5. Приемы и техники, обеспечивающие закрепление и применение изученного материала
5. Приемы и техники, обеспечивающие закрепление и применение изученного материала
Методические приемы, применяемые на этом этапе урока, очень разнообразны: это может быть и работа с текстом учебника, с дополнительной литературой, но главное, чтобы они соответствовали вашему темпераменту, уровню подготовки, учитывали возрастные особенности класса, с которым работаете. На этом этапе урока можно широко использовать и описанные выше методические приемы поскольку они практически не требуют особой трансформации. Эти приемы объединяет то, что для их применения нужно уже владеть достаточно значительным по объему изученным материалом. Приём “Хорошо-плохо” Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует: · умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; · умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); · умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Вариант 1 Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы». Вариант 2 Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д. Вариант 3 Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя. Вариант 4 Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
Пример1. Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки. У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему? Д: Потому что быстрее вырастут грибы. У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему? Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми. У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему? Д: Это хорошо для червяков, они смогут вырастить больше потомства и т. д. Пример 2. Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину. Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель. Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей. Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом. Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму... и т. д. Пример 3. Игра «суд». Класс делится на три команды: адвокаты, прокуроры, судьи. У: Объявляем суд над портфелем. Прокуроры, ваше обвинение. Д (прокуроры): Портфель тяжелый, его трудно носить с собой – это плохо. Д (адвокаты): Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны – это хорошо. У: Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники – и его можно было легко носить с собой. Д (судьи): сделать портфель на колесиках. и т. Д
Приём Пинг-понг «Имя – Значение» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений. Формирует: · для заданного конкретного объекта выделять имена признаков;
· определять значения признаков объекта по заданному имени признака. Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На следующем шаге роли меняются (2-я команда называет имена признаков, 1-я – значения признаков). Команда проигрывает, если не может назвать имя признака или ответить значением. Фиксируя наиболее типичные имена признаков, можно собрать копилку имен признаков и на ее основании строить паспорта объектов. Игра может использоваться в любом учебном предмете. Особенно – для объектов, которые требуется описывать по определенному плану (части речи, природные зоны, живые организмы и т. д. ). Пример. У: Играем в пинг-понг с объектом «глагол». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака. Д (1): Значениеглагола Д (2): Действие. Свойства? Д (1): Вид (совершенный –несовершенный, переходность). Способ изменения? Д (2): Время, лицо, число, спряжение. и т. д. Приём “Лови ошибку” Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: · умение анализировать информацию; · умение применять знания в нестандартной ситуации; · умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|