Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математические представления




Занятие № 16

Задачи. Показать детям, как образуется количественная группа, на­зываемая числительным «семь», с использованием предметов, которые называются существительными как мужского, так и женского рода.

Учить детей при пересчете согласовывать числительные с существи­тельным в роде, числе и падеже; различать процесс и итог счета.

Познакомить детей с цифрой 7.

Учить устанавливать равенство групп предметов двумя способами.

Развивать у детей внимание, произвольность поведения.

Учить детей делить треугольник на две и четыре равные части.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма­ териал:

Счетная лесенка.

Игрушки четырех видов по семь штук каждого.

Карточки с цифрами 6 и 7 по две штуки каждой.

Цифры 6 и 7 для доски или наборного полотна.

По семь картинок четырех видов (например, «мяч», «мальчик», «елочка», «бабочка»).

14 кружков двух разных цветов (например, семь красных, семь си­них).

Бумажный равнобедренный треугольник со стороной примерно 21 см.

Треугольная косынка.

Раздаточный материал:

Счетные карточки из плотной бумаги для работы со счетным мате­риалом (размером 30x20 см).

По 14 кружков двух разных цветов (диаметром приблизительно 3 см). Цифры 6 и 7 высотой не более 4—5 см.

Равнобедренный треугольник со стороной 10—12 см из бумаги. Ножи для разрезания бумаги или ножницы.

Содержание занятия. Методика работы по первой, второй и треть­ей задачам аналогична представленной на занятиях № 13 и 14 (сначала используются предметы, названия которых существительные мужско­го рода, потом — женского).

Дополнительно к методике, описанной в конспектах № 13 и 14 включается самостоятельная работа детей. На столах у детей лежат кар-

352

точки из плотной бумаги с двумя проведенными линиями, расстояние между линиями 5—6 см.

Воспитатель предлагает детям положить на верхнюю полоску их карточки шесть синих кружков. А на нижнюю семь красных. Просит посчитать хором вначале синие кружки и положить около них соответ­ствующую («нужную») цифру. Дети выполняют. Затем посчитать хором красные кружки и положить цифру. Посмотреть друг у друга: так ли по­ложили. После чего предлагает детям сделать поровну двумя способа­ми и рассказать всем, как это им удалось.

Игра «Летаетне летает»

Воспитатель объясняет детям правила игры: «Я буду называть пред­меты, которые или летают, или не летают. Если они летают, то вы ма­шите руками, как птички, если не летают — то держите руки внизу. А я же буду размахивать „крылышками" постоянно». Например, «самолет летает?», «арбуз летает?», «кочерга летает?», «Баба-Яга летает?», «орел летает?». Обычно дётичами замечают, кто ошибся, смеются и поправ­ляют его, обмениваются репликами. Воспитатель продолжает игру в бодром игровом темпе. Игра^длится две-три минуты.

Воспитатель показывает детям треугольный лист бумаги (равнобед­ренный треугольник со стороной примерно 21 см, вырезанный из обычного листа бумаги А4) и спрашивает: «Какой формы этот лист бу­маги?» Дети: «Треугольной. Или треугольник». Воспитатель: «Что на него похоже?» Дети пытаются вспомнить, что они знают треугольной формы. Воспитатель достает косынку, показывает ее детям так, чтобы была видна ее треугольная форма. Вновь показывая бумажный тре­угольник, спрашивает у детей, можно ли из этой «косынки» сделать две или четыре косыночки и как это сделать. Дети: «Да, можно. Нужно раз­делить эту «косынку» на две, а потом на четыре равные части». Воспи­татель показывает детям технику деления треугольника: соединяет между собой равные стороны треугольника, акцентируя внимание де­тей на совмещении углов; после чего разрезает треугольник. Воспита­тель: «Сколько частей получилось?» Дети: «Две». Воспитатель: «Две. А нам нужно четыре. Как это сделать?» Дети: «Разделите каждую ее по­ловину пополам». Воспитатель снова тщательно демонстрирует техни­ку складывания треугольника, совмещения углов, выравнивания ли­нии разреза. Показывает четыре получившихся треугольника детям и ставит их в наборное полотно. Воспитатель спрашивает: «Сколько частей получилось?» Дети, пересчитывая треугольники: «Один, два, три, четыре», — говорят итог счета: «Четыре косыночки».

