Математические представления
Занятие № 16 Задачи. Показать детям, как образуется количественная группа, называемая числительным «семь», с использованием предметов, которые называются существительными как мужского, так и женского рода. Учить детей при пересчете согласовывать числительные с существительным в роде, числе и падеже; различать процесс и итог счета. Познакомить детей с цифрой 7. Учить устанавливать равенство групп предметов двумя способами. Развивать у детей внимание, произвольность поведения. Учить детей делить треугольник на две и четыре равные части. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма териал: Счетная лесенка. Игрушки четырех видов по семь штук каждого. Карточки с цифрами 6 и 7 по две штуки каждой. Цифры 6 и 7 для доски или наборного полотна. По семь картинок четырех видов (например, «мяч», «мальчик», «елочка», «бабочка»). 14 кружков двух разных цветов (например, семь красных, семь синих). Бумажный равнобедренный треугольник со стороной примерно 21 см. Треугольная косынка. Раздаточный материал: Счетные карточки из плотной бумаги для работы со счетным материалом (размером 30x20 см). По 14 кружков двух разных цветов (диаметром приблизительно 3 см). Цифры 6 и 7 высотой не более 4—5 см. Равнобедренный треугольник со стороной 10—12 см из бумаги. Ножи для разрезания бумаги или ножницы. Содержание занятия. Методика работы по первой, второй и третьей задачам аналогична представленной на занятиях № 13 и 14 (сначала используются предметы, названия которых существительные мужского рода, потом — женского). Дополнительно к методике, описанной в конспектах № 13 и 14 включается самостоятельная работа детей. На столах у детей лежат кар-
352 точки из плотной бумаги с двумя проведенными линиями, расстояние между линиями 5—6 см. Воспитатель предлагает детям положить на верхнюю полоску их карточки шесть синих кружков. А на нижнюю семь красных. Просит посчитать хором вначале синие кружки и положить около них соответствующую («нужную») цифру. Дети выполняют. Затем посчитать хором красные кружки и положить цифру. Посмотреть друг у друга: так ли положили. После чего предлагает детям сделать поровну двумя способами и рассказать всем, как это им удалось. Игра «Летает — не летает» Воспитатель объясняет детям правила игры: «Я буду называть предметы, которые или летают, или не летают. Если они летают, то вы машите руками, как птички, если не летают — то держите руки внизу. А я же буду размахивать „крылышками" постоянно». Например, «самолет летает?», «арбуз летает?», «кочерга летает?», «Баба-Яга летает?», «орел летает?». Обычно дётичами замечают, кто ошибся, смеются и поправляют его, обмениваются репликами. Воспитатель продолжает игру в бодром игровом темпе. Игра^длится две-три минуты. Воспитатель показывает детям треугольный лист бумаги (равнобедренный треугольник со стороной примерно 21 см, вырезанный из обычного листа бумаги А4) и спрашивает: «Какой формы этот лист бумаги?» Дети: «Треугольной. Или треугольник». Воспитатель: «Что на него похоже?» Дети пытаются вспомнить, что они знают треугольной формы. Воспитатель достает косынку, показывает ее детям так, чтобы была видна ее треугольная форма. Вновь показывая бумажный треугольник, спрашивает у детей, можно ли из этой «косынки» сделать две или четыре косыночки и как это сделать. Дети: «Да, можно. Нужно разделить эту «косынку» на две, а потом на четыре равные части». Воспитатель показывает детям технику деления треугольника: соединяет между собой равные стороны треугольника, акцентируя внимание детей на совмещении углов; после чего разрезает треугольник. Воспитатель: «Сколько частей получилось?» Дети: «Две». Воспитатель: «Две. А нам нужно четыре. Как это сделать?» Дети: «Разделите каждую ее половину пополам». Воспитатель снова тщательно демонстрирует технику складывания треугольника, совмещения углов, выравнивания линии разреза. Показывает четыре получившихся треугольника детям и ставит их в наборное полотно. Воспитатель спрашивает: «Сколько частей получилось?» Дети, пересчитывая треугольники: «Один, два, три, четыре», — говорят итог счета: «Четыре косыночки».
