Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§2. Органы управления образованием




Благоприятные условия для развития образовательных уч­реждений состоят в создании атмосферы подлинного сотруд­ничества между ними и органами управления образованием различных уровней.

Одна из особенностей управления на современном этапе со­стоит в отходе от традиционных форм организационного пост­роения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов управления обра­зовательными учреждениями.

Снять имеющиеся противоречия в системе «органы управле­ния— органы образования» значит привести в действие суще­ственный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование в каждом регионе необходимых организационно-педагогических условий:

— создание подлинно демократической возможности учас­тия коллективов ОУ, каждого их члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений; '

— повышение профессионального мастерства и управлен­ческой компетентности всех участников управления.

Механизм управления современным образовательным уч­реждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодей­ствия ОУ и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова: ОУ — внешняя среда; администрация — общественность; руководитель — подчинен­ный; учитель — учитель; учитель — родители; учитель — учащийся; ученик — ученик.

Проблема формирования организационной структуры уп­равления требует, прежде всего, осмысления развития ОУ как комплексной социально-педагогической системы, учета объек­тивных факторов ее демократизации, нуждается в системном видении объекта управления, понимании его особенностей.

Решение задачи формирования организационной структуры управления мы видим в дальнейшем развитии демократичес­ких начал в управлении.

Важнейшими ролевыми участниками (субъектами) в про­цессе управленческого взаимодействия являются законодате­ли, учредители, заказчики, клиенты, пользователи, предста­вители властных структур, партнеры, конкуренты.

Основным заказчиком образовательных учреждений сегодня выступает государство и его ведомства, которые формируют образовательную политику. Данные подразделения регистри­руют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образовательные учреждения: определяют государственные образовательные стандарты: проводят экспертизу подведомственных им учреж­дений.

Однако следует отметить, что число заказчиков у образова­тельных учреждений возрастает. Это не только родители и их учащиеся дети, но и преподаватели учебных заведений, реги­онов и сообществ, этнических групп и пр.

Учредителями образовательных учреждений согласно Зако­ну РФ «Об образовании» (ст. 11) могут являться органы государственной власти и регионального (местного) самоуправле­ния; отечественные и иностранные организации всех форм соб­ственности, их объединения (фонды, союзы, ассоциации); об­щественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ. Учредители образовательных учреждений наделены широкими правами и полномочиями. Поэтому основ­ные вопросы жизнедеятельности учреждений в обязательном порядке согласуются с учредителями (например, устав обще­образовательного учреждения, изменения статуса, программы развития и др. ).

Принципиальным вопросом является распределение прав, полномочий и ответственности между высшими звеньями уп­равления образованием — министерством РФ — и краевыми, областными комитетами и управлениями, а также городски­ми (районными, поселковыми) управлениями и отделами об­разования.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» центральные органы (министерства), прежде всего, должны направлять свою деятельность на выработку идеологии и стратегии развития системы непрерывного образования, определение ее приорите­тов на закладывание крупных социально-педагогических экспе­риментов; на анализ общественного мнения и постоянное инфор­мирование общественности о состоянии, проблемах и перспекти­вах развития образования. Вместе с тем к полномочиям федераль­ного уровня относятся решение задач финансирования отрасли, материально-технического и кадрового обеспечения, формирова­ние системы переподготовки и повышения квалификации.

В поле деятельности министерства находятся подготовка и издание по всем учебным предметам многовариантных адап­тированных учебников и учебных пособий; разработка на основании закона рекомендаций и требований документов, регламентирующих организационно-педагогическую и хозяйствен­но-финансовую деятельность учебных заведений; проведение и финансирование социально-педагогических экспериментов, име­ющих государственное значение; контакты с зарубежными учеб­ными заведениями в целях обмена опытом работы.

В условиях развития государственно-общественной систе­мы управления и регионального самоуправления немаловаж­ное значение имеет деятельность краевых (областных) и при­равненных к ним комитетов (управлений) образования. Эта деятельность предполагает:

— обеспечение в пределах своей компетентности проведения единой государственной политики в области образования;

создания системы непрерывного образования населения; высо­кого качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в подве­домственных учебных заведениях; широкого применения эф­фективных форм интеграции учебных заведений с наукой и производством;

— реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи как базового для последующей подготовки квали­фицированных рабочих и специалистов, разностороннего раз­вития личности;

— оказание практической помощи районным (окружным) органам и учреждениям образования в систематическом об­новлении содержания образования, совершенствовании вос­питания, обучения, развития с учетом современных потреб­ностей;

— финансирование программ и проектов развития образо­вания в соответствии с данными полномочиями, а также ли­цензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу под­ведомственных учреждений;

— координацию деятельности отделов (управлений), ве­домств, организаций и взаимодействие с местными властны­ми структурами, депутатскими комиссиями по вопросам со­циальной политики.

При формировании модели управления образованием для города основным следует считать понятие «район» (примени­тельно к крупным городам — административный, коммуналь­ный округ). Специфическая и сущностная характеристика района включает в себя следующие параметры оценки: грани­цы (микрорайон); постоянный состав населения; миграцион­ные процессы; социальный состав населения; сеть организа­ций, учреждений, предприятий всех сфер и отраслей; инфор­мационные процессы; социальная обстановка и др.

Учет и оценка этих и возможных других параметров по­зволяют сформировать модели управленческих структур об­разованием.

Существующие районные структуры управления нацелены на воспроизводство системы, поддержание ее в состоянии от­носительного постоянства (равновесия). Вместе с тем постоян­ные стратегии и тактика в условиях обновления и внедрения нового хозяйственного механизма вносят переориентацию в деятельность. На первый план выносится функция развития системы. Это обстоятельство требует принципиальных изме­нений в традиционных структурах управления.

В общем виде эту систему можно представить следующим об­разом: совет по образованию — совет директоров — РУО — ОУ. Каждая из этих подсистем имеет свои задачи и функции. Так, районный совет по образованию:

— определяет социальный заказ системе образования;

— решает важнейшие вопросы развития системы на перс­пективу (материально-техническое обеспечение, рационали­зация сети учреждений и др. )»

— осуществляет контроль за выполнением социального за­каза и реализацией комплексных целевых программ РУО

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...