Программа занятий с детьми 7–12 лет
Программа занятий с детьми 7–12 лет Важные рекомендации 1. Все асимметричные упражнения (которые выполняются с упором на одну ногу) должны повторяться так же, но для другой ноги. Количество повторов должно быть одинаковым для обеих ног.
2. При проблемах с выполнением упражнений для одной стороны тела (например, ребенок успешно выполняет упражнение «Журавль», стоя на левой ноге, но ему плохо дается то же положение тела с упором на правую ногу) следует больше внимания уделить «неэффективной» стороне. Рекомендованное соотношение повторов: 3: 1 с постепенным сведением повторов к соотношению 1: 1 по мере того, как у ребенка развивается способность удерживать равновесие обеих сторон тела.
3. Если у ребенка плохо развит вестибулярный аппарат или нарушена пространственная ориентация, в начале занятий ему следует помогать: поддерживать за руки, чтобы он чувствовал себя более уверенно и спокойно, а также обязательно страховать его, если упражнение требует сохранения равновесия на одной ноге. Также для таких детей рекомендовано выполнение тренировок с открытыми глазами и без движений головой, даже если упражнение требует этого. Это условие должно соблюдаться до тех пор, пока ребенок не приобретет способность контролировать положение тела, и только затем можно приступать к выполнению упражнений с закрытыми глазами, а потом – с движениями головы.
4. Упражнения, для которых приведена последовательность этапов усложнения, требуют соблюдения следующего условия. На каждом этапе следует задерживаться до тех пор, пока ребенок не станет выполнять упражнение без особого труда. И только затем (! ) переходить к следующей ступени сложности.
5. При выполнении упражнений на развитие равновесия важно следить за тем, чтобы ребенок ощущал себя комфортно. Функции вестибулярного аппарата во многом подчинены психологическому состоянию человека – это хорошо иллюстрирует более или менее выраженная потеря координации или головокружения при стрессе на фоне здоровой нервной системы. Поэтому эффективность упражнений напрямую связана с психоэмоциональным состоянием ребенка. Если ему не удаются какие-либо упражнения и это его расстраивает, следует временно отказаться от их выполнения до тех пор, пока его способность поддерживать равновесие не укрепится с помощью других, более простых упражнений.
6. Все упражнения постепенно должны усложняться. Самый простой и доступный способ – выполнять их с закрытыми глазами. Поурочный план на 60 дней был приведен ранее. Глава 4 Методики эффективного обучения Как вырабатывается навык Есть достаточно известный принцип формирования навыка, который, возможно, известен некоторым из вас. Он невероятно важен, поэтому рассмотрим его детально. К сожалению, в школе этого ребенку точно не расскажут – я опросил значительное количество школьников. Итак, это круг компетенций (рис. 24).
Рис. 24 • Круг компетенций Абсолютно любой навык осваивается именно в данной последовательности. Для примера возьмем три навыка: вождение автомобиля, плавание и умение решать квадратные уравнения (да, это еще не проблема вашего ребенка, но скоро он с ней столкнется). Скорее всего, одним из этих навыков вы точно владеете и поэтому с легкостью будете понимать, о чем я говорю.
1. Бессознательная некомпетентность. Вы не знаете, что существуют автомобили или вода, и тем более не представляете, как с ними можно взаимодействовать. Да и в первом-втором классе вы также не знали, как решать квадратные уравнения, и даже не догадывались об их существовании.
2. Сознательная некомпетентность. Вы знаете, что есть автомобили, есть водоемы, и даже видели квадратное уравнение. Они есть – это факт. При этом есть люди, которые умеют взаимодействовать и с автомобилями, и с водой. Вы понимаете, что некоторые люди умеют водить автомобиль и умеют плавать, а еще понимаете, что и вы можете этому обучиться. Вы, правда, пока не представляете как, но знаете, что можно. То же касается и квадратных уравнений. Есть люди, которые умеют их решать, например учитель, и вы тоже можете научиться их решать.
