Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Да-нетка". Техника составления интеллектуальных карт. Памятка для составления интеллектуальной карты. (автор Т. Бьюзен)




" Да-нетка"

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др. ). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: " да", " нет", " и да и нет".

Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

Техника составления интеллектуальных карт

Техника составления интеллектуальных (ментальных карт) (от англ. Mindmapping) разработана Тони Бьюзеном.

Составление ментальных карт облегчает создание общего представления, общего понимания проблемы.

Эта техника особенно эффективна для:

- анализа проблем;

- планирования, разработки стратегии;

- создания общего представления, общей картины сложных вопросов;

- подготовки рефератов, речей, статей.

Техника изготовления интеллектуальных карт

Начните с середины листа. Напишите там центральное понятие или, еще лучше, нарисуйте свою тему. Даже если речь идет об абстрактной теме, Вам следует попробовать найти для нее образ.

Пример:

Если Вы хотите разработать карту на тему креативности, зарисуйте то, что лучше всего для Вас выражает это понятие — может быть, молнию (озарение), горящую лампочку, ключ или что-либо другое, что Вы связывае­те с креативностью.

Начертите линии, исходящие от этого центрального понятия или образа, на каждой запишите понятие, которое для Вас вытекает из Вашей темы.

Возьмем в качестве примера тему креативности. Здесь Вы можете расположить такие понятия, как «инновации, техники креативности, индивидуальность, условия работы и креативный процесс». Эти понятия повлекут за собой другие, записывайте их на новых линиях. Вы определите взаимосвязи, возможно, Вы обнаружите какие-то побочные аспекты. Так постепенно Вы заполните весь лист. Просто попробуйте! Работа будет окончена, когда у Вас появится чувство, что больше Вам в голову ничего не приходит и все важное Вы уже записали.

Тони Бьюзен сформулировал семь основных правил разработки ментальных карт:

1. Начинайте с цветной картинки в центре.

2. Записывайте все слова заглавными буквами, этого требует наглядность.

3. Все слова должны стоять на линиях, каждая линия должна быть связана с другими.

4. Используйте по возможности по одному ключевому слову на каждую линию.

5. Там, где возможно, вводите картинки и символы.

6. По возможности используйте много цветов.

7. Игнорируйте свое контролирующее мышление. Старайтесь зафиксировать все, что приходит Вам в голову в связи с центральной идеей. Создавайте собственные образы и символы.

Изготовлять ментальные карты необходимо индивидуально. Использовать возможности рисунка для  разъяснения взаимосвязей между ключевыми понятиями. Проверенными средствами разъяснения являются:

- объединение взаимосвязанных областей линиями;

- употребление стрелок;

- разная толщина связующих линий;

- использование цветовой символики.

Все «безумные» идеи могут быть желтыми, люди — синими, цели — зелеными, риски — красными;

- использование общепринятых знаков и символов, таких как плюс, минус, восклицательный и вопро­сительный знаки, звездочки или крестики.

Спервого раза Вам вряд ли удастся разрабо­тать ментальную карту. Это не страшно - заклейте области, которые Вы хотите оформить по-другому, используйте корректирующую жидкость или нарисуйте все заново. Исправления не только возможны, они даже желательны. Они свидетельствуют о том, что Вы переструктурировали для себя свою проблему и находитесь на пути к достижению новой ясности.

В процессе работы над проблемой Вам следует непрерывно дополнять свою карту. Готовую карту следует очень внимательно рассмотреть, возможно, даже обсудить ее с другими — может быть, Вы увидите новые взаимосвязи, захотите иначе расставить приоритеты, вывести конкретные задачи.

 Новые идеи появляются иногда уже в процессе разработки ментальной карты. Поскольку Вы вынуждены обобщать свои представления в ключевых понятиях, Вам надо быть очень лаконичным. Это улучшает Ваше понимание существенного.

Как у большинства людей у Вас будут возникать определен­ные трудности в работе над интеллектуальной картой. Эти затруднения можно преодолеть, если упражняться в этой очень непривычной технике. Когда Вы наработаете определенные навыки, Вы сможете при­менять ее быстро и эффективно.

Памятка для составления интеллектуальной карты

(автор Т. Бьюзен)

1. Представьте центральный образ в виде рисунка

- Одним рисунком можно выразить множество слов

- Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс

2. Разместите центральный образ в середине листа

- Мысль сможет развиваться во всех направлениях без ограничений

- Происходит концентрация внимания на центральном образе

3. Нарисуйте основные ответвления от центрального образа

3. 1. Ответвления должны быть изогнутыми

- Прямые линии утомляют мозг

- Взгляд прослеживает изогнутые линии до конца

3. 2. Используйте разные цвета, не менее трех

- Цвета активизируют мыслительный процесс

3. 3. Подписывайте ответвления печатными буквами

- Интеллект-карта будет более выразительной и гибкой

- Отдельное слово вызывает целый ряд мыслей и идей

- Каждое ключевое слово должно появиться на интеллект-карте только один раз

4. Продолжите разветвление основных направлений мысли

- Ветви должны расходиться во все стороны

- Основные ответвления должны соединяться с рисунком в центре листа, а второстепенные - друг с другом

Внимание:

- Соединения должны создавать логическую основу для мыслительного и ассоциативного процессов

- Следует помнить, что  если между основной идеей и ответвлениями нет связи, то знания забудутся

(Интеллект-карта, составленная учащимися на уроках русского языка учителя кадетской школы г. Хабаровска Третьяковой Е. В)

 

«Дети пишут историю» (автор Ю. Л. Троицкий)

Суть технологии заключается в том, что школьники работают с документально-методическими комплексам (ДМК) и сами выдвигают те или иные версии исторических событий – сами пишут историю. Так, при изучении темы «Сталинская модернизация» учитель истории кадетской школы Дербина И. С. предлагает учащимся подбор документов: статистические отчеты, свидетельства очевидцев, стенограммы съезда с целью создать проект параграфа, в котором все тексты, вопросы и задания, иллюстрации, карты, схемы – плод коллективной работы учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...