Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§4. Школа как социально-педагогическая система




Под педагогической системой мы понимаем социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духов­ными и материальными ценностями участников педагогичес­кого процесса, направленную на формирование и развитие личности.

Целостность системы означает единство объекта и субъекта управления в самой их сущности, единство основного и вспомогательного звеньев, т. е. функционирование во взаимодей­ствии (см. схему 1).

Степень участия в деятельности педагогической системы ее различных компонентов, элементов и частей определяется прежде всего тем, в какой мере эти составляющие содейству­ют получению заданного социального, педагогического, пси­хологического результата, реализации цели. Вот почему фун­кциональный подход должен быть ведущим при определении фактора или критерия, образующего социальную, в том числе и педагогическую систему. Таким общим критерием выделе­ния структурных элементов системы, характеризующим их близость и интеграцию, а кроме того, обеспечивающим ком­муникативные свойства системы и ее иерархию, выступает управление.

«Система образования должна рассматриваться в единстве с окружающей средой, как элемент общественного устройства, как элемент материального и духовного воспроизводства... к ней должен быть применен анализ, характеризующий ее струк­туру и раскрывающий самые существенные связи и отноше­ния отдельных ее компонентов» (Ф. Ф. Королев).

Таким образом, мы рассмотрели образовательные учрежде­ния как социально-педагогические системы в следующих ас­пектах системного подхода:

1. Системность, целое — это производное своих компонентов. Единство и взаимодействие между компонентами, элементами и частями образуют систему в рамках заданного качества, обеспе­чивают ее функционирование и развитие. Таким образом, мы имеем дело со структурой, организацией системы, т. е. с сис­темно-структурным аспектом системности, целостности.

2. В социальных системах цель выступав одним из систе­мообразующих факторов и нуждается в средствах и действи­ях для ее достижения. Действие системы, ее компонентов в реализация цели является, в сущности, ее функцией. Достиже­ние подцелей в результате функционирования компонентов, элементов и частей проявляет другой аспект системности — системно-функциональный.

3. Социальные системы, будучи общественными, изменяют­ся, так как им присущи внутренние противоречия. Значит, эти системы исторически обусловлены. В этом проявляется исторический аспект.

4. Система функционирует, развивается во внешней по от­ношению к себе среде, будучи открытой и связанной со сре­дой множеством коммуникаций. Системы более высокого уровня ставят перед низшими подсистемами цели и задачи, выде­ляют ресурсы, устанавливают ограничения. Здесь в самом общем виде проявляется системно-коммуникативный аспект системности.

5. Информация, поступающая в систему и выходящая из нее, представляет собой связи компонентов системы между собой и компонентов с системой в целом, а системы как цело­го со средой. В этом мы находим проявление информационно­го аспекта.

6. Различия между перспективным (желаемым) состояни­ем системы (целью) и существующим определяет управлен­ческий аспект.

Эти методологические положения являются основополага­ющими при характеристике процесса управления образова­тельными учреждениями в социально-педагогической систе­ме образования.

Однако изучение сущности социально-педагогических сис­тем, как нам представляется, невозможно без комплексного подхода. В практике часто отождествляются системный и ком­плексный подходы. Понятие «комплекс» хотя и сходно с по­нятием «система», все-таки вносит определенные уточнения в понимание системы.

Комплекс можно рассматривать как разновидность систе­мы, отличающуюся по способу своего возникновения и по ге­терогенности (разнородности) исходных компонентов.

Комплексный подход при изучении системы образования предполагает:

1. Системный и всесторонний комплексный анализ резуль­татов управленческой и педагогической деятельности в цело­стной системе.

2. Выявление закономерных связей, определяющих уровень целостности системы управления образовательными учреж­дениями по вертикали и по горизонтали.

3. Определение специфических условий и проблем социу­ма, их влияния на образовательное учреждение как социаль­но-педагогическую систему.

4. Разработку динамической структуры и технологии уп­равления образовательным учреждением в системе.

5. Обоснование содержания управления образовательным учреждением в условиях жизни общества.

Как видим, применение такого подхода предполагает раз­вернутую социально-педагогическую деятельность, выходящую за рамки образовательного учреждения.

В результате аналитико-синтетической работы становится очевидным, что структура любой педагогической системы (см. схему 1) имеет уровневый характер управления: государствен­ный (республиканский), региональный (краевой, областной, городской, районный и местный). Сам процесс управления представлен системой взаимосвязи управляющей и управляе­мой подсистем.

Единую систему непрерывного образования в стране состав­ляют базовое и дополнительное образование. Базовое образо­вание представлено иерархией самоуправляемых систем, на­чиная от яслей-сада и завершая высшими учебными заведе­ниями, а дополнительное образование — системой внешколь­ных учреждений, а также учебных заведений по переподго­товке и повышению квалификации и пр.

