Принцип связей. Принцип объема памяти. Глава 5 Модель идеального обучения. Этап 1. Поступление информации. Пассивные источники информации
Принцип связей Кроме образов (а еще звуков, запахов, ощущений в теле), мы запоминаем связи между ними. Например, стоит вам учуять запах знакомых духов на улице – и у вас в голове возникает образ близкого человека, который этими духами пользуется. Мы очень тяжело запоминаем новую информацию с нуля и намного лучше запоминаем, связывая ее с другими, уже знакомыми объектами, людьми, событиями. Принцип объема памяти Наша память (и память вашего ребенка тем более) безгранична. И вы в этом убедитесь. Правда, есть один природный феномен. Человек может за раз запомнить от 5 до 9 не связанных между собой образов. Магическое число 7 ± 2 – это объем кратковременной памяти. Я рекомендую запоминать не более пяти несвязанных образов – чтобы наверняка. Но в действительности эту природную особенность очень легко обмануть. Во-первых, в этой книге есть огромное количество мнемотехнических приемов, которым вы обучитесь и обучите своего ребенка. Во-вторых, мы можем запоминать пять несвязанных образов, но при этом каждый из этих образов может включать в себя длинную цепочку из десятков и даже сотен образов. Система из связанных образов воспринимается нашей памятью как один образ, и это дает нам практически безграничные возможности. Глава 5 Модель идеального обучения
Рис. 26
На рисунке (рис. 26) вы видите, в моем представлении, модель эффективного обучения. Возможно, вы никогда не задумывались, что этот процесс состоит из такого количества этапов. В действительности процесс обучения многоэтапен, и игнорирование любого из этапов отрицательно сказывается на общем результате. Давайте подробно рассмотрим эту модель.
Этап 1. Поступление информации
Существуют всего четыре источника информации, которые вольно или невольно ребенок использует в процессе обучения. 1) книги, учебник; 2) учитель (учительница); 3) Интернет; 4) радио, телевидение. Эти источники можно разделить на две большие группы: активные и пассивные. Как ни странно, в активные входят книги и Интернет, а в пассивные – учитель (учительница), радио и телевидение. Почему? Потому что мы разделяем по активности ребенка в процессе работы с источниками информации, а не по форме подачи. У каждого источника есть свои плюсы и минусы, мы подробно разберем их и даже проставим баллы. Пассивные источники информации Радио и телевидение К плюсам этих источников относится, конечно, качество подачи: информация дана в таком ярком и интересном виде, что захватывает внимание ребенка целиком и полностью. По своему детству помню – возможно, вы тоже – серию потрясающих документальных фильмов «Подводная одиссея команды Кусто». Процентов на 40 мои познания о мировом океане и его обитателях основаны именно на этих фильмах. Сейчас существуют целые тематические каналы (посвященные истории – History, биологии – Animal Planet, различной научной направленности – Science, Discovery). Радио в этом плане практически вымирает, и, кроме небольших тематических программ, я ничего не слышал. А вот минусов у этих источников предостаточно. Во-первых, при всей яркости и оригинальности подачи материала в программе очень тяжело удержать внимание ребенка, если он знает, что на другом канале идет какой-то мультфильм или фильм, который ему намного интереснее. Дело даже не в ребенке – просто производители мультфильмов и анимационных фильмов, чьи заработки напрямую зависят от того, будут ли их смотреть, знают психологию детей и подростков, и методы захвата внимания, которые они используют, намного эффективнее, чем методы режиссеров документальных фильмов.
Во-вторых, велик ли шанс наткнуться на фильм об истории Древнего Египта в то время, когда ребенок проходит в школе именно Древний Египет? Думаю, вы сами понимаете, что он стремится к нулю. В-третьих – пассивность информации. Что я имею в виду, говоря о пассивности? То, что программа разработана и снята режиссером, у которого свое видение, например, той же истории Древнего Египта. Для него не существует никаких рамок и стандартов образования – режиссер снимает то, что хочет и считает правильным. Поэтому есть большой шанс, что первыми знаниями об истории Древнего Египта у вашего ребенка будут какие-то личные представления режиссера.
Учитель (учительница) К плюсам относятся обязательность и регулярность занятий (как-никак в школу ходить – дело обязательное) и четкое следование программе (по крайней мере, так должно быть). К минусам относятся та же пассивность обучения и однобокость изложения. Ведь не исключено, что учитель попадется посредственный. Вы скажете, что и книга, и учебник не самые хорошие. Очень может быть, но вероятность этого намного меньше, хотя бы потому, что издать книгу, тем более учебник, сложнее, чем стать учителем. Да и количество учебников, например, по истории Древнего мира – не более 10, а вот учителей истории в России более 100 000, то есть в 10 тысяч раз больше. У плохого учебника по сравнению с плохим учителем есть еще один плюс: его можно поменять. А поменять плохого учителя ой как трудно! Представьте стандартный урок, например физики: учительница рассказывает новую тему, и кто-то из учеников тянет руку, у него появился вопрос. Вопрос при усвоении нового материала – это естественно. Именно так и должно происходить: в мозгу появляются вопросы, требующие немедленных ответов. Что ответит учительница? Скорее всего, вот что: «Дослушайте до конца, а потом зададите свои вопросы». (И она по-своему права: во-первых, она собьется с мысли и вместе с ней остальные 29 учеников, а во-вторых, у нее есть четкие временные рамки, в которые она должна уложиться, и ей некогда отвечать на все вопросы. ) Теперь посмотрим на то, что произойдет в голове у ребенка. Правильно, вопрос забудется. (Мозг не может удерживать более 7 ± 2 элементов информации одновременно. ) В итоге тема не понята, ответы на вопросы не найдены.
И все же учителя – основной источник знаний нынешних выпускников школ. На школьных учителей приходится 85 % знаний школьников, и только 15 % – на книги, учебники и Интернет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|