Документация, по исполнению
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ СДЕЛКИ Документы, подтверждающие исполнение внешнеторговой сделки на всех этапах её реализации – от поставки продавцом товара, его транспортировки, хранения на складах до прохождения через таможню, - принято называть внешнеторговыми. К внешнеторговым документам относятся документы, выполняющие на разных этапах исполнения внешнеторговой сделки свои специфические функции. Внешнеторговые документы можно классифицировать на оперативно-внешнеторговые ( контракт, документы по обеспечению производства экспортного товара, по подготовке товара к отгрузке), транспортные (коносамент, товаротранспортные накладные и другие связанные с обеспечением доставки товара документы), товаросопроводительные, расчетные, таможенные, страховые документы. Во внешней торговле расчеты производятся не против товара, а против документов, представляющих товар. Во многих случаях для выполнения условий контракта не требуется физической передачи товара, а необходимо вручение покупателю всех предусмотренных в условиях сделки товарораспорядительных документов. Покупатель, имея эти документы, может распорядиться товаром до его получения, реализовать его против документов и тем самым ускорить оборот капитала. Типовые унифицированные формы и разработанные на их основе бланки внешнеторговых документов предусматривают возможность их заполнения и обработки, как традиционными способами, так и компьютерами. Никаких подчисток, помарок и исправлений на них делать не разрешается. Общими для всех документов реквизитами являются: наименования фирмы-экспортера и фирмы импортера (или грузоотправителя и грузополучателя), их адреса, номера телефонов или телексов; название документа, дата и место его выписки; номер контракта и дата его подписания; наименование и описание товара, его количество; вид упаковки и маркировки.
В зависимости от выполняемых функций документы, подтверждающие исполнение экспортных сделок, можно разделить на следующие группы: 1. Документы по подготовке экспортной сделки. 2. Документы по подготовке импортной сделки. 3. Документы по обеспечению производства экспортного товара. 4. Документация по подготовке товара к отгрузке. 5. Документы по платежным банковским операциям. 6. Страховые документы. 7. Транспортные документы. 8. Таможенные документы.
1. В документы по подготовке экспортной сделки входят: оферта – твердая, свободная; подтверждение заказов; контракт купли-продажи; документы для оплаты; заявление о регистрации контракта на экспорт; сертификат регистрации контракта на экспорт; тендер. 2. В документы по подготовке импортной сделки входят: заказ; запрос; заявка на инструкции по поставке; письмо о намерениях; тендерная документация. 3.В документы по обеспечению производства экспортного товара входят: поручение на покупку, инструкция по изготовлению, наряд на вывоз со склада, таблица фактурирования, инструкция по упаковке, наряд на внутреннюю транспортировку, статистические и другие внутренние административные документы. Эти документы выдаются на предприятии для покупки изделия или материалов, необходимых для производства или изготовления товаров, которые заказаны покупателем или будут предложены для продажи иным образом. 4.В документацию по подготовке товара к отгрузке входят: заявка на фрахтование, заявка на свидетельство об осмотре; свидетельство об осмотре; инструкция по маркировке; извещение о готовности к отправке; извещение об отправке; наряд на вывоз со склада; наряд на внутреннюю транспортировку; таблица фактурования; лицензия экспортная/импортная; инструкция по отправке, поручение на отгрузку, ордер на перевозку, ордер на отправку, извещение о распределении документов, разрешение на поставку, внешнеторговый счет, спецификация, статистические и другие внутренние административные документы. Эти документы подтверждают резервирование места для определенной отправки и указывают желательное транспортное средство, готовность партии товара к отгрузке, род упаковки и т. п.
