При морской перевозке существует два основных понятия, связанных с оплатой ее услуг: фрахт (цена морской перевозки в трамповом судоходстве) и линейный тариф.
Договором морской перевозки в линейном судоходстве является коносамент.Коносамент имеет три функции: - доказательство наличия договора перевозки; - товарораспорядительный документ, что означает, что коносамент как бы олицетворяет собой сам товар. Держатель коносамента является юридическим владельцем груза. Это дает ему право совершать с грузом различные сделки, передавать другому лицу, страховать, закладывать в банк, получать ссуду; - доказательство принятия груза к перевозке. Выдача коносамента допускается только после приема груза к перевозке. Он выдается один раз для перевозки данной партии груза. Вторичная выдача коносамента по одному и тому же грузу допустима только при условии возвращения перевозчику ранее выданных отправителю экземпляров. Несоблюдение этого правила приводит к имущественной ответственности перевозчика. Коносамент выписывается на каждую отдельную партию груза, принятого на судно. Применяются два вида коносаментов в зависимости от времени их выдачи отправителю: для груза, принятого к перевозке (received for shipment), и для груза, принятого на борт (on board или shipped on board).Первый вид практикуется при базисном условии ФАС и при линейных Перевозках, когда груз принимается на склад для дальнейшей его отправки на очередном судне по расписанию. В результате грузоотправитель получает возможность иметь на руках товарораспорядительный документ и использовать его по своему усмотрению. Бортовой коносамент выдается на товар, погруженный на борт. В ряде случаев условия контракта требуют, чтобы на коносаменте была еще дополнительная надпись: "на борту" (on board).Коносаменты, используемые в российской внешней торговле, выписываются обычно для товара, уже погруженного на судно. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания коносамент содержит следующие реквизиты:
1. Наименование судна. 2. Наименование перевозчика (судовладельческого предприятия). 3. Порт и страна погрузки. 4. Порт и страна выгрузки. 5. Наименование отправителя. 6. Наименование получателя. При этом предусматриваются следующие варианты: - конкретное наименование получателя. В этом случае коносамент называется именным. Применяется он, когда товар уже продан и отправлен по адресу получателя; - коносамент на предъявителя. Здесь графа "грузополучатель" не содержит никаких указаний, и груз выдается тому, кто предъявит коносамент; - коносамент может быть выписан "приказу отправителя" или "приказу получателя". Такой коносамент носит название ордерного. В графе "наименование получателя" должно быть указано: "to order of..."и далее наименование организации-отправителя/получателя. В практике международной и внешней торговли России преобладают ордерные коносаменты, так как они упрощают передачу прав на груз, именные же выписываются реже, преимущественно на ценные грузы. 7. Размер платежей за перевозку. До подписания коносамента должны быть урегулированы все вопросы, касающиеся оплаты тарифа и других платежей, связанных с перевозкой груза. В коносаменте указываются уплаченные суммы в порту отправления, а также суммы, подлежащие уплате получателем в порту назначения. 8. Наименование груза и обозначенные на нем знаки маркировки, число мест или количество груза, а в необходимых случаях — данные о внешнем виде, состоянии и свойствах груза. На печатном бланке коносаментов всех видов указывается, что груз принят в хорошем по внешнему виду состоянии. Если на самом деле состояние груза или тары по внешнему виду небезупречно, то делается соответствующая пометка. Коносамент без замечаний называется чистым (clean), с замечаниями — нечистым или грязным ( not clean или dirty ). С такими замечаниями, констатирующими дефекты в состоянии товара или упаковки, банки не принимают коносаменты к оплате.
9. Время и место выдачи коносамента. Такое время определяется точной календарной датой — числом, месяцем, годом. Так как коносамент является товарораспорядительным документом, его дата играет важную роль и в целом ряде других внешнеторговых операций, таких, как выполнение договора купли-продажи, страхование. Так, обычно срок выполнения грузоотправителем контракта определяется датой погрузки товара на судно; дата коносамента учитывается при открытии аккредитива. 10. Количество экземпляров. Обычно коносамент выписывается в трех оригинальных экземплярах в соответствии с числом сторон договора перевозки. В печатном тексте всех форм коносаментов указывается, что по исполнении одного из них все остальные теряют силу. Два экземпляра коносамента пересылаются получателю или уполномоченному им банку. На оригиналах коносамента ставится штамп "оригинал" (original). Копии коносаментов для служебных надобностей (для порта, агента судна, экспедитора, таможенника, стивидора и т.д.) изготовляются в нужном количестве, а для того чтобы подчеркнуть их вспомогательный характер, на них ставится штамп "копия" (copy, copy not negotiable). 11. Подпись капитана. При перевозках грузов в международной торговле в коносамент по соглашению сторон могут включаться иные условия и оговорки, но они не должны противоречить нормам национального законодательства, в частности нормам Кодекса торгового мореплавания и международным соглашениям России в этой области. После составления коносамента выписывается документ, называемый манифестом. Манифест применяется при внешнеторговых перевозках и представляет собой опись погруженных на судно товаров поконосаментно (перечень коносаментных партий на судне). Манифесты составляются судовым агентом или портом, причем для каждого порта выгрузки отдельно. Предназначаются они для пароходства и судна, таможни портов отправления и назначения, агентов и т.д.
Железнодорожным Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так как, осуществляя перевозки грузов в соответствии с потребностями производства, он обеспечивает нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий. Это жизненно важная отрасль хозяйства, обеспечивающая экономическую безопасность и целостность государства. В России он является одной из крупнейших отраслей хозяйства и основным звеном производственной и социальной инфраструктуры. Российские железные дороги (РЖД) — это развитая, мощная транспортная система. Основные показатели технической вооруженности сети железных дорог характеризуются следующими данными: эксплуатационная длина — около 90 тыс. км, протяженность двухпутных линий — около 40 тыс. км, электрифицировано линий — 39 тыс. км. На долю железнодорожного транспорта приходится более 70% общего объема перевозок грузов страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|