9. Технологии развития мышления
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Особое задание В классе есть ребята, которым вы уделяете особое внимание. Например, это ваш " олимпийский резерв". Раз особое внимание - то и особое задание. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом. ) Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности. Пример. У учителя обычно было от 3 до 7 учеников, получающих такое задание. Его нельзя было получить просто так - только заслужить. Задание давалось на неделю-две в зависимости от класса и имело две категории сложности. Реально более сложная категория отличалась заменой 3 - 5 средних задач на трудные. Но если ученик решился и получил такое задание - отказываться уже не имеет права. Все серьезно. В конце тетрадки каждому " особисту" вклеивалась ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСОБОГО ЗАДАНИЯ: 1. Выбор категории сложности осуществляйте самостоятельно. 2. Задание аккуратно оформляется и сдается к строго оговоренному сроку. 3. В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ (указываются номера задач, решенных легко); РТ (указываются номера задач, решенных с трудом, с подсказкой); HP (указываются номера нерешенных задач). 4. Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже " 4" не выставляются. Оценка " 4" переносится в журнал только по желанию выполнившего работу. 5. При заполнении анкеты попробуйте быть справедливыми по отношению к себе. 6. В конце выполненного задания ДРУГИМ ЦВЕТОМ напишите: работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом. Задание массивом Задается большой массив задач сразу - в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.
Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные - по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал - тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А ваш учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее. И еще один момент. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен " замахнуться". И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности. Плюсы при задании массивом. Первый плюс - происходит самосогласование ребенка и уровня задач, которые решает. Второй - дети решают разные задачи, у них появляется дополнительная возможность поговорить не на тему " мыльной оперы", а на тему учебную, обменяться решениями. Третий - выбирая свои задачи, ученик волей-неволей читает остальные. Таким образом, учебный кругозор становится гораздо шире, то есть он знает гораздо больше задач, чем ему дают, а также учится с первого взгляда оценивать сложность задачи.
9. Технологии развития мышления Письменные техники Брейнрайтинг. В группах, проводящих традиционную мозговую атаку, люди предлагают идеи по одной. Это позволяет обрабатывать информацию последовательно по одной. Брейнрайтинг, напротив, позволяет одновременно предлагать много идей. Это параллельная обработка информации, так как параллельно можно генерировать много идей. Таким образом, брейнрайтинг впечатляюще усиливает генерацию идей. Если группа, проводящая брейнрайтинг, состоит из десяти членов, то будет генерировано до десяти идей вместо одной, полученной при типичной мозговой атаке с десятью участниками.
Вот основные принципы брейнрайтинга: 1. Прежде всего, обсудите проблему для ее прояснения. Запишите проблему так, чтобы ее видели все члены группы. 2. Раздайте участникам карточки размером семь на двенадцать сантиметров и дайте инструкцию записывать на этих карточках свои идеи, по одной на каждой. Тогда как мозговая атака предполагает высказывание участниками идей вслух, при брейнрайтинге люди должны генерировать идеи, молча записывая их. Когда участники заполнят карточку, они молча передают ее соседу справа. 3. Скажите членам группы, чтобы они прочитали карточки, которые им передали, и относились к ним как к “стимулам”. Попросите их на чистых карточках записывать любые новые идеи, вдохновленные стимулирующими карточками, и затем передавать их соседу справа. В течение нескольких минут несколько карточек с идеями будут передаваться вокруг стола. 4. Через двадцать—тридцать минут соберите все карточки и предложите членам группы повесить их на стену. Карточки должны быть расположены колонками согласно различным категориям идей, и над каждой колонкой должна быть карточка с названием. Удалите повторяющиеся карточки. 5. Оцените идеи, дав каждому участнику пакет самоклеющихся точек, и попросите их приклеить точки на карточки с идеями, которые им понравились. Они могут размещать точки по своему усмотрению, наклеив все на одну карточку, по одной на каждую из пяти различных карточек или в любом другом сочетании. Брейнрайтинг гарантирует, что не будет преимущества у обладающих более громким голосом, участники будут ощущать меньше давления со стороны менеджеров и идеи не могут быть отвергнуты, как только их предлагают. Вы можете придумать свой собственный формат брейнрайтинга, основываясь на следующих двух принципах: (1) генерация идеи происходит молча, и (2) идеи создаются спонтанно и параллельно. Вот некоторые примеры: Банк идей. Попросите участников молча генерировать идеи на карточках размером семь на двенадцать сантиметров и положить карточки в центр стола вместо того, чтобы передавать их соседу справа. Всякий раз, когда участник хочет получить стимулирующую карточку, он просто обменивает свою карточку на карточку из банка.
Галерея. Эта техника изменяет процесс на противоположный. Вместо того, чтобы передавать идеи друг другу, чтобы рассматривать их, при использовании галереи перемещаются люди. Развесьте листы бумаги по комнате, по одному на каждого участника. Участники в течение десяти—пятнадцати минут молча стоят и записывают свои идеи на листах (один лист на человека). Затем участникам дают пятнадцать минут, чтобы они походили по “галерее”, посмотрели на другие идеи и сделали заметки. Затем, используя другие идеи для стимулирования дальнейших размышлений, участники возвращаются к собственным листам и дополняют или совершенствуют свои идеи. Приблизительно через десять минут участники рассматривают все идеи и выбирают лучшие. Рисование идей. Другой вариант техники галереи состоит в том, чтобы попросить участников нарисовать или схематически изобразить свои идеи вместо того, чтобы записывать их. Рисунок и схематическое изображение полезны при творческом мышлении для извлечения из памяти информации, которая иначе могла бы быть недоступна. Например, сколько окон в вашем доме? Схематическое изображение дома позволяет увидеть и сосчитать окна. Рисунки или схематическое изображение проблемы стимулируют творческое мышление, поскольку они помогают нам заметить некоторые особенности, которые могут быть пропущены. Повесьте листы бумаги и затем попросите, чтобы участники нарисовали эскиз или схему того, как могла бы быть решена проблема. Затем участникам снова разрешают походить по “галерее” и сделать заметки. Они возвращаются к своим листам и, используя эти заметки, совершенствуют собственные эскизы. Затем группа рассматривает все эскизы и придумывает окончательное решение из частей различных эскизов.
ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Е. В., Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Яковлева Н. А.. Творческие задания Золотого ключика. / http: //www. trizminsk. org/e/prs/233021. htm
2. Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс, 2005. 3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003. 4. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192с. 5. Техники креативности / Матиас Нельке; (пер. с нем. М. Э. Реш). – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. 6. Электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д. п. н. профессор Гузеев В. В Дистанционные технологии и обучение.
Прорывные технологии
Методическое пособие
Хабаровский краевой институт развития образования 680011, г. Хабаровск, ул. Забайкальская, 10, тел. (4212) 56-01-16. Подписано в печать Усл. печ. л. Тираж экз. Печать Бумага Отпечатано в типографии ХК ИРО.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|