Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №11. Природоресурсные сервитуты. Понятие и виды




Современное и дореволюционное российское, зарубежное законодательство, а также практика ресурсопользования позволяет сделать вывод о необходимости научного определения и введения в российское горное законодательство, юридическую науку понятия «горные сервитуты». В соответствии с Гражданским Кодексом РФ сервитутом может обременяться недвижимое имущество и вне связи с использованием земельного участка. Участки недр (горные и геологические отводы) являются недвижимым имуществом. При проведении горных работ недропользователь зачастую сталкивается с необходимостью ограниченно использовать смежный участок недр, на котором ведет работы другой недропользователь. Такое ограниченное пользование участком недр, предоставленным одному недропользователю, другим недропользователем, имеющим лицензию на использование смежного участка недр и представляет собой частный горный сервитут. Он может устанавливаться при необходимости, например, одновременной добычи полезных ископаемых и разведки их месторождений, производства горных работ открытым и подземным способами, прокладке подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе России.

Деление горных сервитутов на частный и публичный обусловлено целями (видами) пользования недрами и субъектным составом лиц, использующих недра. Ряд видов недропользования не требует лицензирования и не предусматривает специальных правил использования участков недр. Это пребывание на особо охраняемых геологических объектах (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, естественные пещеры), нахождение в подземных выработках лечебно-оздоровительного назначения (соляные пещеры и др. ), пользование метрополитеном и некоторые другие. Приведенные виды использования участков недр можно отнести к публичным горным сервитутам, которые устанавливаются в пользу неопределенного круга лиц. При их осуществлении не происходит существенного нарушения целостности недр. Таким образом, публичный горный сервитут – это право каждого использовать участок недр без существенного нарушения его целостности в случаях и на условиях, предусмотренных горным правом.

Возможность ограничения прав землепользователей в целях недропользования законодательством не предусмотрена, хотя эти вопросы постоянно встречаются в практической деятельности недропользователей. Землевладельцы и собственники земельных участков могут их использовать, не затрагивая интересов собственника недр – государства. Недропользование, напротив, без землепользования невозможно. Существует известная коллизия интересов собственников земельного участка и участка недр. Каждый из них вправе свободно пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом, находящимся в его собственности.

Одним из способов разрешения противоречий интересов собственников земельных участков, землепользователей, государства, недропользователей может являться установление сервитута (права ограниченного пользования земельным участком) в целях недропользования. Недропользователь не может приступить к поиску, оценке, разведке или добыче полезных ископаемых, не имея доступа на земельный участок, в пределах которого расположено месторождение. Право пользования недрами лицо получает на основании решений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации. Поэтому требовать от собственника земельного участка установления сервитута может как государство, так и недропользователь. От имени государства к собственнику или к суду с иском (требованием) об установлении сервитута может обратиться федеральный орган управления государственным фондом недр, его территориальный орган, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При установлении сервитута собственник земельного участка должен иметь право на получение платы за пользование его земельным участком, а также компенсации за находившиеся на нем строения, сооружения, насаждения. Правомерность установления такого сервитута подтверждается и земельным законодательством, предусматривающим, что права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены в интересах других природопользователей, к числу которых относятся и недропользователи.

Земельный сервитут в целях недропользования имеет пределы, определяемые его природой как права ограниченного пользования чужой вещью. Собственник земельного участка вправе в судебном порядке требовать прекращения сервитута, если в результате предусмотренного им обременения земельный участок не может использоваться по своему назначению. Такое требование будет неприемлемо для недропользователя, если с учетом специфики горных работ ему необходим весь земельный участок собственника. В таком случае следует ставить вопрос об изъятии земельного участка для целей недропользования.

