Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 7 Философия сознания




ПЛАН

1. Сознание как проблема философии. Отражение как генетическая предпосылка сознания.

2. Происхождение и сущность сознания как общественного явления. Проблема идеального.

3. Духовная жизнь общества и общественное сознание: их соотношение и сущность.

 

На протяжении всей истории философии проблема сознания привлекала, да и сегодня привлекает внимание философов, ибо человеческое сознание влияет на отношение человека к миру и к самому себе.

Сознание человека имеет огромные возможности воздействия на мир и человека, поэтому на сознании человека лежит огромная ответственность за настоящее и будущее цивилизации, своей собственной судьбы.

Философия сознания – это раздел нашего курса, который предметом своего изучения имеет такую специфическую форму бытия как духовное или духовный мир человека, связанный с сознанием.

Надо сказать, что сознание является предметом изучения многих наук (таких, как логика, психология, биология, антропология, философия и др.) в силу своей исключительной сложности, многогранности и значимости.

Философия изучает сознание под углом зрения выяснения его происхождения, сущности, его возможностей и значимости для человека, его опредмечивания и распредмечивания в общественных состояниях или структурах.

Мы с вами уже на предшествующих лекциях частично касались этой проблемы. Философское осмысления сознания нацеливает нас на выделение двух форм бытия духовного: а) субъективный дух (или индивидуализированное бытие духовного, связанного с внутренним миром человека), основными уровнями существования которого являются: сознание, подсознание бессознательное, самосознание, коллективное бессознательное). Все это является достоянием отдельного человека, его психики;

б) объективный дух (или объективированное бытие духовного, основными формами проявления которого выступают формы общественного сознания (философия, право, политика, искусство, эстетика, мораль и др.). Они являются достоянием всего общества в целом, всей цивилизации, ибо в них отражен весь мировой человеческий опыт.

Короче говоря, из всего сказанного следует, что сознание, будучи неотъемлемым атрибутом человеческого бытия, носит, как индивидуальный, так и коллективный, как единичный, так и общий, всеобщий характер, т.е. сознание дуально (двойственно). Кроме того, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях и ответственности, которое налагает сознание на человека − это далеко не полный перечень философских аспектов этой проблемы.

Мы должны четко понять: 1) происхождение и сущность сознания; 2) что является содержанием сознания? 3) почему оно является высшей формой отражения действительности? 4) где истоки мыслей человека? и др.

Философы-идеалисты рассматривают сознание как самостоятельную субстанцию, лежащую в основе материального бытия или материи и создающее ее.

Философы-материалисты придерживаются прямо противоположной точки зрения, полагая, что сознание, по отношению к материи, носит вторичный, производный характер, и эта вторичность, производность означает следующее:

1. Сознание возникает на конкретно-историческом этапе развития материи, т.е. в истории развития бытия, материи существовали формы, не обладавшие сознанием.

2. Сознание по отношению к материи носит вторичный характер, как свойство по отношению к своему носителю, т.е. мозгу.

3. Сознание вторично, ибо является высшей формой отражения объективного мира, т.е. точно также, как образ вторичен по отношению к своему оригиналу.

Надо сказать, что перед философами материалистических взглядов встала непростая для решения проблема: каким образом, в ходе эволюции, из необладающей сознанием материи возникает материя, наделенная сознанием?

В некоторых учебниках по данному вопросу, говоря об идеализме, констатируется, что, дескать, идеализм «снимает» эту проблему простой констатацией первичности сознания по отношению к материи. На самом деле это не соответствует действительности.

Вспомните, Платон, будучи объективным идеалистом, но диалектиком, полагал, что нельзя понять сущность идей без их противопоставления миру материальных вещей, самой материи. Вот почему именно Платон был вынужден ввести в философию понятие «материи» для адекватного объяснения сущности сознания, «мира идеальных сущностей».

Как же материалисты разрешили эту не простую, но достаточно сложную проблему?

Так называемые «вульгарные материалисты» (Фогт, Бюхнер, Молешотт) приписывали сознанию, мыслям человека материальные, вещественные свойства или признаки. Для них крылатой стала фраза «Мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь».