На столах у детей лежат небольшие бумажные равнобедренные тре­угольники. Воспитатель предлагает детям разделить их треугольные листочки на четыре равные части. Дети делят. Воспитатель просит по­казать одну из четырех частей, или одну четвертую. Затем две четвер­тых и т. д. Дети выполняют.

353

АППЛИКАЦИЯ коллективная

«Шляпа фокусника» (оформление цирковой афиши)

Задачи. Учить детей составлять коллективную композицию из апп-ликативных элементов на основе объединяющего образа.

Показать рациональный способ вырезания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам (ленточная аппликация).

Развивать композиционные умения, чувство цвета.

Воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве, чувство ответственности за общее дело.

Предварительная работа. Подготовка основы для коллективной композиции (большой лист бумаги: внизу размещена шляпа фокусни­ка, вырезанная из бумаги, и приклеенная полуобъемно, из шляпы «вы­летают» фокусы — две-три ленточных аппликации (например, голуби, цветы, сердечки, звездочки, конфеты; см. рис.).

Материалы, инструменты, оборудование. Полоски и прямоуголь­ники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки, простые карандаши для прорисовки элемента. Незавершенная компо­зиция «Шляпа фокусника» с двумя-тремя фокусами (ленточными апп­ликациями).

Содержание занятия. Воспитатель в накидке и цилиндре фокус­ника показывает фокус (вынимает из своей шляпы новогоднюю гир­лянду). Затем показывает детям незавершенную композицию «Шляпа фокусника», подготовленную заранее и предлагает детям придумать и смастерить свои фокусы, которые также будут вылетать из шляпы.

Знакомит детей с новым способом вырезания из бумаги, сложен­ной гармошкой или дважды (четы­режды, в зависимости от мягкости бумаги) пополам.

— Посмотрите на этот фокус. (Разворачивает одну из ленточных вырезанок — голуби, цветы, конфе­ты.) Видите, все они соединяются между собой. А сделать это можно так. Беру полоску бумаги, складываю пополам, еще раз пополам, рисую картинку, например, елочку, таким образом, чтобы нижние веточки по­пали на сгиб. Вырезаю и оставляю места на сгибе неразрезанными, — эти веточки будут держаться друг за друга, и получится вот такой хоровод-

 

 

 

 

354

 

Дети задумывают свой фокус, складывают полоски бумаги, рисуют простым карандашом один элемент, воспитатель проверяет, чтобы бы­ли зафиксированы места на сгибах, напоминает, что в этом месте нель­зя разрезать. В конце занятия дети приносят свои «фокусы» (ленточные аппли­кации) на общую композицию «Шляпа фокусника», красиво и свобод­но размещают, приклеивают. После занятия. В свободное время дети по своему желанию допол­няют композицию «Шляпа фокусника» и при участии педагога превра­щают ее в цирковую афишу.

ЛЕПКА коллективная

«На арене цирка» (животные)

Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из разнородных объектов. \,

Уточнить способ лепки вч;тилистике народной игрушки — из ци­линдра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов.

Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.

Вызвать интерес к изготовлению цирковых аксессуаров из разных материалов, проявлять творчество. Развивать глазомер, синхронизиро­вать работу обеих рук.

Предварительная работа. Знакомство с внешним видом цирковых животных (открытки, календари, альбомы, иллюстрации и пр.) с при­влечением опыта, полученного на занятиях по познанию окружающе­го мира и развитию речи.

Подготовка основы для коллективной композиции.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, для изготовления цирковых аксессуаров — яркие пуговицы, бусины, шерстяные нитки, тесьма; подставки, клеенки, матерчатые и бумаж­ные салфетки.

У воспитателя две-три фигурки животных (лев, лошадка, собачка) и форма-основа (для показа обобщенного способа лепки).

Содержание занятия. Воспитатель в ярком плаще-накидке совер­шает движение палочкой, будто дрессировщик в цирке. Перед ним на поворотном диске вылепленная фигурка животного (например, лев или собачка на тумбе). После движений палочкой воспитатель изменя-ет Движение вылепленной фигурки (показывает, как лев прыгает в «го­рящий обруч» или собачка поднимается на задние лапки и танцует).

