Упражнение 11. «Писатель». Упражнение 12. «Словесный пазл». Упражнение 13. «Крест-накрест». Упражнение 14. «Тарелка»
Упражнение 11. «Писатель» Заранее подготовьте текст или сложное предложение, в котором пропущены основные смысловые блоки. Важное условие: в начале и в конце текста должны быть заданы какие-либо логические метки, и в тексте должны быть посылы к органам чувств или эмоциям – видеть, слышать, ощущать запах или прикосновение, вспоминать и пр. Например: «В лесу стояла… Воздух был очень… Все это вызывало ощущение того, что… И действительно, скоро начался…» Предложите ребенку несколько раз прочитать этот текст, после чего он должен подставить на место каждого многоточия слово или слова, которые считает логичными в данном контексте. В его версии приведенный текст может выглядеть так: «В лесу стояла мертвая тишина. Воздух был очень тяжелым. Все это вызывало ощущение того, что погода скоро испортится. И действительно, скоро начался дождь». Или: «В лесу стояла прекрасная погода. Воздух был очень холодным. Все это вызывало ощущение того, что скоро придет осень. И действительно, скоро начался ледостав». На начальном этапе достаточно сложного предложения, в котором выполнены приведенные выше условия.
2-й уровень сложности По мере того как ребенок начинает все лучше оперировать логикой и комбинировать ее с эмоциональной составляющей текста, следует предложить ребенку занятия с «полноценным» текстом. Тексты для упражнения «Писатель» вы найдете в Приложении. Упражнение 12. «Словесный пазл» Это упражнение носит скорее «развлекательный» характер, но при этом оно очень эффективно развивает способность ребенка объединять разрозненные данные в единую смысловую картину, что требует от него одновременного использования логического и творческого мышления, то есть «сотрудничества» обоих полушарий.
Итак, подготовьте набор слов, которые ничем не связаны между собой. Например: – «лось»; – «качели»; – «ананас»; – «созвездие»; – «елка». Задача ребенка – «собрать» эти слова в предложение, в котором все эти слова объединены общим смыслом. Совсем необязательно, чтобы фраза оказалась «правильной» с общепринятой точки зрения. Сейчас мы стремимся не к этому. Наша задача – раскачать до максимальной амплитуды навык комбинировать логику и воображение и уметь выходить за рамки стандартного мышления. Например: «Лось стоял под елкой, жевал ананас и смотрел на качели, на которых было нарисовано созвездие Большой Медведицы». Упражнение 13. «Крест-накрест» Ребенок сидит за столом, положив ладони на стол крест-накрест – левая ладонь на правой. Вы называете сложную последовательность цифр, предварительно договариваясь с ребенком: каждый раз, когда он слышит цифру «3», он кладет левую руку сверху, а когда слышит «8» – сверху должна быть правая рука. Цифры-метки могут быть другими, но в называемых вами цифрах такие метки должны встречаться несколько раз в различных комбинациях. Например: «5879778463», «14289346963» и т. д. Для ребенка сложность заключается в том, чтобы одновременно использовать память (помнить, какая рука для какой цифры предназначена), концентрацию (быть сосредоточенным на произносимых вами цифрах) и контроль над моторными функциями (оставлять правую руку сверху, когда дважды подряд звучит цифра «8», хотя автоматизм движений будет отдавать команду переложить руку вниз).
2-й уровень сложности Называйте не отдельные цифры, а числа, которые они составляют. Например, последовательность «29435863» должна звучать не как «два, девять, четыре, три, пять, восемь, шесть, три», а как «двадцать девять миллионов четыреста тридцать пять тысяч восемьсот шестьдесят три».
Упражнение 14. «Тарелка» Это упражнение задействует сигналы, отдаваемые и принимаемые мышечными волокнами для синхронизации работы обоих полушарий. Задача достаточно сложная: ребенку необходимо быть одновременно расслабленным и при этом оставаться сосредоточенным, но при регулярном выполнении упражнения эффект, без преувеличения, будет впечатляющим: у детей значительно улучшается навык противостоять стрессовым факторам и оставаться сфокусированным на решении поставленных задач, не позволяя вовлекать себя в «ненужные» ощущения. Исходное положение: стоя, расслабленно, так, как ребенку комфортно, и так, как он сможет сохранять устойчивое положение тела. Предложите ему представить, что у него на макушке стоит тарелка, наполненная водой. Его задача – медленно и плавно раскачиваться верхней частью тела по кругу, по часовой стрелке так, чтобы «не расплескать» воду. При этом каждый раз, когда воображаемая тарелка находится в крайней передней точке, ребенок должен попытаться дотянуться языком до кончика носа, не останавливая движение «тарелки». На начальном этапе больших успехов не будет: каждый раз, высовывая язык, ребенок будет «забывать» продолжать движение корпусом по кругу и будет или останавливаться, или брать паузу, так как нетренированному мозгу сложно одновременно оперировать сигналами, исходящими от разных мускульных групп – скелетных и мышц языка. Но по мере того как уровень подготовки и тренированности будет повышаться, успехи будут все очевиднее, а когда упражнение будет даваться легко, задачу следует усложнить. Один «круг» ребенок делает по часовой стрелке, второй – против. Остальные требования к выполнению упражнения остаются прежними: в крайней передней точке дотягиваться кончиком языка к кончику носа, не замедляя и не останавливая движения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|