5.В документы по платежным банковским операциям входят: инструкция по банковскому переводу, заявка на банковскую тратту, заявка на выдачу валютной лицензии; платежное поручение; заявление на перевод; заявление на банковский перевод; банковский перевод; заявка на банковскую гарантию; банковская гарантия; гарантийное письмо по товарному аккредитиву; гарантия исполнения; гарантия аванса; гарантия оферты; заявление на товарный аккредитив; товарный аккредитив; извещение об открытии товарного аккредитива; извещение о принятии товарного аккредитива; извещение о платеже по товарному аккредитиву; извещение о переводе товарного аккредитива; заявление об изменении товарного аккредитива; извещение об изменении товарного аккредитива; инкассовое поручение; извещение об инкассовом платеже; заявка на банковскую тратту; банковская тратта; форма предоставления документа; гарантии обеспечения платежей; чек; переводной вексель, простой вексель; долговое обязательство; налоговая декларация. Это документы, с помощью которых клиент поручает своему банку произвести выплату определенной суммы в указанной валюте названной стране. А если валюта находится в другой стране, либо оговоренным способом, либо через другие банковские операции, связанные с выплатой денежных средств отправителю (владельцу) закупленной партии товара в указанный срок или по определенным документам. 6.Страховые документы отражают взаимоотношения между страховщиком и страхователем. Роль страховщика заключается в возмещении убытков, понесенных страхователем от несчастного случая, против уплаты страховой премии. К основным страховым документам относятся: страховой полис, страховой сертификат, страховое объявление,страховое уведомление; счет страховщика; открытый ковернот.
7.Транспортные документы выписываются грузоперевозчиком в подтверждение того, что товар принят им к перевозке. При морских перевозках –это коносамент, штурманская расписка, доковая расписка, морская накладная; при железнодорожных перевозках- железнодорожная накладная, дорожная ведомость; при авиаперевозках- авиагрузовая накладная; при автодорожных перевозках- накладная автодорожной перевозки; при внутренних перевозках –речная накладная; при смешанных перевозках –универсальный транспортный документ, документ смешанной перевозки, документ комбинированной перевозки. Транспортно-экспедиторские документы оформляют выполнение экспортером различных операций по экспедированию, обработке груза, складированию, организации перевозки, проверке состояния упаковки и маркировки. Поручение экспедитору на выполнение определенных операций оформляется специальным документом, который называется по-разному: отгрузочное поручение, транспортное поручение или транспортная инструкция, таймшит (ведомость отсчета времени, затраченного на погрузку и/или выгрузку судна). Складские документы отражают взаимоотношения грузовладельца и владельца склада. К основным складским документам относятся свидетельства товарного склада о приеме на хранение определенного товара: складская квитанция, товароскладочная квитанция и др. В некоторых странах (Великобритания, США, Франция) применяется варрант, который является двойным документом: складским свидетельством и присоединенным к нему залоговым свидетельством. Залоговое свидетельство используется для оформления получения ссуды в банке под залог товара, находящегося на складе. В этом случае на залоговом свидетельстве делается отметка о размере выданной ссуды сроке её возврата, а также передаточная надпись на имя кредитора. Держатель варранта имеет право на товар в размере выданной суммы. (складские документы: экспедиторская инструкция; извещение экспедитором агента импортера; извещение экспедитором агента экспортера; счет экспедитора; экспедиторское свидетельство о транспортировке; экспедиторское свидетельство о получении груза; извещение об отправке; складская расписка экспедитора; расписка в получении товара; товароскладочная квитанция; ордер на выдачу товара; ордер на выдачу груза; пропуск на товар; документы на портовые сборы).
