Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математические представления





 


 

 

 


 


Занятие № 15

Задачи Учить детей систематизировать предметы по выделенному признаку - по высоте и по длине, строить ряд из шести предметов (когда разница в размере составляет 1,5 см).

Учить детей считать предметы на ощупь.

Развивать у детей общий ритм и темп действий.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма-

"^Шесть полосок разных неповторяющихся цветов, каждая последую­щая длиннее предыдущей на 1,5 см, самая длинная - примерно 30 см.

Мешочек.

Природный материал.

Подносы по числу видов природного материала.

Салфетка.

Раздаточный материал:

Счетная карточка.                                                             й

Шесть разноцветных полосок одной и той же ширины с разницей в длине 1,5 см. Желательно наличие нескольких комплектов полосе различных по сочетанию цветов (например, в одном комплекте сами длинная — синяя, в другом — зеленая и т. п.).

330

Содержание занятия. Методика проведения первой части изложе­на в занятиях № 4 и 6 (единственное отличие — увеличивается количе­ство полосок до шести). Дополнительно к описанному в занятиях № 4 и 6 на этом занятии дети будут сами выкладывать ряд и устанавливать отношения между полосками.

Воспитатель просит одну половину детей выложить на своих счет­ных карточках «заборчики», а вторую — «лесенки» из шести полосок. А потом рассказать, что получилось: какая по цвету самая длинная — высокая, какая самая короткая — низкая; какого цвета вторая по счету полоска и т. д. Получив ответ одного из детей, воспитатель спрашивает остальных: «У кого так же?» Дети, имеющие тот же результат в своем выкладывании полосок, встают.

Игра «Чудесный мешочек»

Для счета на ощупь воспитатель подбирает природный материал: это могут быть камушки, желуди, небольшие шишки, ракушки, грец­кие орехи, каштаны, бобы (или фасоль), косточки от персиков и т. п. Каждого вида должно быть по пять штук. Предварительно весь при­родный материал находится на подносиках на столе у воспитателя. Воспитатель показывает детям каждый вид природного материала и уточняет с детьми его название. Затем воспитатель накрывает все это салфеткой и незаметно для детей кладет в мешочек один из видов при- / родного материала. Вначале воспитатель показывает детям, как надо определять, что находится в мешочке и сколько. Она с загадочным ви­дом опускает руку в мешочек, не называя, что там, говорит: «Узнала! Узнала! И посчитала!». Дети спрашивают: «Что там? И сколько?». Вос­питатель: «Три шишки». После чего достает руку с шишками из мешоч­ка и показывает детям.

С помощью считалки выбирается Водящий. Водящий сам выбирает себе пару. Они выходят из групповой комнаты. Воспитатель жестом показывает, что именно она положит в мешочек, дети кивают, согла­шаясь. Воспитатель спрашивает: «Сколько? Молча покажите на паль­цах». Дети показывают разное количество пальцев, воспитатель согла­шается на два, показывая два пальца, и, взяв выбранные предметы в другую руку, кладет в мешочек.

Дети зовут водящих. Один из водящих по договоренности с товари­щем запускает руку в мешочек, определяет на ощупь, что и сколько ле­жит в мешочке, и, не доставая, говорит результат: «Два камушка». Де­ти предлагают второму водящему проверить. Второй водящий, опуская Руку в мешочек, проверяет и говорит: «Два камушка». После чего до­стает их и показывает всем.

Игра повторяется три-четыре раза со сменой вида природного мате­риала и его количества (до пяти предметов) и со сменой водящих.

Игра «Эхо»

Воспитатель выясняет с детьми, знают ли они, что такое эхо, как Учит эхо. Дети могут быть знакомы с эхом по мультфильмам, кино-

331

фильмам, по прогулкам в лесу, в горах и др. Воспитатель изображает, как она зовет кого-то в лесу, и сама себе после небольшой паузы отве­чает. «Теперь я буду вашим эхом», — говорит воспитатель. Просит двух-, трех детей одновременно громко сказать одно и тоже слово. Дети дого­вариваются. На счет воспитателя «один, два, три» — громко говорят, например: «Юла». Воспитатель выдержав небольшую паузу вторит: «Юла-а-а». Воспитатель играет роль эха еще два-три раза с другими группками детей. Затем договаривается с детьми, что теперь они будут ее эхом: она будет издавать звуки, а они с небольшой паузой отвечать тем же звуком. Предварительный показ: воспитатель хлопает в ладоши два раза, приподнимает ладони, дети тоже поднимают, воспитатель по­дает знак кивком головы, одновременно с воспитателем дети хлопают два раза. Затем начинается игра: воспитатель хлопает два раза, дети по­сле небольшой паузы, ориентируясь на знак воспитателя — кивок го­ловой, хлопают тоже два раза, стараясь сделать это одновременно. Иг­ра с хлопками повторяется три-четыре раза. Затем ее один-два раза можно повторить со словами вместо хлопков.