Другие материалисты, стоявшие на позициях гилозоизма (hyle – вещество, zol – жизнь) приписывали всей материи способность ощущать. Это течение возникло еще в античности, но особенно ярко проявилось в философии Нового времени (Спиноза, Робинэ и др.)

Последующее развитие философской мысли, особенно в XIX в., привело к появлению философии марксизма, представители которого (К. Маркс, Ф. Энгельс) доказали, что всей материи присуще не способность к ощущениям, а свойство отражения, т.е. предпосылкой возникновения сознания является отражение.

Что же такое отражение с философской точки зрения?

Отражение есть процесс и результат взаимодействия двух или нескольких систем, в результате чего в измененной форме или формах происходит воспроизведение свойств или признаков одной системы в другой.

Поскольку материя имеет различные уровни организации, постольку соответственно существуют различные, историко-генетические формы отражения. К уровням организации материи относятся: а) неживая природа; б) растительный мир; в) животный мир; г) человеческий мир (социум).

Соответственно каждому из них по порядку относятся формы отражения: а) элементарные формы отражения, которые носят пассивный характер; б) раздражимость как способность проявления известной активности в ответ на внешние раздражители; в) чувствительность как способность к ощущениям; г) сознание как свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга, отражать действительный мир в идеальных образах.

В целом, если сравнить живую природу с неживой, то обнаружим, что в живой природе организмы не только получают информацию о внешнем мире, но и приспосабливаются к его воздействию. В живом мире чувствительность, как правило, уже связана с развитием нервной системы у животных и наличием пяти органов чувств. Здесь ощущения проявляются как способность отражать отдельные свойства или признаки предметов и явлений.

С развитием центральной нервной системы и ее главного носителя или отдела – головного мозга − появляется психическая форма отражения (психика) у животных и человека. Чем они отличаются друг от друга?

Прежде всего тем, что психика животных базируется на инстинктах и, как правило, животные приспосабливаются к окружающей среде, а психика человека, основным фундаментом которой является сознание как опосредованная и активная форма отражения мира, таким образом оказывает предметно-практическое воздействие на окружающий мир

 

2-й вопрос. Происхождение и сущность сознания как общественно – исторического явления. Проблема идеального

Как возникновение сознания вообще, так и у отдельного человека, как правило, осуществляется на основе его активной «включенности» в существующую совместную деятельность и в конкретные формы общения в ходе этой деятельности. Другими словами, сознание по своей сущности – это не простая функция человека как существа общественного или как сегодня сказали бы философы – социумного.

Практика показывает, что дети, оказавшиеся в животной среде, т.е. вне общества, не приобретают, а даже теряют черты, свойственные человеку. И фактически людьми не становятся, превращаясь в своеобразных животных-мутантов.

Человек мыслит с помощью мозга, который ему достается по своей природе, но активно он «включается» в социальную жизнь с помощью различных форм бытия, таких, как, прежде всего, трудовая деятельность, различные формы языкового общения, конкретно-исторические системы общественных отношений.

Сознание обладает статусом особого рода бытия, особого рода субъективной реальности, т.е. существования, но проявляется на практике, прежде всего, через различные формы целеполагающей деятельности.

Как в философии, так и в науке сложились различные концепции происхождения сознания, среди которых можно выделить некоторые из них:

а) теория взрыва;

б) теория привнесения жизни, а значит – сознания извне, из–за пределов внеземной цивилизации;

в) теория божественного происхождения сознания;

г) теория Ч. Дарвина и его работа «Происхождение человека»;

д) теория антропосоциогенеза, разработанная Ф. Энгельсом в известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и ряд других концепций.

Какая из них является более приемлемой для адекватного понимания происхождения и сущности сознания? Очевидно, что та, в которой, в полном объеме, и главное философско-сущностно раскрывается как происхождение и сущность сознания, так и ее форма, и содержание.