8.Таможенные документы необходимы для оформления перемещения товаров через таможенную границу государства. К ним относятся: таможенные декларации; экспортные и импортные лицензии, выданные государственными органами; декларация валютного контроля (экспорт, импорт); заявка на выдачу валютной лицензии; валютная лицензия; НДС; грузовая декларация; сертификат о происхождении товара (СТ-1); документ контроля доставки; декларация о немедленном таможенном высвобождении; таможенное извещение о поставке; декларация об опасном грузе; акт экспертизы происхождения товара; сертификат о происхождении товара; сертификат о происхождении товара (ЮНКТАД); заявка на сертификат о происхождении товара; декларация о происхождении товара; консульская фактура; Свидетельство о районном наименовании; заявка на свидетельство о контроле качества товара; сертификат качества (соответствия); заявка на свидетельство об осмотре; свидетельство об осмотре; статистический документ (экспорт); статистический документ (импорт); ветеринарные, санитарные, фитосанитарные и карантинные свидетельства; декларация о товарах таможенного транзита; международная таможенная декларация, книжка МДП; декларация ТМТ; книжка АТА; транзитное гарантийное свидетельство; манифест; сертификат регистрации контракта; заявление на выдачу сертификата на экспорт стратегически важных сырьевых товаров; ДТС (декларация таможенной стоимости); сертификат о безопасности товара; регистрационная карточка таможенного перевозчика; паспорт сделки. В коммерческие документы входят: коммерческий счет (счет фактура); счет-спецификация; проформа-счет; спецификация, техническая документация; упаковочный лист; сертификат о качестве; гарантийное обязательство; гарантийное письмо; протокол испытания; разрешение на отгрузку/ поручение. Коммерческие документы содержат стоимостную, качественную и количественную характеристики товара. Стоимостная характеристика товара дается в счетах. Коммерческий счет входит в число основных документов по контракту, выполняя функцию и расчетного документа. Счет-спецификация объединяет реквизиты счета и спецификации. При поставках товаров на консигнацию, на выставки и ярмарки выписывается проформа-счет, который содержит сведения о цене и стоимости партии товара, но не является расчетным документом, так как не содержит требования об уплате указанной в нем суммы. Проформа-счет служит также сметой, при помощи которой импортер может ознакомиться с основными данными о товаре, который не хочет купить, с порядком расчетов и определить размер возможных расходов.
К числу коммерческих документов, дающих характеристику товара, относятся спецификация, техническая документация, упаковочный лист, который содержит данные о количестве товаров каждого сорта (чисто штук в упаковке), номер упаковки (место). Упаковочный лист используется при отправке большого количества разнообразных товаров и в случае, если количество, вес или содержимое каждого индивидуального места различны. Уставные документы: устав; регистрационный номер; учредительный документ; лицензия на право занятия ВЭД; личный код; номер банковского счета; номер в налоговой инспекции. Рассмотренная классификация делит документы в зависимости от тех органов, которые данные документы используют и изготавливают. Например, таможенные документы используются таможенными органами, банковские-банками и т.д. По отношению же к самому товару, его продвижению документы можно разделить на четыре группы: 1.Техническая документация, характеризующая свойства товара. Сюда можно отнести паспорт машины, различные чертежи, инструкция по наладке и т.д. 2.транспортные документы, свидетельствующие о сдаче товара перевозчику; 3.товаросопроводительные документы, характеризующие сам товар (сертификат качества или происхождения товара, упаковочный лист, спецификация и другие документы, которые идут с грузом); 4. товарораспорядительные документы, дающие право распоряжения товаром участнику сделки. Конкретный набор документов, необходимых для успешной реализации контракта, оговаривается в его разделах «Условия платежа», «Отгрузочные документы», «Упаковка и маркировка» и др. Часто это коммерческий счет, сертификат о происхождении товара, страховой полис, упаковочный лист, транспортные документы, проспекты товара. Современная мировая торговля характеризуется не только динамикой роста ее физического объема, но и большим разнообразием товарной структуры, направлений и принципов реализации продукции на внешних