Вопрос №4. Понятие внутренних морских вод и территориального моря России. Их правовой режим (ФЗ о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ)
Вопрос №3. Государственное регулирование и управление в сфере ресурсопользования. Федеральные органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в области природопользования. Их компетенция Устойчивое развитие общества возможно только при условии регулирования ресурсопользования со стороны государства. Государство является собственником природных ресурсов. Однако его функции по регулированию и управлению в сфере ресурсопользования основаны не только на праве государственной собственности. Управление природными ресурсами всегда осуществлялось и осуществляется всеми государствами, независимо от того, кто является собственником ресурса. Функции государства по управлению ресурсопользованием, как и другие управленческие функции, основываются также и на его властных полномочиях как политического суверена. Управляющее воздействие на субъекты природоресурсного права может осуществляться двумя способами: 1. Путем реализации уполномоченными органами своих государственно-властных полномочий по управлению использованием природных ресурсов 2. Через создание системы экономических стимулов рационального ресурсопользования. Осуществляется путем установления: Экономически и социально обоснованных размеров платы за использование природных ресурсов Системы штрафов за нарушение природоресурсного законодательства. Необходимо различать государственное регулирование и государственное управление в сфере ресурсопользования. По смыслу природоресурсного законодательства содержанием государственного регулирования является: 1. Формирование и проведение на территории России единой государственной политики в области использования природных ресурсов;
2. Установление стандартов (норм, правил) в области изучения и использования природных ресурсов, безопасного ведения работ, а также рационального использования природных ресурсов; 3. Определение объемов добычи основных видов природных ресурсов на текущий период и на перспективу по России в целом, и по регионам; 4. Обеспечение развития ресурсной базы и подготовки резерва природных ресурсов; 5. Обеспечение изучения природных ресурсов; 6. Установление платежей за ресурсопользование; 7. Установление и применение мер юридической ответственности за нарушения природоресурсного законодательства. Следовательно, государственное регулирование в области ресурсопользования – это комплекс мер, предпринимаемых всеми ветвями государственной власти Российской Федерации, направленных на рациональное и безопасное использование природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений России. К субъектам государственного регулирования относятся представительные (законодательные) органы Российской Федерации и ее субъектов, федеральные и региональные органы государственного управления природными ресурсами, а также органы правосудия Российской Федерации (Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды). Государственное регулирование отношений ресурсопользования включает в себя государственное управление. В экологическом законодательстве доктринальное понятие государственного управления воспринимается в узком смысле – как деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти, что вполне согласуется с конституционным принципом разделения властей. Субъектами государственного управления в области природопользования (и ресурсопользования), в соответствии с природоресурсным законодательством, являются Президент и Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов, иначе говоря – государственные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, местная администрация и ее органы.
Такой подход законодателя к формированию субъектного состава государственного управления ресурсопользованием в известной степени обусловливает содержание управления. Поэтому государственное управление в сфере ресурсопользования можно определить как организационную деятельность государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, направленную на создание условий для рационального и безопасного ресурсопользования и осуществления контроля за ним. К функциям государственного управления ресурсопользованием следует отнести: 1. Прогнозирование и планирование изучения, разведки и добычи природных ресурсов; 2. Подзаконное нормативное правовое регулирование отношений ресурсопользования; 3. Финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности специально уполномоченных государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов; 4. Учет использования природных ресурсов путем ведения поресурсных кадастров, реестров, балансов и мониторинга природных ресурсов, и контроль за соблюдением природоресурсного законодательства; 5. Нормирование и лицензирование ресурсопользования; 6. Ограничение, приостановление и прекращение прав ресурсопользования при возникновении угрозы интересам национальной безопасности, жизни и здоровью людей, причинения ущерба хозяйственным объектам и окружающей среде, и по иным основаниям, предусмотренным законодательством. Компетенция – круг властных прав и связанных с ними обязанностей, которыми обладает государственный орган в целях выполнения возложенных на него задач государственного управления. В зависимости от компетенции, которой наделен тот или иной орган государственного управления, они подразделяются на органы общей (межотраслевой) и специальной (ведомственной) компетенции.
Систему органов государственного управления ресурсопользованием можно рассматривать в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По вертикали расположены федеральные органы, органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления. В горизонтальной плоскости рассматриваются государственные органы, имеющие сходные полномочия в управлении использованием различных видов природных ресурсов. Органы общей компетенции характеризуются тем, что управление использованием природных ресурсов не является их единственной функцией. Наряду с ней они решают и иные вопросы государственного и местного управления и строительства. Их акты распространяют свое действие на всех физических и юридических лиц, находящихся в пределах территории их юрисдикции (территория России, ее субъекта, муниципального образования). К органам общей компетенции относятся Президент и Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления. Органы местного самоуправления хотя и не относятся к органам государственной власти, но могут наделяться ими определенными государственными полномочиями. Полномочия Президента РФ в сфере управления ресурсопользованием устанавливаются Конституцией РФ и основаны на его праве: 1) издавать указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России; 2) вносить в Государственную Думу РФ законопроекты и подписывать федеральные законы; 3) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации. Общие полномочия Правительства РФ закреплены в Федеральном конституционном законе РФ «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии с ним Правительство РФ организует деятельность по регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы, рациональному использованию и охране природных ресурсов.
Особенность правового положения Правительства РФ в отношениях ресурсопользования определяется тем, что оно выступает в них от лица Российской Федерации и совместно с субъектами Федерации решает вопросы пользования, владения и распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной собственности. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ осуществляет управление природными ресурсами, находящимися в федеральной собственности. Помимо этого, Правительство РФ непосредственно руководит работой и контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, отнесенных к органам специальной компетенции по управлению ресурсопользованием. Полномочия субъектов Федерации в сфере управления ресурсопользованием делятся на две группы: находящиеся в исключительном ведении субъектов Федерации, и в совместном ведении субъекта Федерации и Российской Федерации. Все вопросы в сфере ресурсопользования, не отнесенные к компетенции Российской Федерации и органов местного самоуправления, относятся к ведению субъектов Федерации. Полномочия органов местного самоуправления по управлению ресурсопользованием невелики. Нормы водного, лесного законодательства и законодательства о животном мире носят отсылочный характер. Органы специальной компетенции по управлению ресурсопользованием, в зависимости от их функций, можно разделить на специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов и все иные. К ведомственным органам в области природоресурсного законодательства относятся: 1. Министерства: 1. Природных ресурсов и экологии РФ; 2. Энергетики РФ; 2. Агентства: 1. По водопользованию; 2. По недропользованию; 3. По рыболовству; 4. Лесного хозяйства; 5. Водных ресурсов. 3. Службы: 1. По гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; 2. По надзору в сфере природопользования; 3. По экологическому, технологическому и атомному надзору
Вопрос №4. Понятие внутренних морских вод и территориального моря России. Их правовой режим (ФЗ о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ) Внутренние морские воды Российской Федерации – это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации, являющиеся составной частью территории Российской Федерации. К ним относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат России, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; исторически принадлежащих России заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
Территориальное море Российской Федерации – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, которыми могут являться: 1. Линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в России морских картах; 2. Прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов; 3. Прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе; 4. Прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат России; 5. Система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|