Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 18. I. Предтекстовая работа. II. Чтение текста. III. Послетекстовая работа. 3. От данных существительных образовать словосочетания с согласованным определением.




Занятие 18

I. Предтекстовая работа

1. Сделайте синонимичную замену сложноподчинённого предложения с придаточным условия в простое предложение с условной предложно-падежной конструкцией.

2. Сделайте синонимичную замену сложноподчинённого предложения с придаточным условия в простое предложение с деепричастным оборотом.

3. От данных существительных образовать словосочетания с согласованным определением.

Образец:  дерево – деревянный стол

    Нефть, медь, железо, золото, серебро, свинец, камень, соль, фрукты, сахар, море, горы.

4. Словарная работа:

Материк –  oбширное пространство земли, омываемое морями и океанами, суша.

Полуострова – часть суши, с трех сторон омываемая морем, а четвертой- примыкающая к материку, острову.

Оазис – место в пустыне, где есть растительность и вода.

 

II. Чтение текста

Может быть, не все знают о Казахстане. Тогда придется развернуть карту Азии и в самой сердцевине материка, между Каспийским морем и пустыней Гоби, у подножья гор Тянь- Шаня, найти очертания этой огромной страны.

Если отрезать от Европы все полуострова, то останется территория, равная Казахстану. Казахстан занимает огромную площадь почти в три миллиона квадратных километров.

Границы республики заключают в себе не только пустыни, но и травянистые степи, озера, похожие на моря, и оазисы, напоминающие оазисы Индостана, и наконец, снеговые горы и альпийские пастбища. Там травы подымаются выше всадников, едущих на лошадях.

Казахстан богат углем, нефтью, медью, железом, золотом, серебром и драгоценными камнями, свинцом, рыбой и солью, хлопком и рисом, стадами рогатого скота, овец и верблюдов, табунами лошадей, хлебом, фруктами, овощами и сахаром. (К. Паустовский. )

III. Послетекстовая работа

1. Озаглавьте текст.

2. Установите, в каких случаях наблюдается цепочечная, а в каких- параллельная связь?

3. Ответьте на вопросы:

1. Где расположен Казахстан?

2. Какую площадь занимает Казахстан? С чем сравнивает автор территорию Казахстана?

3. Какова природа республики?

4. Какие сравнения использует автор при описании природы Казахстана?

5. Назовите природные богатства Казахстана. Чем еще богат Казахстан?

6. Что еще вы знаете о нашей республике?

       

  IV. Задания:

  1. Спишите. Укажите придаточные места, подчеркните союзные и указательные слова. Объясните постановку знаков препинания.

 

       1. Там, где проводилась научно- практическая конференция по языкам, не было ни одного места. 2. Все направились туда, куда перешла кафедра мировых языков, чтобы отпраздновать это событие. 3. Они остановились, где коридор поворачивал на кафедру казахского и русского языков. 4. Потом пошли туда, где слышались голоса.

 

2. Их двух простых предложений составьте сложноподчиненные с придаточными места. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

О б р а з е ц: Раньше была открытая спеть. Появилось море. - Там, где раньше была открытая спеть, появилось море.

 

      1. Раньше была окраина столицы. Построено красивейшее, в восточном стиле, здание Дворца школьников. 2. Было одноэтажное старое здание. Возвышается гостиница «Алматы». 3. Построены подземные переходы. Проходит особенно много транспорта. 4. Мы медленно шли. Росли вечнозеленые ели. 5. Мы быстро пошли. Раздавались звуки музыки.

 

3. Рассмотрите и перепишите схемы № 1, № 2.

Что такое последовательная связь предложений в абзаце?

Это то, когда рема первого предложения становится темой второго, рема второго - темой третьего, и т. д.

Схематически это можно представить так:

Схема № 1

 Тема 1 _______________________________________Рема 1

Тема  2 _______________________________________Рема 2

Тема  3 _______________________________________Рема 3

 

Что такое параллельная связь предложений в абзаце?

Это то, когда тема первого предложения является также темой второго, третьего и т. д. предложений.