рынках, а также способов оформления внешнеторговых сделок, требующих проведения участниками внешнеэкономической деятельности соответствующей оперативно-коммерческой работы. Следовательно, выход на внешний рынок, помимо владения информацией об условиях межгосударственного и национального регламентирования экспертно-импортных потоков, связан с изучением возможных форм и способ реализации конкретного вида продукции соответствующего оформления внешнеторговых сделок. Формой связи между производителями продукции разных стран выступает внешняя торговля, обслуживающая сферу товарного обращения (включая услуги и посредников) через внешнеторговые операции, которые носят коммерческий характер. Внешнеторговые операции представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, то есть набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи. Основным их видом являются экспортно-импортные операции. При этом экспортная операция - это деятельность направленная на продажу товара иностранному партнеру (покупателю) с вывозом его из страны продавца. Импортная – представляет деятельность, связанную с закупкой у иностранного продавца и ввозом иностранных товаров, технологий и услуг в страну покупателя для последующей реализации на внутреннем рынке. Внешнеторговые сделки могут заключаться напрямую – непосредственно между экспортером и импортером – или с участием посредников и посреднических фирм. Из общего числа разновидностей внешнеторговых сделок традиционными являются сделки купли-продажи, которые корреспондируются, прежде всего, с предметом и, следовательно, делятся на две категории: сделки купли-продажи товаров и сделки, предметом которых является оказание услуг за рубежом. Значительное число международных сделок купли-продажи считаются экспортными, хотя права и обязанности контрагентов различаются в зависимости от договоренности о месте и способе поставки, а также от условий оплаты. Благодаря тому, что для экспортных сделок торговыми обычаями (инкотермс) предусмотрено достаточное количество торговых терминов, можно уменьшить число вариантов договоренностей, которые необходимо согласовать и оформить с иностранным партнером. В связи с этим необходимо уточнить критерий отнесения сделки к категории международной, который имеет место не только в международном праве предпринимательской деятельности, но и в правовых личностных или имущественных отношениях. Считается, что отношения приобретают международный характер, если они связаны более чем с одной системой национального права. Обращение векселя или чека, пересекающих множество национальных границ и сталкиваются с правом нескольких государств приобретает международный характер. Следовательно, международной сделкой можно считать договор (соглашение) о поставке товара или оказании услуг между фирмами, компаниями и другими формами предпринимательской деятельности, находящимися в разных государствах. Однако нельзя считать таковой сделку, заключаемую между филиалами и представителями различных зарубежных фирм, расположенных на территории одной страны. Характерными элементами сделки являются: связь с другими видами договоров – о морской, воздушной или железнодорожной перевозке, а также о транспортном страховании. Поэтому внешнеторговые сделки, как правило, сопровождаются передачей покупателю или агенту отгрузочных документов как необходимого элемента исполнения договора купли-продажи. Отгрузочные документы, включая прежде всего транспортные, - коносамент, морской страховой полис и счет-фактуру, являются, в свою очередь элементами других видов договоров. Например, договор купли-продажи может дополняться договором с банком в случае аккредитивного способа расчета. Наиболее распространенным способом оформления внешнеторговой сделки является контракт купли-продажи. Реализация типовой коммерческой сделки, к которой относится и сделка купли-продажи, проходит последовательные этапы, требующие оформления и подтверждения соответствующими документами, которые в свою очередь, являются продолжением, а одновременно и составной частью единого технологического процесса создания и реализации продукции, включая его первоначальные фазы – маркетинговые исследования, выбор продукции, определение рыночной стратегии. Основные этапы типовой коммерческой сделки (включая и экспортно-импортную) состоят из определенной последовательности стадий ее подготовки, каждая из которых имеет конкретное целевое назначение и оформляется соответствующими сопроводительными