Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Торговые обычаи и обыкновения. ИНКОТЕРМС – 2000.




4. Процесс оптимизации российской модели государственного регулирования внешнеторговой деятельности предлагает:

- открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции в сочетании с гибкой политикой защиты национального производителя и потребителя;

- обеспечение правовых и экономических гарантий хозяйственной деятельности и защиты иностранного капитала;

- ориентацию технической, промышленной, социальной политики на мировые стандарты и тенденции их развития;

- сближение хозяйственного отечественного хозяйственного права с международным;

- применение общепринятого в мировой практике арсенала средств и методов регулирования ВЭД, комбинируемых в зависимости от ситуации в национальной экономике;

- обеспечение участия России во всех важнейших международных экономических и финансовых организациях;

- поддержку отечественных экспортеров на внешних рынках.

 

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УНИФИКАЦИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ

ДОКУМЕНТОВ

- Большую роль в гармонизации и унификации правил международной торговли играют такие организации, как Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) и Международная торговая палата (МТП).

Типовые контракты для различных видов торговых сделок (их более 30) разрабатываются Европейской экономической комиссией ООН.

Разрешение споров по контрактам международной торговли регулируется:

- Европейской конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961г.;

- Нью-Йоркской конвенцией об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974г.;

- Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ 1976г.;

- Согласительным регламентом ЮНСИТРАЛ 1985г.;

- Согласительным и арбитражным регламентом МТП 1988г.;

- Гаагской Конвенцией о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986г.

Заключая договор, стороны могут установить, каким законодательством он должен регулироваться. Стороны имеют право устанавливать по своему усмотрению содержание договора (автономия воли). Российское законодательство предусматривает, что форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского законодательства. Следовательно, форма сделки, совершенной за границей, должна отвечать требованиям, установленным правом места совершения сделки, либо требованиям российского законодательства.

В связи с огромным ростом документооборота современная практика международной торговли ставит в качестве одной из первоочередных задач проведение в широких масштабах работ по упрощению процедур международной торговли, стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Стандартизация таких документов не только облегчает всю процедуру осуществления внешнеторговых операций, но и позволяет использовать системы автоматической обработки данных и методов передачи информации.

Под руководством Европейской экономической комиссии, в рамках которой была в 1960г. создана рабочая группа (в её состав вошли 20 европейских стран, включая СССР) проводилась значительная работа по стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Эта группа подготовила образец- исходную схему бланка ЕЭК, который рекомендовала взять за основу для разработки стандартных документов. На основе этой формы впоследствии были разработаны стандартные формы следующих документов: отгрузочная спецификация, комплектовочная ведомость, упаковочный лист, сертификат о качестве, счет, сертификат о прохождении, консульская фактура, поручение на отгрузку товара, коносамент, авианакладная, заявление на страхование, страховой полис.

Разработанные ЕЭК стандартные формы некоторых документов легли в основу при составлении образцов этих документов специализированными международными организациями, а также национальными организациями ряда стран. Первой такой международной организацией, которая приняла рекомендации ЕЭК по составлению внешнеторговых документов, основанных на исходной схеме бланка, была Международная палата по судоходству (МПС). Были разработаны стандартные образцы коносаментов А и Б.

Европейская экономическая комиссия ООН стала эффективным международным форумом для сотрудничества в области упрощения процедур торговли.

К практическим результатам такого сотрудничества можно отнести:

- систему согласованных торговых документов ООН, разработанную на основе формуляра- образца, ООН для внешнеторговых документов (бывший формуляр-образец ЕЭК), который получил всемирное признание в качестве основы для согласования документов, используемых в международной торговле и к которому приспособлены сейчас основные международные формуляры-образцы и стандартные бланки. Формуляр-образец выпущен как печатное издание ООН для продажи;

- соглашение по кодам для использования в международной торговле (например, обозначение стран, валют, условий поставки);

- справочник элементов торговых данных (первое издание относится к 1980г.), который включает элементы данных, используемые в международной торговле, их описание, изображение и т.д. Выполнение работы ведется по частям, охватывая отдельные конкретные области, например, морской и дорожный транспорт; коммерческие и таможенные документы;

- руководящие принципы по обмену данными в торговле, разработанные в ЕЭК/ООН.

