Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основа управления образовательным




ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

УЧРЕЖДЕНИЕМ

Любое образовательное учреждение, являясь частью соци­альной системы, представляет собой целостную динамичес­кую социально-педагогическую систему. Управление ею тре­бует адекватного, а именно системного подхода.

Сегодня мы являемся свидетелями того, как различные об­щественные процессы и сферы деятельности все теснее взаи­модействуют между собой. Это особенно наглядно видно при исследовании социальных явлений в нашем обществе, где не­обходимость системного подхода диктуется самой жизнью, прежде всего высокой степенью интеграции общественных про­цессов, где как никогда ранее «все связано со всем», когда ре­шение одной проблемы зависит от решения множества других, когда сами проблемы приобретают системный, комплексный характер (В. Г. Афанасьев).

Что же вкладывается в понятия «система» и «системный подход» и какое они имеют отношение к обновлению управле­ния школой? Термин «система» всегда соотносится с чем-то целым, состоящим из отдельных частей. И действительно, когда мы рассматриваем, например, школу как целостную си­стему, то имеем в виду, что она состоит из частей (компонен­тов), которыми могут выступать коллективы учителей, уча­щихся, родителей. А можно эту систему рассматривать через процессы. Так, в целостном педагогическом процессе можно выделить образовательный процесс, протекающий на уроке, и внеурочное время. Таким образом, первым призна­ком системы является наличие в ней элементов, т. ё. мини­мальных единиц, имеющих предел делимости в рамках дан­ной системы. Если разделить школу с точки зрения ее учеб­ных подразделений, то структурообразующей единицей (эле­ментом) будет класс.

Таким образом, под системой понимается совокупность эле­ментов определенного рода, взаимосвязанных, взаимодейству­ющих между собой и образующих целостность.

Каждый элемент системы может выполнять свое функцио­нальное назначение, если будет взаимодействовать с другими ее элементами. Например, учитель становится учителем как таковым не после окончания педагогического института, а толь­ко в результате взаимодействия с обучаемыми с целью их вос­питания и развития. Таким образом, любая система представ­ляет собой не просто совокупность элементов, а совокупность связанных между собой и взаимодействующих элементов. Спо­соб их связи называется структурой.

В школе множество систем разного порядка. Например, процесс обучения является подсистемой целостного педагоги­ческого процесса, а урок — подсистемой процесса обучения. В то же самое время сам урок — это сложная целостная систе­ма. Эту иерархию построения сложных систем должен хоро­шо знать руководитель школы и каждый учитель.

Чтобы установить точный адрес управленческого воздей­ствия, руководителю, учителю крайне необходимо уметь рас­членять систему на части, блоки, подсистемы и структурооб­разующие элементы. Если же он не умеет это делать, то все его управленческие усилия будут носить общий характер, не имея прямого выхода в школьную практику. В управлении как школой, так и любым образовательным учреждением ру­ководителю необходимо учитывать взаимосвязи всех под­структур, явлений и процессов. Опора на этот общий признак систем лежит в основе всей его аналитической деятельности как руководителя.

Руководителям и педагогам часто приходится встречаться с такими видами взаимосвязи, которые более всего влияют на объединение отдельных элементов в целостные системы. К ним относятся все целевые связи, ибо цель подчиняет себе функционирование всех частей системы. Цели работы школы на год, например, определяют планирование работы всего школьного коллектива. К системообразующим относятся все связи управления: субординационные (по вертикали), коор­динационные (по горизонтали), связи преемственности (меж­ду звеньями школы, учителями, учениками и т. д. ). Особую роль в управлении школой, образовательным процессом и т. д. имеют причинно-следственные связи, ибо для принятия грамотного управленческого решения нужно исходить из причины: поче­му это произошло? Только на этой основе можно наметить дей­ственные меры.

Поскольку все системы в образовательных учреждениях кон­струируются под заданную цель, руководитель (педагог) обя­зан знать, как их формировать.

Из области теории систем здесь используются понятия «состав» и «структура». Например, на современном этапе разви­тия школы ни у кого не вызывает сомнения, что учебное заня­тие есть целостная динамическая система, структурным элемен­том которой являются учебно-воспитательный момент, вопло­щающий в себе учебно-воспитательную задачу, подобранные под нее и взаимодействующие методы обучения, содержание учебного материала и формы организации познавательной дея­тельности учащихся. Состав учебного занятия как системы — это набор необходимых и достаточных для достижения триеди­ной цели учебно-воспитательных моментов, а структура — спо­соб организации связи между ними.