Водные, лесные, горные сервитуты имеют особенности, отличающие их от земельных сервитутов и сервитутов, которыми обременяется иное недвижимое имущество. В юридической литературе отмечалось, что водные и лесные сервитуты ограничивают права не собственников водных объектов и участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а водопользователей и лесопользователей. В полной мере это относится и к горным сервитутам, поскольку недра находятся в государственной собственности, а ограничения накладываются на права недропользователей – лиц, не являющихся собственниками участков недр. Частные водные, лесные, горные сервитуты, в отличие от земельных, являются личными сервитутами. Вещный сервитут предполагает наличие двух объектов недвижимого имущества, принадлежащих разным собственникам. В то время как для личного сервитута достаточно одного объекта недвижимости. Поэтому природоресурсные сервитуты, ограничивая права ресурсопользователей, устанавливаются в пользу других физических и юридических лиц, использующих природные ресурсы. Прекращение юридического лица или смерть гражданина – ресурсопользователя влекут прекращение соответствующего природоресурсного сервитута.

В сервитутных отношениях выделяются две стороны. Одна требует ограниченного пользования чужим имуществом, другая - предоставляет возможность использовать свое недвижимое имущество. В природоресурсных сервитутах их субъекты, помимо взаимных, имеют права и обязанности также и перед государством - собственником природных ресурсов. Государство выступает в лице Российской Федерации или ее субъекта, в зависимости от того, в чьей собственности находится природный ресурс (природный объект). Большинство природных ресурсов законодательством не отнесено ни к федеральной собственности, ни к собственности субъекта Федерации. Это приводит к своеобразному «удвоению» субъекта природоресурсных отношений на стороне государства.

Ресурсопользователями являются лица, которым определенный природный ресурс предоставлен в пользование на основании лицензии, договора, соглашения о разделе продукции. Их права, закрепленные в поресурсных законах, подзаконных нормативных актах природоресурсного права, лицензии, договоре могут быть ограничены на основании сервитута. Частный и публичный водный сервитуты предусмотрены ст. ст. 43, 44 Водного кодекса РФ, частный и публичный лесные сервитуты установлены ст. 21 Лесного кодекса РФ. Горные сервитуты, как уже отмечалось, действующим законодательством не определены, хотя горное право фактически допускает их существование.

Объем прав и обязанностей лиц, в интересах которых установлен природоресурсный сервитут, определяется природоресурсным законодательством, договором, судебным решением, актом государственного органа или органа местного самоуправления, на основании которых установлен сервитут. Их права и обязанности перед государством в нормах природоресурсного права не конкретизируются. Представляется, что они должны обладать таким же объемом прав и обязанностей, что и иные ресурсопользователи, а также лица, осуществляющие общее природопользование.

Полномочия Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления в природоресурсных правоотношениях обусловлены их компетенцией в области регулирования и управления рациональным использованием и охраной природных ресурсов, определяемой в поресурсном законодательстве. Специфичность полномочий государства в рассматриваемых правоотношениях проявляется в том, что они природоресурсными сервитутами не ограничиваются.

Поресурсные законы устанавливают общий принцип: функции государственного управления использованием и охраной природных ресурсов несовместимы с осуществлением деятельности по их использованию. Следовательно, правомочие пользования природными ресурсами, принадлежащее государству, не может быть ограничено. Права государства по владению и распоряжению природными ресурсами также не подлежат ограничению. Россия, осуществляя суверенные права на своей территории, должна обеспечивать управление ресурсопользованием и охраной природных ресурсов в интересах ее граждан. Какое бы то ни было ограничение прав государства в этой области недопустимо. Кроме этого, природные ресурсы исключены из гражданско-правового оборота (кроме обособленных водных объектов и древесно-кустарниковой растительности).

Таким образом, в рамках природоресурсных сервитутов складывается определенная система правоотношений. Их субъектами являются ресурсопользователь, права которого на использование ресурса ограничиваются сервитутом, лицо, получившее право ограниченного пользования этим ресурсом и государство как собственник природного ресурса, а в ряде случаев - орган местного самоуправления. Этот перечень следует дополнить субъектами, которым в порядке, предусмотренном природоресурсным законодательством, предоставлено право пользования природными ресурсами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...