Таким образом, система — это целеустремленная целост­ность взаимодействующих элементов, имеющая новые свой­ства, которые отсутствуют у этих элементов, и связанная с внешней средой. Такой целостной, динамической социально-педагогической системой и является ОУ. При определении ОУ как педагогической системы учитываются ее особенности, главная из которых состоит в том, что продуктом ОУ являет­ся формирующаяся личность. Поэтому под педагогической системой мы понимаем социально обусловленную целостность активно взаимодействующих участников педагогического про­цесса, а также духовных и материальных факторов, направ­ленных на формирование личности, способной как к самораз­витию, так и к развитию окружающей действительности. Ре­зультативность деятельности школы как системы обеспечи­вается единством понимания задач всеми участниками педа­гогического процесса, единством их действий на основе идеи сотрудничества.

Следовательно, суть системного подхода к реальной действи­тельности состоит в том, что каждый сложный объект рас­сматривается как система. Это позволяет ориентироваться как в реальной действительности, так и в практике управления. Системное видение действительности — особая познаватель­ная технология, теоретическая предпосылка перестройки уп­равления образовательным учреждением.

§4. ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Современное рассмотрение школы как социальной органи­зации предполагает применение к ней общих для социально-педагогических систем принципов управления.

Школа, как и любое другое образовательное учреждение, — это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней сре­дой система. Обобщенная модель школы как открытой систе­мы представлена на схеме 2.

Будучи составной единицей муниципального, регионально­го и федерального образовательного комплекса, школа входит в более широкие образовательные системы. В то же время она является частью всей социальной системы. Связь школ с внеш­ней средой двусторонняя.

Каждая школа (образовательное учреждение) испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и дру­гих воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться к тем или иным измене­ниям или, напротив, активно влиять на окружающую ее сре­ду. В последнем случае она будет проявляться как адаптив­ная и адаптирующая система.

Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю сре­ду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся — уча­щиеся, учителя — учащиеся, учителя — родители и т. д. Кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направлен­ностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной

стороны, и, с другой — адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.

Исходя из этих представлений, рассмотрим жизнедеятельность школы.

Какие педагогические факторы влияют на формирование человека как личности, на приобретение им необходимых в жизни социальных качеств, на выработку собственной пози­ции в жизни? Общество заинтересовано в воспитании духовно-нравственного человека. Нравственные нормы вырабатывались людьми в течение всего периода развития челове­ческой цивилизации и составляют общечеловеческие ценно­сти, которые усваиваются в процессе обучения и воспитания. Усвоение нравственных норм и руководство ими в отношениях с окружающим человека миром, в поведении, в действиях и поступках и характеризуют социальное разви­тие личности.

Под механизмом социального развития личности мы пони­маем те условия, факторы, средства, которые создает педагог и которые оказывают влияние на сознание, чувства, поведение человека, закрепляют в нем положительные (нравствен­ные) мотивы поведения.

К создаваемым условиям мы относим необходимые внешние условия социального развития личности, которые способству­ют приобретению личностью способности адаптироваться к нормам социального поведения, приучают к регуляции своих действий в соответствии с этими нормами. Это возможно лишь в случае, когда в созданных условиях реализуются потребно­сти самого ученика. Только при таком подходе вероятно фор­мирование единства сознания, чувств и поведения в соответ­ствии с целями воспитания.

Достаточным условием социального развития личности является ее способность к переводу внешних ценностей ориен­тации (нравственных норм) во внутренние детерминанты: ус­тановки, привычки, действия, поведение.

В первом случае создание необходимых условий является профессиональной деятельностью воспитателя, во втором — самого воспитанника, т. е. процессом самовоспитания. При этом внешний фактор не становится движущей силой в са­мовоспитании, если между педагогом и учеником нет связующего звена. Таким связующим звеном является меха­низм перевода целей воспитания в цели деятельности уче­ника — мотивация деятельности личности, т. е. желание самой личности к активной разносторонней деятельности, к достижению результата, запланированного педагогом в це­лях воспитания.

Исходя из такого подхода, рассмотрим два аспекта деятель­ности педагога. Первый — использование необходимых способов (механизмов) влияния на сознание, чувства и поведение ребенка; второй — способы мотивации личности, побуждающие ее к деятельности, в которой и развивается личность в социаль­но-общественном плане.

Накопление знаний о нравственных нормах, культуре поведения и их осознание происходит прежде всего через со­держание воспитания и познавательной информации, которые составляют основу учебно-воспитательного (педагогичес­кого) процесса, назначение которого заключается в объяснении ученику того, что есть мир вокруг него и что есть он сам в этом мире. Человеку надо сформировать в себе нрав­ственную позицию в жизни, и помогает ему в этом прежде всего содержание педагогического процесса. В содержание; воспитания включаются цели воспитания, знания, умения,; навыки, культура доведения, конкретная предметная деятельность, в которой ученик приобретает опыт социального поведения в соответствии с нравственными нормами. Социализация личности происходит успешно в том случае, если; познавательные и духовные потребности ученика находят, свое удовлетворение в содержании педагогического процесса, т. е. сам ученик получает возможность найти ответы на вопросы жизни, идущие из глубины природы: Что есть мир? Что есть я в этом мире?

