1.Физическая культура (в помещении)
2.Познавательное развитие(ознакомление с социальным миром, предметным окружением, миром природы; развитие познавательно-исследовательской)
Вечер. Музыкальный час.
9.00-9.10
9.20-9.30
16.20-16.30
Вторник
1.Музыка
2.Развитие речи (художественная литература)
9.00-9.10
9.20-9.30
Среда
1.Развитие речи (художественная литература)
2.Рисование
9.00-9.10
9.20-9.30
Четверг
1.Физическая культура (в помещении)
2.Лепка/аппликация
9.00-9.10
9.20-9.30
Пятница
1.Музыка
2.Физическая культура (на прогулке)
9.00-9.10
10.45-10.55
Примечание:
ООД составляет не более 1,5 часа в неделю
Количество занятий в неделю-10, длительностью не более 10 минут.
Допускается ООД в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут)
СанПИН 2.4.1.2660-10
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и/или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности – образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г.Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерпна С. Т. Шацкий и др.).
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Оборудование помещения безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивает максимальный для данного возраста разиваю-
щий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающая потребностям детского
возраста. В основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому каждый раз обновлятся игровая среда (постройки,
игрушки, материалы и др.) чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате создаются условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусматривается площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечиваются дети игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, меняются игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает доступ к объектам природного характера; наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Развивающая предметно-пространственная среда организовывается как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития выступают:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок ряжения (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
-выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с водой и песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей
— конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, мягкая мебель);
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда выступает
как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.
Микро-зона, центр
Оборудование и примерные наименования
Раздевалка
1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), скамейки, «алгоритм» процесса одевания.
2. Стенды для взрослых: постоянно обновляющаяся выставка работ детей; постоянно обновляющаяся фотовыставка); информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду); рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий). Информационный стенд «Визитная книга» (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, объявления). «Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, родительские собрания и т.п.
Уголок «Маленькие строители»
1.Крупный строительный конструктор.
2.Средний строительный конструктор.
3.Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали.
4.Конструкторы типа «Лего».
5.Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеющейся бумагой, деревянные чурочки и контейнеры разных размеров с крышками.
6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.).
7. Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет.
Уголок по правилам дорожного движения
1. «Светофорчик»(наклеить светофор)
2. Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов.
3. Средний транспорт.
4. Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели.
Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).
Уголок художественного творчества «Маленькие художники»
1.Толстые восковые мелки, цветной мел, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, пластилин, глина, раскраски.
2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани.
3.Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты.
4.Стаканчики, подставки для кистей, салфетки из ткани (15х15, 30х30), доски (20х20), розетки для клея, подносы.
5.Готовые формы для выкладывания и наклеивания.
6.Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска, фланелеграф.
Уголок дидактических игр «Игротека»
Материалы по сенсорике и математике - на стене наклеены геометрические фигуры разных размеров и цветов.
1.Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
2.Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.
3.Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.
4.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках».
5.Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.
6.Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).
7.Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
1.Наборы картинок для группировки, домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
2.Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
3.Серии картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
4.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
5.Серии картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
6.Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, сказочной, социобытовой).
7.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
Книжный уголок «Книжкин дом»
1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, отделяющие уголок от зон подвижных игр.
2.Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.
3.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д.
Музыкальный уголок «Веселые нотки», «Музыкальная шкатулка»
1.Звучащие инструменты: металлофон, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, бубен, молоточки.
2.Магнитофон.
3.Пластковые прозрачные емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками и другие нетрадиционные музыкальные инструменты.
4.Карточки с картинками.
Спортивный уголок «Озорные мячики»
1.Мячи большие, средние, малые.
2.Обручи.
3.Толстая веревка.
4.Флажки.
5.Гимнастические палки.
6.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания.
7.Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки.
8.Кегли.
9.Мешочки с грузом малые (для бросания).
10.Скакалка.
11.Дорожка ребристая.
12.Нетрадиционное спортивное оборудование.
13.Сухой бассейн с пластмассовыми шариками.
