Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дайте определение понятию «психология». Раскройте краткую историю развития психологии как науки. Аргументируйте значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.




Психология – psyche – душа и logos – слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека.

Психология – наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Психология одна из наук о человеке, она изучает его психику (свойства мозга отражать действительность и формировать образы, которые позволяют управлять поведением и деятельностью).

Восприятие, память, мышление, воля, чувства – явления человеческой психики. А изучает психику психология.

Имеет научный и житейский смысл.

Официальную историю научной психологии принять отсчитывать с 70х годов 18 века. Однако вопросы о природе человека, о том, что его отличает от других живых существ, волновали людей с самого начала истории человечества.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Житейские представления о психологии находят отражение в житейской мудрости, взглядах, убеждениях – в тихом омуте черти водятся, доброе слово и кошке приятно, на сердитых воду возят, скупой платит дважды и т. д.

Значение психологических знаний для воспитания и обучения детей.

Знание особенностей и законов психического развития детей имеет огромное практическое смысл. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы разрабатывать методы обучения и воспитания детей. Выявлена зависимость психического развития ребёнка от его деятельности и общения с окружающими людьми, от особенностей обучения и воспитания. Современные методы обучения началам математики, грамоте, ознакомления детей с окружающими - построены с учётом основных закономерностей развития восприятия, мышления, памяти ребёнка, методы нравственного и художественного воспитания – с учётом закономерностей развития чувств и волевых процессов, формирования детской личности. Знание психологии поможет воспитателю более глубоко понять значение различных форм и методов при организации различных видов детской деятельности, применять их сознательно, определять пути развивающего обучения, максимально способствующего психическому развитию детей.

Приступая к работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии невозможно. В структуру способностей и задатков входят многие процессы, свойства и состояния человека. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять этот уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идёт развитие.

Одна из частных задач педагогической практики - выявление:

- нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нормы);

- детей с задержкой развития (отстающих);

- ускоренно развивающихся (одарённых).

Две последние категории детей требуют особого внимания к себе: отстающие – потому, что плохо усваивают материал, а одарённые – по причине неполного использования своих возможностей для развития.

Психолого-педагогическая проблема особой сложности – это определение причин отставания ребёнка от своих сверстников в развитии. Другая проблема – создание благоприятных условий для развития одарённых детей. Необходимо устанавливать индивидуальность ребёнка для обеспечения индивидуализации обучения и воспитания детей, т.е. построении их с учётом уровня психологического развития, достигнутого ребёнком и его индивидуальными возможностями.

Практика воспитания и обучения чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группой детей. Между членами таких групп обычно складываются сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном счёте, адресованные отдельным детям, преломляются (опосредуются) этими отношениями. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, создать эмоционально благоприятный микроклимат педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе.

В то же время знание возрастных психологических особенностей необходимо воспитателю, чтобы найти «общий язык» с детьми, добиться взаимопонимания. Без знания психологии невозможно организовать сотрудничество ни в одном из видов совместной деятельности, определить комфортную дистанцию. Знание психологии позволяет правильно выбрать способы общения, которые должны быть основаны на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, стать на его позицию, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития.

Знание детской психологии даёт возможность педагогу «расшифровать» многие факты детского поведения. Педагог может с достаточной уверенностью «проектировать» развитие личности своих воспитанников и вовремя предупреждать возможные ошибки и неудачи в их деятельности.

Таким образом, знание психологии позволит воспитателю разобраться в отдельных детях, понять, какие индивидуально-психологические качества их отличают, нужно ли развивать эти качества или, наоборот, стремится к их перестройке, находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Для того чтобы заниматься этими проблемами профессионально педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний

Использование в педагогической практике достижений детской психологии может помочь воспитателю понять причины успеха и неудач его собственной педагогической деятельности и целенаправленно, сознательно искать более рациональные пути воспитания и обучения детей.

 

2. Перечислите этапы развития психологии как науки. Раскройте задачи психологии как науки. Аргументируйте отличие научных психологических знаний от житейских. Официальную историю научной психологии принять отсчитывать с 70х годов 18 века. Однако вопросы о природе человека, о том, что его отличает от других живых существ, волновали людей с самого начала истории человечества.

Становление и развитие психологии, как науки принято делить на ряд этапов:

1 этап: (более 2400 лет назад). Психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (сон, смерть, различия в поведении…)

2 этап: (возникла в 17 веке). Психология, как наука о сознании. Возникла в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап: (начало 20 века). Психология, как наука о поведении. Задачи психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека (за всем, что можно увидеть). Мотивы поступков не учитывались.

4 этап: (современный этап). Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики.

Задачи психологии:

- внедрение научных знаний в практику и деятельность детей

- знания психологии используются для повышения психического здоровья и удовлетворения жизнью

- научиться понимать сущность психических явлений и научиться управлять ими

- основа для работы психологической службы.

Отличие научной психологии от житейской:

1. Они привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам, а научные психологические знания стремится к обобщению, используя соответствующие понятия.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, так как они получены на основе случайного опыта и его субъективного анализа на бессознательном уровне, а научные - базируются на эксперименте, и носят рациональный и осознаваемый характер.

3. Знания житейской психологии передаются с большим трудом, часто эта переда просто невозможна, научные же знания аккумулируются и передаются намного легче.

4. Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, и является, напротив, постоянным источником ее жизнедеятельности. Вместе с тем, научные достижения активно проникают в обыденную жизнь, предлагая новые, эффективные средства запоминания ее законов, воспитания и развития личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...