документами. Первый этап – установление делового контакта с партнерами – включает стадии: - запрос покупателем сведений о товаре (запрос предложения товара) или вызов на торги продавца и получение ответа; - незатребованное предложение поставщика (офферта) и получение ответа от покупателя; - проверка продавцом платежеспособности покупателя: запрос справок о его финансовом положении от гарантов покупателя или обращение к специальному агенту по предоставлению коммерческих справок. Если фирма-покупатель намеривается разместить заказ, она постарается установить связь с интересующими ее поставщиками и запросить у них информацию о продукте и цене. В ответ на запрос поставщик обычно сообщает покупателю письменно нижний предел своей цены и дает подробное описание типа товаров, сообщает график поставки, а также на случай возможности скидки (обычно при увеличении объема заказа) - ее величину. Поставщик может запросить у предполагаемого покупателя имена и адреса его финансовых гарантов и поручителей из делового мира, если до этого времени поставщик и заказчик не соприкасались по роду своей деятельности. В таком случае заказчику необходимо сослаться на партнеров, работающих в той же сфере (коммерческая отсылка), и на финансистов (отсылка банковская) с целью убедить поставщика в платежеспособности потенциального партнера. Если продавец пожелает удостовериться в платежеспособности будущего покупателя, ему достаточно будет обратиться с письменным запросом к фирмам, рекомендующим покупателя с помощью запроса сведений о его финансовом положении и платежеспособности. Он также обращается в свой уполномоченный банк с целью получения при его посредстве от банка фирмы – покупателя сведений о ее финансовом положении. Банки представляют конфиденциальную информацию о финансовом положении своего клиента только по запросу от уполномоченного банка экспортера. Оформление запросов и предложений на данном этапе обеспечивается с помощью инициативных писем – предложений или писем о продаже. Как офферта (предложение товаров и услуг), так и письма о продаже представляют собой инициативные письма и направляются с целью предложить товары и услуги без ожидания получения запроса. Однако их отличие состоит в том, что офферта направляется постоянному покупателю и покупателю, заинтересованному в приобретении данного вида товаров и услуг – твердая офферта в то время как письма о продаже носят более общий характер и направлены на установление контакта с широким кругом покупателей – свободная офферта. В связи с тем, что офферта является заявлением, обязывающим к заключению договора, она должна содержать будущее основные положения контракта: характеристика товара, покупная цена, условия платежа и поставки, включая характер упаковки, перевозки и страхования. Некоторое сходство имеется также между запросом и письмом о продаже: они близки по форме и содержанию. Вместе с тем запрос является лишь приглашением к заключению договора, а письмо о продаже есть не что иное, как реклама, но реклама селективная, направленная на определение группы покупателей соответствующего рода деятельности и профиля. При подготовке инициативного письма важно учесть несколько принципиальных моментов. Во-первых, оно должно привлечь внимание адресата удачно сформированным началом текста: целенаправленным, а также оригинальным – неожиданный вопрос, котировка цен, юмор с целью пробудить интерес и желание прочесть письмо до конца. Во-вторых, необходимо вызвать желание купить товар: покупателя нужно убедить в том, что в его интересах (в силу получаемой прибыли, удовольствия, успеха, процветания и т.п.) принять данное предложение. В-третьих, необходимо создать у покупателя убежденность в том, что предложение стоит принять. Аргументы могут быть следующие. Предложенная продукция или услуги обладают особыми достоинствами (новизна, цена, качество, удобство и т.