и зав. кафедрой, проф. Косых А.А. ________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04. 2012 г.» Зав. кафедрой:_______________
Государственное бюджетное образовательное учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальности лечебное дело по самостоятельной внеаудиторной работе № 25 по дисциплине биология Составитель: Родина Н.Е., Косых А.А. Тема: Коллоквиум по теме «Медицинская протозоология». Цель занятия: Оценить уровень теоретических и практических знаний студентов по медицинской протозоологии, систематизировать и обобщить изученный материал, закрепить практические навыки. Задачи: 1.Выявить теоретический уровень подготовки студентов по медицинской протозоологии. 2.Выявить знания систематики и морфологии основных простейших по микропрепаратам и фотографиям. В результате изучения материала студент должен: Знать: 1)Теоретические основы медицинской протозоологии. 2)Особенности морфологии, биологии развития простейших, их медицинское значение; профилактику переносимых ими заболеваний. 3)Пути заражения протозойными болезнями. 4)Методы лабораторной диагностики вызываемых простейшими заболеваний Студент должен уметь: 1)Определить систематическую принадлежность и стадию развития паразита на микропрепарате, дать ее характеристику. 2)Решать ситуационные задачи. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы. 2). Ответить на вопросы для самоконтроля: КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПРОТОЗООЛОГИИ 1. Формы биотических связей в природе: симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм. 2. Сущность явления паразитизма. 3. Классификация паразитов (паразитизм факультативный, истинный, ложный; временный, постоянный; экто- и эндопаразиты). 4. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин. 5. Приспособления простейших к паразитическому образу жизни. 6. Понятие инвазии и инвазионных болезней. 7. Способы и источники инвазирования. 8. Понятия: окончательный, промежуточный и резервуарный хозяин. 9. Патогенное действие простейших, паразитоносительство.
10. Систематика простейших. 11. Простейшие - возбудители заболеваний человека (дизентерийная амеба, лейшмании, трипаносомы, трихомонады, лямблии, малярийные плазмодии, токсоплазмы, балантидий). Их морфология, биология, локализация в организме человека, биология развития, размножение, раздражимость. 12. Заболевания, вызываемые простейшими. Их распространенность и профилактика. 13. Понятие антропоноза, зооантропоноза, природно-очагового заболевания, трансмиссивного заболевания. 14. Пути заражения человека паразитическими простейшими, био- и геопротисты. 15. Лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых паразитическими простейшими. 3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля: 1. Антропозоонозными заболеваниями являются: а)малярия, б)токсоплазмоз, в)амебиаз, г)лямблиоз, д)кожный лейшманиоз. 2. Антропонозными заболеваниями являются: а)малярия, б)токсоплазмоз, в)амебиаз, г)лямблиоз, д)балантидиаз. 3. Назовите внутриклеточных паразитов человека: а)трипаносома, б)малярийный плазмодий, в)лямблия, г)токсоплазма. 4. Диагностическими стадиями малярийного плазмодия являются: а)тканевой шизонт, б)стадии эндоэритроцитарной шизогонии, в)спорозоит, г) микро- и макрогаметы. 5. При каких заболеваниях основным способом диагностики является обнаружение цист в фекалиях?: а)амебиазе, б) токсоплазмозе, в)балантидиазе, г) висцеральном лейшманиозе, д)лямблиозе. 6. Установить соответствие: ПАРАЗИТ: 1)лямблия, 2)трихомонада. ИНВАЗИОННАЯ СТАДИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: а)ооциста, б)безжгутиковая форма, в)вегетативная стадия, г)циста. 7. Установить соответствие: ПАРАЗИТ: 1)токсоплазма, 2)лямблия кишечная. ЛОКАЛИЗАЦИЯ У ЧЕЛОВЕКА: а)тонкая кишка б)клетки внутренних органов, в)миочеполовые пути, г)клетки крови. 8. Установить соответствие: ПАРАЗИТ: 1)лейшмании, 2)балантидий. ПУТЬ ИНВАЗИИ: а)фекально-оральный, б)трансплацентарный, в)трансмиссивный путем инокуляции, г)контактный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|