На столах у детей лежат небольшие бумажные равнобедренные треугольники. Воспитатель предлагает детям разделить их треугольные листочки на четыре равные части. Дети делят. Воспитатель просит показать одну из четырех частей, или одну четвертую. Затем две четвертых и т. д. Дети выполняют. 353 АППЛИКАЦИЯ коллективная «Шляпа фокусника» (оформление цирковой афиши) Задачи. Учить детей составлять коллективную композицию из апп-ликативных элементов на основе объединяющего образа. Показать рациональный способ вырезания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам (ленточная аппликация). Развивать композиционные умения, чувство цвета. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве, чувство ответственности за общее дело. Предварительная работа. Подготовка основы для коллективной композиции (большой лист бумаги: внизу размещена шляпа фокусника, вырезанная из бумаги, и приклеенная полуобъемно, из шляпы «вылетают» фокусы — две-три ленточных аппликации (например, голуби, цветы, сердечки, звездочки, конфеты; см. рис.). Материалы, инструменты, оборудование. Полоски и прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки, простые карандаши для прорисовки элемента. Незавершенная композиция «Шляпа фокусника» с двумя-тремя фокусами (ленточными аппликациями). Содержание занятия. Воспитатель в накидке и цилиндре фокусника показывает фокус (вынимает из своей шляпы новогоднюю гирлянду). Затем показывает детям незавершенную композицию «Шляпа фокусника», подготовленную заранее и предлагает детям придумать и смастерить свои фокусы, которые также будут вылетать из шляпы.
Знакомит детей с новым способом вырезания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды (четырежды, в зависимости от мягкости бумаги) пополам. — Посмотрите на этот фокус. (Разворачивает одну из ленточных вырезанок — голуби, цветы, конфеты.) Видите, все они соединяются между собой. А сделать это можно так. Беру полоску бумаги, складываю пополам, еще раз пополам, рисую картинку, например, елочку, таким образом, чтобы нижние веточки попали на сгиб. Вырезаю и оставляю места на сгибе неразрезанными, — эти веточки будут держаться друг за друга, и получится вот такой хоровод-
354
Дети задумывают свой фокус, складывают полоски бумаги, рисуют простым карандашом один элемент, воспитатель проверяет, чтобы были зафиксированы места на сгибах, напоминает, что в этом месте нельзя разрезать. В конце занятия дети приносят свои «фокусы» (ленточные аппликации) на общую композицию «Шляпа фокусника», красиво и свободно размещают, приклеивают. После занятия. В свободное время дети по своему желанию дополняют композицию «Шляпа фокусника» и при участии педагога превращают ее в цирковую афишу. ЛЕПКА коллективная «На арене цирка» (животные) Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из разнородных объектов. \, Уточнить способ лепки вч;тилистике народной игрушки — из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Вызвать интерес к изготовлению цирковых аксессуаров из разных материалов, проявлять творчество. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук. Предварительная работа. Знакомство с внешним видом цирковых животных (открытки, календари, альбомы, иллюстрации и пр.) с привлечением опыта, полученного на занятиях по познанию окружающего мира и развитию речи. Подготовка основы для коллективной композиции. Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, для изготовления цирковых аксессуаров — яркие пуговицы, бусины, шерстяные нитки, тесьма; подставки, клеенки, матерчатые и бумажные салфетки.
У воспитателя две-три фигурки животных (лев, лошадка, собачка) и форма-основа (для показа обобщенного способа лепки). Содержание занятия. Воспитатель в ярком плаще-накидке совершает движение палочкой, будто дрессировщик в цирке. Перед ним на поворотном диске вылепленная фигурка животного (например, лев или собачка на тумбе). После движений палочкой воспитатель изменя-ет Движение вылепленной фигурки (показывает, как лев прыгает в «горящий обруч» или собачка поднимается на задние лапки и танцует). Вызвав интерес у детей, предлагает им слепить разных цирковых Животных, выступающих на арене цирка. Показывает общую основу 355
для коллективной композиции, предлагает договориться о том, кто кого будет лепить и какого размера будут фигурки, чтобы собачка не оказалась больше льва. — Напомню способ лепки, который поможет нам слепить животных и показать, как они двигаются. Посмотрите внимательно. Как называется эта форма? (Показывает цилиндр (валик).) Помните, как мы лепили собаку со щенком? (Напоминает и уточняет способ лепки.) Животные обычно передвигаются на четырех лапах, поэтому валик нужно повернуть вот так (переворачивает валик в горизонтальное положение), согнуть дугой и надрезать с двух концов стекой, чтобы получилось четыре лапы. Это туловище с лапками. Осталось слепить голову и хвостик. Подскажите мне, как это лучше сделать? Да, это зависит от того, какое животное мы лепим. Далее воспитатель действует по ситуации (вызывает ребенка для показа способа или уточняет ответы и показывает, как дополнить основную форму, чтобы получились разные животные). Поясняет, что туловище может располагаться так, будто животное стоит на двух лапках или же на четырех, а голова может прикрепляться к туловищу сверху или сбоку, на шее или сразу на туловище. — А как можно показать, что животные бегают, прыгают, ходят на Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать цвет пластилина и слепить цирковых животных. Обращает внимание на дополнительные материалы — пуговицы, бусины, мишуру, тесьму — и подсказывает, что это может пригодиться для костюмов артистов цирка. Если кто-то из детей быстро справится с заданием, можно предложить слепить еще одного циркового артиста. При желании дети лепят цирковое оборудование, необходимое для выступления (тумба, обруч и пр.).
