КОНСТРУИРОВАНИЕ из природного материала
«На лесной поляне» Задачи. Продолжать развивать умение детей строить образ с опорой на природный материал и на собственные представления, используя для этого знакомые приемы, освоенные на прошлых занятиях; овладевать анализом природного материала как основы для получения разных выразительных образов. Учить детей находить место своей поделке в общей композиции. Развивать воображение и творчество. Материалы, инструменты, оборудование. Разнообразный природный материал в достаточном количестве, пластилин для крепления, макет лесной поляны из крупных шишек, из распиленных сучков дерева в качестве «елок», пеньков, желудей, мха, муляжей грибов, нескольких укрепленных на подставках веток, похожих на кроны деревьев И пр. (Можно использовать и готовые плоскостные елки и деревья из настольного театра.) 183 Содержание занятия. Воспитатель приглашает детей в «мастерскую» Старичка-лесовичка — к большому столу, на котором заранее расставляется макет лесной поляны, от его имени предлагает детям смастерить «жителей» лесной поляны, и всем вместе придумать интересную историю, которая могла с ними произойти. Воспитатель вспоминает с детьми, какие звери живут в лесах, у кого из них какой «дом», и обращает внимание детей на природный материал. Дети рассматривают его на предмет похожести на какого-либо лесного зверя, изготавливают поделки по своему замыслу. Детям, быстро завершившим свою работу, можно предложить смастерить что-либо для «лесной полянки» — пенек с грибами из желудей, деревья, елки и пр. Готовые поделки дети приносят на макет, размещают, рассказывают о своей работе. Изготовленный макет вместе с поделками убирается до следующего занятия, работа с ним будет продолжена.
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Откуда стол пришел» Задачи. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать события в определенной последовательности (на примере изготовления деревянной мебели), учить выделять и называть признаки предметов, знакомить детей со свойствами дерева, различными инструментами, приобщать детей к традиционной культуре через знакомство с народными промыслами (Хохлома). Предварительная работа. Составление «коллекции» деревянных вещей (игрушки, посуда, детали конструктора, игрушечная мебель и т. д.). Материал. Предметы, сделанные из дерева; небольшое расколотое полено, дощечки (например, от деревянных ящиков); карточки с изображениями инструментов столяра и плотника (пила,топор,рубанок, молоток, клещи и др.); молоток и гвозди. Содержание занятия. Воспитатель рассматривает с детьми расколотое полено и дощечки, обсуждает с детьми, что нужно было сделать, чтобы получилось полено — распилить дерево пилой, расколоть топором (показывает картинки с изображением этих инструментов). Спрашивает детей, видел ли кто-нибудь из них, как пилят дерево, колют дрова. Дети осторожно пробуют поверхность дерева, проверяют, гладкое оно или шершавое. Воспитатель рассказывает, что гладким дерево делают с помощью рубанка, показывает его на картинке. 184 Дети вместе с воспитателем рассматривают разные деревянные предметы, называют их свойства — гладкие или шершавые, легкие или тяжелые, прочные или хрупкие; от дерева можно отломить щепку, твердые предметы оставляют на поверхности дерева царапины и т. д. Воспитатель обращает внимание детей на цвет дерева, его узоры. Вместе с детьми вспоминает, какими инструментами можно резать разные виды материалов (что можно резать ножницами, пилой, ножом, тонкой проволокой); чем можно разрезать бумагу, ткань, распилить бревно, расколоть полено и т. д.
Воспитатель показывает, а затем осторожно пробуют повторить сами дети, как по-разному входят большие и маленькие гвозди в кусок пластилина, в землю, в дерево, в металл, в пенопласт, в воду. Воспитатель вместе с детьми делает выводы, выясняет, для чего нужны гвозди. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел». Обращает их внимание на то, что такое «глазок», по возможности, показывает его. Воспитатель обсуждает с детьми, что еще человек делает из дерева (например, стул, шкаф, тумбочку, скамейку, рамку для фотографий, матрешку, кубики, волчок и т. д.). Воспитатель спрашивает, как можно одним словом назвать стол, стул, шкаф и тумбочку (мебель), матрешку, кубики и волчок (игрушки) и т. д. Дети делятся на две команды и по очереди называют, что можно сделать из дерева (стол, стул, кровать, табурет, шкаф, дверь, ящики, рамку для картины, игрушки, кубики, карандаши, полки, ложки, миски и т. д.). Воспитатель рассказывает, что из какого дерева сделано: из липы, березовой коры, дуба, ореха и т. п. (обращая особое внимание на те предметы, которыми знаменит именно их регион). Воспитатель показывает расписные деревянные ложки. Обсуждает с детьми, какую еще деревянную посуду они знают, почему удобно есть деревянными ложками (например, от горячего супа или каши ложка не нагревается, ей нельзя обжечься). Рассматривают, как расписана посуда. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ 1. Нельзя самому трогать и брать в руки инструменты взрослых 2. Нельзя подсовывать руки к тому месту, где пилят, рубят, струга 3. Острые предметы нужно брать осторожно, не за острую часть. 4. Острые предметы нельзя направлять в сторону другого человека. 5. Ножницы нужно передавать кольцами к человеку. После занятия. На занятии по лепке дети знакомятся с деревянной богородской игрушкой. 185
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|