Вызвав интерес у детей, предлагает им слепить разных цирковых Животных, выступающих на арене цирка. Показывает общую основу

355

 

для коллективной композиции, предлагает договориться о том, кто кого будет лепить и какого размера будут фигурки, чтобы собачка не оказалась больше льва.

—   Напомню способ лепки, который поможет нам слепить животных и показать, как они двигаются. Посмотрите внимательно. Как на­зывается эта форма? (Показывает цилиндр (валик).) Помните, как мы лепили собаку со щенком? (Напоминает и уточняет способ лепки.)

Животные обычно передвигаются на четырех лапах, поэтому валик нужно повернуть вот так (переворачивает валик в горизонтальное поло­жение), согнуть дугой и надрезать с двух концов стекой, чтобы получи­лось четыре лапы. Это туловище с лапками. Осталось слепить голову и хвостик. Подскажите мне, как это лучше сделать? Да, это зависит от то­го, какое животное мы лепим. Далее воспитатель действует по ситуации (вызывает ребенка для показа способа или уточняет ответы и показывает, как дополнить основную форму, чтобы получились разные животные). Поясняет, что туловище может располагаться так, будто животное стоит на двух лапках или же на четырех, а голова может прикрепляться к туло­вищу сверху или сбоку, на шее или сразу на туловище.

—   А как можно показать, что животные бегают, прыгают, ходят на
задних лапках? (Воспитатель изменяет положение вылепленных фигу­
рок и комментирует движения.)

Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать цвет пласти­лина и слепить цирковых животных. Обращает внимание на дополни­тельные материалы — пуговицы, бусины, мишуру, тесьму — и подска­зывает, что это может пригодиться для костюмов артистов цирка. Если кто-то из детей быстро справится с заданием, можно предложить сле­пить еще одного циркового артиста. При желании дети лепят цирковое оборудование, необходимое для выступления (тумба, обруч и пр.).

В конце занятия дети расставляют фигурки животных на «арене цирка», стараясь передать выразительное движение (скачет, кувырка­ется, танцует, прыгает).

356

После занятия. В свободное время дети могут дополнить компози­цию по своему желанию и поиграть в «Цирковое представление».

 

ПРИРОДА

«Животные рядом с нами»

Задачи. Обратить внимание детей на то, что рядом с ними обитают живые существа, которые требуют внимания и заботы, дать представ­ление о том, что каждое животное приспособлено к определенным условиям проживания и пище. Воспитывать у дошкольников заботли­вое, бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

Материалы, инструменты, оборудование. Обитатели уголка при­роды. (Если в группе нет животных, можно принести зверя или птицу из другой группы,) Карточки с изображением разных природных фак­торов и предметов, необходимых для поддержания жизнедеятельности животного в условиях детского сада.

Предварительная работа. Наблюдение за жизнью животных, уход
за ними.                              

Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспи­татель).

Дети посещают уголок природы (если он занимает отдельное по­мещение), общаются с декоративными животными (морскими свин­ками, белыми крысами, сирийскими хомячками, декоративными кро­ликами, волнистыми попугайчиками, канарейками и т. п.), ухажива­ют за ними, кормят. Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что животные пьют воду, что у каждого из них — особая пи­ща. В детском саду не кормят зверей конфетами, печеньем, так как это непривычная и вредная для них пища. В уголке природы в груп­пе дошкольники наблюдают за поведением животных в разное вре­мя дня, рассматривают книги о декоративных, домашних животных, вместе со взрослым читают и обсуждают рассказы о них.

Содержание занятия. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в детском саду есть уголок природы. Кто в нем обитает? Откуда эти звери и птицы появились в уголке природы? (Их купили в магазине, принесли из дома.) Могут ли они жить в нашем лесу, на лугу, в городе? Что будет, если волнистый попугайчик вылетит в окошко? А если мор­ская свинка убежит на улицу? Смогут ли они там жить без нашей помощи? Нет, потому что они не привыкли к нашей природе. И на морскую свинку, и на хомяка, и на попугайчика могут напасть кошки и собаки, они не всегда смогут найти себе нужную пищу, а осенью просто замерзнут. Такие животные могут жить в нашей местности только рядом с че­ловеком. А вот ежи, белки, клесты, снегири и многие другие звери и птицы лучше всего себя чувствуют в родном лесу или на лугу. В уголке природы им будет плохо, даже если мы будем их кормить. Белке нужны высокие деревья, лес, чтобы бегать и прыгать в поисках корма. И ника-

357

кое колесо не заменит ей родной дом. Снегирям и другим птицам нужно место для полета. Такие животные сами находят себе корм, сами себя за­щищают и могут, в отличие от морской свинки, жить вдали от человека. Воспитатель предлагает рассмотреть животное и описать его. Чтобы детям было легче это сделать, описание проводится по плану, который хорошо дополнить схемой со значками, подсказывающими вопросы. Например, рисунок дома — где живет зверь? Изображение тарелки — что он ест и т. п.