После чего воспитатель встает и топает ногами. Дети, как эхо, по­вторяют за ней. Воспитатель топает еще раз, ускорив темп. Дети повто­ряют.

АППЛИКАЦИЯ

«Елочки-красавицы» (изготовление панорамных новогодних открыток)

Задачи. Вызвать желание создать поздравительные открытки свои­ми руками.

Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз.

Познакомить с техникой создания панорамных открыток с объем­ными элементами.

Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знако­мые приемы декорирования аппликативного образа (оформлять со­зданные формы ритмом красочных мазков и пятен).

Предварительная работа. Составление коллекции новогодних по­здравительных открыток, рассматривание елки и зарисовка с натуры или по представлению; геометрическая мозаика «Сложи елочку», рисо­вание новогодней елочки в свободной художественной деятельности.

Материалы, инструменты, оборудование. Поздравительные от­крытки хорошего качества с изображением елочек, настенный пере­кидной календарь с красивым рисунком новогодней елки; листы бума­ги яркого цвета и слаботонированные (светло-голубые, светло-желтые, нежно-розовые, нежно-сиреневые и пр.) — на выбор детям; ножницы,

332

коробочки для обрезков, клей и клеевые кисточки или клеящие каран­даши; простые карандаши для создания контурного рисунка новогод­ней елочки, краски гуашевые, кисточки, баночки с водой, салфетки матерчатые и бумажные.

Несколько высокохудожественных открыток с панорамными дета­лями, изготовленных промышленным способом; три-четыре открытки с панорамными элементами, выполненные воспитателем накануне за­нятия.

Содержание занятия. Воспитатель читает стихотворение 3. Алек­сандровой «Елочка»:

Маленькой елочке Холодно зимой. Из лесу елочку Взяли мы домой. Сколько на елочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых... «Елочка-елочка, Яркие огни, Синими бусами, Елочка, звени!

После небольшой паузы воспитатель показывает детям промыш­ленные новогодние открытки с изображением праздничной (нарядной елки, особое внимание обращает на открытки с панорамными, по­движными элементами, с шутками и сюрпризами; предлагает полюбо­ваться ими и самим смастерить необычные поздравительные Открытки
в подарок родителям на Новый год.                                

Затем воспитатель показывает детям, каким образом складывается бумага для открытки (пополам, сгиб аккуратно разглаживается, или дважды пополам с образованием окошка и ставенок, закрываю­щих изображение; см. рис.).

Воспитатель спрашивает детей, догадались ли они, каким образом можно смастерить подвижные картинки. Дети высказывают свои до­гадки. Воспитатель демонстрирует способ создания панорамных дета­лей, доступный старшим дошкольникам, и комментирует свои дейст­вия:

— Беру бумажный прямоугольник зеленого цвета, складываю по­полам, рисую половинку елочки так, чтобы ствол был на сгибе, выре­заю и приклеиваю за кончики нижних веточек посередине открытки; елочку при этом приподнимаю, чтобы она не ложилась на фон полно­стью, а слегка выступала над ним. Когда открытка закрывается, елочка складывается уголком и «прячется». И наоборот, когда открытка рас­крывается, елочка выступает над фоном. Теперь осталось нарядить нашу елочку, чтобы она стала красивой, праздничной, веселой и позвала всех в хоровод.

333

Воспитатель уточняет, как дети поняли показ и объяснение. Сове­тует выбрать бумагу по своему желанию и начинать мастерить открыт­ки с сюрпризом.

В ходе работы воспитатель помогает детям советами, повторно по­казывает открытку с елочкой или другими панорамными деталями.

В конце занятия дети показывают открытки друг другу, рассказыва­ют, как они будут поздравлять родителей, бабушек и дедушек с ново­годним праздником.

 

 


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Дед Мороз и Санта-Клаус»

Задачи. Знакомить детей с традициями родной культуры и обычая­ми разных народов.

