Принцип целостности. Принцип фокусировки. Образность памяти. Предметные и абстрактные образы
Принцип целостности Для того чтобы у ребенка было четкое представление о предмете, он должен первоначально увидеть предмет целиком и понять, что предстоит изучать и какие темы к чему относятся. Так в дальнейшем он сможет привязывать новые знания к уже имеющимся и строить в своей голове целостную систему. Это один из главных принципов работы нашей памяти. Мы строим целостное представление о мире. А для представления о мире в целом и о конкретных предметах в частности нам нужно сформировать единую систему представлений. При этом неважно, откуда вы получили эту информацию: из книг, узнали в школе или увидели по телевизору. Так у вас формируется целостная картина какого-то предмета – например, истории. И конечно, намного лучше, если она сформируется в результате получения вами объективных знаний, а не под влиянием художественных исторических сериалов. Что отличает высококлассного специалиста в любой области – например, врача-окулиста? Именно его целостные теоретические знания о строении и физиологии глаз и всевозможных их заболеваниях, подкрепленные практическим опытом. Высококлассному врачу достаточно пятиминутного осмотра, чтобы определить 80 % заболеваний, для выявления практически всех остальных заболеваний ему нужны результаты анализов и чуть больше времени. Еще больше времени понадобится для диагностики 0, 1 % редких заболеваний, с которыми он даже не сталкивался, но из теории знает, что такие бывают, и понимает, где искать о них информацию. То же самое с высококлассным юристом, да и практически со всеми представителями различных специальностей. Для того чтобы ребенок, окончив школу, стал человеком образованным и мог поддержать любую беседу, ему необходимо целостное представление о школьных предметах.
Поэтому старайтесь сами, особенно в младших классах, давать ребенку целостное представление о предмете. Это значительно улучшит процесс усвоения школьной программы. Принцип фокусировки Мне искренне жаль родителей, которые поддаются давлению большинства учителей и просто убивают мотивацию своих детей. Банальная история: у мальчика 6-го класса выходит тройка по русскому языку и пятерка по биологии, он даже участвует в олимпиадах по биологии (привожу пример 6-го класса, поскольку в начальной школе еще нет четкого разделения по предметам). Его родителей вызывают в школу и говорят, что с биологией у вас все хорошо, а русский нужно подтянуть. Ребенку нанимают репетитора по русскому языку, и теперь вся его жизнь связана именно с этим предметом… Нет, я не говорю, что нужно наплевать на большинство школьных предметов. Базовые знания должны быть у всех. Я лишь говорю о том, на чем нужно сфокусировать свое внимание при обучении ребенка. Старайтесь сфокусироваться на сильных сторонах ребенка и помочь ему развить их. Да, подтягивать слабые тоже нужно, но основной фокус внимания должен быть направлен на сильные стороны. Для наглядности объясню на примере. У вас есть какая-то проблема со здоровьем (не дай бог, конечно, но все же) – например, с сердцем. К какому кардиологу вы идете? Правильно, к самому лучшему, если, конечно, финансы это вам позволяют. Приходите вы к нему на прием и просите его: «А покажите, пожалуйста, ваш аттестат. Ой! Какой ужас! У вас ведь тройки по русскому и литературе – наверное, мне нужно к другому кардиологу». Смешно? Конечно, смешно. Вам все равно, как у него с орфографией, вам абсолютно все равно, умеет он решать задачи по физике или нет. Вы готовы закрыть глаза на все его недостатки. Самое главное – он самый лучший кардиолог, и вы платите ему именно за это.
Образность памяти. Предметные и абстрактные образы Я думаю, что не открою Америку, если скажу, что запоминаем мы исключительно образы (а еще звуки, запахи, ощущения в теле). Вполне понятно, почему ребенок так легко запоминает и пересказывает сказки и истории: в голове у него разворачивается все действо сказки с яркими образами. А вот, например, с выучиванием стихов возникают проблемы. Наиболее ярко эти проблемы проявляются, когда ребенка обучили зубрить. Зубрежка – один из наименее эффективных методов запоминания, который, кроме отвращения, ничего у ребенка не вызывает. Для того чтобы что-то запомнить, нужно это представить. Представьте, например, стол или яблоко. Отлично! Теперь представьте пространство или даль. С этим уже возникают определенные сложности. Почему? Просто стол и яблоко – это предметы. При произнесении этих слов в мозгу сразу появляются четкие картинки. Конечно, у каждого своя картинка, но есть общие черты для этих предметов, конкретные параметры: цвет, размеры, материал, съедобность, масса, запах и т. д. Теперь перейдем к абстрактным понятиям. Пространство. Вы можете четко описать это слово? Наделить параметрами? Какова масса пространства? Каковы его размеры? Съедобно ли оно? Из чего сделано? Нет. Поэтому человеческая память не может запомнить это слово столь же легко, как, например, слово «стол». В связи с этим абстрактным словам нужно давать ассоциации из мира предметов. Например: пространство – компас; даль – подзорная труба; время – часы. Откажитесь от зубрежки – старайтесь научить ребенка запоминать максимально эффективно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|