В конце занятия дети расставляют фигурки животных на «арене цирка», стараясь передать выразительное движение (скачет, кувыркается, танцует, прыгает).
После занятия. В свободное время дети могут дополнить композицию по своему желанию и поиграть в «Цирковое представление».
ПРИРОДА «Животные рядом с нами» Задачи. Обратить внимание детей на то, что рядом с ними обитают живые существа, которые требуют внимания и заботы, дать представление о том, что каждое животное приспособлено к определенным условиям проживания и пище. Воспитывать у дошкольников заботливое, бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее. Материалы, инструменты, оборудование. Обитатели уголка природы. (Если в группе нет животных, можно принести зверя или птицу из другой группы,) Карточки с изображением разных природных факторов и предметов, необходимых для поддержания жизнедеятельности животного в условиях детского сада. Предварительная работа. Наблюдение за жизнью животных, уход Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспитатель). Дети посещают уголок природы (если он занимает отдельное помещение), общаются с декоративными животными (морскими свинками, белыми крысами, сирийскими хомячками, декоративными кроликами, волнистыми попугайчиками, канарейками и т. п.), ухаживают за ними, кормят. Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что животные пьют воду, что у каждого из них — особая пища. В детском саду не кормят зверей конфетами, печеньем, так как это непривычная и вредная для них пища. В уголке природы в группе дошкольники наблюдают за поведением животных в разное время дня, рассматривают книги о декоративных, домашних животных, вместе со взрослым читают и обсуждают рассказы о них. Содержание занятия. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в детском саду есть уголок природы. Кто в нем обитает? Откуда эти звери и птицы появились в уголке природы? (Их купили в магазине, принесли из дома.) Могут ли они жить в нашем лесу, на лугу, в городе? Что будет, если волнистый попугайчик вылетит в окошко? А если морская свинка убежит на улицу? Смогут ли они там жить без нашей помощи? Нет, потому что они не привыкли к нашей природе. И на морскую свинку, и на хомяка, и на попугайчика могут напасть кошки и собаки, они не всегда смогут найти себе нужную пищу, а осенью просто замерзнут. Такие животные могут жить в нашей местности только рядом с человеком. А вот ежи, белки, клесты, снегири и многие другие звери и птицы лучше всего себя чувствуют в родном лесу или на лугу. В уголке природы им будет плохо, даже если мы будем их кормить. Белке нужны высокие деревья, лес, чтобы бегать и прыгать в поисках корма. И ника- 357 кое колесо не заменит ей родной дом. Снегирям и другим птицам нужно место для полета. Такие животные сами находят себе корм, сами себя защищают и могут, в отличие от морской свинки, жить вдали от человека. Воспитатель предлагает рассмотреть животное и описать его. Чтобы детям было легче это сделать, описание проводится по плану, который хорошо дополнить схемой со значками, подсказывающими вопросы. Например, рисунок дома — где живет зверь? Изображение тарелки — что он ест и т. п. ПЛАН 1. Название животного. (Если есть интересная информация о происхождении названия, воспитатель сообщает ее детям. Например, слово 2. К какой группе относится животное? (Это зверь, птица или рыба?) 3. Чем оно питается? 4. Это ночное или дневное животное? 5. Что оно больше всего любит делать? 