Краткое изложение програмного материала
Стр 1 из 9Следующая ⇒ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки» цикла ОПД.Ф.09 по специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Составитель К.э.н., доцент Яблоновская Г.С.
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ» РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ: ДИСЦИПЛИНЫ Проректор Н.П.Маслова _________________________ ОПД.Ф.10 Деньги, кредит, банки (индекс) (наименование) СПЕЦИАЛЬНОСТЬ(И) 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (код) (наименование) СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ(И) 08.01.09.01 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (код) (наименование)
Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ
ГОС ВПО по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» от 17.03.2000г. Учебный план подготовки дипломированного специалиста по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» одобрен ученым советом ВУЗа 30.06.2009г. протокол №9.
АВТОР __________________ К.э.н., доцент Яблоновская Г.С.
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой «Банковское дело» __________ Семенюта О.Г. «___» ___________200 __ г.
Учебно-методическим советом по специальности ________________ ____________ «___» ___________ 200 __ г.
Учебно-методическим управлением ________________ ____________ «___» ____________200 __ г.
1. Цели и задачи дисциплины 1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем
Рабочей программы для заполнения п.п.2.1., и 2.3.в столбце «Методы». 2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Задание 1 Торговая фирма "Силуэт" реализует промышленные товары населению и форменное обмундирование предприятиям. Объем торговой выручки на IV квартал текущего года прогнозируется в сумме 800 тыс. руб., продажа по безналичному расчету составит 150 тыс. руб. Фонд оплаты труда определен в сумме 240 тыс. руб., выплата премии – в сумме 50 тыс. руб., стипендий – 15 тыс. руб. Удержания из фонда оплаты труда составят: подоходный налог – 28 тыс. руб., страховые платежи в пенсионный фонд – 1,5 тыс. руб., удержание алиментов – 2,4 тыс. руб., прочие удержания – 2 тыс. руб. Перевод зарплаты на счет в Сбербанк составит 20 тыс. руб. На командировочные и хозяйственно-операционные расходы планируется истратить в IV квартале 1,5 тыс. руб. Фирме разрешено расходовать выручку на месте для выплаты зарплаты и других расходов наличными деньгами. Составить кассовую заявку фирмы на IV квартал текущего года по прилагаемой форме; определить сумму сдачи выручки в банк на расчетный счет. Задание 2 На расчетном счете фирмы "Авангард" по состоянию на 25 ноября имеются средства в сумме 620 тыс. руб. К расчетному счету имеются следующие претензии: 1) наступил срок погашения ссуды банку в сумме 250 тыс. руб.; 2) наступил срок уплаты налоговых платежей в бюджет из прибыли в сумме 90 тыс. руб.; 3) платежное требование с просроченными сроками платежа на сумму 300 тыс. руб. за товары и услуги. Определить очередность списания этих требований с расчетного счета фирмы. Задание 3 У фирмы "Авангард" имеется 5 покупателей, с которыми заключены контракты на поставку продукции. Определить оптимальные формы безналичных расчетов, которые можно применить к этим покупателям, с учетом их удаленности, платежеспособности и характера связей с ними.
ТЕМА 8. Инфляция, формы ее проявления, причины и последствия 1. Сущность инфляции. 2. Теории инфляции. 3. Формы проявления инфляции. 4. Последствия и методы проведения антиинфляционной политики. ТЕМА 9. Необходимость и сущность кредита В рыночной экономике 1. Необходимость кредита. 2. Сущность кредита в рыночной экономике. 3. Концепции (теории) сущности кредита. 4. Роль кредита в рыночной экономике. ТЕМА 10. Функции и законы кредита 1. Понятие функций кредита и их связь с сущностью. 2. Закон возвратности ссуженной стоимости и механизм его реализации в рыночной экономике. 3. Закон сохранности ссуженной стоимости и механизм его реализации. 4. Закон соответствия мобилизуемых денежных средств с их размещением по объему и срокам. 5. Границы кредита на макро- и микроуровне. Показатели оптимальности границ кредита и методы их регулирования. Темы докладов и рефератов могут соответствовать формулировке вопросов в плане. ТЕМА 11. Формы и виды кредита 1. Понятие формы кредита и принципы классификации форм кредита. 2. Банковский кредит: его содержание, виды и роль в рыночной экономике. 3. Коммерческий кредит: его содержание, виды и роль в рыночной экономике. 4. Государственный кредит: содержание, виды и роль в финансировании государственных расходов и социальных программ. 5. Потребительский кредит: его виды и роль в реализации социальных программ. Проблемы использования потребительского кредита в современной России. 