Представляет несомненный интерес статья, опубликованная в журнале «Вопросы философии» за 1989 г. № 7, написанная М.К. Мамардашвили «Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть». Она и сегодня, вернее, то, что изложено в ней, представляет философский интерес.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, заслуживают рассмотрения теория антропосоциогенеза (теория общественного происхождения человека). В этой теории, на мой взгляд, достаточно убедительно раскрыты, как биологические, так и социальные причины (факторы) возникновения сознания.

К биологическим предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. Прямохождение. Очевидно, что изменение природных условий послужило одной из причин, которая «заставила» предчеловека встать на задние конечности.

2. Высвобождение руки для проведения тех или иных операций. Оно произошло, на Мой взгляд, из-за усложнения потребностей предчеловека и необходимости их удовлетворения в сложных условиях бытия.

3. Постепенное усложнение и развитие нервной системы, и, прежде всего, мозга в результате перехода от стадного (коллективного) образа жизни к отдельному, сугубо индивидуальному.

В конечном счете, даже на уровне биологического бытия, человек как бы сознательно-биологически изменяет среду своего бытия, и активно вносит, соответственно, изменения в природный мир в соответствии со своими целями, потребностями и интересами.

Если поведение животных носит инстинктивный характер, то поведение человека как homo sapiens отличается сознательным вмешательством в конструктивное преобразование окружающей среды в соответствии с человеческими потребностями и интересами.

Одним словом, в биологическом становлении человека, а значит и сознания, основную роль сыграли, главным образом, внешние факторы.

К социальным предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. труд как целесообразная деятельность, направленная на изготовление и использование предметов и орудий труда. В этом процессе человек научается мысленно (абстрактно) воспроизводить и отражать мир согласно основному способу своей деятельности. В этой ситуации сыграли огромную роль

2. членораздельная речь и язык. Уже в процессе стадного образа жизни у пред-людей возникла потребность в общении между собой и передачи информации сначала в гортанной и нечленораздельной форме, а затем трудовая деятельность потребовала с необходимостью уяснения ее основных целей и задач, и передачи информации через членораздельную, понятийную и языковую речь, в которой бы фиксировались существенно необходимые и повторяющиеся связи, имеющие место в самом мире.

3. система общественных отношений. Сам процесс становления членораздельной речи и языка носил сложный и противоречивый характер в рамках существовавших тогда форм общения, которые и заложили основу для возникновения особой формы общественных отношений, где человек становится и превращается в относительно самостоятельное существо типа homo sapiens (человек разумный).

Таким образом, по своему происхождению сознание есть естественно-исторический и закономерный процесс и продукт развития природы и общества, а по сущности сознание есть свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга отражать действительный мир в форме идеальных образов.

Какие же основные свойства можно выделить в сознании и какие оно функции выполняет?

Как уже было сказано, формирование сознания у каждого человека невозможно без его активнейшего включения в совместную деятельность и различные формы общения в ходе этой предметно-практической деятельности. По сути дела, речь идет о том, что сознание возникает в определенной системе общественных отношений, а поэтому оно, сознание, являет собой основную функцию человека как существа социального, общественного.

Как подчеркивают отечественные и западные психологи, становление и проявление в homo sapiens человеческо-сущностного бытия носит достаточно сложный характер. Известно немало случаев, когда малолетние дети, попав в животную среду, не только не приобретали, но даже теряли человеческие характеристики. Да, человек мыслит с помощью мозга, который «дается» ему от рождения, но «сделать» его человеческим возможно лишь в определенной системе общественных отношений, трудовой целеполагающей деятельности с помощью языка как средства коммуникативного общения.

К основным свойствам сознания относятся:

1. целеполагание;

2. планирование действий для достижения определенных результатов;

3. предвидение, с помощью которого осмысливается и осознается будущее;

4. абстрактное или понятийно-логическое мышление, позволяющее понять внутренние сущностные параметры бытия;

5. предметное сознание, которое нацелено на осмысление и фиксирование предметного содержания познаваемого мира;

6. самосознание как осознание человеком самого себя как высшей общественной сущности и осознание того, что происходит не только в самом сознании, но в психике в целом.

