Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационно-аналитическое обеспечение управления




Обновление управления общеобразовательной школой связыва­ется прежде всего с формированием системы информационно-ана­литической деятельности как основного инструмента управления.

Одной из основных характеристик любой системы, опреде­ляющей в итоге эффективность ее функционирования, являет­ся коммуникативность — характеристика, отражающая цир­кулирующие в системе информационные потоки (содержание информации, степень ее централизации и децентрализации, источники получения, анализ и хранение и т. д. ). Требования к этим характеристикам резко повышаются в условиях демокра­тизации жизни школы.

Движение прямых и обратных информационных потоков в системе школы в настоящее время не обеспечивает в полной мере установления прямых и обратных связей, нормального функционирования всех звеньев внутришкольного управления.

В условиях обновления системы управления у руководите­лей школ возрастает потребность в информации, так как в современный период организаторы системы образования ищут пути повышения эффективности своей управленческой дея­тельности. Поэтому очень важно предъявлять к отбору ин­формации повышенные требования.

Информация должна быть, во-первых, максимально пол­ной по своему объему, во-вторых, объективной и, в-третьих, предельно конкретной.

Для создания целостной системы информационно-аналити­ческой деятельности в школах необходимо, прежде всего, оп­ределить ее содержание, объект, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответ­ствующие уровни. Далее определяют, в какой форме и где эта информация будет храниться и использоваться.

Для каждой из подсистем — управляющей и управляемой — выделяются три уровня информации. Для школы выделяют уровни: административно-управленческий (директор, замес­титель по учебно-воспитательной работе, организатор внекласс­ной и внешкольной работы, помощник по хозяйству, диспет­чер и др. ); коллективно-коллегиального управления (совет школы, педсовет, методсовет, методические объединения, об­щественные организации); ученического самоуправления.

Под управленческой информацией понимают данные, об­ладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация подраз­деляется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация включает директивные и нормативные документы о системе управления в городе, районе (округе), школе, учебные планы и программы, общественно-политическую и научно-педагогичес­кую информацию. Внутренняя информация не что иное, как совокупность сведений о состоянии и результатах деятельнос­ти школы. Это сведения о состоянии и результатах обучения, воспитания и развития учащихся; сведения о руководителях школ и учителях, их деятельности; данные о материально-тех­нической базе; сведения о внешних связях школы и других уч­реждений.

Всю информацию можно разделить на оперативную и стра­тегическую (тематическую и итоговую).

Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении, например, учебно-воспитательным процессом. Это те данные, которые нужны руководителям школ, чтобы оценить работу школы за день, неделю, месяц, четверть.

Стратегическая (тематическая) информация — это данные об итогах анализа учебного года. Кроме того, это комплекс­ные программы развития школы, директивные документы Думы, постановления правительства, местных административ­ных органов, советов по образованию и пр.

Тематическая и оперативная информация как в управляю­щей, так и в управляемой подсистемах по своему содержанию является составной частью итоговой информации...

Рассматривая процесс управления школой с позиций его со­держания, можно представить его как целенаправленную дея­тельность управляющей и управляемой подсистем по регулиро­ванию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. По форме процесс управления школой будет яв­ляться информационно-аналитическим (анализ информации). Тех­нология его состоит из этапов сбора информации о состоянии уп­равляемого объекта, ее анализа и выдачи воздействующей инфор­мации. Всякое нарушение в применении совокупных способов, средств и воздействий приводит к тому, что управляемая подси­стема частично или полностью выходит из-под управляющего воздействия, т. е. нарушаются коммуникативные связи взаимо­действия. Отсутствие прямой или обратной связи делает целост­ную систему управления разорванной, что лишает ее возможнос­ти быть управляемой на цикличной основе, предусматривающей оперативное функциональное регулирование.

Информационно-аналитическая деятельность в системе шко­лы в этом случае теряет свою целесообразность, так как перестает быть управленческой и превращается в констатирующую.

Руководители школы должны иметь обязательную инфор­мацию о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Это ведущее требование при формировании целостной системы информационно-аналити­ческой деятельности.

Для подсистем, где система информационного обеспечения от­сутствует, целью будет моделирование и организация простейше­го информационного сервиса. Там же, где такая система функцио­нирует, целью ее дальнейшей модернизации будет создание АСУ.

Рассмотрим, как можно достичь этих целей. Доступная мо­дель информации разработана В. С. Татьянченко. Он предлага­ет начать ее создание с формирования пяти массивов информа­ции в системе: информация, получаемая в результате внутри-школьного контроля; система оперативной изначальной инфор­мации; государственная статистическая отчетность; результа­ты учебных четвертей; результаты учебного года. Разработано и подробное содержание каждого информационного массива.

Первый массив содержит данные о:

— состоянии методической работы в школе и повышении квалификации сотрудников;

— состоянии преподавания учебных предметов и выполне­нии требований программ;

— организации, содержании и результативности воспита­тельной работы;

— состоянии трудового воспитания и профориентации уча­щихся;

— состоянии совместной работы школы и общественности;

— качестве знаний, умений, навыков учащихся;

— реализации права учащихся на получение образования;

— состоянии внутришкольной документации;

— выполнении решений и нормативных документов выше­стоящих органов.

Второй массив содержит данные оперативной информации: ежедневной, еженедельной, ежемесячной.

Третий массив — данные госстатотчетности (ОШ-1, ОШ-3 и 0Ш-9идр. ).

Четвертый массив — данные о:

— качестве преподавания и выполнении требований учебных программ;

— качестве знаний, умений и навыков учащихся;

— педагогической эффективности воспитательной работы с учащимися;

— результативности работы методической службы;

— состоянии учебных кабинетов и использовании ТСО;

— состоянии работы с родителями;

— состоянии деятельности органов ученического самоуправ­ления;

— движении учащихся в связи с переходом в другие шко­лы и пр.

Пятый массив — данные о результатах учебного года, вклю­чая обобщенные данные по всем четвертям (полугодиям).

Анализ информации по блокам повторяется ежегодно, по­этому указанная информация целенаправленно накапливает­ся. Определены и методы сбора информации: беседа с учите­лями о выполнении школьных программ и реализации пла­нов классного руководителя, руководителя кружка, факуль­татива, руководителя клуба, учителя (план самообразования), о работе с неуспевающими и недисциплинированными уча­щимися и др.; беседы с учащимися об их успехах в учебе, поведении, участии в общественной работе и общественно по­лезном, производительном труде; беседы с активом школы, класса об успехах и трудностях в их работе, о путях воздей­ствия на трудных учащихся; беседы с родительским активом, отдельными родителями; проверка классных журналов, днев­ников, тетрадей; личные наблюдения администрацией уроков, внеклассных мероприятий, анкетный опрос; контрольные, диагностические работы с целью проверки качества знаний, умений и навыков учащихся. По каждому блоку разработано содержание информации, которую необходимо иметь в шко­ле, определены лица, которые собирают эту информацию в определенные сроки, анализируют ее и хранят. Такая систе­ма информационного обеспечения внедрена во многих мос­ковских школах.

Практическая познавательная деятельность руководителей школы формируется в процессе педагогического анализа ин­формации о деятельности школы в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...