д.), что подтверждается данными авторитетной независимой экспертизы. Покупатель может сам убедиться в этом, получив бесплатно образцы для испытаний или информацию о том, что известные фирмы пользуются этой продукций. Многие коммерческие операции начинаются с запроса о предложении товаров и услуг. Запрос выражает форму обращения покупателя к продавцу с просьбой выслать предложение. Цель запроса состоит в получении конкурентных предложений. Принципиально важно, чтобы запрос был кратким, четким и ясно указывающим на то, что именно интересует покупателя: товар и дополнительные сведения о нем (количество, качество, сорт), проиллюстрированный каталог, прейскурант цен, возможная валюта цены, сроки и объемы поставок. Очевидно, что если покупатель заинтересован в получении уступок, это должно найти отражение в его запросе. Для этого при обращении к поставщику необходимо указать источник получения информации о нем (посольство, консульство, торговая палата, выставка, ярмарка, рекомендации коллег, партнеров, реклама). Ответ на запрос предполагает, что постановщик после получения запроса на его товар или услуги должен принять все меры, ведущие к заключению контракта и получению заказа. Ответ не должен быть стандартным, для получения заказа нужно проявить индивидуальный подход к клиенту: поблагодарить потенциального покупателя за его запрос; выразить положительное отношение к сотрудничеству с постоянным клиентом и приветствовать возможность установления деловых отношений с новым партнером. Кроме того, уместно сообщить любую дополнительную информацию, которая может помочь склонить клиента к покупке данного товара (более высокое качество, улучшенная отделка, ранние сроки поставки, ожидаемое повышение цен, большой спрос и быстрая распродажа). В заключении следует выразить надежу на размещение у потенциального покупателя заказа и заверить его в обеспечении обслуживания должным образом. После того как предложение принято, партнеры подписывают контракт и тем самым берут на себя определенные обязательства: продавец обязуется передать товар в собственность покупателя на определенных условиях и в обусловленные сроки, а покупатель – принять товар и оплатить его стоимость. Второй этап – оформление заказа покупателем – означает письменное указание покупателя о поставке ему товаров или предоставлении услуг. Товары могут быть заказаны и с помощью письма, однако чаще оформляется специальный бланк заказа с обоснованием цены. Одновременно составляется закупочный ордер (сопроводительное письмо) или индент, то есть закупочный ордер, ориентированный на экспорт, наличие которого необходимо в случае участия посредника – агента. Любой заказ должен содержать необходимые данные для осуществления поставки требуемого товара, однако заказ не становиться контрактом до момента получения письменного согласия (акцента или встречной офферты) заключить договор на предложенных условиях. В торговой практике имеет место также телефонный заказ, который во всех случаях необходимо подтверждать письменно с пометной «подтверждение» и с указанием номера заказа во избежание его дублирования. Заказ может быть принят только с одновременным установлением покупателем графика поставки и указанием минимальной стоимости (цены) каждой партии. При отступлении от правил оформления заказа покупателем вся ответственность ложится на него. После того как заказ принят, стороны считаются заключившими контракт и должны приступить к его исполнению. Копия заказа хранится покупателем в специальной регистрационной книге и используется для проверки его исполнения. Третий этап – исполнение заказа продавцом предполагает обеспечить готовность товара к отправке и включает следующие операции: упаковку товара в соответствии с правилами, нормами и стандартами; отправку и транспортировку; страхование груза -–оформление страхового плиса; таможенную очистку – заполнение таможенной декларации. Подготовка и отправка груза сопровождаются выпиской расчетных и товаросопроводительных документов: инвойса (счет фактуры), который направляется покупателю, а также в отдел сбыта и бухгалтерию продавца для обеспечения процесса отгрузки и расчетов соответственно; извещения о готовности товара, которое высылается покупателю; накладной; сопровождающей груз. Транспортировка груза дополняется погрузочным ордером, распиской помощника капитана о погрузке на борт судна, коносаментом, включающим такие позиции, как наименование и описание товара, количество мест, отгрузочная маркировка, общий вес груза, условия и особенности перевозки. На данном этапе осуществляется процедура счета, сопровождающаяся выпиской документов, необходимых для выставления счета покупателю- товарных, названных выше, а также дебит и кредит –ноты, выписки счета и извещения о переводе платежа, конкретных платежных документов, соответствующих условиям и формам расчетов (чеков, банковских переводов, векселей). Основными сопутствующими данному этапу документами считаются следующие: Извещение об отгрузке высылается покупателю продавцом по почте до выставления счета. Высланное ранее или одновременно с