7. рефлексивность сознания.

 

1. Целеполагающая деятельность человека принципиально отличается от всех видов деятельности тем, что человек ментально (мысленно) как бы представляет себе результат своего труда. К. Маркс заметил по этому случаю, что «паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что, прежде чем строить дом, он уже построил его в голове». В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса, имелся в представлении человека, т.е. идеально.

2. Планирование действий для достижения конкретных результатов и предвидение будущего у человека базируется не только на основе его потребностей и интересов, но и детерминировано биосоциальной сущностью и природой самого человека.

3. Когда мы говорим о сознании, то нельзя думать, будто сознание является неким абстрактным феноменом, не связанным с чувственным и эмоционально-волевыми формами отражения мира. Связь, безусловно, есть, но все же стержнем сознания всегда является наличие в нем абстрактного мышления, которое существовать и проявляться вне языка не может. Язык как бы предстает у человека в качестве материальной формы выражения мыслей. Человеческий язык – это язык понятийного общения, в котором отражаются наиболее общие и существенные признаки вещей.

Сам процесс возникновения человеческого языка и мышления протекал очень медленно. Каждое новое слово или понятие осваивалось в среднем в течение 10 тыс. лет. Но, тем не менее, именно труд обеспечил процесс формирования содержания сознания, такого содержания, в котором отразилась в форме понятий, суждений и умозаключений, целая комплексная система взаимосвязей и взаимозависимостей человека в мире.

7. Возникновение в мире самосознания есть результат окончательного, не только практического, но и теоретического, в определенном смысле, выделения человека из окружающего мира, самооценка и самореализация своих физических и духовных способностей, т.е. возникновение самосознания − это показатель рефлексивности сознания.

Таким образом, сознание представляет собой высшую субъективно-объективную, идеальную реальность, присущую только человеку и связанную с абстрактным мышлением и языком, функцию мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении и творчески-практическом преобразовании действительного мира, в предварительном мысленном построении человеческих действий и предвидения их результатов, в разумном регулировании и контроле своих действий.

К основным функциям сознания можно отнести следующие:

1. с помощью сознания человек осуществляет познавательную функцию, т.е. получает все виды первичной информации о мире;

2. конструктивная функция сознания связана с конструктивным и целенаправленным преобразованием мира, созданием так называемой «второй» природы;

3. в регулятивной функции сознания фиксируется тот факт, что сознание как бы направляет человеческую деятельность на обеспечение гармонии поставленных целей и конкретно-реальных условий их достижения.

Короче говоря, по своему содержанию сознание представляет собой субъективный образ объективного мира, и по форме сознание есть высшая форма отражения мира в идеальных образах.

Что же такое «идеальное»?

Проблема идеального, его природы и сущности, занимает достойное место в истории развития философской мысли. Уже в античной философии Платон поставил перед собой сложную задачу: раскрыть природу и сущность идеального бытия как такового. Он, будучи философом-диалектиком, понял, что раскрыть природу и сущность идеального бытия мира нельзя без уяснения природы и сущности материального бытия мира. С этой целью он и вводит в философский категориальный аппарат понятие «материи» как косной и пассивной субстанции, через которую и раскрывается «подлинная» активность и сущность бытия идеального как такового.

Другое дело, что Платон эту проблему не решил, и ее разрешение растянулось на целые столетия, вплоть до XIX в. Да и сегодня, в современной философии, неоднозначно понимается ее природа, сущность и значение.

В XIX в. философы-марксисты К. Маркс и Ф. Энгельс поставили перед собой задачу философски обосновать и раскрыть природу и сущность бытия идеального.

До XIX в. все многообразные формы решения проблемы идеального тяготеют к идеалистическим и материалистическим толкованиям.

Идеалисты полагали, что идеальное – это особая субстанция, противостоящая материальному миру. Домарксовские материалисты (Демокрит, Спиноза, Дидро, Фейербах и др.) полагали, что идеальное – это образ как результат отражения одного материального тела в другом, т.е. идеальное выполняло функцию особым образом организованной материи.