6. Что мы можем сделать для того, чтобы ему хорошо жилось в детском саду? Воспитатель предлагает дошкольникам внимательно рассмотреть какое-либо животное, например, морскую свинку. Какого цвета у нее шерсть? Какая она на ощупь? Мягкая или жесткая? (Все, кто хочет, гладят зверька, если он не боится этого.) Дети рассматривают лапки, мордочку, хвост животного. Воспитатель обращает внимание ребят на его «усы». С их помощью морская свинка, как, например, к кролики, может узнавать, что находится вокруг. Дети наблюдают за движениями морской свинки. Воспитатель спрашивает ребят, что зверек больше всего любит есть. Любит ли он мясо? Морскую свинку сажают на стол или на пол и раскладывают перед ней разную пищу — кусочки овощей, мяса. Это животное питается растениями, поэтому так и называется — травоядное (ест траву). Можно провести аналогичные исследования с декоративной крысой (она всеядна), с хомячком (он травоядный). Воспитатель предлагает дошкольникам придумать как можно больше слов для описания животного. Какая морская свинка? (белая, пятнистая, пушистая, веселая и т. п.) Что она умеет делать? Что любит? Педагог подчеркивает, что обращаться с любыми животными нужно очень осторожно, чтобы не нанести им вреда. Нужно учитывать, что они отдыхают, могут бояться людей. При общении с животными не нужно громко разговаривать, хватать их, стучать по клетке. После наблюдений морскую свинку аккуратно возвращают в клетку. Воспитатель спрашивает дошкольников, почему мы считаем, что все животные — это живые существа? (Они, как и мы, дышат, двигаются, питаются. У всех у них бывают детеныши.) Педагог выкладывает перед детьми карточки, на которых изображены капелька воды, воздух, земля (песок), трава, солнце, человек. (Для 358
каждого конкретного животного набор карточек может быть своим. Можно также добавить лишние карточки с изображением того, без чего животное может обойтись.) Дети по очереди берут карточки и говорят, нужно ли то, что на них изображено, для жизни морской свинки (хомячка, попугайчика и т. п.). Например: водой животное поят, ею моют клетку; травой оно питается, из нее делают мягкую подстилку и убежище; все животные, как и люди, нуждаются в чистом воздухе; солнце дает им свет и тепло; человек ухаживает, заботится о них. Можно включить в состав карточек комнатные растения уголка природы: они выделяют кислород, делают воздух чище, что также важно для его всех его обитателей. Воспитатель спрашивает, нужно ли еще добавить к комплекту какие-либо карточки. Если ребенок доказывает, что животному нужно что-то еще, после занятия дети изготавливают дополнительные карточки. В заключение воспитатель вместе с детьми формулирует правила поведения в живом уголке. (Правил не должно быть много и все они должны реально соблюдаться!) После занятия. Педагог вместе с детьми составляет серию запрещающих и разрешающих знаков или других символов, которые отражают сформулированные на занятии правила, и вывешивают их на видном месте в уголке природы. Дети выращивают овес на корм обитателям живого уголка. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Небылицы» Задачи. Познакомить детей с небылицами в фольклоре и стихах. Помочь осознать прием «переворачивания», используемый в некоторых небылицах. Развивать чувство юмора, воображение. Материалы и оборудование. Ширма для настольного театра, перчаточные куклы Петрушка и Скоморох. Содержание занятия. Воспитатель размещает детей вокруг стола с ширмой и начинает рассказ: «В давние-давние времена ходили по де-ревням и городам веселые люди — скоморохи, они давали представления на площадях, веселили и забавляли народ. Педагог ставит на стол ширму и надевает на руки Петрушку и Скомороха из кукольного театра и читает небылицы как бы от их имени: Петрушка: Вы послушайте, ребята, Моей сказки небогатой От конька-горбунка И медведя-плясунка: 359
Уж как пестрая свинья На дубу гнездо свила. Гнездо свела, детей вывела. Шестьдесят поросят По сучочкам висят. Поросята визжат, Полетать хотят. Полетели, полетели И на воздухе присели. Скоморох:
Уж как по небу медведь летит. Медведь летит, Головой вертит. А несет-то он коровушку, Черно-пеструю, белохвостую. А коровушка мычит, Да хвостищем вертит! Знай, медведю кричит: —Давай вправо! —Давай влево, А теперь вот напрямик1.