отправкой товара, извещение информирует покупателя о готовности товара без указания цены. Накладная, которая сопровождает груз. Подписанная грузополучателем и врученная затем поставщику переводчиком, она является доказательством надлежащей доставки груза. Инвойс (коммерческий счет) изготавливается в виде пакета документов, служащих основанием для расчетной операции. В его состав входит счет – фактура, где содержится детальный перечень отгруженных покупателю товаров и полная информация о количестве, качестве и цене товара, о нумерации и маркировке грузовых мест, о способе доставки груза покупателю. В инвойсе помимо этого должны указываться все дополнительные издержки если только товар не поставляется на условиях «фрахт оплачен» и «свободно от расходов по упаковке», которые включают стоимость упаковки и транспортировки, акциз и таможенные пошлины, расходы по складированию и страхованию. Кроме того, в инвойсе проставляется номер контракта, величина скидки и способ ее предоставления, номер заказа и накладной, дата отгрузки, а также фиксируются условия и форма платежа. Оригинал инвойса отсылается покупателю одновременно с отгрузкой товара или сразу же после нее, один экземпляр копии поступает в бухгалтерию для ведения учета, другой – в отдел сбыта для информации о способе упаковки. Продавец, регистрируя копию высланного инвойса в книге продаж, дебитирует, таким образом, счет покупателя (фиксирует сумму платежа) в приходно-расходной книге, в которой ведутся кассовые счета. Покупатель после проверки полученного счета регистрирует инвойс в соей книге покупок и, в свою очередь, кредитует продавца по его счету. Аббровеатура «E.&.O.E.», используемая на бланке инвойса напоминает о том, что ошибки и пропуски не допускаются. Дебит-нота высылается поставщиком покупателю в случае наличия недоплаты против фактической суммы счета. В сою очередь, кредит-нота высылается продавцом (поставщиком) покупателю в случае получения им возвращенных покупателем товаров (например, поврежденных при транспортировке) или если имела место переплата покупателем против действительной стоимости товара. Расписка кредитора в повреждение уплаты долга оформляется квитанцией. Выписка из счёта - это документ, полученный покупателем от продавца (или от банка), в котором перечисляются все операции, произведенные за определенный промежуток времени; дата и сумма каждого выставленного счета за поставленный товар с момента последней выписки из сета, наличие кредита, предоставленные и полученные скидки и чистый остаток средств в конце каждого периода поставки. В случае поставки товара за рубеж на условиях консигнации оформляется счет продаж, который после реализации товара агент высылает консигнату (принципалу), где указываются: наименование и тип проданного изделия; доход от продаж (проданная цена товара); расходы подлежащие возмещению из сумм, полученных от продаж; комиссионное вознаграждение агента; чистая прибыль обычно счет продаж сопровождает соответствующий платеж в форме предъявительского векселя. Извещение о переводе платежа высылается с целью указать разницу между требуемой и уплаченной суммой. Четвертый этап – условия поставки и расчеты за ее выполнение - предусматривает возможность предоставления покупателю торговой или кассовой скидки, а также оплаты фрахта продавцом (транспортных издержек до места получения товара покупателем) или покупателем (транспортных издержек с места отправки товара). Условия поставки определяются контрагентом и формируются с учетом сложившихся норм торговых обычаев в международной торговле – системы Инкотермс и предусматривают следующие стадии. Определение контрактной цены товара со ссылкой на используемые в этих целях документы – консульский счет, счет-проформу, сертификат о происхождении товара, а также прейскуранты и каталоги. При этом консульский счет представляется вместе с экспортируемым товаром, если такое требование предъявляется в стране импортера. Такой счет выписывается в стране экспортера консулом страны импортера после уплаты консульского сбора. Консульский счет – это документ – поручительство, в котором подтверждается происхождение товара. Счет-проформа – предварительный или «фиктивный» счет, который покупатель может запросить у продавца. В нем указываются цена товара, стоимость упаковки и величина транспортных расходов. Счет-проформа может также выписываться для того, чтобы проинформировать грузополучателя о произведенной отгрузке. В этом случае покупатель может