Работа по упрощению процедур международной торговли и работы по стандартизации и унификации внешнеторговой документации продолжают успешно вестись в тесной взаимоувязке и по согласованным программам.

Поскольку международные требования носят общий характер, но являются обязательными на национальном уровне, они подлежат детализации и конкретизации на уровне отдельных стран, фирм и организация-участников международной торговли. Работа эта проводится все последние годы и дает положительные результаты.

Помимо гармонизации российских стандартов с международными Госстандарту Российской Федерации предстоит сложная работа по интеграции в информационную сеть, как выполнение обязательного условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), поскольку ее члены обязаны через специальные органы объявлять о своих технических регламентах и стандартах, в качестве подтверждения того, что техническое законодательство не создает препятствий товарообмену. Так, предполагается создание Российского информационного центра ВТО, который будет решать задачу информационного обеспечения вхождения России в инфраструктуру ВТО в качестве равноправного партнера и обеспечит отечественным товаропроизводителям выход на мировой рынок.

Таким образом, работа в области гармонизации отечественных стандартов и систем сертификации с международными, расширение масштабов добровольной сертификации, переход от сертификации продукции к сертификации систем качества представляются приоритетными направлениями совершенствования российской системы сертификации. Реализация вышеуказанных направлений, с одной стороны, будет способствовать сокращению поступления некачественных товаров как российских, так и зарубежных производителей на отечественный потребительский рынок, с другой – преодолению технических барьеров российского экспорта, установленных на внешних рынках российским экспортерам.

Учитывая ограниченные возможности предприятий в Российской Федерации по насыщению рынка товарами высокого качества в настоящее время, на наш взгляд, следует использовать квоты на импорт определенных групп товаров, продукции в качестве защитных мер, что не противоречит статье 18 Закона Российской Федерации “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”. Количественные ограничения импорта в России до настоящего времени, по сути, не применялись (за исключением этилового спирта, алкогольной продукции и др.). Между тем, на наш взгляд, квотирование позволило бы, с одной стороны, покончить с дефицитом продукции российского производства на внутреннем рынке, с другой – обеспечило бы возможность развития отечественных товаропроизводителей. Так, например, Япония применяет квоты на импорт большого перечня сельскохозяйственной продукции, которая не производится в стране. Подобные меры используются в качестве протекционистских по сбыту японской экспортной продукции.

Нетарифное регулирование позволяет государствам активно проводить структурную перестройку отдельных отраслей экономики, регулировать занятость. В мировой практике это характерно, в первую очередь, для нерентабельных отраслей сельского хозяйства. По сельскохозяйственной продукции большинство нетарифных ограничений в зарубежных странах поддерживается с конца 40-х годов. Так, в США, Великобритании, ФРГ, Италии, Франции, Швейцарии национальные товаропроизводители обеспечивают полностью потребности внутреннего рынка в жизненно важных продуктах питания. С этой целью заведомо нерентабельные отрасли этих стран субсидируются непосредственно государством, а средства поступают от сборов с импортных сельскохозяйственных товаров. Подобную практику, по нашему мнению, целесообразно использовать и в российской экономике.

Кроме того, нетарифные ограничения защищают структурную перестройку в топливной промышленности многих западных стран в связи с преобразованием этой отрасли, сопровождающимся переходом с угля на нефть. Государства изначально предусмотрели изоляцию национальных рынков с целью проведения постепенной реорганизации без ущемления национальных угольных предпринимателей.

Однако, в промышленно развитых странах основным объектом применения нетарифных ограничений по-прежнему остается сельскохозяйственный импорт сырья и продовольствия умеренной климатической зоны. Среди первоочередных ограничений аграрного импорта можно отметить квоты и лицензирование.

