Математические представления
Занятие № 15 Задачи Учить детей систематизировать предметы по выделенному признаку - по высоте и по длине, строить ряд из шести предметов (когда разница в размере составляет 1,5 см). Учить детей считать предметы на ощупь. Развивать у детей общий ритм и темп действий. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма- "^Шесть полосок разных неповторяющихся цветов, каждая последующая длиннее предыдущей на 1,5 см, самая длинная - примерно 30 см. Мешочек. Природный материал. Подносы по числу видов природного материала. Салфетка. Раздаточный материал: Счетная карточка. й Шесть разноцветных полосок одной и той же ширины с разницей в длине 1,5 см. Желательно наличие нескольких комплектов полосе различных по сочетанию цветов (например, в одном комплекте сами длинная — синяя, в другом — зеленая и т. п.). 330 Содержание занятия. Методика проведения первой части изложена в занятиях № 4 и 6 (единственное отличие — увеличивается количество полосок до шести). Дополнительно к описанному в занятиях № 4 и 6 на этом занятии дети будут сами выкладывать ряд и устанавливать отношения между полосками. Воспитатель просит одну половину детей выложить на своих счетных карточках «заборчики», а вторую — «лесенки» из шести полосок. А потом рассказать, что получилось: какая по цвету самая длинная — высокая, какая самая короткая — низкая; какого цвета вторая по счету полоска и т. д. Получив ответ одного из детей, воспитатель спрашивает остальных: «У кого так же?» Дети, имеющие тот же результат в своем выкладывании полосок, встают.
Игра «Чудесный мешочек» Для счета на ощупь воспитатель подбирает природный материал: это могут быть камушки, желуди, небольшие шишки, ракушки, грецкие орехи, каштаны, бобы (или фасоль), косточки от персиков и т. п. Каждого вида должно быть по пять штук. Предварительно весь природный материал находится на подносиках на столе у воспитателя. Воспитатель показывает детям каждый вид природного материала и уточняет с детьми его название. Затем воспитатель накрывает все это салфеткой и незаметно для детей кладет в мешочек один из видов при- / родного материала. Вначале воспитатель показывает детям, как надо определять, что находится в мешочке и сколько. Она с загадочным видом опускает руку в мешочек, не называя, что там, говорит: «Узнала! Узнала! И посчитала!». Дети спрашивают: «Что там? И сколько?». Воспитатель: «Три шишки». После чего достает руку с шишками из мешочка и показывает детям. С помощью считалки выбирается Водящий. Водящий сам выбирает себе пару. Они выходят из групповой комнаты. Воспитатель жестом показывает, что именно она положит в мешочек, дети кивают, соглашаясь. Воспитатель спрашивает: «Сколько? Молча покажите на пальцах». Дети показывают разное количество пальцев, воспитатель соглашается на два, показывая два пальца, и, взяв выбранные предметы в другую руку, кладет в мешочек. Дети зовут водящих. Один из водящих по договоренности с товарищем запускает руку в мешочек, определяет на ощупь, что и сколько лежит в мешочке, и, не доставая, говорит результат: «Два камушка». Дети предлагают второму водящему проверить. Второй водящий, опуская Руку в мешочек, проверяет и говорит: «Два камушка». После чего достает их и показывает всем. Игра повторяется три-четыре раза со сменой вида природного материала и его количества (до пяти предметов) и со сменой водящих. Игра «Эхо» Воспитатель выясняет с детьми, знают ли они, что такое эхо, как 3вУчит эхо. Дети могут быть знакомы с эхом по мультфильмам, кино-