Спрашивает детей: — Понравилось ли вам эти веселые стихи? — Как вы думаете, а было ли на самом деле то, о чем говорится — Может ли свинья гнездо на дубу свить? А медведь — летать? Такие небольшие веселые стихи, сочиненные еще давным-давно называются небылицами и предназначались они для того, чтобы повеселить, позабавить кого-нибудь. — Чем небылица отличается от обычного стихотворения? (В ней Скоморох: А где это видано И в какой деревне слыхано, Чтобы курочка бычка родила, Поросеночек яичко снес Да на полочку унес. А полочка обломилась, И яичко разбилось. Овечка раскохталась, Кобылка раскудахталась: — Ой, куда-куда-кудах! Не бывало у нас так, 1 Небылицы из русского фольклора. См.: Дошкольное воспитание. 2003. № 12. С. 111. 360 Чтобы безрукий нашу клеть обокрал, Голопузый за пазуху поклал, А слепой-то подглядывал, А глухой-то подслушивал, А безногий вдогон побежал, Безъязыкий «караул» закричал! Петрушка:
— А я вот еще что знаю:
Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабою в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овес, Лошадь села в сани, а мужик повез. Крыши испугались, сели на ворон. Лошадь подгоняла мужика кнутом.
Воспитатель обращается к детям: «Я вижу, что вы улыбаетесь. А почему эта небылица вас так рассмешила? (В ней все перепутано, сказано наоборот: не мужик едет на коне, а конь на мужике; не вороны сидят на крыше, а крыши на воронах и т. д.) Такие небылицы называются еще перевертышами». Скоморох подхватывает:
Это, братцы, да не чудо ли? Бегала дубинка с мальчиком в руках, А за ним тулупчик с бабой на плечах. Кнут схватил собаку парить мужика, А мужик со страху влез под ворота. Деревня закричала: «Озеро горит!» Сено со дровами тушить пожар спешит.
Педагог говорит детям, что не только давным-давно придумывали такие небылицы и перевертыши. Многие детские поэты и сейчас сочиняют такие веселые стихи. Послушайте стихотворение Юрия Коваля «Удивительная грядка»:
У меня на грядке — Крокодил Растет! А в Москва-реке Огурец живет! Осенью на грядке Крокодил Поспел! Огурец в Москва-реке Всех лягушек съел! 361 Я боюсь, ребятки, Что за этот год Вырастет на грядке Страшный бегемот. А в реке Москва-реке Клюнет на крючок — Как вам это нравится? — Страшный кабачок! Ох, когда ж на грядке Будет все в порядке?
Далее Скоморох и Петрушка предлагают детям самим придумывать небылицы. Каждую предложенную детьми идею небылицы педагог разыгрывает с детьми по следующей модели. Например, один ребенок говорит: «Собачка любит лазать по деревьям». Петрушка спрашивает у остальных детей: «Отвечайте, правда ли?» Скоморох и Петрушка хвалят детей, спрашивают, весело ли было детям на занятии, вспоминают, как называются смешные стихи, которые читали они сегодня и прощаются с детьми. После занятия. В свободное время можно прочитать детям отрывки из стихотворений И. Токмаковой, в которых происходят смешные и удивительные события, предложив детям подобрать нужное слово в конце каждого фрагмента: В одной стране, . В чудной стране, Где не бывать Тебе и мне, Ботинок черным язычком С утра лакает...(молочко)
Нас трое. Мы явились Из пряничной страны: На нас рубашки сладкие И сладкие...(штаны)
Куда в машинах снег везут? Наверно, в странах жарких Его ребятам раздают На Новый год в подарках, Получат полные кульки — И все бегом играть в...(снежки!)
Таким образом, дети смогут еще раз обратиться к понятию «стихи-небылицы» и попробовать свои силы в подборе рифм 362
ЯНВАРЬ. 17 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. В середине зимы особое внимание детей обращается на характерные явления этого времени года, организуются исследования детьми свойств снега и льда. В процессе наблюдений в природе, бесед, чтения художественной литературы и других видов деятельности, педагог стремится обогащать словарь детей образными словами и выражениями, побуждать высказываться на темы из личного опыта. Знакомство с зимними видами спорта — поможет детям передать в рисовании и лепке изменения формы в связи с характером движения. Будут закрепляться представления детей о количественном составе числа 7 (из отдельных единиц), они будут упражняются в счете до семи, в различении форм окружающих предметов.
