КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала
«Дом для подарков» Задачи. Формировать у детей обобщенные представления о домах и обобщенный способ преобразования образца в соответствии с заданным условием. Активизировать поисковую деятельность детей, развивать образное мышление. Материалы, инструменты, оборудование. Коробка с набором строительного материала на каждого ребенка. Содержание занятия. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут строить дома из строительного материала. Предлагает детям рассмотреть основные детали, из которых состоит набор, и вспомнить их названия (кубы, кирпичики, длинные и короткие бруски, цилиндры, треугольные призмы, пластины). Педагог обращает внимание на готовую постройку дома (см. рис.). Просит детей внимательно рассмотреть его и сказать: «Какие части есть у дома?» Обычно дети называют знакомые части — стены, окна, крышу. А такую часть, как перекрытие, они не выделяют, и это делает воспитатель. «Почему эта часть необходима при строительстве дома?» (Чтобы стены были устойчивы и чтобы у крыши была опора.) Далее рассматривается каждая часть дома с точки зрения состава деталей и их расположения (стены сделаны из кубиков и кирпичиков, которые чередуются между собой, перекрытия из пластин и т. п.). Все обследование постройки должно вестись в той же последовательности, что и ее создание (стены, окна, перекрытие, крыша). Это значительно облегчает детям планирование постройки и ее воспроизведение. Рассмотрев образец, воспитатель предлагает детям построить такой же дом. Когда большинство детей законна! работу, педагог говорит, что в похожем доме где-то на Севере живет Санта-Клаус. Его помощники гномы готовят подарки для детей и взрослых. И маленький домик им стал тесен. Предлагает детям данный образец увеличить в высоту: наверху будут жить Санта-Клаус и его помощники, а внизу — храниться подарки. Преобразование своих построек дети выполняют самостоятельно. Выполнение задания сопровождается активной поисковой деятельностью детей,
336
не беда, что они допускают при этом ошибки (некоторые дети будут нарушать заданную в образце форму или пропускать некоторые части дома). Тогда педагог еще раз обращает их внимание на образец и просит сравнить свою постройку с заданной, активизируя таким образом поиск нужного решения. Рассуждение вслух, переспрашивание условий задачи в этом возрасте естественны, они свидетельствуют об активности мышления ребенка, и это важно поощрять. Тем, кто быстро справился с заданием, можно предложить построить забор с воротами вокруг дома, украсить дом разными башенками, превратив его из обычного в сказочный. Если в детском саду имеются небольшие фигурки Санта-Клауса или гномов, можно от их лица рассмотреть построенные детьми домики, поблагодарить детей за заботу. Завершая занятие, педагог просит детей аккуратно разобрать свои постройки, уложить строительный материал в коробку. Этот момент занятия не менее важен: у детей воспитывается умение целенаправленно завершать работу, бережно относится к своим и чужим постройкам, стимулируются размышления о комбинировании деталей при укладке их в коробку. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Старые сказки на новый лад» Задачи. Продолжить работу по развитию у детей воображения, умения сочинять сказки, слушать друг друга, договариваться о содержании общего замысла. Развивать чувство юмора. Материалы, инструменты, оборудование. Четыре мольберта для расположения картинок, четыре набора картинок (по пять картинок в каждом) с персонажами определенной сказки и одной неожиданной картинкой, не относящейся к сюжету этой сказки. Какие-либо награды для команд-участниц.
Содержание занятия. Воспитатель говорит детям, что они научились фантазировать и придумывать сказки. И сегодня все они приглашаются на игру-соревнование «Старые сказки на новый лад», где будут соревноваться четыре команды: «Фантазеры», «Выдумщики», «Сочи-нялки» и «Сказочники». (Названия команд могут быть любыми. Если подобный прием уже знаком детям, то названия команд они могут придумать и сами. Будет неплохо, если у команд будут отличительные знаки типа бейджика, разноцветных лент и пр.) Детям предлагается выбрать себе команду. Те, кто не желает принимать участие в игре-со-Ревновании, остаются зрителями. Важно, чтобы в каждой команде бы-Ло одинаковое количество игроков. Каждая команда получает набор из пяти картинок, в котором четы-Ре картинки — с героями известной сказки, а пятая картинка к сказке 337
не относится. Задача каждой команды — угадать сказку; посоветоваться друг с другом и переделать за 2—3 минуты ее содержание так, чтобы пятая («лишняя») картинка нашла свое место в тексте, и представить эту старую сказку на новый лад всем остальным детям. Каждая команда выбирает своего представителя, который будет рассказывать сказку, другие члены команды помогают ему по мере необходимости. Наборы картинок могут быть, например, такими: — Красная Шапочка, волк, бабушка, лесорубы + вертолет; — Колобок, бабушка с дедушкой, заяц, медведь + воздушный шарик; — Три медведя, избушка в лесу, Маша, разбитая чашка + электроплита; — Коза, семеро козлят, их дом в лесу, охотник + жираф. «старые сказки на новый лад». После того как все сказки будут рассказаны, проводится голосование на лучшую сказку. Для этого всем детям раздается по жетону или кружочку, педагог выставляет четыре стаканчика, на которых наклеена картинка из той или иной сказки, детям предлагается опустить свой жетончик в тот стаканчик, какая сказка им понравилась больше других. Подсчитывается результат, объявляется 1-е, 2-е, 3-е и 4-е места. Все игроки награждаются небольшими сувенирами (календарики, открытки, наклейки и пр.) или конфетами.
