Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выход из зоны комфорта. Разделяй и властвуй




Выход из зоны комфорта

Принципы развития когнитивных (умственных) способностей сродни тренировкам тяжелоатлетов. Физиологически, конечно, мозг не мышца, хотя принципы его тренировки аналогичны тренировкам спортивным. Для любого развития и успешного обучения нужен выход из зоны комфорта. Давайте посмотрим, как тренируется тяжелоатлет (рис. 25).

 


 

Рис. 25

 

 

Например, спортсмен качает грудные мышцы. Он делает жим стоя (поднимает штангу над собой). При этом, если максимальный вес, который он может поднять один раз, – 70 кг, то атлет немного снижает его – например до 67 кг – и поднимает восемь раз, причем восьмой раз он поднимает с огромным усилием воли и мышц. Именно такой подход позволяет мышцам расти. Так с каждой тренировкой атлет прибавляет небольшой вес (система тренировок намного сложнее, я описал лишь общие принципы).

Теперь представим, что спортсмен поднимал бы вес в 40 кг 40 раз. Росли бы его грудные мышцы? Естественно, нет. В лучшем случае он сохранял бы неплохую форму, но ни о каком развитии и росте речи бы не было.

С любым обучением чему-то новому все аналогично. Если все легко получается – значит, нет развития. Я подробно рассказываю об этом в своей книге «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное». Упражнения должны получаться на 40–60 процентов; если они получаются на 100 процентов, значит, нужно приступать к более сложным.

Если все легко получается, значит, нет развития.

Упражнения должны получаться на 40–60 процентов.

Если они удаются на 100 процентов, значит, нужно приступать к более сложным.

Важно!

Не путайте с процессом перевода навыка из третьей стадии в четвертую. Например, для того чтобы решение квадратного уравнения перевести в четвертую стадию навыка, нужно решить порядка 100–200 примеров, даже тогда, когда они получаются уже хорошо.

Разделяй и властвуй

Мы продолжим сравнивать спортивные тренировки и процесс эффективного обучения. Вы видели, как с экранов телевизоров рекламируют супертренажеры? Эти тренажеры – результат революционных открытий британских ученых (я лично ничего не имею против них) – действительно уникальные. Они за 15 минут в день из ваших обычных форм сделают тело фотомодели или профессионального бодибилдера.

В детстве мне очень нравились эти рекламные ролики. Правда, в более старшем возрасте я стал понимать: что-то здесь не так. И дело не в недоверии по отношению к британским ученым (вся эта книга основана на современных открытиях). Проблема была в том, что почему-то профессиональные спортсмены не спешили раскупать эти волшебные тренажеры.

Тренировки чемпионов мира были обычными, спортсмены львиную долю упражнений делали с помощью старых добрых штанг и гантелей. Может быть, они просто еще не знали о появлении этих новейших разработок британских ученых? Тоже маловероятно: это люди, вокруг которых крутятся миллионы долларов и десятки тренеров. Похоже, дело было не в этом, а в знании одного из основных принципов успешных тренировок – принципа разделения.

Для того чтобы натренировать все тело, необходимо тренировать каждую группу мышц отдельно: отдельно руки, отдельно ноги, отдельно пресс, отдельно спину и т. д.

Для того чтобы натренировать в себе сложный навык, необходимо разделить его на «поднавыки», натренировать их отдельно, а потом собрать вместе.

Вся суть в том, что невозможно обучиться очень хорошо играть в футбол, просто играя в футбол. Если вы видели, как проходят тренировки футболистов, то знаете, что 70–90 процентов времени уходит на отработку ударов, тренировку ускорений, отработку паса и остальных составных элементов игры.

Пятнадцатилетний мальчик, который полгода посещал гоночную секцию, будет за рулем ездить намного лучше, чем водитель маршрутки с 20-летним стажем, если, конечно, водитель не посещал никаких курсов экстремального вождения.

Почему? Потому что мальчика обучили каждому «поднавыку» (крутить руль, переключать передачи, смотреть в зеркала и т. д. ) отдельно, и каждый из элементов он делает намного быстрее и четче, чем водитель. Невозможно совершенствоваться в вождении, просто многократно повторяя комплексный навык.

Аналогично, когда мы обучаем ребят скорочтению, мы разделяем этот комплексный навык на «поднавыки» (расширение поля зрения, снижение артикуляции (проговаривания), умение видеть целостный образ, устранение возвратных движений глаз). Далее собираем эти «поднавыки» вместе и получаем новый навык – скорочтение.

Обучая ребенка сложному навыку, разделяйте его на «поднавыки» и далее собирайте их. Это значительно облегчит процесс обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...