363
364
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Известно, что мальчики отдают предпочтение техническим игрушкам, в частности, машинам. Строительство скоростных горок, обогащение представлений детей об этом виде транспорта может побудить некоторых из них попробовать себя в роли испытателей автомобилей, преодолевающих препятствия — горки, крутые спуски и подъемы. Привлекательными могут оказаться со-евнования гоночных автомобилей на дороге с крутыми поворотами и т. п. Во второй половине дня можно предложить детям поиграть в сказ-«Мороз Иванович». Педагогу важно внести некоторые, наиболее значимые элементы костюмов, помочь детям сделать элементарные декорации из подручных средств и распределить роли. В построении сюжета игры лучше дать детям свободу, чтобы они могли передавать смысл своими словами, по-своему достраивать и видоизменять сюжет. Народная игра «Каблучок» (Архангельская область)1 На льду или утоптанном снегу рисуется круг. В него встает ведущий | палкой (клюшкой). Остальные дети скачут вокруг круга на одной но-I и припевают:
Против нашего двора Приукатана гора, Водою полита, Башмачками прибита. Уж я скок на ледок! Окаянный башмачок! Отвалился каблучок, Повалился на ледок И оставил свой следок. После этих слов водящий бросает под ноги играющим льдинку. Дети стараются загнать льдинку ногами в круг. Водящий стремится не Пропустить льдинку, отбивая ее палкой (клюшкой). Кто первый загонит льдинку в круг, тот становиться водящим и игра повторяется. Записано Качановой И. А. со слов Касаткиной Е. И., г. Вологда, 1987 г. 365 РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Не идется и не едется, потому что гололедица»1 Задачи. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Побуждать высказываться на темы из личного опыта; составлять короткий текст по картине. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, ш. Учить подбирать слова с этими звуками. Материалы, инструменты, оборудование. Картина «Зимние развлечения». Зимние игры и развлечения. Зимний пейзаж. Кругом снег. Падают снежинки. Собака везет детей на санках. Девочка едет на ледянке со снежной горки. У нее в руках котенок. Каток. На катке катаются дети на коньках. Карнавал. Все в масках и маскарадных костюмах. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать стихи о зиме. С. Маршак Сыплет, сыплет снег охапками На поля зима. До бровей накрылись шапками Во дворах дома...2 Педагог спрашивает детей, понравилось ли им стихотворение? Что больше всего запомнилось? Как они понимают выражение «До бровей накрылись шапками во дворах дома»? Какими словами в стихотворении говориться о том, что идет снег? Просит изобразить с помощью выразительных движений, как сыплет снег охапками зима. Предлагает послушать еще одно стихотворение: В. Берестов Гололедица Не идется и не едется, Потому что гололедица. Но зато Отлично падается! Почему ж никто Не радуется? 1 В. Берестов. 2 Маршак С. Собрание соч.: в 8 т. — М.: Худ. лит., 1968. Т. 1. С. 265. 366 — Почему никто не радуется? — спрашивает педагог. (Высказывания детей.) Случалось ли вам видеть, как падают другие? Расскажите об этом. Как вы понимаете, что такое «гололедица»? (Рассуждения детей.) Воспитатель обращается к детям: — Зимой дети катаются с гор на ногах, на санках, на ледянках, на лыжах. Катаются на катке на коньках. А вы любите кататься зимой? На чем? Затем организуется игра в круге. Воспитатель говорит детям: «Встаньте. Представьте себе, что кругом снег. Слепим снежки. Будем бросаться снежками (имитируют движения). Летают, кружатся снежинки. Поймайте снежинку на ладошку (имитируют движение). Возьмемся за руки, идем по кругу и говорим стихотворение:
Хороши, конечно, сани, Только хитрые они: Вниз, под горку едут сами, А на горку — их тяни... (А. Шибаев)1 (Двигаются по кругу, меняют темп и силу голоса.) Затем воспитатель предлагает детям послушать слова: сани, санки, салазки, снег. Спрашивает: «Какой звук слышится в этих словах? (с) А в словах: шапка, шуба, шарф — какой звук слышится?» (ш) Просит детей назвать как можно больше слов со звуком с (ш). Затем педагог показывает детям картину, на которой изображены зимние развлечения детей и говорит: «Вы интересно рассказали о своих зимних развлечениях. У меня картина об этом. Рассмотрите ее. Что вас здесь заинтересовало? Что напомнило?» (Свободные высказывания детей.) — Что вам больше всего понравилось в этой картине? (Выслушать желающих.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|