использовать счет-проформу для доказательства совершения покупки, что позволит ему в случае необходимости обратиться в банк для получения соответствующей валюты, аванса, кредита или импортной лицензии. Но при этом счет – проформа не может служить требованиям об уплате долга. Совершение платежа и сопутствующие ему расчетные документы, выступающие в качестве средства платежа при конкретных формах внешнеторговых расчетов, - переводная или банковская трата, инкассо, документарный аккредитив, банковский перевод. В процессе осуществления внешнеторговой сделки определение конкретной цены экспортного товара предполагает, что импортер должен знать все составные элементы, закладываемые в цену поставщиком (экспортером или продавцом): фактическую стоимость товара (цена товара в месте его нахождения в момент продажи) или базовую цену с учетом стоимости упаковки, транспортировки, расходов по страхованию, таможенных пошлин. При условии, что вышеперечисленные элементы затрат включены в цену, установленную поставщиком, дополнительные расходы идут за счет поставщика. Эти расходы являются типичными и обусловлены торговыми обычаями международной коммерческой практики, сформулированными в специальном издании Международной торговой платы –Инкотермс – (2000г.). Торговые обычаи, в соответствии с которыми определяется содержание наиболее типичных прав и обязанностей участников внешнеторговых сделок, устанавливают принцип распределения расходов между ними по доставке товара, а также момент перехода риска от продавца к покупателю в случае гибели или повреждения товара – предмета внешнеторговой сделки. Эти условия договора купли-продажи называют «базисными» или «базисом поставки», каждое из которых имеет свое краткое наименование или торговый термин. Ссылка на конкретный из них, в процессе подготовки и заключения внешнеторгового контракта, значительно облегчает и сокращает время согласования его условий, а также позволяет избегать разночтений и снижает вероятность рекламаций по этой причине. Инкотермс – 2000, представляющих собой свод правил толкования международных коммерческих терминов, по сути является методикой систематизации и оформления 13 терминов торговых обычаев, классифицированных по четырем категориям, в основе каждой из которых заложены различия в объеме обязательств контрагентов по доставке товара. Особенностью структуры Инкотермс – 2000 является то, что каждый из терминов фиксирует десять позиций -взаимных обязательств сторон, каждое из которых сопрягается с противоположными обязательствами другой стороны: обязанности продавца – обязанности покупателя. Эти позиции продавца и покупателя охватывают следующие моменты: предоставление товара в соответствии с контрактом (уплата цены); необходимость получения лицензии; разрешения, преодоление других формальностей; оформление договора перевозки и страхования; осуществление поставки (принятие поставки); определение момента перехода риска; распределение доли расходов; уведомление покупателя (продавца); оформление документов на поставку, товарных и транспортных или предоставление соответствующей информации через ЭВМ; проведение проверки товара, упаковка и маркировка; наличие прочих обязательств. В современном мире игровым полем для делового общения является весь земной шар. Для бизнеса не существует национальных границ. Грандиозные технологические достижения, особенно в области электронно-вычислительной техники и средств связи, а также глубокие политические изменения способствуют «глобализации» бизнеса. Независимо от выгод, получаемых странами в результате участия в международном обмене продукцией в материально-вещественной форме, хозяйствующие субъекты не вступают во внешнеэкономические отношения до тех пор, пока не поймут, что существуют возможности для организации эффективного экспорта и импорта товаров. Кроме этого, предприятия располагают ограниченными ресурсами, они, соответственно, должны решать, использовать их внутри страны или на международном уровне. Поэтому, прежде чем осуществлять какие-либо внешнеторговые операции, необходимо определить, какие выгоды получит субъект международных взаимоотношений в виде экономического эффекта и экономической эффективности, в частности от внешнеторговой деятельности; экспортной деятельности; импортной деятельности. Принято считать, что все экспортно-импортные операции являются прибыльными, так как эффект от их осуществления предварительно определяе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|