Информационно-аналитическое обеспечение управления
Обновление управления общеобразовательной школой связывается прежде всего с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Одной из основных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, является коммуникативность — характеристика, отражающая циркулирующие в системе информационные потоки (содержание информации, степень ее централизации и децентрализации, источники получения, анализ и хранение и т. д. ). Требования к этим характеристикам резко повышаются в условиях демократизации жизни школы. Движение прямых и обратных информационных потоков в системе школы в настоящее время не обеспечивает в полной мере установления прямых и обратных связей, нормального функционирования всех звеньев внутришкольного управления. В условиях обновления системы управления у руководителей школ возрастает потребность в информации, так как в современный период организаторы системы образования ищут пути повышения эффективности своей управленческой деятельности. Поэтому очень важно предъявлять к отбору информации повышенные требования. Информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объему, во-вторых, объективной и, в-третьих, предельно конкретной. Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в школах необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объект, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни. Далее определяют, в какой форме и где эта информация будет храниться и использоваться. Для каждой из подсистем — управляющей и управляемой — выделяются три уровня информации. Для школы выделяют уровни: административно-управленческий (директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной работы, помощник по хозяйству, диспетчер и др. ); коллективно-коллегиального управления (совет школы, педсовет, методсовет, методические объединения, общественные организации); ученического самоуправления.
Под управленческой информацией понимают данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация включает директивные и нормативные документы о системе управления в городе, районе (округе), школе, учебные планы и программы, общественно-политическую и научно-педагогическую информацию. Внутренняя информация не что иное, как совокупность сведений о состоянии и результатах деятельности школы. Это сведения о состоянии и результатах обучения, воспитания и развития учащихся; сведения о руководителях школ и учителях, их деятельности; данные о материально-технической базе; сведения о внешних связях школы и других учреждений. Всю информацию можно разделить на оперативную и стратегическую (тематическую и итоговую). Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении, например, учебно-воспитательным процессом. Это те данные, которые нужны руководителям школ, чтобы оценить работу школы за день, неделю, месяц, четверть. Стратегическая (тематическая) информация — это данные об итогах анализа учебного года. Кроме того, это комплексные программы развития школы, директивные документы Думы, постановления правительства, местных административных органов, советов по образованию и пр. Тематическая и оперативная информация как в управляющей, так и в управляемой подсистемах по своему содержанию является составной частью итоговой информации...
Рассматривая процесс управления школой с позиций его содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность управляющей и управляемой подсистем по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. По форме процесс управления школой будет являться информационно-аналитическим (анализ информации). Технология его состоит из этапов сбора информации о состоянии управляемого объекта, ее анализа и выдачи воздействующей информации. Всякое нарушение в применении совокупных способов, средств и воздействий приводит к тому, что управляемая подсистема частично или полностью выходит из-под управляющего воздействия, т. е. нарушаются коммуникативные связи взаимодействия. Отсутствие прямой или обратной связи делает целостную систему управления разорванной, что лишает ее возможности быть управляемой на цикличной основе, предусматривающей оперативное функциональное регулирование. Информационно-аналитическая деятельность в системе школы в этом случае теряет свою целесообразность, так как перестает быть управленческой и превращается в констатирующую. Руководители школы должны иметь обязательную информацию о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Это ведущее требование при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности. Для подсистем, где система информационного обеспечения отсутствует, целью будет моделирование и организация простейшего информационного сервиса. Там же, где такая система функционирует, целью ее дальнейшей модернизации будет создание АСУ. Рассмотрим, как можно достичь этих целей. Доступная модель информации разработана В. С. Татьянченко. Он предлагает начать ее создание с формирования пяти массивов информации в системе: информация, получаемая в результате внутри-школьного контроля; система оперативной изначальной информации; государственная статистическая отчетность; результаты учебных четвертей; результаты учебного года. Разработано и подробное содержание каждого информационного массива.
Первый массив содержит данные о: — состоянии методической работы в школе и повышении квалификации сотрудников; — состоянии преподавания учебных предметов и выполнении требований программ; — организации, содержании и результативности воспитательной работы; — состоянии трудового воспитания и профориентации учащихся; — состоянии совместной работы школы и общественности; — качестве знаний, умений, навыков учащихся; — реализации права учащихся на получение образования; — состоянии внутришкольной документации; — выполнении решений и нормативных документов вышестоящих органов. Второй массив содержит данные оперативной информации: ежедневной, еженедельной, ежемесячной. Третий массив — данные госстатотчетности (ОШ-1, ОШ-3 и 0Ш-9идр. ). Четвертый массив — данные о: — качестве преподавания и выполнении требований учебных программ; — качестве знаний, умений и навыков учащихся; — педагогической эффективности воспитательной работы с учащимися; — результативности работы методической службы; — состоянии учебных кабинетов и использовании ТСО; — состоянии работы с родителями; — состоянии деятельности органов ученического самоуправления; — движении учащихся в связи с переходом в другие школы и пр. Пятый массив — данные о результатах учебного года, включая обобщенные данные по всем четвертям (полугодиям). Анализ информации по блокам повторяется ежегодно, поэтому указанная информация целенаправленно накапливается. Определены и методы сбора информации: беседа с учителями о выполнении школьных программ и реализации планов классного руководителя, руководителя кружка, факультатива, руководителя клуба, учителя (план самообразования), о работе с неуспевающими и недисциплинированными учащимися и др.; беседы с учащимися об их успехах в учебе, поведении, участии в общественной работе и общественно полезном, производительном труде; беседы с активом школы, класса об успехах и трудностях в их работе, о путях воздействия на трудных учащихся; беседы с родительским активом, отдельными родителями; проверка классных журналов, дневников, тетрадей; личные наблюдения администрацией уроков, внеклассных мероприятий, анкетный опрос; контрольные, диагностические работы с целью проверки качества знаний, умений и навыков учащихся. По каждому блоку разработано содержание информации, которую необходимо иметь в школе, определены лица, которые собирают эту информацию в определенные сроки, анализируют ее и хранят. Такая система информационного обеспечения внедрена во многих московских школах. Практическая познавательная деятельность руководителей школы формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности школы в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|