Материалы, инструменты, оборудование. Куклы или изображения Деда Мороза и Санта-Клауса, календари, открытки, изображение тере­ма Деда Мороза.

Содержание занятия. Воспитатель рассматривает вместе с детьми изображения Деда Мороза и Санта-Клауса, отмечает, чем они похожи и чем отличаются: у Деда Мороза длинная шуба, подвязанная поясом, в руках посох; у Санта-Клауса короткая куртка, черный ремень с пряж­кой, красные штаны, заправленные в сапоги. Дед Мороз приезжает на санях, запряженных тройкой лошадей, а сани Санта-Клауса везут се­верные олени.

Воспитатель рассказывает детям, что дом Деда Мороза находится на Севере, в городе Великий Устюг, в старинном доме, который называет­ся терем. Вместе с детьми рассматривает иллюстрацию, на которой изображен терем Деда Мороза: какие у этого терема стены, крыша, ок­на, чем он отличается от современных домов.

Воспитатель рассказывает детям, что они могут написать письмо Деду Морозу и попросить его исполнить свое желание, обсуждает с ни­ми, какое желание они хотели бы попросить исполнить Деда Мороза.

Воспитатель рассказывает детям, что в других странах мальчики и девочки пишут письма Санта-Клаусу с просьбами, что они хотели бы получить в подарок. Перед наступлением праздничной ночи они веша­ют на спинки кроватей специальные чулочки для подарков, а на ка-

334

минную полку кладут морковку для оленя Санта-Клауса. Раньше дети верили, что Санта-Клаус спускается с дом по каминной трубе и остав­ляет для послушных детей подарки ночью, когда они спят.

В детских садах других стран дети к празднику учат песни, украша­ют групповые помещения ветками елок, сосен, омелы, звездочками, шарами, блестящими игрушками, ангелами, колокольчиками, ягнята­ми, гусями; ставят свечи, вешают венки.

С первого по двадцать четвертое декабря дети ждут наступления праздника и каждый день открывают одну дверку особого календаря. Там они находят что-то сладкое (конфету, шоколадку) или картинку. Если в детском саду устраивается праздник, то все дети получают, как правило, небольшой подарок. Дома у детей стоит елка, празднично ук­рашенная ангелочками, свечками, шариками, яблоками, игрушками, звездочками, золотым и серебряным дождем. Традиционные игрушки делаются из дерева или латуни. Во дворах расставляется или вывеши­вается угощение для птиц (если дом рядом с лесом, то и для других жи­вотных), на деревья в саду вешаются гирлянды электрических лампо­чек. Вечером 24-го или утром 25-го декабря происходит торжественная церемония раздачи детям подарков. В добавление к подаркам дети по­лучают сладости: шоколад, орехи, печенье, яблоки. Взрослые тоже по­здравляют друг друга и дарят подарки.

В России, по старинному обычаю, снег посыпают чем-нибудь разно­цветным, в сугробы втыкают сухие цветы. Иногда кладут между окон­ных рам вату, украшают ее цветными нитками, сухими цветами, картин­ками. Раньше в доме все посыпали сеном и соломой, сейчас подвешива­ют серпантин, гирлянды, кусочки ваты или вырезанные из бумаги снежинки на нитках, игрушки из бумаги. Воспитатель вместе с детьми разглядывает изображения праздни­ков и описывает их. Обсуждает с детьми, чем похожи и чем отличают­ся Дед Мороз и Санта-Клаус.

Воспитатель обсуждает с детьми, как поздравляют люди Друг друга на Новый год, что желают друг другу. Воспитатель вместе с детьми пробует придумать разные способы поздравления с днем рождения, с именинами, с Новым годом, устанавливает, что можно пожелать в разных случаях.

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как правильно поздравлять друзей и родных с праздниками.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ПОЗДРАВЛЕНИЙ

1. Сначала нужно назвать по имени того человека, к которому ты обращаешься. Потом надо сказать, с каким праздником ты его поздравляешь.

2. Если ты хорошо знаешь этого человека, пожелай ему того, чего ему самому хочется.

3. Если у того, к кому ты обращаешься, есть какие-то неприятности в жизни, пожелай, чтобы они остались в прошлом.

4. Желай того, что желал бы и для себя, но при этом ставь себя на
Место другого.

335

После занятия. На занятии по конструированию дети создают раз­ные дома с новогодними подарками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...