Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала




«Дом для подарков»

Задачи. Формировать у детей обобщенные представления о домах и обобщенный способ преобразования образца в соответствии с задан­ным условием.

Активизировать поисковую деятельность детей, развивать образное мышление.

Материалы, инструменты, оборудование. Коробка с набором

строительного материала на каждого ребенка.

Содержание занятия. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут строить дома из строительного материала. Предлагает детям рассмотреть основные детали, из которых состоит набор, и вспомнить их названия (кубы, кирпичики, длинные и короткие бруски, цилинд­ры, треугольные призмы, пластины).

Педагог обращает внимание на готовую постройку дома (см. рис.). Просит детей внимательно рассмотреть его и сказать: «Какие части есть у дома?» Обычно дети называют знакомые части — стены, окна, крышу. А такую часть, как перекрытие, они не выделяют, и это делает воспитатель. «Почему эта часть необходима при строительстве дома?» (Чтобы стены были устойчивы и чтобы у крыши была опора.)

Далее рассматривается каждая часть дома с точки зрения состава деталей и их расположения (стены сделаны из кубиков и кирпичиков, которые чередуются между собой, перекрытия из пластин и т. п.). Все обследование постройки должно вестись в той же последовательности, что и ее создание (стены, окна, перекрытие, крыша). Это значительно облегчает детям планирование постройки и ее воспроизведение.

Рассмотрев образец, воспитатель предлагает детям построить такой же дом.

Когда большинство детей законна! ра­боту, педагог говорит, что в похожем доме где-то на Севере живет Санта-Клаус. Его помощники гномы готовят подарки для де­тей и взрослых. И маленький домик им стал тесен. Предлагает детям данный образец увеличить в высоту: наверху будут жить Санта-Клаус и его помощники, а внизу — храниться подарки. Преобразование своих построек дети выполняют самостоятельно. Выполнение задания сопровождается ак­тивной поисковой деятельностью детей,

336

 

не беда, что они допускают при этом ошибки (некоторые дети будут нарушать заданную в образце форму или пропускать некоторые части дома). Тогда педагог еще раз обращает их внимание на образец и просит сравнить свою постройку с заданной, активизируя таким образом поиск нужного решения. Рассуждение вслух, переспрашивание условий задачи в этом возрасте естественны, они свидетельствуют об активности мыш­ления ребенка, и это важно поощрять. Тем, кто быстро справился с зада­нием, можно предложить построить забор с воротами вокруг дома, укра­сить дом разными башенками, превратив его из обычного в сказочный. Если в детском саду имеются небольшие фигурки Санта-Клауса или гномов, можно от их лица рассмотреть построенные детьми домики, поблагодарить детей за заботу.

Завершая занятие, педагог просит детей аккуратно разобрать свои постройки, уложить строительный материал в коробку. Этот момент занятия не менее важен: у детей воспитывается умение целенаправлен­но завершать работу, бережно относится к своим и чужим постройкам, стимулируются размышления о комбинировании деталей при укладке их в коробку.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Старые сказки на новый лад»

Задачи. Продолжить работу по развитию у детей воображения, уме­ния сочинять сказки, слушать друг друга, договариваться о содержании общего замысла. Развивать чувство юмора.

Материалы, инструменты, оборудование. Четыре мольберта для расположения картинок, четыре набора картинок (по пять картинок в каждом) с персонажами определенной сказки и одной неожиданной картинкой, не относящейся к сюжету этой сказки. Какие-либо награ­ды для команд-участниц.

Содержание занятия. Воспитатель говорит детям, что они научи­лись фантазировать и придумывать сказки. И сегодня все они пригла­шаются на игру-соревнование «Старые сказки на новый лад», где будут соревноваться четыре команды: «Фантазеры», «Выдумщики», «Сочи-нялки» и «Сказочники». (Названия команд могут быть любыми. Если подобный прием уже знаком детям, то названия команд они могут придумать и сами. Будет неплохо, если у команд будут отличительные знаки типа бейджика, разноцветных лент и пр.) Детям предлагается выбрать себе команду. Те, кто не желает принимать участие в игре-со-Ревновании, остаются зрителями. Важно, чтобы в каждой команде бы-Ло одинаковое количество игроков.