Представители же вульгарного материализма (Фогт, Бюхнер, Молешотт и др.) отождествили идеальное с материальными, нервно-физиологическими структурами мозга и их отправлениями.

В целом, представители домарксовского материализма исходили из понимания человека как части природы, не доводя понимания человека как продукта труда, преобразующего, как внешний мир, так и самого себя, свой внутренний мир. Вот почему идеальное, в силу этого, и не могло быть понято как результат и деятельная функция трудовой, практически-предметной деятельности общественного человека, как образ внешнего мира, возникающий в мыслящим теле не в виде результата пассивного содержания, а как продукт и форма активного преобразования природы трудом многих поколений людей. Это и дало основание К. Марксу сделать вывод, что «идеальное есть не что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Философ П.В. Копнин писал, что «идеальное – это то, что отражает свойства материального, но само этими свойствами не обладает». Э.В. Ильенков окончательно ставит точку: «Идеальное есть не что иное, как форма вещи, но существующее вне вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности. В природе самой по себе, в том числе в природе человека как биологического существа, идеального нет».

Какие здесь напрашиваются выводы?

1. Идеальное по своей природе и сущности носит вторичный, производный характер, т.е. оно есть инобытие материального.

2. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, т.е. оно тесно связано с сознанием человека, с человеческим мозгом, ибо нормальная физиологическая деятельность мозга является необходимой материальной основой идеального, сознания в целом.

3. Основным фундаментом идеального является практика как предметно-материальная деятельность, направленная на познание и преобразование мира.

Другими словами, не случайно ведь Э. Ильенков подчеркнул, что идеальное − это форма вещи, но находящаяся вне ее, т.е. в практике. Поэтому результат наших мыслей обнаруживает себя в вещных, материальных образованиях, но истоки их находятся за их пределами. Такова природа и логика становления сущности идеального как всеобщей конструкции бытия.

4. Идеальное всегда носит конструктивный, творческий характер, направленный на поступательное, прогрессивное преобразование мира.

Идеальное бездеятельным быть не может. И все таки: где же истоки мыслей? Где они находятся: в мозгу или за его пределами? Ответ один – в практике.

 

3-й вопрос. Духовная жизнь общества и общественное сознание: их соотношение и сущность

Проблема духовности, проблема сознания, как уже говорилось, является и сегодня наиболее актуальной в современной философской мысли. Достаточно указать на такие работы:

Крымский А.Б. Контуры духовности: новые аспекты идентификации – Вопросы философии. М., 1992, № 12; Пролив В.Т. Духовность и бытие человека. Киев, 1992; Франк С. Духовные основы общества. М., 1992; Э. Фромм. Духовная сущность человека. – Философские науки, 1990, № 8,9; Афонов А.П., Социализация индивида как субъективно – объективный процесс – Донецк, 2001; В.А. Кутырев Проблема духовности… Вопросы философии, 2001, №8 и др.

Трансформация и интеграция духовности, сознания в сферу общественной жизни всегда носили и носят специфический характер. С одной стороны, сознание, духовность в целом, по своей сути, носят общественный характер, а с другой − духовная жизнь общества, общественное сознание обладают «своими» сущностными характеристиками.

Духовность в философской литературе определяется по-разному: через ее противопоставление бездуховности, осмысление ее через систему моральных, нравственных ценностей, через сопоставление с культурой или эгоизмом и т.д.

При всем многообразии точек зрения по этому вопросу, все же следует обратить внимание на то, что духовность представляет собой сверхчувственную, сверхрациональную реальность, в которой специфически трансцендентным образом отражается мир, космос, душа, идеальное, их внутренняя и внешняя гармония. Именно в духовности, в духовном начале античные философы видели разгадку человеческого бытия и бытия мира. Именно в духовности они видели то истинно вечное, к познанию которого стремился, стремится и будет всегда стремиться человек.

Стремление к постижению философской мудрости – это устремленность к духовному постижению мира как к высшему этапу в индивидуально-личностном развитии человека, студента.

Что же собой представляет понятие «духовная жизнь общества» и «общественное сознание»?

