Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§3. Системный подход - методологическая




(РОО).

Совет директоров — общественный орган, планирующий и регулирующий деятельность учреждений совместно с аппара­том РУО (РОО).

Районной (окружной) отдел образования создает банк ин­формации по всем видам деятельности, осуществляет анализ работы, планирует основные направления развития системы, осуществляет совместно с советами школ регулирование и кор­рекцию, обеспечивает связь школ с РМК, ИУУ, городским ко­митетом и другими социальными институтами.

В основу новой модели управления ОУ положен принцип сотрудничества. На смену авторитарным методам управления должны прийти демократические, обеспечивающие большую самостоятельность подчиненных звеньев этой системы.

Внутренние модели управления РОО (РУО) или округа мо­гут модифицироваться в зависимости от местных условий.

Структура РУО (РОО), способная в наибольшей мере отра­зить в практике образования региональные особенности фун­кционирования общества и производства, может включать следующие отделы (секторы): учебно-воспитательного процес­са, развития социально-экономической базы образования, на­учно-методического обеспечения, хозяйственно-эксплуатаци­онный, планово-экономический. В городском комитете или управлении дополнительно вводится отдел подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации специалистов.

В практической деятельности по управлению образованием все структурные подразделения РУО (РОО) должны исходить из местных особенностей. Например, подотдел учебно-воспи­тательного процесса организует постановку и развитие диф­ференцированного обучения и углубленное преподавание от­дельных дисциплин. Отдел (сектор) научно-методического обес­печения призван пропагандировать и внедрять передовой пе­дагогический опыт, достижения науки.

В наибольшей степени региональный аспект в управлении образованием реализуется через деятельность отдела (сектора) развития социально-экономической базы образования. Этот отдел координирует усилия региональных органов, предприя­тий, кооперативов, общественных организаций для решения насущных проблем организации общественно полезного, про­изводительного труда и отдыха школьников. Совместно с предприятиями (на договорных началах) он создает рабочие места для школьных производств; осуществляет на местах систему социологических исследований, направленных на выявление личностных ориентации школьников в труде; оп­ределяет политику трудового обучения, профориентации и профподготовки в общеобразовательной школе района; регу­лирует рациональное распределение выпускников школ по каналам продолжения образования. Делегирование РУО (РОО) вопросов подбора и расстановки руководящих кадров, определения режима работы школ и других учреждений в соответствии с местными потребностями и условиями, рацио­нализации сети учреждений и их комплектования, внедрения различных моделей построения учебно-воспитательного про­цесса, финансовой и хозяйственной самостоятельности и т. п. позволило по-новому распределить цели и задачи основных направлений управления.

Последовательное развитие системы образования влечет за собой и перестройку методической службы на основе созда­ния единой системы непрерывного образования. Переход на качественно новый уровень деятельности методической служ­бы начинается с отказа от стереотипов, с психологической перестройки сознания управленческих и педагогических кад­ров, с интенсификации процесса формирования профессиональ­ной компетенции, педагогического мастерства и общей куль­туры педагогических работников.

Какие пути и средства перестройки управления педагоги­ческой службы апробируются?

Городское звено методической службы на практике чаще представлено научно-методическим центром (на базе инсти­тута усовершенствования учителей, ИПК). Научно-методичес­кий центр должен иметь кафедральную структуру и включать, например, кафедру общественных наук, педагогики и психо­логии, естественно-математических, гуманитарных наук, вне­классной работы и профориентации и т. д.

В функции научно-методического центра в основном вхо­дят:

— организация курсовой и семинарской подготовки и пере­подготовки педагогических кадров;

— разработка и внедрение новых направлений содержания учебных предметов, форм и организации учебно-воспитатель­ного процесса;

— научно-методическое обеспечение опытных и экспери­ментальных направлений деятельности;

— экспертиза новшеств;

— аттестация педагогических кадров;

— изучение, обобщение и распространение передового пе­дагогического опыта и др.

Районный научно-методический центр (кабинет) выбирает актив центра и организует работу по определенным секциям. В состав центров входят: методический совет, методический кабинет, специалисты управления РОО, представители совета по образованию, представители базовых и опорных учрежде­ний, руководители методических объединений, представители творческих и инициативных групп, руководители клубов но­ваторов и школ передового опыта, ведущие научные сотруд­ники.

В основные методические функции районного центра необ­ходимо включить:

— организацию работы районных методических объедине­ний педагогических работников;

— организацию индивидуальных и групповых консульта­ций;

— участие в аттестации педагогических кадров;

— изучение и внедрение передового педагогического

опыта;

— сбор информации по району о необходимости курсовой переподготовки педагогических работников и подачу заказов в городской центр.

Управление образованием должно быть не ведомственным, а исходить из местных региональных нужд. Ответственность ОУ несет не перед ведомством, а перед обществом. Нужен кон­троль общественности через советы по образованию.

Все учреждения, включая детские сады и специальные школы, образуют единую систему в региональной структуре образования.

Совет по образованию района избирается из состава руково­дителей ОУ, хозяйств и предприятий, педагогов учреждений просвещения, представителей общественных организаций и местных органов власти.

Задачи совета по образованию следующие: определение про­граммы развития образования; организация разработки и вне­дрения просветительной политики; планирование развития материальной базы учреждения образования; организация взаимодействия предприятий и хозяйств для решения про­блем просвещения; выявление нужд в кадрах учреждений просвещения, создание резерва и планирование роста кадров; помощь местным административным органам в решении про­блем просвещения.

Структуру управления нельзя отделять от всей совокупнос­ти организационных проблем, которая включает обеспечение согласованности организационной структуры социальной и экономической систем в условиях перестройки жизни ОУ и общества; последовательный анализ каждого цикла управлен­ческого процесса и параллельно с этим анализ объекта, субъек­та и средств управления для всестороннего рассмотрения воп­роса совершенствования организации управления.

Расширенный объект управления современным ОУ предпо­лагает учет всех связей и отношений, которые складываются внутри ОУ и с окружающей средой региона.

Выход на субъект - субъектные отношения изменяет и совокуп­ный субъект управления. В состав такого расширенного субъек­та управления входят руководители ОУ, коллегиальные органы управления, органы ученического самоуправления.

Специфику целей и задач, методов и форм управления со­временным ОУ составляет демократизация его организацион­но-педагогической структуры: дифференцированные режимы труда и отдыха учащихся; вариативная система организацион­ных форм учебно-воспитательной деятельности; система соуправления и ученического самоуправления; расширенное взаи­модействие с социальной средой.

Таким образом, специфика управления связана, прежде все­го, со значительным расширением сфер деятельности управ­ляющей и управляемой подсистем, увеличением объема ин­формации, необходимой для нормального функционирования целостной системы.

§3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...