Дайте определение понятиям «метод» и «психологический факт». Классифицируйте и раскройте методы исследования в современной психологии.
Метод - это пути, средства и способы изучения психических явлений (психических процессов, эмоционально-волевой сферы, психических состояний, индивидуально-типологических особенностей личности). Психологический факт - это определённый акт поведения ребёнка, в котором проявляются особенности его личности, особенности тех или иных сторон психики. Если мы изучаем группу детей, то в качестве психологического факта могут выступать и акты совместной деятельности группы, проявления общего настроения, акты общения между детьми. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа. Факты интересуют психолога не сами по себе, а как выражение определённых внутренних психологических закономерностей. Методы, используемые в психологии, зависят от характера решаемых задач и от исходных теоретических позиций исследователя. Б.Г. Ананьев выделил 4 группы методов психологии: 1 группа – организационные методы (определяют общий способ организации исследования). К ним относятся сравнительный (метод поперечных срезов), лонгитюдный (метод «продольных срезов») и комплексный метод (междисциплинарное изучение объекта). 2 группа – эмпирические методы (позволяющие получить первичные данные об изучаемом явлении. К ним относятся наблюдение и эксперимент. 3 группа – методы обработки данных, подразумевают статистический и качественный анализ первичных данных (сопоставление, сравнение). 4 группа – интерпретационные методы, приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.
5 группа (выделены в современной психологии) – методы психологического воздействия, специфические приёмы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью. Особое место занимают эмпирические методы, это наблюдение и эксперимент.
Дайте определение понятию «наблюдение». Опишите наблюдение как основной метод психологии. Сделайте вывод о достоинствах и недостатках наблюдения. Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются. Главной особенностью наблюдения как метода психологического явления является то, что исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых и они протекают естественно. Достоинством является также доступность и дешевизна средств, богатство собираемых сведений. Недостатки: 1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые явления недоступны наблюдателю. 2. Невозможность повторного наблюдения тождественных фактов. 3. Трудность установления причин явления: слитность наблюдаемых фактов с попутными явлениями; много неучитываемых условий; возможность субъективизма. 4. Трудность статистической обработки. Требования к методу наблюдения: 1. Наблюдение должен проводить человек, к которому дети привыкли. 2.Наличие цели (для чего? с какой целью? Например, определить статус ребёнка в группе). 3.Выбрать объект (какие дети будут наблюдаться), предмет и ситуацию (условия, наиболее характерные для изучаемого явления) наблюдения (что наблюдать? – Например, взаимоотношения детей в игровой деятельности во вторую половину дня). 4.Продумать план (чем более подробным будет план, тем точнее окажутся результаты наблюдения), протоколы наблюдения.
5.Выбрать способ наблюдения: менее влияющий на исследование объекта и наиболее эффективный (как наблюдать? Например, внешнее (со стороны) или же включённое (во время руководства игрой детей). Необходимы «законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним. 6. Определить способ регистрации наблюдаемого (как вести запись? – протоколирование с помощью условных значков, стенографирования; магнитофонная запись, фото-, кино-, видеорегистрация). Регистрация должна быть немедленная, систематическая и возможно полная (факты, а не их истолкование). Записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ. 7. При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два наблюдателя и более. Каждый должен иметь точно определённые цели и свои задачи наблюдения. 8. Полученную информацию обработать и объяснить (Каков результат?) 9. Систематичность проводимых наблюдений и в течение длительного времени с тем, чтобы было достаточно данных о наблюдаемом явлении. Существует несколько видов наблюдения по разным основаниям. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым выделяют включённое наблюдение (наблюдатель участвует в деятельности группы, за которой ведётся наблюдение на правах её участника) и невключённое наблюдение (отсутствует контакт наблюдателя с объектами). Невключённое наблюдение подразделяется на скрытое (если исследуемые не знают о наблюдении) и открытое. В зависимости от того, когда происходит регистрация результатов, наблюдение может быть сплошным (ход событий фиксируется постоянно) и выборочным (изучаемые процессы фиксируются в определённые промежутки времени). Одна из разнавидностей наблюдения – самонаблюдение – непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках. Мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|