ПЛАН

1. Название животного. (Если есть интересная информация о происхождении названия, воспитатель сообщает ее детям. Например, слово
«морская» вовсе не означает, что свинка любит купаться. Когда-то давно
первых морских свинок привезли к нам издалека, из-за моря, и сначала
они назывались заморскими, и только потом уже стали морскими.)

2. К какой группе относится животное? (Это зверь, птица или рыба?)

3. Чем оно питается?

4. Это ночное или дневное животное?

5. Что оно больше всего любит делать?

6. Что мы можем сделать для того, чтобы ему хорошо жилось в дет­ском саду?

Воспитатель предлагает дошкольникам внимательно рассмотреть какое-либо животное, например, морскую свинку. Какого цвета у нее шерсть? Какая она на ощупь? Мягкая или жесткая? (Все, кто хочет, гладят зверька, если он не боится этого.) Дети рассматривают лапки, мордочку, хвост животного. Воспитатель обращает внимание ребят на его «усы». С их помощью морская свинка, как, например, к кролики, может узнавать, что находится вокруг. Дети наблюдают за движениями морской свинки. Воспитатель спрашивает ребят, что зверек больше всего любит есть. Любит ли он мясо? Морскую свинку сажают на стол или на пол и раскладывают перед ней разную пищу — кусочки овощей, мяса. Это животное питается растениями, поэтому так и называется — травоядное (ест траву). Можно провести аналогичные исследования с декоративной крысой (она всеядна), с хомячком (он травоядный).

Воспитатель предлагает дошкольникам придумать как можно боль­ше слов для описания животного. Какая морская свинка? (белая, пят­нистая, пушистая, веселая и т. п.) Что она умеет делать? Что любит? Педагог подчеркивает, что обращаться с любыми животными нужно очень осторожно, чтобы не нанести им вреда. Нужно учитывать, что они отдыхают, могут бояться людей. При общении с животными не нужно громко разговаривать, хватать их, стучать по клетке. После на­блюдений морскую свинку аккуратно возвращают в клетку.

Воспитатель спрашивает дошкольников, почему мы считаем, что все животные — это живые существа? (Они, как и мы, дышат, двигают­ся, питаются. У всех у них бывают детеныши.)

Педагог выкладывает перед детьми карточки, на которых изображе­ны капелька воды, воздух, земля (песок), трава, солнце, человек. (Для

358

 

каждого конкретного животного набор карточек может быть своим. Можно также добавить лишние карточки с изображением того, без чего животное может обойтись.) Дети по очереди берут карточки и говорят, нужно ли то, что на них изображено, для жизни морской свинки (хомяч­ка, попугайчика и т. п.). Например: водой животное поят, ею моют клет­ку; травой оно питается, из нее делают мягкую подстилку и убежище; все животные, как и люди, нуждаются в чистом воздухе; солнце дает им свет

и тепло; человек ухаживает, заботится о них. Можно включить в состав карточек комнатные растения уголка природы: они выделяют кислород, делают воздух чище, что также важно для его всех его обитателей. Вос­питатель спрашивает, нужно ли еще добавить к комплекту какие-либо карточки. Если ребенок доказывает, что животному нужно что-то еще, после занятия дети изготавливают дополнительные карточки.

В заключение воспитатель вместе с детьми формулирует правила поведения в живом уголке. (Правил не должно быть много и все они должны реально соблюдаться!)

После занятия. Педагог вместе с детьми составляет серию запреща­ющих и разрешающих знаков или других символов, которые отражают сформулированные на занятии правила, и вывешивают их на видном месте в уголке природы. Дети выращивают овес на корм обитателям живого уголка.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Небылицы»

Задачи. Познакомить детей с небылицами в фольклоре и стихах. Помочь осознать прием «переворачивания», используемый в некото­рых небылицах. Развивать чувство юмора, воображение.