Театральная зона
1.Ширма, отделяющая зону от зон подвижных игр; маленькие ширмы для настольного театра, ковролиновое наборное полотно и картинки и фланелеграф.
2.Набор масок сказочных животных.
3.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках.
4.Различные виды театра: плоскостной (набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи), стержневой, кукольный (набор наручных кукол би-ба-бо: семья и сказочные персонажи).
5.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания одной-двух сказок в месяц.
Уголок сюжетно-ролевой игры
1.Кукольная мебель: стол, стулья (4 шт.), кровать (2шт.), диванчик, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита.
2.Игрущечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2 шт.), ведерки.
3.Куклы: крупные (3 шт.), средние (7 шт.).
4.Коляска для кукол (3шт.).
5.Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «На дачу», «Парикмахерская» и т.д.
6.Различные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, плащ-накидки и т.п.
7.Мягкие игрушки: крупные и средние.
Экологический центр
Центр воды и песка: «Занимательный уголок»
1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика. Пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2.Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды.
3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой.
4.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
5. Предметы для игр с тенью.
6.Лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы).
Экологический центр
вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная.
2.Растения, характерные для различных времен года:
- осенью: выставки ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов;
- зимний огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений;
- весной: садик для Дюймовочки: макет с комнатными цветами – для игры с маленькими куклами;
- летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.;
3.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки.
Календарь природы
Состоит из 4 страниц: картина с изображением времени года; лист наблюдений за погодой – используют сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; лист наблюдения за птицами – карточки с птицами, которых видели, ставят в кормушку. Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и ставят ее в календарь природы.
Центр краеведения
1.Альбомы: «Наша семья», «Улицы села», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду».
2.Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды народа.
3.Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Нюксеницы», «Наше село в разные времена года».
4.Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
5.Совместные работы из бросового и природного материала.
6.Образцы декоративно-прикладного искусства народа.
Туалетная комната
Традиционная обстановка, «алгоритм» процесса умывания.
Комплексно-тематический план
Сентябрь
Тема недели
Сроки
Цели
Итоговое мероприятие
«Здравствуй, здравствуй, детский сад»
1.09 – 4.09
- адаптация детей в детском саду
- знакомство с воспитателями и помещениями группы
-помочь детям чувствовать себя в новой обстановке комфортно
Информация для родителей по адаптации детей.
«Мои новые игрушки»
7.09 – 11.09
- способствовать формированию положительных эмоций к привыканию к воспитателям и сверстникам, детскому саду, как социальному
институту.
-учить общаться, отвечать на простые вопросы
-воспитывать бережное отношение к игрушкам
Мониторинг
«Вот какая наша группа»
14.09 – 18.09
-создать условия для положительных эмоций и желаний детей находиться в группе
-учить называть предметы ближайшего окружения, названия окружающих предметов
-воспитывать бережное отношение к предметам, замечать красоту и порядок в группе
Мониторинг
«Что нам осень подарила»
21.09 – 25.09
- уточнить и систематизировать знания детей об осени, как времени года
-расширять представления об окружающей природе
-развивать художественное восприятие, внимание
Фотоотчёт
«Осень в нашем крае»
Родительское собрание
«Праздник осени».
Октябрь
«Домашние животные»
28.09 – 2.10
- закрепление и уточнение знаний детей о домашних животных и их детёнышах
-учить называть и сравнивать их по величине
-развивать любознательность, память, внимание
-воспитывать любовь к животным
Выставка лепки «Заборчик для лошадки»
«Дикие животные»
5.10 – 9.10
- закрепление и уточнение знаний детей о диких животных и их детёнышах.