6. Прочие формы и виды кредита (межбанковский, международный). ТЕМА 12. Ссудный процент и его экономическая природа 1. Сущность банковского процента и его виды. 2. Ссудный процент, факторы его определяющие. Функции ссудного процента. 3. Границы ссудного процента и источники его уплаты. 4. Учетная ставка, депозитный процент, ссудный процент, межбанковский процент, их место в кредитных отношениях и в кредитном регулировании. ТЕМА 13. Понятие и элементы банковской системы 1. Понятие банковской системы и характеристика ее элементов. 2. Определение банка как элемента банковской системы. 3. Структура банка; функции и роль банка в экономике. 4. Банковская инфраструктура. ТЕМА 14. Современные банковские системы. Создание двухуровневой банковской системы России 1. Современные банковские системы и их типы. 2. Банковская система России: этапы ее развития. 3. Количественная и качественная характеристика банковской системы России. 4. Структура и принципы управления двухуровневой банковской системой России. 5. Особенности банковских систем США, Великобритании, Германии, Японии. ТЕМА 15. Центральный банк России, его задачи, Функции и операции 1. Центральный банк России и его организационная структура. 2. Задачи ЦБР и его функции. 3. Операции ЦБР. 4. Роль ЦБР в управлении денежно-кредитной системой России. Направления денежно-кредитной политики. ТЕМА 16. Коммерческие банки, их задачи, функции и операции 1. Закон о банках и банковской деятельности, о сущности коммерческого банка и его функциях. 2. Принципы функционирования и организационная структура коммерческого банка. 3. Характеристика пассивных операций коммерческого банка. 4. Характеристика активных операций банка. 5. Комиссионно-доверительные операции банков. 6. Понятие банковской ликвидности и порядок регулирования деятельности коммерческих банков. ТЕМА 17. Основы международных валютно-расчетных Отношений 1. Валютный рынок. 2. Валютные отношения и валютная система. 3. Валютный курс: его виды, факторы, определяющие валютный курс. 4. Основы организации международных кредитно-расчетных отношений. 5. Международные финансовые институты, их место и роль в регулировании мировых рынков и финансовых потоков. |
2.2. | Индивидуальная работа преподавателя со студентом | ||
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. | Методы |
8-12 9-13 14-17 | Раздел I, темы с 1 по 8. Рейтинговая оценка текущих знаний: выполнение контрольных работ по вариантам (см. Учебно-методический комплекс). Раздел II, темы 9-13. Второй промежуточный рейтинг (см. УМК по «Деньги, кредит, банки». Раздел III. «Банки и банковская система». Темы с 14-17. Третий рубежный рейтинг. Тестирование по каждой теме дисциплины. | Контро-льные работы Контро-льные работы Тесты | |
2.3. | Самостоятельная работа студента | ||
Неделя | Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. | Методы |
Особенности денежных систем развитых рыночных государств: США, Японии, Великобритании, Франции и др. (тема 8). Особенности банковских систем зарубежных государств (тема 140) Денежные и кредитные реформы (тема 8. 14) Оценка количественных и качественных показателей состояния банковской системы России. Контрольные работы заочников. Тематика рефератной работы: 1. деньги и денежные суррогаты; 2. стабилизационный фонд и инфляция; 3. современный монетаризм и монетарная политика ЦБ РФ; 4. антиинфляционная политика Российского Правительства; 5. теории кредита в экономической науке; 6. краткосрочный кредит – как способ перераспределения оборотного капитала; 7. государственный кредит и проблемы управления государственным долгом; 8. проблемы функционирования и использования потребительского кредита; 9. проблема и оценка капитализации банковского сектора; 10. международные финансовые институты, их место и роль в регулировании мировых рынков и финансовых потоков; 11. проблемы формирования и укрепления ресурсной базы коммерческих банков; 12. инвестиционная и кредитная деятельность Международного банка реконструкции и развития; 13. денежно-кредитная политика ЦБ РФ и инфляция; 14. оценка устойчивости банковской системы. | Контро-льные работы Контро- льные работы Доклады Рефера-ты и доклады Метод. указания |
2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№ | Наименование основных методов | Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения |
1. 2. 3. | Использование информационных ресурсов и баз данных Использование рейтинговой системы оценки текущих и остаточных знаний. Методы проблемного обучения | Анализ состояния банковской системы. Анализ и отчетность банков по операциям и состоянию активов и пассивов. См. УМК по «Деньгам, кредиту, банкам», 2007 г. По теории денег, кредита, инфляции и денежно кредитного регулирования. |
2. | Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий | |
3. | Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ | |
4. | Применение предпринимательских идей в содержании курса | |
5. | Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук | |
6. | Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. | |
7. | Использование методов, основанных на изучении практики (case studies) | |
8. | Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач | |
9. | Другие |
3. Средства обучения
3.1. Информационно-методические
№ | Наименование |
1. 2. 3. | Лекции «Деньги и денежная система РФ» - Г.С. Яблоновская 1998 г. – в библиотеке. Методические указания по выполнению контрольных работ заочников по специальности «Бухучет, анализ и аудит» - 2007 г. – на кафедре Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» - автор Г.С. Яблоновская – на кафедре |
Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, накафедре | |
Основная литература: | |
1. | Закон РФ «О Центральном банке РФ» № 86 – ФЗ от 10.07.2002 г., в редакции 2007 г. Закон РФ «о банках и банковской деятельности» № 395 – 1 от 02.12.1990 г. В редакции 2007 г. Закон о «валютном регулировании и валютном контроле» от 18.04.2001г. в редакции 2007г. Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» № 77 – ФЗ, от 23.12.2003г. в редакции 2007 г. Положение ЦБ РФ «О правилах организации налично-денежного обращения на территории РФ» № 14 – П от 05.01.1998 г. В редакции 2007 г. Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в РФ» № 2-П от 12.04.2001 г., в редакции 2007 г. «Деньги, кредит, банки» // под ред. Проф. О.И. Лаврушина, М. финансы и статистика, 2006 г. «Деньги, кредит, банки»// под ред. Проф. Е.Ф. Жукова, М. ЮНИТИ, 2007. «Банковское дело» // под ред. Проф. О.И Лаврушина, М. КНОРУС, 2007. «Банковское дело» // под ред. Г.Н. Белоглазовой, М: Финансы и статистика, 2007. «Банковские информационные системы» М: МАРКЕТ, 2006. «Организация деятельности коммерческого банка» // под ред. Г.Г. Фетисова., М: КНОРУС, 2007. |
Дополнительная литература: | |
1. | «Банковские риски» // под ред. О.И. Лаврушина, Н.И. Валенцовой, М: КНОРУС, 2007. Буевич С.Ю. «Экономический анализ деятельности коммерческого банка», М: 2006. Синки Джозеф, «Финансовый менеджмент в коммерческом банке» 2007. Периодическая печать: т. Деньги и кредит, Банковское дело, Финансы и кредит. |
3.2. Материально-технические
№ ауд. | Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы | Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов |
студентов с указанием наличия | выполнении расчетов. | |
Компьютерная техника | Обучающее | |
4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
№ | Тесты, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену | ||||
1. | КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Происхождение и сущность денег.
2. Виды денег: кредитные и бумажные деньги.
3. Функции денег и сфера их применения.
4. Закон денежного обращения и основы обеспечения устойчивости денег.
5. Роль денег в рыночной экономике.
6. Металлистическая теория денег.
7. Номиналистическая теория денег.
8. Количественная теория денег.
9. Современный монетаризм.
10. Понятие денежного оборота и его структура.
11. Денежная масса и денежные агрегаты.
12. Налично-денежный оборот, его сущность, сфера применения.
13. Принципы управления налично-денежным оборотом.
14. Сущность безналичных расчетов и принципы их организации.
15. Платежная система РФ и ее элементы.
16. Расчеты платежными поручениями и чеками.
17. Аккредитивная форма расчетов.
18. Расчеты платежными требованиями.
19. Расчеты плановыми платежами.
20. Система безналичных расчетов.
21. Вексельное обращение и вексельные расчеты.
22. Организация межбанковских расчетов.
23. Очередность платежей с расчетных и текущих счетов предприятий в банке.
24. Денежная система РФ, ее элементы.
25. Организация эмиссионно-кассового регулирования денежной массы в обращении.
26. Сущность инфляции: ее причины и формы проявления.
27. Социально-экономические последствия инфляции и направления антиинфляционной политики Правительства РФ.
28. Необходимость и сущность кредита.
29. Функции кредита и его роль в рыночной экономике.
30. Законы кредита и механизм их реализации в деятельности коммерческих банков.
31. Сущность банковского процента и его виды.
32. Понятие банковской системы и ее структура.
33. Сущность коммерческого банка и принципы его функционирования.
34. Центральный банк РФ: его задачи, функции и операции.
35. Пассивные операции коммерческих банков.
36. Активные операции коммерческих банков.
37. Комиссионно-доверительные операции банков.
38. Порядок регулирова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|