331 фильмам, по прогулкам в лесу, в горах и др. Воспитатель изображает, как она зовет кого-то в лесу, и сама себе после небольшой паузы отвечает. «Теперь я буду вашим эхом», — говорит воспитатель. Просит двух-, трех детей одновременно громко сказать одно и тоже слово. Дети договариваются. На счет воспитателя «один, два, три» — громко говорят, например: «Юла». Воспитатель выдержав небольшую паузу вторит: «Юла-а-а». Воспитатель играет роль эха еще два-три раза с другими группками детей. Затем договаривается с детьми, что теперь они будут ее эхом: она будет издавать звуки, а они с небольшой паузой отвечать тем же звуком. Предварительный показ: воспитатель хлопает в ладоши два раза, приподнимает ладони, дети тоже поднимают, воспитатель подает знак кивком головы, одновременно с воспитателем дети хлопают два раза. Затем начинается игра: воспитатель хлопает два раза, дети после небольшой паузы, ориентируясь на знак воспитателя — кивок головой, хлопают тоже два раза, стараясь сделать это одновременно. Игра с хлопками повторяется три-четыре раза. Затем ее один-два раза можно повторить со словами вместо хлопков. После чего воспитатель встает и топает ногами. Дети, как эхо, повторяют за ней. Воспитатель топает еще раз, ускорив темп. Дети повторяют. АППЛИКАЦИЯ «Елочки-красавицы» (изготовление панорамных новогодних открыток) Задачи. Вызвать желание создать поздравительные открытки своими руками. Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз. Познакомить с техникой создания панорамных открыток с объемными элементами. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приемы декорирования аппликативного образа (оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен). Предварительная работа. Составление коллекции новогодних поздравительных открыток, рассматривание елки и зарисовка с натуры или по представлению; геометрическая мозаика «Сложи елочку», рисование новогодней елочки в свободной художественной деятельности. Материалы, инструменты, оборудование. Поздравительные открытки хорошего качества с изображением елочек, настенный перекидной календарь с красивым рисунком новогодней елки; листы бумаги яркого цвета и слаботонированные (светло-голубые, светло-желтые, нежно-розовые, нежно-сиреневые и пр.) — на выбор детям; ножницы,
332 коробочки для обрезков, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши; простые карандаши для создания контурного рисунка новогодней елочки, краски гуашевые, кисточки, баночки с водой, салфетки матерчатые и бумажные. Несколько высокохудожественных открыток с панорамными деталями, изготовленных промышленным способом; три-четыре открытки с панорамными элементами, выполненные воспитателем накануне занятия. Содержание занятия. Воспитатель читает стихотворение 3. Александровой «Елочка»: Маленькой елочке Холодно зимой. Из лесу елочку Взяли мы домой. Сколько на елочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых... «Елочка-елочка, Яркие огни, Синими бусами, Елочка, звени! После небольшой паузы воспитатель показывает детям промышленные новогодние открытки с изображением праздничной (нарядной елки, особое внимание обращает на открытки с панорамными, подвижными элементами, с шутками и сюрпризами; предлагает полюбоваться ими и самим смастерить необычные поздравительные Открытки Затем воспитатель показывает детям, каким образом складывается бумага для открытки (пополам, сгиб аккуратно разглаживается, или дважды пополам с образованием окошка и ставенок, закрывающих изображение; см. рис.). Воспитатель спрашивает детей, догадались ли они, каким образом можно смастерить подвижные картинки. Дети высказывают свои догадки. Воспитатель демонстрирует способ создания панорамных деталей, доступный старшим дошкольникам, и комментирует свои действия: — Беру бумажный прямоугольник зеленого цвета, складываю пополам, рисую половинку елочки так, чтобы ствол был на сгибе, вырезаю и приклеиваю за кончики нижних веточек посередине открытки; елочку при этом приподнимаю, чтобы она не ложилась на фон полностью, а слегка выступала над ним. Когда открытка закрывается, елочка складывается уголком и «прячется». И наоборот, когда открытка раскрывается, елочка выступает над фоном. Теперь осталось нарядить нашу елочку, чтобы она стала красивой, праздничной, веселой и позвала всех в хоровод.
333 Воспитатель уточняет, как дети поняли показ и объяснение. Советует выбрать бумагу по своему желанию и начинать мастерить открытки с сюрпризом. В ходе работы воспитатель помогает детям советами, повторно показывает открытку с елочкой или другими панорамными деталями. В конце занятия дети показывают открытки друг другу, рассказывают, как они будут поздравлять родителей, бабушек и дедушек с новогодним праздником.
