7. Приемы, техники и технологии рефлексии учебной деятельности
7. Приемы, техники и технологии рефлексии учебной деятельности Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия в обучении – это мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. Осмысливая собственную образовательную деятельность, человек акцентирует внимание, как на продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела к созданию данных продуктов. Рефлексивная деятельность позволяет осознать свою индивидуальность, уникальность, определить свои сильные и слабые стороны в деятельности, которые высвечиваются из анализа деятельности. Рефлексивная техника " ПОПС-формула" (автор - профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР) Участникам предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция Первое предложение (позиция) начинается со слов: Изменение содержания и методов обучения при осуществлении деятельностного подход меняет систему оценивания. В качестве основного результата важен как факт усвоения учащимися информации самой по себе, так и осознание и принятие им ценности как личночностно значимой. Принятая в школе пятибалльная система оценивания ориентирована на оценку знаний, умений и уровня подготовки учащихся. Данная установка предопределила следующие критерии оценивания:
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) 2. Умение анализировать и делать выводы 3. Иллюстрация своих мыслей 4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) 5. Работа с ключевыми понятиями 6. Причинно-следственные связи Очевидно, что критериальная шкала не позволяет перевести в отметку (а, значит, показать значимость достижения) наличие мнения и ценностных установок. Такая ситуация ведет к убеждению педагогов, учащихся, родителей, администрации школы (т. е. всех участников учебного процесса, заинтересованных в справедливом процессе оценивания) в неважности достижений учениками личностных результатов обучения. Мне кажется, что сложившаяся ситуация требует переосмысления подходов к оцениванию в школе. На сегодняшний день разработаны альтернативные варианты оценивания учебных достижений учащихся: «портфолио», рейтинговая оценка, зачетная система, нетрадиционная шкала оценивания (10 и 100 балльная), но широкого применения в практике школы пока не нашли (за исключением ЕГЭ). Учитывая вышеизложенные замечания по проблеме оценивания личностных достижений учащихся, в практической деятельности попыталась разрешить имеющееся противоречие, исходя из следующих принципов: · оценивание должно основываться на поставленных целях и показывать степень успешности их выполнения; · следует стремиться к получению максимально объективной оценки. Следовательно, необходимо определить критерии, которые позволяют оценить уровень достижения учащимися личностных результатов. В статье А. Н. Иоффе «Проблема оценивания в гражданском образовании», опубликованы критерии оценивания, где наряду с традиционными (ориентированными на оценку знаний, умений, навыков), выделяется критерий «Ценностные ориентиры», который подразумевает:
- оценку и самооценку; - занятие твердой аргументированной позиции; - применение знаний на практике. - умение видеть рациональное в альтернативных взглядах (критерий открытости мышления); - восприимчивость к процессу обучения; -умение слушать. Учет данного критерия оценивания помогает ответить на вопрос: «Что должно обязательно оценивается на уроках историко-обществоведческого цикла? ». А также разработать (совместно с учащимися) собственные критерии, позволяющие выявить отношение учащихся, их позицию и ценностные установки. Критерии 1. На основе различных авторитетных точек зрения и понимания объективных закономерностей, давать собственную оценку событий, процессов, фактов и т. п. (Существует две модели развития новых индустриальных стран - Азиатская и Латиноамериканская - сформулируйте в чем их отличия и оцените с точки зрения перспектив развития России? ) Критерий 2. Умение предвидеть, прогнозировать то, как будут развиваться события (Как развивалась бы наша страна, если бы покушавшийся на премьер-министра Багров промахнулся, оставив в живых Петра Столыпина? (как вариант, убит был государь император Николай II)? Как изменилась бы политическая истории СССР, если в политической борьбе 20х гг. победу одержал Троцкий? Как изменились бы судьбы моих предков, не случись революция 1917-1922 гг.? (на примере истории своей семьи). Альтернативный путь развития нашей страны, в случае прихода к власти после смерти И. В. Сталина Л. П. Берии, или Г. М. Маленкова. ) Критерий 3. Предлагать свои варианты действий. Например, итоговое занятие элективного курса «Азбука власти» проходит как урок-моделирование, на котором происходит вовлечение учеников в процесс принятия решений. Моделирование сконцентрировано на проблеме, отражающей реальную жизнь, что обеспечивает острую дискуссию, ребята высказывают и отстаивают выбранную позицию, учатся защищать собственные интересы и при этом находить компромиссное решение, устраивающее всех.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|