Долгое время понятие «духовная жизнь общества» употреблялось как синоним понятия «общественное сознание» и практически не имело самостоятельного определения. Кроме того, порой, в литературе мы встречаемся с точкой зрения, когда духовная жизнь общества рассматривается как духовное производство. И, наконец, еще одна позиция, согласно которой духовная жизнь общества отождествляется с культурой.

Очевидно, что приведенные точки зрения не отражают адекватно природу и сущность духовной жизни общества. Как мы определим это понятие?

Духовная жизнь общества – это философская категория, в которой отражается реальный процесс жизнедеятельности людей, связанный с производством духовных ценностей в ходе духовного общения людей, направленного, в конечном счете, на удовлетворение ими духовных потребностей.

В содержательном отношении в духовную жизнь общества входят духовное производство, духовное общение и духовные потребности.

а) Духовное производство – это особого рода деятельность людей, направленная на познание явлений природы и общества, на создание частных, общих и всеобщих представлений, идей, теорий о мире. Духовное производство – это всеохватный процесс, куда входит деятельность по созданию политических и правовых, философских и научных, эстетических и нравственных и т.д. идей, принципов, норм и правил. В системе духовного производства задействованы правовые и политические деятели, деятели литературы и искусства, ученые и философы, служители [сановники] религиозно-духовного культа и т.д. Одним словом, все те, кто связан с созданием идей, теорий, взглядов, концепций, т.е. духовного потенциала общества.

б) Духовное общение – это процесс коммуникативных связей между людьми в системе образования и воспитания, в системе производства, воспроизводства и передачи информации (радио, печать, телевидение, кино, театр и другие зрелищные мероприятия)

в) Духовные потребности – есть не что иное, как мотивы человеческой деятельности, побуждающие к духовному процессу и творчеству, детерминируемые, в конечном счете, интересами людей.

Само же содержание интереса обусловлено, во-первых, самим характером потребностей, их природой и сущностью, и, во-вторых, тем, насколько социальные условия жизни людей обеспечивают или не обеспечивают удовлетворение потребностей.

Сегодня перед нашим обществом стоит серьезная задача по формированию духовных потребностей и их реализации каждым человеком. Но, в конечном счете, они определяются достигнутым уровнем производства.

Таким образом, духовная жизнь общества – это жизнедеятельность людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей в процессе их производства и общения. Ее ядром и составной частью является общественное сознание.

Что представляет собой общественное сознание?

Либо оно есть всеобщее, вобравшее в себя деиндивидуализированное сознание конкретных его форм, либо нечто иное, не сводимое к сумме индивидуальных сознаний и не выводимое из них?

Анализ философской литературы показывает, что в разные времена, да и сегодня выделяются такие подходы, как гносеологический, социологический, онтологический, генетический и т.д. в осмыслении общественного сознания.

Кроме того, из учебника в учебник по философии «кочует» определение общественного сознания как совокупности политических, правовых, философских, эстетических, научных и религиозных идей, теорий, концепций. Поэтому следует согласиться с определением общественного сознания, которое мы предлагаем:

Общественное сознание есть особая, внутри себя организованная субъективно -объективная социальная реальность, отражающая в себе объективно-всеобщие и универсальные взаимозависимости и механизмы социокультурной деятельности людей. В этом определении указано на 3 аспекта общественного сознания:

а) это особого рода субъективная реальность, имеющая право на существование;

б) в нем отражены различные аспекты общественного бытия;

в) она, эта реальность, детерминирована целым комплексом социокультурной деятельности людей.

В конечном итоге, общественное сознание является важнейшим компонентом и показателем общественно-исторического процесса всей цивилизации в целом и каждой страны в отдельности.

Будучи вторичным по отношению к общественному бытию, т.е. к материальной жизни общества, общественное сознание, вместе с тем, носит относительно самостоятельный характер. Чем это вызвано?

1. общественным разделением труда, которое детерменировало относительное обособление духовной жизни по отношению к материально й;

2. внутренними закономерностями развития и функционирования самого, собственно, общественного сознания.