Каждая команда получает набор из пяти картинок, в котором четы-Ре картинки — с героями известной сказки, а пятая картинка к сказке

337

 

не относится. Задача каждой команды — угадать сказку; посоветовать­ся друг с другом и переделать за 2—3 минуты ее содержание так, чтобы пятая («лишняя») картинка нашла свое место в тексте, и представить эту старую сказку на новый лад всем остальным детям. Каждая коман­да выбирает своего представителя, который будет рассказывать сказку, другие члены команды помогают ему по мере необходимости. Наборы картинок могут быть, например, такими:

— Красная Шапочка, волк, бабушка, лесорубы + вертолет;

— Колобок, бабушка с дедушкой, заяц, медведь + воздушный шарик;

— Три медведя, избушка в лесу, Маша, разбитая чашка + электроплита;

—   Коза, семеро козлят, их дом в лесу, охотник + жираф.
Команды по очереди выставляют свои картинки и рассказывают

«старые сказки на новый лад». После того как все сказки будут расска­заны, проводится голосование на лучшую сказку. Для этого всем детям раздается по жетону или кружочку, педагог выставляет четыре стакан­чика, на которых наклеена картинка из той или иной сказки, детям предлагается опустить свой жетончик в тот стаканчик, какая сказка им понравилась больше других. Подсчитывается результат, объявляется 1-е, 2-е, 3-е и 4-е места. Все игроки награждаются небольшими сувени­рами (календарики, открытки, наклейки и пр.) или конфетами.

338

ЯНВАРЬ. 16 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы Новогодние праздники свя­заны у многих детей с посещением цирковых и театральных представ­лений. Хорошая возможность подкрепить впечатления детей образова­тельной работой по этой теме: расширить их представления о работе цирковых артистов, о животных, выступающих в цирке, уточнить с ни­ми правила обращения с животными. Дети узнают о том, что каждое животное приспособлено к определенным условиям проживания и пи­ще, о необходимости заботливого отношения к ним. Накопленные впе­чатления о цирке дети смогут выразить в изобразительной деятельно­сти: они научатся изображать фигуру человека и животных в движении, передавать основную форму и строение, пропорциональное соотноше­ние частей, добиваться выразительности образа, освоят новый способ вырезания из бумаги — ленточную аппликацию. Сооружение цирка из крупных модулей на занятии по конструированию даст возможность детям воплотить в игре накопленные впечатления, проявить творчество и фантазию, а педагогу — обогащать сюжеты детской игры, развивать у детей умение работать коллективно. Речевая работа в процессе разных видов детской деятельности будет побуждать детей высказываться на темы из личного опыта, строить предложения разной грамматической конструкции, образовывать слова и пр. На занятии по развитию мате­матических представлений дети познакомятся с образованием количе­ственной группы, называемой числительным семь, закрепляя умение при пересчете будут согласовывать числительные с существительным в роде, числе и падеже, различать процесс и итог счета.

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей \
    Занятия Наблюдение в уголке природы* 1. Познание окружающего мира. «Цирковое представление» 2. Конструирование. «Арена цирка» 3. Физкультура № 16.1. Разучивание основных приемов лазания по веревочной лестнице. Совершенствование на­выка броска через сетку из различных исходных положе­ний. Развитие быстроты            
    Прогулка Игры по инициативе детей Подвижная игра «Белые медведи», игры с клюшкой и шайбой
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей Индивидуальная работа с детьми по развитию речи (см. конспект занятия по рисованию № 16)

339

День ] недели временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
2 день Утро   Игры по инициативе детей Наблюдение в уголке природы*
    Занятия 1. Развитие речи. «Что я видел» 2. Рисование. «Веселый клоун» 3. Музыка № 16.1. Слушание музыки: колядка «Уж я сяду на порог», щедровка «Щедровочка щедровала». Пение: распевка — рус. нар. песня «Белый снег белешенький», колядка «Уж я сяду на порог», щедровка «Щедровочка щедровала», рус.нар.песня «Зимушка». Музыкальное дви­жение: народные игры «Каравай», «Золотые ворота», пля­ска-приглашение «Ходил козел по лесу» (рус. нар. мел.)
    Прогулка Игры по инициативе детей Подвижная игра на лыжах «Чем дальше, тем лучше»
    После обеда Чтение рассказа В. Драгунского «Не хуже вас, цирковых»
    Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Игры по инициативе детей Наблюдение в уголке природы*
    Занятия 1. Математические представления № 16 2. Аппликация. «Шляпа фокусника» (оформление цирко­вой афиши) 3. Физкультура № 16.2. Закрепление навыка лазания по веревочной лестнице. Совершенствование навыка броска через сетку различными способами. Развитие гибкости
    Прогулка Игры по инициативе детей Подвижная игра на лыжах «Чем дальше, тем лучше», иг­ры с клюшкой и шайбой
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей Создание построек из блоков крупно-габаритного модуля по желанию детей            
4 день Утро Игры по инициативе детей Наблюдение в уголке природы*
    Занятия 1. Коллективная лепка. «На арене цирка» 2. Природа. «Животные рядом с нами» 3. Музыка № 16.2. Слушание музыки: рус. нар. мел. «Я на горку шла». Игра на детских музыкальных инструментах: рус. нар. мел. «Я на горку шла». Музыкальное движение: свободная пляска — рус. нар. мел. «Я на горку шла»
    Прогулка Игры по инициативе детей Подвижная игра «Белые медведи», катание на лыжах.
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей

340

 

 

День недели Временные  отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Вечер Игры по инициативе детей Изготовление рисуночных знаков для уголка природы (см. конспект занятия по ознакомлению с природой № 16)
5 день Утро Игры по инициативе детей Наблюдение в уголке природы*
    Занятия 1. Художественная литература. «Небылицы» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 16.3. Разучивание техники лазания по гимнастической лестнице одновременным способом. За­крепление навыка отбивания мяча об пол на месте двумя руками. Развитие ловкости
    Прогулка Игры по инициативе детей
      Подвижная игра по выбору детей, игры с шайбой и клюшкой Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей Физкультурный досуг: ходьба в различных направлениях (парад-алле); комплекс гимнастических упражнений; эс­тафета с большими мячами; эстафета на хопах; упражне­ние «серсо»; упражнения с лентами; подвижные игры: «Жар-птица», «Заплети косичку» и др.

340

* См. раздел «Природа».

Музыкальные занятия в дни каникул:

№ 1. Слушание музыки: А. Вивальди «Зима», П. Чайковский «Свят­ки» («Декабрь») из цикла «Времена года». Музыкальное движение: твор­ческое движение — А. Вивальди «Зима»; повторение материала ново­годнего утренника по желанию детей.

ТУ? 2. Слушание музыки: А. Вивальди «Зима», «Зима» (муз. С. Бане-вича, ел. Р. Кружнова). Пение: распевка — рус. нар. песня «Белый снег белешенький», рус. нар. песня «Зимушка»; повторение новогодних пе­сен и хороводов по желанию детей.

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Предметно-игро­вая среда на этой неделе может вызывать у детей «цирковые» ассоциа­ции. Так, после занятия по конструированию, можно оставить на не­сколько дней построенную «арену», рядом расположить «зверей» — мяг­кие игрушки, персонажи кукольного театра, элементы костюмов (шляпы, коробки, «волшебные палочки» и пр.). Это будет опосредован­ной поддержкой возможных сюжетов игр детей. Разнообразие игрушек-животных может натолкнуть детей и на другие игры: в «Уголок Дурова», выездной цирк «Шапито», в дрессировку своего питомца, «Дог-шоу» и пр. Это будет зависеть от личного опыта детей, полученных на заняти-

341

ях знаний. Обогащенный опыт позволит детям организовать как инди­видуальные игры, так и привлечь к своим замыслам сверстников.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Цирковое представление»

Задачи. Знакомить детей с профессиями взрослых (на примере

цирковых артистов).

Развивать воображение детей в процессе придумывания цирковых

номеров.

Воспитывать бережное отношение к дрессированным животным. Учить правильно вести себя во время представления.

Материалы, инструменты, оборудование. Изображения цирково­го представления (артисты в костюмах, номера). Фигурки животных для настольного театра. Скамейка или скакалка, маленькие мячики.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает у детей, кто из них бывал в цирке, что видел, какие артисты выступали, каких дрессирован­ных животных показывали, какие выступления понравились им больше всего. Рассматривает с детьми иллюстрации, на которых изображено цирковое представление, обращает их внимание на цирковое помеще­ние, форму арены. Вспоминает вместе с детьми или рассказывает детям о традиционных участниках циркового представления. Воспитатель чи­тает детям отрывки из стихотворения С. Михалкова «Цирк»:

...Интересно!

Интересно!

Все хотят сюда попасть!

Шумно,

Весело

И тесно —

Негде яблоку упасть!

Мне и папе говорят:

— Проходите в третий ряд!

Гражданин, спешите сесть!

Ваше кресло — номер шесть,

Ваше кресло — номер пять!

Мы спешим места занять.