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Дед Мороз и Санта-Клаус» Задачи. Знакомить детей с традициями родной культуры и обычаями разных народов. Материалы, инструменты, оборудование. Куклы или изображения Деда Мороза и Санта-Клауса, календари, открытки, изображение терема Деда Мороза. Содержание занятия. Воспитатель рассматривает вместе с детьми изображения Деда Мороза и Санта-Клауса, отмечает, чем они похожи и чем отличаются: у Деда Мороза длинная шуба, подвязанная поясом, в руках посох; у Санта-Клауса короткая куртка, черный ремень с пряжкой, красные штаны, заправленные в сапоги. Дед Мороз приезжает на санях, запряженных тройкой лошадей, а сани Санта-Клауса везут северные олени. Воспитатель рассказывает детям, что дом Деда Мороза находится на Севере, в городе Великий Устюг, в старинном доме, который называется терем. Вместе с детьми рассматривает иллюстрацию, на которой изображен терем Деда Мороза: какие у этого терема стены, крыша, окна, чем он отличается от современных домов. Воспитатель рассказывает детям, что они могут написать письмо Деду Морозу и попросить его исполнить свое желание, обсуждает с ними, какое желание они хотели бы попросить исполнить Деда Мороза. Воспитатель рассказывает детям, что в других странах мальчики и девочки пишут письма Санта-Клаусу с просьбами, что они хотели бы получить в подарок. Перед наступлением праздничной ночи они вешают на спинки кроватей специальные чулочки для подарков, а на ка- 334 минную полку кладут морковку для оленя Санта-Клауса. Раньше дети верили, что Санта-Клаус спускается с дом по каминной трубе и оставляет для послушных детей подарки ночью, когда они спят. В детских садах других стран дети к празднику учат песни, украшают групповые помещения ветками елок, сосен, омелы, звездочками, шарами, блестящими игрушками, ангелами, колокольчиками, ягнятами, гусями; ставят свечи, вешают венки.
С первого по двадцать четвертое декабря дети ждут наступления праздника и каждый день открывают одну дверку особого календаря. Там они находят что-то сладкое (конфету, шоколадку) или картинку. Если в детском саду устраивается праздник, то все дети получают, как правило, небольшой подарок. Дома у детей стоит елка, празднично украшенная ангелочками, свечками, шариками, яблоками, игрушками, звездочками, золотым и серебряным дождем. Традиционные игрушки делаются из дерева или латуни. Во дворах расставляется или вывешивается угощение для птиц (если дом рядом с лесом, то и для других животных), на деревья в саду вешаются гирлянды электрических лампочек. Вечером 24-го или утром 25-го декабря происходит торжественная церемония раздачи детям подарков. В добавление к подаркам дети получают сладости: шоколад, орехи, печенье, яблоки. Взрослые тоже поздравляют друг друга и дарят подарки. В России, по старинному обычаю, снег посыпают чем-нибудь разноцветным, в сугробы втыкают сухие цветы. Иногда кладут между оконных рам вату, украшают ее цветными нитками, сухими цветами, картинками. Раньше в доме все посыпали сеном и соломой, сейчас подвешивают серпантин, гирлянды, кусочки ваты или вырезанные из бумаги снежинки на нитках, игрушки из бумаги. Воспитатель вместе с детьми разглядывает изображения праздников и описывает их. Обсуждает с детьми, чем похожи и чем отличаются Дед Мороз и Санта-Клаус. Воспитатель обсуждает с детьми, как поздравляют люди Друг друга на Новый год, что желают друг другу. Воспитатель вместе с детьми пробует придумать разные способы поздравления с днем рождения, с именинами, с Новым годом, устанавливает, что можно пожелать в разных случаях. На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как правильно поздравлять друзей и родных с праздниками. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ПОЗДРАВЛЕНИЙ 1. Сначала нужно назвать по имени того человека, к которому ты обращаешься. Потом надо сказать, с каким праздником ты его поздравляешь. 2. Если ты хорошо знаешь этого человека, пожелай ему того, чего ему самому хочется. 3. Если у того, к кому ты обращаешься, есть какие-то неприятности в жизни, пожелай, чтобы они остались в прошлом. 4. Желай того, что желал бы и для себя, но при этом ставь себя на 335 После занятия. На занятии по конструированию дети создают разные дома с новогодними подарками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|