Материалы и оборудование. Ширма для настольного театра, перча­точные куклы Петрушка и Скоморох.

Содержание занятия. Воспитатель размещает детей вокруг стола с ширмой и начинает рассказ: «В давние-давние времена ходили по де-ревням и городам веселые люди — скоморохи, они давали представле­ния на площадях, веселили и забавляли народ.

Педагог ставит на стол ширму и надевает на руки Петрушку и Ско­мороха из кукольного театра и читает небылицы как бы от их имени:

Петрушка:

Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой

От конька-горбунка

И медведя-плясунка:

359

 

 

Уж как пестрая свинья

На дубу гнездо свила.

Гнездо свела, детей вывела.

Шестьдесят поросят

По сучочкам висят.

Поросята визжат,

Полетать хотят.

Полетели, полетели

И на воздухе присели.

Скоморох:

 

Уж как по небу медведь летит.

Медведь летит, Головой вертит.

А несет-то он коровушку,

Черно-пеструю, белохвостую.

А коровушка мычит,

Да хвостищем вертит!

Знай, медведю кричит:

—Давай вправо!

—Давай влево,

А теперь вот напрямик1.

 

Спрашивает детей:

— Понравилось ли вам эти веселые стихи?

— Как вы думаете, а было ли на самом деле то, о чем говорится
в них?

— Может ли свинья гнездо на дубу свить? А медведь — летать?
А петух может пироги печь?

Такие небольшие веселые стихи, сочиненные еще давным-давно называются небылицами и предназначались они для того, чтобы пове­селить, позабавить кого-нибудь.

—   Чем небылица отличается от обычного стихотворения? (В ней
говорится о том, чего на самом деле не бывает.) Хотите еще послушать?

Скоморох:

А где это видано И в какой деревне слыхано, Чтобы курочка бычка родила, Поросеночек яичко снес Да на полочку унес. А полочка обломилась, И яичко разбилось. Овечка раскохталась, Кобылка раскудахталась: — Ой, куда-куда-кудах! Не бывало у нас так,

1 Небылицы из русского фольклора. См.: Дошкольное воспитание. 2003. № 12. С. 111.

360

Чтобы безрукий нашу клеть обокрал,

Голопузый за пазуху поклал,

А слепой-то подглядывал,

А глухой-то подслушивал,

А безногий вдогон побежал,

Безъязыкий «караул» закричал!

Петрушка:

 

— А я вот еще что знаю:

 

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Крыши испугались, сели на ворон.

Лошадь подгоняла мужика кнутом.

 

Воспитатель обращается к детям: «Я вижу, что вы улыбаетесь. А по­чему эта небылица вас так рассмешила? (В ней все перепутано, сказа­но наоборот: не мужик едет на коне, а конь на мужике; не вороны си­дят на крыше, а крыши на воронах и т. д.) Такие небылицы называют­ся еще перевертышами».

Скоморох подхватывает:

 

Это, братцы, да не чудо ли?

Бегала дубинка с мальчиком в руках,

А за ним тулупчик с бабой на плечах.

Кнут схватил собаку парить мужика,

А мужик со страху влез под ворота.

Деревня закричала: «Озеро горит!»

Сено со дровами тушить пожар спешит.

 

Педагог говорит детям, что не только давным-давно придумывали та­кие небылицы и перевертыши. Многие детские поэты и сейчас сочиня­ют такие веселые стихи. Послушайте стихотворение Юрия Коваля «Уди­вительная грядка»:

 

У меня на грядке —

Крокодил

Растет!

А в Москва-реке

Огурец живет!

Осенью на грядке

Крокодил

Поспел!

Огурец в Москва-реке

Всех лягушек съел!

361

Я боюсь, ребятки,

Что за этот год

Вырастет на грядке

Страшный бегемот.

А в реке Москва-реке

Клюнет на крючок —

Как вам это нравится? —

Страшный кабачок!

Ох, когда ж на грядке

Будет все в порядке?

 

Далее Скоморох и Петрушка предлагают детям самим придумывать небылицы. Каждую предложенную детьми идею небылицы педагог ра­зыгрывает с детьми по следующей модели. Например, один ребенок говорит: «Собачка любит лазать по деревьям». Петрушка спрашивает у остальных детей: «Отвечайте, правда ли?»