Учитывая вышесказанное, целесообразными, на наш взгляд, в настоящее время являются ограничения на ввоз продовольствия в Российскую Федерацию из-за рубежа. Внесение корректив во внешнеторговую политику в данном направлении отражает естественное стремление защитить отечественных производителей сельскохозяйственной продукции в то время, когда Россия готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию. Подход в данном случае должен быть строго дифференцированным. Безусловно, еще долгое время Россия будет оставаться нетто-импортером продовольствия, поскольку велика ее продовольственная зависимость. Вместе с тем, не смотря на монополизацию мирового рынка, климатические условия нашего государства позволяют определить те виды продукции, которые могут быть конкурентоспособными, в частности традиционные для России – пшеница, рожь, овес, лен, подсолнечник.

Экспортная направленность сельскохозяйственного производства в России возможна лишь при государственной поддержке сельского хозяйства. Приоритетным в данном направлении с учетом сложной экономической ситуации представляется финансирование развития материально-технической базы для хранения, переработки сельскохозяйственной продукции, научных исследований, активизация участия России в работе международных сельскохозяйственных организаций. На наш взгляд, первоочередным представляется расширение производства видов продукции с учетом потребностей мирового рынка.

Отмена мер защиты отечественного рынка от импорта продовольствия не является обязательным условием интеграции России в систему международной торговли сельскохозяйственной продукцией. Как известно, Всемирная торговая организация обеспечивает возможность сохранения мер государственного регулирования на протяжении ряда лет. Таким образом, ограничения на ввоз продовольствия из-за рубежа в настоящее время будет способствовать, на наш взгляд, приоритетному развитию отраслей сельского хозяйства, продукция которых представляется конкурентоспособной с точки зрения международного разделения труда. В этих целях следует использовать самые разнообразные квоты.

Предлагаемые направления не вступают в противоречие с Законом Российской Федерации “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, определившим порядок введения защитных мер в отношении импорта товаров. В нем предусмотрено введение прямых запретов и ограничений импорта. Однако не следует забывать о том, что данные меры должны быть строго ограничены во времени, так как конкуренция импортных товаров на российском потребительском рынке служит стимулом для повышения качества отечественной продукции. Это, в первую очередь, касается развития производств по товарам, которые Россия может и должна производить в количествах, обеспечивающих ее потребности на внутреннем рынке. Помимо ранее указанных зерновых к ним следует отнести продукты питания, медикаменты. Учитывая сказанное выше, следует определить отрасли экономики, нуждающиеся в защите от импорта иностранной продукции, установить сроки применения защитных мер, дифференцированные по различным группам продукции. Это позволит защитить развитие отечественной промышленности, сельского хозяйства, обеспечит рост качества российской продукции до уровня, который позволит успешно конкурировать на открытом внутреннем и мировом рынках.

Итак, обобщая вышесказанное можно сделать ряд выводов:

1. Переход к рыночной системе хозяйствования в Российской Федерации не должен означать отказа государства от внешнеторгового регулирования. Напротив, в настоящее время, основу современных международных экономических отношений составляет система общепринятых правил поведения субъектов внешнеторговых операций.

2. Унификация правовых, административных и организационно-технических правил и практики регулирования внешней торговли большинства государств послужила основой формирования современной международной торговой системы, в которую должна интегрироваться Россия.

3. Нетарифные меры должны стать в Российской Федерации неотъемлемым элементом внешнеторгового регулирования посредством которых можно последовательно решить ряд принципиально важных задач, связанных с повышением качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых на российском рынке; обеспечить безопасность российского покупателя, усилить ответственность участников внешнеторговой деятельности за ущерб, наносимый российскому потребителю опасными, недоброкачественными товарами и услугами; осуществить интеграцию отечественной экономики в мировую систему, способствовать доступу российских предпринимателей на зарубежные рынки путем вступления во Всемирную торговую организацию и Европейский союз.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...