Такой же подход руководитель осуществляет, разрабаты­вая систему работы с педагогическими кадрами, В эту работу входит повышение методологического уровня учителя, совер­шенствование его профессионального мастерства, расширение общего культурного кругозора. Структура системы определя­ется взаимосвязью между этими компонентами. Оценкой дей­ственности системы выступает реальный результат в виде сформированности личности. Если какой-то компонент систе­мы отсутствует или связи между ними ослаблены, рассчиты­вать на хороший результат не приходится.

Здесь следует обратить внимание еще на один момент. Каж­дый компонент (подструктура), входящий в систему, чаще всего сам состоит из отдельных элементов. От их набора и связи зависит, какую роль данный компонент будет играть в получении запланированного результата. Так, если педагог правильно сформулировал учебно-воспитательную задачу в том или ином учебно-воспитательном моменте занятия, но не су­мел отобрать под нее учебный материал соответствующего со­держания, то какие бы методы обучения и формы организации познавательной деятельности он ни применял, получить высокий положительный результат уже невозможно. Встре­чаются и другие нарушения, когда под данную задачу и со­держание отбираются неадекватные методы и формы органи­зации познавательной деятельности. Тогда данный учебно-воспитательный момент в системе других моментов учебного занятия не может играть отведенную ему роль, и реальный результат такого занятия будет незначительным. Таким обра­зом, уровень целостности системы зависит от ее целеустрем­ленности, полноты набора компонентов, качества каждого компонента и плотности взаимосвязей, как между компонен­тами, так и между каждым из них и целым.

Важнейшим общим признаком всех систем является их интегративный характер. Интегративность является резуль­татом взаимодействия входящих в систему компонентов, зави­сящих от уровня целостности системы.

Знание теоретических положений помогает руководителю образовательного учреждения, как при конструировании под­систем, так и при их анализе и оценке. Например, невозмож­но правильно проанализировать итоги учебного года, не ис­пользуя системный подход.

Особенностью школы как системы является ее теснейшая связь с внешней средой. Можно выделить шесть основных вне­шних подсистем: общественно-политическую, производствен­но-экономическую, социально-бытовую, природно-экологическую, культурную и духовно-нравственную. Задача любого об­разовательного учреждения — использовать возможности этих подсистем для воспитания личности.

Процесс самодвижения образовательного учреждения (ОУ) может идти двумя путями. Первый путь, когда ОУ приспо­сабливается к внешней среде, перестраивает свои процессы, не разрушая целостности, и второй, когда ОУ само может вли­ять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению сво­ей цели. Но для этого ОУ как социальная система должно быть само хорошо организовано.

В современных условиях на ОУ оказывают большое влия­ние процессы, происходящие в обществе, которые, несомнен­но, положительно сказываются на развитии учреждений. Од­нако идут и другие процессы, приводящие к потере идеалов, снижению роли общественных организаций, вещизму, нарко­мании и др. Все это требует мобилизации как внешних, так и внутренних возможностей для нейтрализации этих негатив­ных явлений. Динамизм ОУ как системы обеспечивает его Стабильность, ибо ОУ постоянно развивается в соответствии с влиянием внешней среды.

Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающим миром происходят информацион­ные процессы. Это системы динамические, функционирую­щие в условиях постоянной изменчивости факторов внешней среды, вызывающих также изменения внутреннего состояния системы.

Педагогические системы создаются и действуют с опреде­ленными целями. Целевые характеристики системы высту­пают как существенные признаки. Будучи активными в реа­лизации целей, педагогические системы определяются как це­леустремленные, целенаправленные. Отличительным призна­ком всех целеустремленных систем является их полифункци­ональность, т. е. способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов. В этом про­является также их относительная независимость от внешней среды. С позиции открытости, динамичности и целеустрем­ленности педагогические системы следует относить к числу развивающихся. По мере общественного, социального и науч­но-технического прогресса они совершенствуются, развиваясь в структурном, функциональном и историческом аспектах. Происходящие в них вследствие управления изменения носят не стихийный, а упорядоченный характер.

Структурно-функциональная упорядоченность компонентов, их интеграция и взаимодействие с окружающей средой обес­печиваются органами внутреннего управления и механизма­ми управления. В этом плане педагогические системы прояв­ляются как самоуправляемые.

Для формирования системы принципиально важно не столько простое взаимодействие множества элементов, сколько их взаимодействие при получении интегрального или общего эффекта, результата, цели, ради которых и бла­годаря которым вовлекаемые элементы множества организу­ются в систему.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...