Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и формы обработки и систематизации полученного эмпирического знания




 

К ним относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и др. Формы знания – эмпирический закон, эмпирическая (описательная) гипотеза.

Под анализом понимают метод мысленного расчленения (разложения) целого или вообще сложного явления на его составные, более простые элементы.

Синтез – это метод, с помощью которого осуществляется соединение, воспроизведение связей отдельных элементов сложного явления в единое целое. Оба этих метода тесно связаны между собой и немыслимы один без другого.

Переход от анализа фактов к теоретическому анализу осуществляется с помощью индукции и дедукции.

Индукция есть метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическому обобщению и установлению эмпирического закона. Слабость индукции в том, что перечислить все абсолютно факты практически невозможно. Поэтому, с помощью индукции перечисления мы получаем не достоверное, а только вероятностное знание.

Под дедукцией понимают не только метод перехода от общих суждений к частным, но и всякое получение выводов при помощи законов и правил логики. Дедуктивный метод, в отличие от индукции, дает достоверное знание. В процессе научного познания оба метода тесно связаны между собой.

В процессе обобщения эмпирических явлений важную роль играет гипотеза как форма предположения. Гипотеза дает вероятностное знание и она, как правило, носит описательный характер, т.е. содержит предположение о том, как ведет себя объект, но не объясняет, почему: с её помощью обобщаются результаты непосредственного наблюдения и выдвигаются предложения о характере эмпирических зависимостей.

Эмпирический закон отражает количественные и иные зависимости, полученные при сопоставлении фактов, в ходе наблюдений и эксперимента (например, закон Бойля-Мариотта).

В целом, на эмпирическом уровне познания идет накопление фактов и выявление эмпирических зависимостей.

Но задача научного познания – познание сущности и построение идеального объекта на теоретическом уровне. Поэтому в познании осуществляется переход на иной, высший теоретический уровень.

б) Методы и формы теоретического уровня познания.

1) методы и формы построения и исследования теоретического объекта.

2) методы и формы построения и обоснования теоретического знания.

1.«Методы и формы построения и исследования теоретического объекта.

1.1. Абстрагирование как метод есть отвлечение от свойств или отношений, несущественных для данного исследования. "Оставшиеся" свойства или признаки выступают в качестве предмета знания.

1.2. Метод идеализации есть мысленное конструирование таких объектов, в которых то или иное свойство, состояние представлены в предельном виде, что дает возможность сформулировать научный закон.

1.3. Формализация есть метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков.

1.4. К основным формам знания относятся понятия, идеи, принципы, идеальные модели, аксиомы, постулаты и др.

Под моделью понимается реально существующая или мысленно представляемая система, замещающая другую систему – оригинал.

Понятие – такая форма знания, в которой отражаются наиболее общие и существенные признаки или свойства предметов действительного мира (об остальных формах смотрите в "Философском словаре" или в "Философской энциклопедии", в учебнике "Введение в философию", ч.2 (под ред. И.Т. Фролова).

 

2. Методы и формы построения и обоснования теоретического знания

 

К методам построения и обоснования теоретического знания относятся следующие: методы восхождения от абстрактного конкретному, единства исторического и логического, гипотетико-дедуктивный метод и др.

К формам относятся гипотеза, теория и т.д.

Гипотетико-дедуктивный метод позволяет объяснить причины исследуемых явлений в виде гипотез, проверяемость которых достигается путем логических правил и процедур дедуктивного метода, которые, в конечном счете, проверяются экспериментально.

Об остальных методах подробнее смотрите в работах Маркса и Энгельса: т.46, - ч.1,- С.37; т.13, - С.489-499; т.19,- С.121.

Гипотеза есть всякое предположение, догадка или предсказание, основывающаяся:

а) либо на предшествующем знании; б) либо на новых фактах, но чаще всего на том и другом одновременно.

Основными условиями применимости гипотезы являются:

1) её непротиворечивость ранее установленным фактам и научным положениям;

2) абсолютная проверяемость гипотезы;

3) её применимость к возможно более широкому кругу явлений;

4) её простота (т.е. способность из единого основания последовательно объяснить широкий круг событий).

Теория существует в форме системы логически связных положений, отражающих существенные и закономерные связи в той или иной предметной области в виде законов, принципов и категорий.

Таким образом, теоретический уровень научного познания создает само здание науки, в нем отражаются объективные законы и формулируется теория о необходимых и существенных, закономерных связях в объективном мире.

 

в) Методы и формы предпосылочного (неявного уровня научного познания знания).

 

Познавательные возможности эмпирического и теоретического уровней необходимо дополнить социокультурными, философско-мировоззренческими основаниями и предпосылками, содержащимися не только в самом обществе и культуре, но и в знании в целом. Именно они определяют стратегию научного поиска и оценку его результатов, отражаясь на уровне неявного знания. Уже в античной философии диалоги Платона отразили эту проблему, а в философии И. Канта в обоснованной форме она была зафиксирована в виде априорных (доопытных) форм знания.

Результатом этого уровня познания является формирование так называемого неявного знания, которое предстает как некоторая, до поры до времени невербализованная (не сформулированная в понятиях и суждениях) и дорефлексивная (скрытая) форма сознания и самосознания субъекта. Будучи опосредованным выражением совокупного социального опыта, оно не обладает вместе с тем достоинствами непосредственного отражения мира.

Основными методами этого уровня являются рефлексия и умозрение.

Я уже давал краткую характеристику в этой лекции, что такое рефлексия как метод выявления и осознания неявных предпосылок и оснований знания. Это выявление осуществляется через сравнение,экспликацию и анализ. Если суть первого и третьего приемов известны, то экспликация служит для четкого определения смысла того или иного высказывания, предполагая при этом две процедуры: а) вербализацию, т.е. явное формулирование в понятийной форме логических или иных символов; б) собственно экспликацию, т.е. объяснение, толкование понятий с целью уточнения их предметного содержания. И хотя это не просто сделать, тем не менее ученый или практик, принадлежащий к другой культуре, может выявить новый смысл, объективно существовавший, но который был недоступен людям иной культуры. М.М. Бахтин заметил: "Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, а чужая культура отвечает нам, открывая перед нами свои новые смысловые глубины" [" Новый мир", - 1970.- №11 − С.240].

Что касается умозрения как метода предпосылочного уровня познания, то он способствует созданию теорий, принципов, понятий, не являющихся результатом непосредственного логического вывода (уже в античной философии формой проявления метода умозрения выступила натурфилософия); опирается умозрение, как правило, на интуицию и творческое воображение.

Использование этих методов позволяет ученому или практику выявить глубинные пласты неявного знания, обусловленные философско-мировоззренческими, социокультурными предпосылками и выразить его в вербализованной, т.е. логико-понятийной форме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...