3. Сознательная компетентность. Наконец-то вы научились водить автомобиль или плавать. Вы знаете, как это делать, то есть знаете полный алгоритм. Правда, есть одна небольшая заминка. Вспомните свои первые дни за рулем без инструктора или первые заплывы. Вспомнили? Да, вы умеете ездить, но вы не понимаете, как некоторые люди умудряются вести машину, говорить по телефону, да еще и музыку слушать. Вам ваших рук и органов чувств абсолютно не хватает, ведь нужно и руль крутить, и за дорогой следить, и знаки замечать, и переключать коробку передач, и смотреть в боковые зеркала. Так же и с плаванием: люди, которые плывут рядом и ведут между собой мирную беседу, кажутся вам суперменами. Да и с решением квадратного уравнения есть определенные проблемы: вы решаете их, когда рядом лежат формулы или пример решения аналогичного уравнения, а вот решить самостоятельно без формул очень трудно. Какова особенность этого периода? Вам необходимо держать процесс под полным сознательным контролем. Да, вы умеете и водить автомобиль, и плавать, и даже решать квадратные уравнения, но проблема в том, что это требует всего вашего внимания и огромных энергетических затрат вашего мозга.
4. Бессознательная компетентность. Вы перешли в лигу избранных. Теперь и вы можете ездить за рулем, да еще и говорить по телефону, и слушать музыку, и все это параллельно. Теперь вы можете плавать в бассейне и рассматривать то, что висит на стенах, а можете вести параллельно разговор с кем-то. Это не столь важно, потому что эти процессы перешли из режима «напряжных» в режим фоновых. Ах да, я совсем забыл о решении квадратных уравнений – правда, вряд ли у вас есть этот навык, если вы, конечно, не оканчивали физико-математический класс.
Возможно, вам кажется, что между третьей и четвертой стадиями нет большой разницы, хотя она огромная даже на уровне физиологии. На четвертой стадии нейроны в вашем мозгу образовали сети устойчивых связей. Теперь этот навык с вами навсегда. Вы когда-нибудь садились на велосипед после нескольких лет отсутствия практики? Если да, то вы наверняка вспомните, что буквально через 30 секунд вы уже могли ездить почти так же хорошо, как и много лет назад. Это относится ко всем навыкам, начиная от езды на автомобиле и заканчивая владением иностранным языком. В русском языке есть одна крылатая фраза, описывающая этот феномен: «Опыт не пропьешь». Она не совсем верна и в более правильной версии звучала бы так: «Навык не пропьешь». Вся проблема в том, что навыков, которые у нас перешли из третьей стадии в четвертую, практически нет, не считая тех, получение которых было жизненно необходимо, – например, навык езды на автомобиле. Огромный минус третьей стадии в том, что нейронные связи еще только начинают появляться и не превратились в устойчивую структуру. Если не перейти из третьей стадии в четвертую сразу, то через некоторое время это умение забывается. Да, так устроена наша память: она со временем убирает все, что нам не нужно. Природа устроена максимально рационально, поэтому, если вы не перевели какой-то навык из третьей стадии в четвертую, он скоро забудется. Это отчетливо видно на примере тех, кто окончил автошколу, получил права и не ездил сразу: буквально через пару месяцев вам придется осваивать вождение с нуля. Проблема обучения в школе состоит в том, что практически никакие навыки не переводятся из третьей стадии в четвертую. Вас, например, не удивляет, что в школе мы учили английский язык практически 10 лет и так и не научились на нем свободно говорить? А на некоторых курсах этого добиваются буквально за 3–6 месяцев. Даже решение большинства типовых задач не доведено до уровня навыка. Поэтому вы даже не можете с ходу решить большинство школьных задач, хотя в свое время вроде бы знали, как они решаются. К чему я все это рассказываю? К тому, чтобы вы поняли основное: чтобы ребенок научился правильно запоминать, в него нужно внедрить эти технологии до уровня навыков, чтобы он мог пользоваться этим всю свою жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|