 

В чем же проявляется относительная самостоятельность общественного сознания?

 

1. в отставании общественного сознания от общественного бытия, в его функционировании и развитии. Это обусловлено, как самой их природой, так и сущностью в рамках основного вопроса философии. Кроме того, общественное сознание более консервативно, ибо люди не так быстро стремятся изменить свои взгляды на жизнь, на мир, на социальную жизнь.

2. в опережении общественного бытия общественным сознанием в ходе развития и внедрения прогрессивных идей, теорий, концепций в практику общественного бытия, если в них «схвачены» основные тенденции общественного развития.

3. в преемственности развития общественного сознания в целом и его форм.

Дело в том, что новые общественные идеи и теории не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе теоретического и методологического материала прошлых эпох. Только так образуется естественно-закономерная связь развития мировой истории через экономические подъемы и застои, прогресс и регресс, революции и эволюции и т.д.

4. активная роль общественного сознания по отношению к общественному бытию.

Возникнув на основе экономического базиса общества, общественные идеи и теории оказывают обратное воздействие на него, как в позитивном, так и негативном смысле. Так, Ф. Энгельс в конце своей жизни разъяснял суть диалектико-материалистического понимания истории: «Политические, правовые, философские… воззрения основаны на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное – лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете, всегда прокладывающий себе путь» (Ф. Энгельс. Письмо В Боргиусу, 25 января 1894 г./ Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,− 2-е изд., Т. 39. −С. 175).

Кроме того, прогрессивная система общественных отношений способствует всецелой активности общественного сознания.

Какова же структура общественного сознания?

В ней можно выделить:

1. уровни общественного сознания (эмпирический и теоретический);

2. формы общественного сознания.

 

Эмпирический уровень общественного сознания – это уровень, основывающийся на человеческом опыте и практике, обусловленных повседневным трудом, деятельностью и жизнью людей.

Он включает в себя: а) эмпирические знания о мире, с помощью которых удовлетворяются самые разнообразные и необходимые житейские, будничные потребности человека (правила обработки земли, народная медицина и т.д.);

б) общественная психология, складывающаяся стихийно, на основе повседневных условий жизни (это эмоции и чувства, переживания и сопереживания, настроения и привычки, иллюзии и предрассудки, традиции и черты характера у разных социальных групп и общностей людей).

 

Теоретический уровень, в котором фиксируется обобщенное и опосредованное отражение общественного бытия в форме законов. Основными элементами его являются наука и общественная идеология.

В литературе сложилось более 150 определений понятия науки. На мой взгляд, если их суммировать и обобщить, то можно дать такое определение: наука есть социально-организованная форма человеческой деятельности по производству и воспроизводству теоретических знаний, направленных на удовлетворение практики. Наука отражает бытие в логико-понятийной форме, т.е. средствами логического мышления. Будущее науки – в ее интеграции с производством на широкой теоретической и прикладной основе.

Несмотря на различие точек зрения по вопросу о сущности общественной идеологии, все же следует признать, что она есть форма осознания классами (обществом) своего отношения к социальной действительности, через призму коренных классовых интересов. Так или иначе, общественная идеология пронизывает собой все формы общественного сознания.

В конечном счете, содержание идеологии определяется:

1. характером и направленностью коренных интересов социальных субъектов (классов);

2. степенью совпадения или несовпадения коренных классовых интересов с объективными закономерностями, тенденциями общественного прогресса;

3. насколько решение конкретных социальных задач обеспечивает или не обеспечивает реализацию коренных интересов людей.

И последнее.

Помимо уровней общественного сознания, в его структуру входят формы, среди которых выделим: политическое и правовое сознание, научное и религиозное, философское и эстетическое, моральное сознание и др.

В этих формах, которые мы определили как «социально- объективированные мыслительные конструкции, вырабатываемые в процессе предметно-материальной деятельности людей по преобразованию мира», отражаются и находят воплощение социальные связи и отношения людей.

Будучи общественным по своей природе, общественное сознание являет собой, в конечном счете, форму и продукт развития самого общественного производства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...