Схематически это можно представить так:

 

Схема №2

Тема 1 _______________________________________Рема  1

Тема 1 _______________________________________Рема  2

Тема 1 _______________________________________Рема  3

Или так:

Тема 1 _______________________________________Рема  1

                                                                                     Рема  2           

                                                                                     Рема  3

Занятие 19

I. Предтекстовая работа:

 

1. Сделайте синонимичную замену простых предложений с причастным оборотом в СПП с придаточными определительными:

а) В первые дни войны близ Алматы формировалась легендарная Панфиловская дивизия, стоявшая насмерть под Москвой.

б) На одной из вершин Жетысу возвышается памятник Чокану Валиханову, мечтавшему увидеть казахов свободными, просвещёнными.

 

2. Образуйте видовые пары.

Образец: Побывать (сов. вид) - бывать (несов. вид)

    Видеть, выбирать, встречать, вкладывать, стекать, признаваться, воспевать, мечтать, возвышаться, рассказать.

 

II. Чтение текста

Я побывал во многих странах, видел разные земли, но выбираю Жетысу. Нигде не встречал долин и гор, подобных нашим. Это моё Жетысу. «Жеті»- семь, «су»- вода. Семь вод, семь рек—Семиречье. И всё-таки перевод не совсем точный. В слово «жеті» казахи вкладывают множественный смысл, то есть не семь, а десятки рек стекают с гор Жетысу.

В двухстах километрах от моего аула есть чудо природы - «Тамшы- бұ лақ ». В переводе «Капля – ручей». Миллионы, а может, и миллиарды, прозрачных капель стекают, образуя не ручей, а речку. Зимой здесь тепло, летом прохладно. Вечная зелень. Есть в этих краях и «Айнабұ лақ »- зеркальный родник, и станция под таким названием.

Жетысу – родина сынов и дочерей Отечества. В первые дни войны близ Алма-Аты формировалась легендарная Панфиловская дивизия, стоявшая насмерть под Москвой. Здесь родился прославленный комиссар- панфиловец Василий Клочков. Этому краю признавался в любви первый казахский профессиональный композитор Мукан Тулебаев. Воспевали его Жамбыл Жабаев и Кенен Азербаев. На одной из вершин Жетысу возвышается памятник Чокану Валиханову, мечтавшему увидеть казахов свободными, просвещёнными.

(По А. Алимжанову)

III. Послетекстовая работа:          

1. Озаглавьте текст.

2. Выпишите предложения с причастным и деепричастным оборотами

3. Ответьте на вопросы:

а) Какие выдающиеся люди нашей страны воспевали Семиречье? Почему этот край назвали Семиречье?

б) Какой герой Великой Отечественной войны родился в Семиречье? Расскажите, что ещё вы знаете о нем.

в) Почему автор, побывав во многих странах, увидев разные земли, признается в любви к этому краю?

г) Расскажите, что вы знаете об Ануаре Алимжанове.

       

IV. Задания:

1. Выпишите из предложений деепричастия, укажите их вид, подчеркните деепричастные обороты.

       1. Веселый мелькает, вьется первый снег, звездами падая на брег. (П. ) 2. Отшумев, замолчала листва и забылась во сне до рассвета. (Мазин) 3. Дорога спустилась в лощину, текла по ней, виляя и выползая на бугор. (Шол. ) 4. Напившись чаю, Василий уселся против огня. (Кор. ) 5. Старик проворчал что- то в ответ и отошел, понурив голову. (Кор. ) 6. Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив. (Кор. )

 

2. Образуйте и выпишите деепричастия совершенного вида.

 

       Вынести, развеять, развить, обессилеть, сберечь, прикоснуться, запрячь, запереть, отречься, встретить, увести, выгрести, запыхаться, присесть, сбежать, остаться, сплести.

 

3. Допишите деепричастия. Расставьте знаки препинания. Назовите различия в употреблении деепричастий. Укажите устойчивые словосочетания.

       1. Ребята слушали преподавателя разин… рот. 2. Широко разин… пасть медведь зарычал. 3. Спуст… десант вражеские самолеты стали набирать высоту. 4. Он работал спуст… рукава. 5. Спуст… с горы вышли к морю.

(По А. Бобровой. )

 

4. Расставьте знаки препинания в СПП с придаточным времени.

 

1. Природа пробуждается когда приходит весна.

2. Как только становится тепло перелетные птицы возвращаются домой.

3. Весной когда тает снег реки становятся полноводными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...