-учить называть и сравнивать их по величине
-развивать любознательность, память, внимание
-воспитывать любовь к животным, заботиться о них
Выставка рисования «Орешки для белочки»
«Осень»
12.10 – 16.10
-формировать представления об осени (сезонные изменения в природе)
-учить основным взаимодействиям в природе
-воспитывать бережное отношение к природе
Выставка аппликаций «Осенний букет»
«Я в мире человек»
19.10 – 23.10
- закрепление знаний детей о строении тела человека
-дать представление, что человек- «живой»
-учить сравнивать и находить существенные отличия в строении тела человека, собаки, рыбы
-закреплять представления детей о самообслуживании
Стенд: права ребёнка
«Игрушки»
26.10-30.10
-расширять знания об игрушках, для чего нужны игрушки
-воспитывать бережное отношение к игрушкам, книгам, аккуратность
-активировать и расширять словарь по теме
Выставка рисунков
Ноябрь
«Мой дом»
2.11 – 6.11
-учить правильно называть названия объектов
- знакомить детей с родным селом, его названием, объектами (улица, дом, квартира)
-воспитывать любовь к родному краю
Рекомендации для родителей (домашнее задание по теме)
«Домашние птицы»
09.11 – 13.11
- расширять знания детей о домашних птицах
-учить узнавать птиц по внешним признакам
-воспитывать заботливое отношение к птицам
Выставка коллективной работы (лепка) «Зёрнышки для курочки»
«Дикие птицы»
16.11 – 20.11
- знакомить детей с дикими птицами, их повадками
-учить узнавать по внешним приметам
-приучать детей подкармливать детей
Вывешивание кормушки для птиц на игровую площадку
«Одежда и обувь»
23.11 – 27.11
- расширять представления детей об одежде
-узнавать и называть одежду и обувь по картинкам
-воспитывать бережное отношение к одежде и обуви
Информация в картинках: алгоритм одевания одежды и обуви.
Декабрь
«Зима»
30.11 – 4.12
- уточнять представления о зиме, её признаках
-учить отмечать погодные условия
-различать сезонную одежду
-формировать представления о безопасном поведении зимой на улице
Выставка аппликаций о зиме.
Постройки из снега.
«Зимние забавы родителей и малышей»
7.12 – 11.12
- уточнять представления о зимних играх, видах спорта
-активизировать словарь детей
-воспитывать желание кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки и лепить снеговика
Зимние развлечения на прогулке. Рекомендации родителям. Фотоотчёт «Зимушка-зима»
«Зайке холодно зимой»
14.12 – 18.12
-уточнять представления о зиме, о холоде зимой
- знакомить с некоторыми особенностями поведения зверей в лесу и птиц
- расширить знания о характерных признаках зимы
-помогать детям замечать красоту природы
Украшение группы в преддверии новогоднего праздника с помощью родителей.
«Ёлочка-красавица»
21.12-25.12
-учить замечать красоту новогодних ёлок
-учить называть предметы-украшения
-создавать праздничное настроение
-воспитывать желание учавствовать в коллективных работах
- уточнить и обогатить представления о предстоящем событии-новогоднем празднике;
-учить рассматривать предметы на ёлке и отвечать на вопросы при рассматривании; активировать словарь по теме новогодний праздник.
Забавные постройки на участке из снега. Новогодний утренник. Выставка фото: «Дети на празднике».
январь
«Лесные жители»
11.01 – 15.01
- учить выделять характерные особенности животных
-развивать внимание, мышление и любознательность
-воспитывать заботливое отношение к животным
Выставка детских книжек о лесных жителях в читательском уголке.
«Игрушки и посуда»
18.01 – 22.01
- уточнять представления о том, для чего нужна посуда
-учить классифицировать посуду
-воспитывать бережное отношение к посуде и игрушкам
Чаепитие. Выставка поделок детей из пластилина «Тарелочки».
«Мебель в нашей группе»
25.01 – 29.01
- учить различать и называть предметы мебели
-рассказывать о назначении посуды
-воспитывать бережное отношение к мебели
Экскурсия по помещениям группы к детям 2 мл. группы.
Февраль
«Ознакомление с качествами и свойствами предметов»
1.02 – 5.02
- учить различать и называть качества и свойства предметов
-учить использовать в речи прилагательные
-обогащать и активировать словарь по данной теме
«Транспорт»
8.02 – 12.02
- учить различать по внешнему виду грузовые и легковые автомобили
-называть основные части автомобиля
Выставка в групповой комнате машин разных видов.