Скоморох и Петрушка хвалят детей, спрашивают, весело ли было детям на занятии, вспоминают, как называются смешные стихи, кото­рые читали они сегодня и прощаются с детьми.

После занятия. В свободное время можно прочитать детям отрыв­ки из стихотворений И. Токмаковой, в которых происходят смешные и удивительные события, предложив детям подобрать нужное слово в конце каждого фрагмента:

В одной стране,                                             .

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает...(молочко)

 

Нас трое.

Мы явились

Из пряничной страны:

На нас рубашки сладкие

И сладкие...(штаны)

 

Куда в машинах снег везут?

Наверно, в странах жарких

Его ребятам раздают

На Новый год в подарках,

Получат полные кульки —

И все бегом играть в...(снежки!)

 

Таким образом, дети смогут еще раз обратиться к понятию «стихи-небылицы» и попробовать свои силы в подборе рифм

362

 

ЯНВАРЬ. 17 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. В середине зимы особое внимание детей обращается на характерные явления этого времени го­да, организуются исследования детьми свойств снега и льда. В процес­се наблюдений в природе, бесед, чтения художественной литературы и других видов деятельности, педагог стремится обогащать словарь де­тей образными словами и выражениями, побуждать высказываться на темы из личного опыта. Знакомство с зимними видами спорта — помо­жет детям передать в рисовании и лепке изменения формы в связи с ха­рактером движения. Будут закрепляться представления детей о коли­чественном составе числа 7 (из отдельных единиц), они будут упражня­ются в счете до семи, в различении форм окружающих предметов.

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Не идется и не едется, потому что гололедица» 2. Конструирование из строительного материала. «Скоростные горки» 3. Физкультура № 17.1. Разучивание техники ходьбы на уменьшенной опоре. Закрепление навыка лазания по ве­ревочной лестнице. Развитие силы
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Катание на лыжах Разучивание народной игры «Каблучок»
    После обеда Чтение рассказа «Зима» из книги Скребицкого «Четыре художника»
    Вечер Игры по инициативе детей Индивидуальная работа с детьми по развитию речи (см. конспект занятия по рисованию № 17)
2 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Зимние игры и соревно­вания» 2. Лепка сюжетная. «Зимние забавы» 3. Музыка № 17.1. Музыкальное движение: танцевальное упражнение «Ах ты, береза» (рус. нар. мел.), свободная пляскаДрус. нар. мел. «Я на горку шла»), народные игры «Каравай», «Золотые ворота», пляска-приглашение «Хо­дил козел по лесу» (рус. нар. мел.)

363

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Катание на лыжах Подвижная игра «Охотники и зайцы» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 17 2. Аппликация. «Снеговики в шапочках и шарфиках» 3. Физкультура № 17.2. Разучивание техники поворотов на углах при движении в колонне по одному. Закрепление навыка лазания по гимнастической лестнице. Развитие быстроты
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры с использованием лыж Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей Предварительная работа к физкультурному досугу (см. конспект по ознакомлению с окружающим № 17)
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «Снег, его свойства» 2. Рисование сюжетное. «Зимние забавы» 3. Музыка № 17.2. Слушание музыки: В. Гаврилин «Как у бабушки козел». Игра на детских музыкальных инстру­ ментах: рус. нар., мел. «Я на горку шла», В. Гаврилин «Как у бабушки козел». Музыкальное движение: свободная пля­ска (рус. нар. мел. «Я на горку шла»)
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Физкультурный досуг «Зимняя олимпиада»: ходьба в ко­лонне по двое, по трое; эстафеты с клюшкой и шайбой, на лыжах; игра малой подвижности «Какие зимние виды спорта вы знаете?» и др.
    После обеда Чтение 1-й части сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»
    Вечер Игры по инициативе детей
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 17.3. Закрепление навыка поворотов в движении. Совершенствование навыка лазания по гим­ настической лестнице. Развитие быстроты               ________________________________________

364

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Народная игра «Каблучок» Подвижные игры по выбору детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей Театрализованная игра по сказке «Мороз Иванович»

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Известно, что маль­чики отдают предпочтение техническим игрушкам, в частности, маши­нам. Строительство скоростных горок, обогащение представлений детей об этом виде транспорта может побудить некоторых из них попробовать себя в роли испытателей автомобилей, преодолевающих препятствия — горки, крутые спуски и подъемы. Привлекательными могут оказаться со-евнования гоночных автомобилей на дороге с крутыми поворотами и т. п. Во второй половине дня можно предложить детям поиграть в сказ-«Мороз Иванович». Педагогу важно внести некоторые, наиболее значимые элементы костюмов, помочь детям сделать элементарные декорации из подручных средств и распределить роли. В построении сюжета игры лучше дать детям свободу, чтобы они могли передавать смысл своими словами, по-своему достраивать и видоизменять сюжет.