КАНАТОХОДЦЫ

Смельчак идет, смеется,

Ни разу не споткнется.

Нельзя ему споткнуться —

Под куполом канат!

Он может по канату

Пройтись, как по Арбату,

342

Пройтись и повернуться

И пробежать назад!

ЖОНГЛЕР

Жонглер Силантьев молодец:

Бросает в воздух сто колец

И ловит их по одному,

Чтоб мы похлопали ему.

Все аплодируют вокруг:

Вот это значит —

ловкость рук!

 

ВОЗДУШНЫЕ ГИМНАСТЫ

На гимнастов посмотри,

Это «ТРИ ПЕТРОВЫ ТРИ»!

Выступает очень редко

Эта труппа мастеров.

Раз! — летит Петров над сеткой,

Два! — поймал его Петров.

Три! — и прыгнуть вниз готова,

Так прекрасна и храбра,

Зоя Павловна Петрова —

Их любимая сестра!..

 

После каждого отрывка воспитатель уточняет, поняли ли дети, кто такие канатоходцы, жонглеры, воздушные гимнасты. Предлагает де­тям самим попробовать стать канатоходцем или жонглером — пройти то узкой скамейке или по скакалке, разложенной на полу, попробовать подбросить и поймать маленькие мячики и т. п. Воспитатель рассказывает детям о большой нагрузке артистов о том, сколько они работают, тренируются, чтобы потом выполнять свои номера.

Воспитатель вспоминает с детьми, какие еще артисты выступают цирке, какие необычные костюмы есть у артистов цирка, видели ли они клоунов, чем выступления клоунов отличаются от других цирко­вых номеров, нравятся ли им клоуны.

Воспитатель читает детям отрывки из стихотворения С. Михалкова «Цирк» о дрессированных животных:

ДРЕССИРОВАННЫЕ СОБАЧКИ

 

Семь артистов петь желают —

Семь артистов дружно ла.т,

Вот идут на задних лапках

Две артистки в модных шляпках.

Спотыкаются,

Визжат,                                  ,

Мелко хвостики дрожат...

МЕДВЕДИ

Прокатиться

Мишке дали.

Бурый Мишка —

старый плут:

343

Нажимает на педали,

Ездит целых пять минут.

Это — два родные братца.                                                        

Приказали им качаться.

Левый Мишка хочет есть,

Но никак не может слезть.

Правый Мишка хочет в лес —

Он бы выше там залез!

ЛЬВЫ

Ежедневно перед зрителем

Выступает с группой львов

В капитанском белом кителе

Укротитель Иванов.

Иванов на льве катается,

Дразнит хищника хлыстом —

Лев рычит, но не кусается,

По решетке бьет хвостом.

Иванов повадку львиную    -

Изучает пятый год —

Он спокойно в пасть звериную

Руку левую кладет.

А потом со львом целуется,

Зверя за уши берет...

Удивляется,

Волнуется,

Аплодирует народ...

Воспитатель спрашивает детей, каких еще дрессировднных живот­ных они видели в цирке (кошек, тигров, слонов, обезьянок и т. д.), ка­кие номера они выполняли.

Воспитатель обсуждает с детьми, какие номера самые трудные, са­мые опасные, самые красивые, самые интересные, какими цирковыми артистами они хотели бы стать сами, каких животных они хотели бы дрессировать.

Воспитатель предлагает детям придумать свои номера в цирке, ко­торыми они могли бы удивить публику: лошадки, которые поднимают по команде переднюю ногу; львы, которые становятся на задние лапы; обезьяна, которая собирает просыпавшиеся бусины, и т. п. Эти номера дети показывают затем на цирковой арене, которую они создадут на за­нятии по конструированию.

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как

нужно вести себя в цирке.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЦИРКЕ

1.    Во время представления нужно сидеть на своем месте, не
вскакивать, не бегать по зрительному залу.

2. Нельзя наступать на сиденье ногами, пачкать его, сорить едой.

3. Следует вести себя тихо, громко не переговариваться, кричать
можно только «браво!» во время оваций (когда все хлопают артистам)-

344

 

4.    Нельзя бросать на арену посторонние предметы.

5.    После выступления следует поблагодарить артистов, похлопав им.

После занятия. Дети создают портреты «Веселого клоуна» на заня­тии по рисованию, лепят дрессированных животных и делают цирко­вую афишу в технике аппликации, конструируют из блоков модуля арену цирка и разыгрывают на ней цирковое представление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...