«Дом и предметы быта»
15.02 – 19.02
-развивать навыки фразовой речи
-знакомить с бытовыми предметами, их назначениями и назначением
- развивать пространственное восприятие
-воспитывать бережное отношение к предметам быта
Совместная уборка в кухонном уголке для кукол.
«День защитника Отечества»
22.02 – 26.02
- патриотическое и гендерное воспитание
-знакомить с профессиями
-организовывать все виды деятельности вокруг праздничной темы
-привлекать к изготовлению подарков для пап
-развивать творческие способности детей
Подарки для пап, развлечение в группе с играми к «Дню защитника Отечества».
Март
«Вот какие разные домики»
29.02 – 4.03
- учить различать по внешнему виду кому принадлежит домик
-учить понимать для чего нужны дома
-дать детям представление о том, из каких частей состоит домик
-формировать умение ориентироваться на плоскости
Выставка рисунков, коллекции домиков
«Международный женский день»
7.03 – 11.03
- привлекать к изготовлению подарков
-развивать творческие способности
-учить внимательно слушать чтение стихов
-активировать и расширять словарный запас
Мамин праздник. Подарки для мам.
«Я вырасту здоровым»
14.03 – 18.03
- расширять представления о здоровье и ЗОЖ
-воспитывать стремление вести ЗОЖ
-развивать положительную самооценку
-развивать творческие способности детей
«Народная игрушка»
21.03 – 25.03
- знакомить с народным творчеством на примере народной игрушки
-знакомить с устным народным творчеством(песенки, потешки)
-использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности
Игры-забавы. Праздник народной игрушки
«Весна»
28.03-1.04
-учить различать и называть признаки весны
-помогать замечать изменения в природе
-знакомить с некоторыми особенностями поведения птиц и животных весной
Праздник «Весна». Выставка детского творчества.
апрель
«Безопасность»
04.04 – 08.04
- формировать знания детей о безопасном поведении в быту, на дороге, на улице.
-закрепить знания о людях, занимающихся спасением жизней.
-воспитывать навыки безопасного поведения.
Развлечение «В гостях у Светофора»
«Здоровое питание и витамины»
11.04 – 15.04
- учить детей употреблять здоровую пищу
-дать представление о пользе витамин
-воспитывать и закреплять знания ОБЖ
Коллективная работа из пластилина «Витаминки».
«Вода - волшебница»
18.04 – 22.04
- формирование элементарных представлений о воде, её использовании
-учить внимательно слушать потешки и стихи
-воспитывать умение правильно пользоваться водой
-воспитывать правильное поведение в умывальной комнате
Выставка творческих работ:«Где живёт капелька?»
(дети и родители). Презентация «Капелька»
«Я и моя семья»
25.04 – 29.04
- формировать образ «Я»
-развивать гендерные представления
-побуждать называть своё имя, фамилию, имена членов семьи
-говорить о себе в первом лице
-обогащать представления о своей семье
Совместное мероприятие с родителями.
Май
«День победы»
2.05 – 6.05
- осуществлять патриотическое воспитание
-воспитывать любовь к Родине
-формировать представления о празднике
-воспитывать уважение к ветеранам
Выставка детского творчества. Выставка с помощью родителей военных открыток.
Знакомство с профессиями: повар, врач, шофёр»
10.05-13.05
- развивать словарный запас
-учить различать людей разных профессий
-рассказывать о работе, которую выполняют люди разных профессий.
Выставка в группе фото людей разных профессий
«Что растёт в огороде»
16.05 – 20.05
- Уточнение и расширение знаний детей о «царствах» растений, воспитание бережного отношения к природе.
Выставка детских работ:«Цветы на поляне» (оригами)
Мониторинг
23.05-27.05
Лето
«День защиты детей»
30.05-3.06
-расширять представления детей о лете и сезонных изменениях
-формировать первичный исследовательский интерес в ходе эксперементирования с водой и песком
-воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы
-развивать творческие и конструктивные способности детей