Народная игра «Каблучок» (Архангельская область)1

На льду или утоптанном снегу рисуется круг. В него встает ведущий | палкой (клюшкой). Остальные дети скачут вокруг круга на одной но-I и припевают:

 

Против нашего двора

Приукатана гора,

Водою полита,

Башмачками прибита.

Уж я скок на ледок!

Окаянный башмачок!

Отвалился каблучок,

Повалился на ледок

И оставил свой следок.

После этих слов водящий бросает под ноги играющим льдинку. Де­ти стараются загнать льдинку ногами в круг. Водящий стремится не Пропустить льдинку, отбивая ее палкой (клюшкой). Кто первый заго­нит льдинку в круг, тот становиться водящим и игра повторяется.

Записано Качановой И. А. со слов Касаткиной Е. И., г. Вологда, 1987 г.

365

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Не идется и не едется, потому что гололедица»1

Задачи. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.

Побуждать высказываться на темы из личного опыта; составлять короткий текст по картине.

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, ш. Учить подбирать слова с этими звуками.

Материалы, инструменты, оборудование. Картина «Зимние раз­влечения».

Зимние игры и развлечения.

Зимний пейзаж. Кругом снег. Падают снежинки.

Собака везет детей на санках.

Девочка едет на ледянке со снежной горки. У нее в руках котенок.

Каток. На катке катаются дети на коньках. Карнавал. Все в масках и маскарадных костюмах.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать стихи о зиме.

С. Маршак

Сыплет, сыплет снег охапками

На поля зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворах дома...2

Педагог спрашивает детей, понравилось ли им стихотворение? Что больше всего запомнилось? Как они понимают выражение «До бровей накрылись шапками во дворах дома»? Какими словами в стихотворе­нии говориться о том, что идет снег? Просит изобразить с помощью выразительных движений, как сыплет снег охапками зима.

Предлагает послушать еще одно стихотворение:

В. Берестов Гололедица

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?

1         В. Берестов.

2         Маршак С. Собрание соч.: в 8 т. — М.: Худ. лит., 1968. Т. 1. С. 265.

366

—   Почему никто не радуется? — спрашивает педагог. (Высказыва­ния детей.) Случалось ли вам видеть, как падают другие? Расскажите об этом. Как вы понимаете, что такое «гололедица»? (Рассуждения детей.)

Воспитатель обращается к детям:

—   Зимой дети катаются с гор на ногах, на санках, на ледянках, на лыжах. Катаются на катке на коньках. А вы любите кататься зимой? На чем?

Затем организуется игра в круге. Воспитатель говорит детям: «Встаньте. Представьте себе, что кругом снег. Слепим снежки. Будем бросаться снежками (имитируют движения). Летают, кружатся сне­жинки. Поймайте снежинку на ладошку (имитируют движение). Возь­мемся за руки, идем по кругу и говорим стихотворение:

 

Хороши, конечно, сани,

Только хитрые они:

Вниз, под горку едут сами,

А на горку — их тяни...

(А. Шибаев)1

(Двигаются по кругу, меняют темп и силу голоса.)

Затем воспитатель предлагает детям послушать слова: сани, санки, салазки, снег. Спрашивает: «Какой звук слышится в этих словах? (с) А в словах: шапка, шуба, шарф — какой звук слышится?» (ш) Просит детей назвать как можно больше слов со звуком с (ш).

Затем педагог показывает детям картину, на которой изображены зим­ние развлечения детей и говорит: «Вы интересно рассказали о своих зим­них развлечениях. У меня картина об этом. Рассмотрите ее. Что вас здесь заинтересовало? Что напомнило?» (Свободные высказывания детей.)

—   Что вам больше всего понравилось в этой картине? (Выслушать желающих.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...