Большую роль в формировании личности имеет логика передачи и усвоения знаний и информации. Если в логике процесса допускается вариативность точек зрения, основанных на объективности, аргументах, доказательности, то отношение к свободе мысли, слова, убеждению формируется естественным путем, без авторитарного навязывания одной единственно верной позиции. Через столкновение мыслей, взглядов, чувств, через проживание тех или иных ситуаций в жизни человек приходит к выбору собственной позиции. Мы хотим, чтобы это была духовно-нравственная позиция. Она включает в себя такие категории, как честь, достоинство, патриотизм, гуманность, милосердие, товарищество и другие, по которым и происходит формирование своего «Я». Доминирующими свойствами личности в социальном, развитии при таком подходе являются ее ответственность и самостоятельность.

Становлению личности способствует четкая организация занятий с учащимися. Она приучает ученика к рациональному использованию своего рабочего времени, своевременной подго­товке к работе, установлению оптимального алгоритма соб­ственной деятельности, разумному сочетанию работы и отды­ха, экономии собственной энергии. Ученик как бы впитывает в себя хорошую организацию (равно как и плохую) и старается так же организовать свою работу не только в школе, но и дома. особенно важно заложить правильное отношение к хорошей организации труда в начальной школе.

Одним из факторов социального развития личности являет­ся методика урочных и внеурочных занятий с детьми. Ее на­значение — обеспечить активную познавательную деятель­ность каждого ученика. Только в деятельности происходит перевод внешних ценностных ориентации во внутренние де­терминанты, т. е. установки ученика. Организация педагогом самостоятельной деятельности учащихся достигается сочета­нием индивидуальной, парной и групповой работы, в которой ученик постоянно получает помощь в своей работе. «Помоги мне это сделать самому» — основной принцип методики заня­тий с детьми.

Любое занятие в школе является или групповым, или кол­лективным, т. е. выступает как форма коллективного взаимо­действия и взаимоотношений. Характер таких взаимоотноше­ний, их дух, гуманность, этика способствуют формированию отношений человек — коллектив, коллектив — человек, че­ловек — человек. Поэтому мы рассматриваем учебное заня­тие как форму развития коллективных взаимоотношений, в которых моделируются будущие взаимоотношения человека в обществе.

При всех отмеченных выше факторах ведущим является учитель. Его личностные качества служат примером для под­ражания, формирования тех или иных привычек у учащих­ся, присущих учителю. Но главное для педагога состоит в умении создать вышеназванные условия, в которых формиру­ется нравственная позиция личности.

И, наконец, мы отметим воспитательную среду в школе как важнейший фактор влияния на развитие личности в социаль­ном плане. Общий стиль взаимоотношений в школе, и в том числе чистота, порядок, уют, эстетика оформления, защищен­ность учителя и ученика, демократический образ жизни, учеб­но-трудовая дисциплина — все это оказывает влияние на фор­мирование нравственных отношений в жизни. Воспитательная среда школы создается совместно учителями, учащимися и их родителями.

Каковы же способы мотивации деятельности учащихся? Их использование нацелено на достижение собственного результат та (самореализации) при обязательной саморегуляции, что в конечном итоге обеспечивает самовоспитание школьника.

Наука и практика выработали следующие способы мотива­ции деятельности ученика: четкая постановка цели деятельно­сти ученика и ее принятие им; представление об объеме, спосо­бах, времени выполняемой работы, что дает возможность как бы «увидеть» весь процесс от начала до конца и сформировать, опираясь на свои возможности, собственную установку на темп, ритм; помощь в деятельности ученику, внимание к его работе,; что подчеркивает значимость деятельности, ее необходимость и полезность; опора на положительное в ученике, что поддер­живает его уверенность в достижении результата; доверие, вера в успех деятельности ученика, его самостоятельность; создание ситуации успеха, т. е. разработка такого задания и такой мето­дики, при которой ученик обязательно справится с работой; пер­спектива личного роста, личный интерес, заключающийся в получении новых знаний, умений, навыков, что повышает социальный статус ученика в коллективе; постоянная рефлексия, т. е. осознание значимости деятельности для себя и социального окружения, сочетание оценки и самооценки: «я и коллек­тив», «коллектив и я»; создание обстановки, которая распола­гает ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции; четкая организация занятий: включение ученика в деятельность «без раскачки», «охлаждения», создание необходимых условий до начала «работы»; включение всех учащихся в активную деятельность, сочетание индивидуальной и групповой работы, взаимопомощь; доступность учебно-познавательного материала, его понимание; гуманная система взаимоотношений учитель — ученик, ученик — ученик при сочетании требо­вательности и уважения к личности, положительных эмоций в общении.

Таким образом, соединение внешних влияний с внутренней работой мысли и души через мотивацию деятельности ученика становится фактором его социального развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...