Прием «Кластер». Метод «Дерево понятия». ОКРУЖНОСТЬ. Модуль как системный оператор познания
Прием «Кластер» Алгоритм создания кластера: · В центре чистого листа пишется ключевое слово, название рассматриваемой темы. · Вокруг пишутся в «окошках» основные свойства, определения, понятия, характеристики, предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (Модель «Планета и ее спутники»). · По мере записи появившиеся слова соединяются стрелками, показывающими связи с ключевым понятием, образом или чем-то еще. У каждого из «спутников» таким образом, появляются свои «спутники», устанавливаются логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста. Иногда ключевое слово располагают вверху, и ветви «гроздья» опускаются вниз, как гроздья винограда. Такой вариант хорошо воспринимается обучающимися и представляется более логичным. Кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. Поэтому в ходе работы над понятием необходимо следовать цели развития темы. Вот пример кластера по электротехнике, который составили учащиеся преподаватель физики и электротехники агропромышленного техникума р. п. Хор Овчинниковой Е. А.
Метод «Дерево понятия» Графическое построение дерева понятия Чтобы строить и воспроизводить понятия правильно, нужно знать основные требования к логическому определению понятий. К ним относятся: 1. Определение понятия должно быть научным. Это означает, что определяя то или иное понятие, нельзя исказить его научный смысл. 2. Определение понятия должно содержать указание на ближайшее родовое понятие. 3. Определение понятия не должно быть тавтологией, т. е. повторяющейся в иной словесной форме ранее сказанное. Сущность такой ошибки заключается в том, что понятие определяется через само себя.
4. Определение понятия должно быть достаточным. Это означает, что в «дереве» понятия должны быть указаны все признаки, позволяющие однозначно выделить объекты определяемого понятия. Если же это требование нарушается, то под определение понятия можно подвести не только объекты определяемого понятия, но и другие объекты. 5. Определение понятия не должно быть избыточным, в нем не должно быть лишних, являющихся следствием других признаков определяемого понятия. 6. Для составления ДП можно использовать кроме учебника различные дополнительные источники информации: словари, справочники, энциклопедии и пр. Примеры сконструированных «деревьев» понятий:
ОКРУЖНОСТЬ замкнутая плоская кривая
множество точек плоскости, равноудалённых от данной точки
множество точек внутри окружности внешняя часть плоскости
центр радиус хорда диаметр касательная общая точка прямой и окружности
середина расстояние прямая АВ хорда, от каждой точки проходящая через центр окружности до центра
соединяет 2 точки окружности Модуль как системный оператор познания
По мнениюотечественного педагога П. Юцявичене и М. А. Чошанова модуль создает предпосылки для построения системного содержания обучения. Представление понятия о вещах и процессах в виде конструкта, т. е. нахождение элементов и цели их объединения в единое целое, а также смысла существования данной системы, – один из способов понимания, который приводит к выяснению сущности предмета.
Кроме того, модуль обеспечивает осознанное системное представление об изучаемых объектах и явлениях, активное участие обучаемых в педагогическом процессе Системное освоение понятия можно обеспечить такой структурой модуля: выбор нужной системы (постановка цели деятельности), исследование её структуры (элементы, связи, функции), свойств, норм, способов функционирования. Алгоритм освоения понятия, а также и структура модуля вытекают из самого определения понятия система, а также связанных с ним понятий структура, элементы, функции, нормы, законы, метод. 1. Структура системы: 1. 1. элементы системы; 1. 2. функции элементов системы; 1. 3. виды связей элементов системы; 1. 4. функции видов связей; 1. 5. функция системы;
2. Нормы связей (отношения)
всеобщие законы
общие общие общие
частные частные частные
3. Метод функционирования системы Способ взаимодействия элементов системы (алгоритм действия) 1 2 3 ………….. n
4. Результат функционирования системы (система свойств). Унифицированное содержание модуля как средства взаимодействия с изучаемыми и внедряемыми системами представлено в табл. 3. Модуль практически позволяет человеку исследовать все сущностные характеристики понятия. Благодаря модулю ученик дозирует содержание понятия, осознаёт, какая информация обсуждается и с какой целью, что он «принимает» и зачем ему это нужно. Цели могут центрироваться либо на структуре системы (элементы, функции), либо на методе функционирования (нормы, алгоритмы, по которым работает система). Использовать работу по составлению модуля можно в любом классе, на вводных уроках, обобщающих, контроля усвоения содержания темы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|