338 ЯНВАРЬ. 16 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы Новогодние праздники связаны у многих детей с посещением цирковых и театральных представлений. Хорошая возможность подкрепить впечатления детей образовательной работой по этой теме: расширить их представления о работе цирковых артистов, о животных, выступающих в цирке, уточнить с ними правила обращения с животными. Дети узнают о том, что каждое животное приспособлено к определенным условиям проживания и пище, о необходимости заботливого отношения к ним. Накопленные впечатления о цирке дети смогут выразить в изобразительной деятельности: они научатся изображать фигуру человека и животных в движении, передавать основную форму и строение, пропорциональное соотношение частей, добиваться выразительности образа, освоят новый способ вырезания из бумаги — ленточную аппликацию. Сооружение цирка из крупных модулей на занятии по конструированию даст возможность детям воплотить в игре накопленные впечатления, проявить творчество и фантазию, а педагогу — обогащать сюжеты детской игры, развивать у детей умение работать коллективно. Речевая работа в процессе разных видов детской деятельности будет побуждать детей высказываться на темы из личного опыта, строить предложения разной грамматической конструкции, образовывать слова и пр. На занятии по развитию математических представлений дети познакомятся с образованием количественной группы, называемой числительным семь, закрепляя умение при пересчете будут согласовывать числительные с существительным в роде, числе и падеже, различать процесс и итог счета.
339
340
340
* См. раздел «Природа». Музыкальные занятия в дни каникул: № 1. Слушание музыки: А. Вивальди «Зима», П. Чайковский «Святки» («Декабрь») из цикла «Времена года». Музыкальное движение: творческое движение — А. Вивальди «Зима»; повторение материала новогоднего утренника по желанию детей. ТУ? 2. Слушание музыки: А. Вивальди «Зима», «Зима» (муз. С. Бане-вича, ел. Р. Кружнова). Пение: распевка — рус. нар. песня «Белый снег белешенький», рус. нар. песня «Зимушка»; повторение новогодних песен и хороводов по желанию детей. Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Предметно-игровая среда на этой неделе может вызывать у детей «цирковые» ассоциации. Так, после занятия по конструированию, можно оставить на несколько дней построенную «арену», рядом расположить «зверей» — мягкие игрушки, персонажи кукольного театра, элементы костюмов (шляпы, коробки, «волшебные палочки» и пр.). Это будет опосредованной поддержкой возможных сюжетов игр детей. Разнообразие игрушек-животных может натолкнуть детей и на другие игры: в «Уголок Дурова», выездной цирк «Шапито», в дрессировку своего питомца, «Дог-шоу» и пр. Это будет зависеть от личного опыта детей, полученных на заняти- 341 ях знаний. Обогащенный опыт позволит детям организовать как индивидуальные игры, так и привлечь к своим замыслам сверстников. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Цирковое представление» Задачи. Знакомить детей с профессиями взрослых (на примере цирковых артистов). Развивать воображение детей в процессе придумывания цирковых номеров. Воспитывать бережное отношение к дрессированным животным. Учить правильно вести себя во время представления. Материалы, инструменты, оборудование. Изображения циркового представления (артисты в костюмах, номера). Фигурки животных для настольного театра. Скамейка или скакалка, маленькие мячики. Содержание занятия. Воспитатель спрашивает у детей, кто из них бывал в цирке, что видел, какие артисты выступали, каких дрессированных животных показывали, какие выступления понравились им больше всего. Рассматривает с детьми иллюстрации, на которых изображено цирковое представление, обращает их внимание на цирковое помещение, форму арены. Вспоминает вместе с детьми или рассказывает детям о традиционных участниках циркового представления. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворения С. Михалкова «Цирк»: ...Интересно! Интересно! Все хотят сюда попасть! Шумно, Весело И тесно — Негде яблоку упасть! Мне и папе говорят: — Проходите в третий ряд! Гражданин, спешите сесть! Ваше кресло — номер шесть, Ваше кресло — номер пять! Мы спешим места занять. КАНАТОХОДЦЫ Смельчак идет, смеется, Ни разу не споткнется. Нельзя ему споткнуться — Под куполом канат! Он может по канату Пройтись, как по Арбату, 342 Пройтись и повернуться И пробежать назад! ЖОНГЛЕР Жонглер Силантьев молодец: Бросает в воздух сто колец И ловит их по одному, Чтоб мы похлопали ему. Все аплодируют вокруг: Вот это значит — ловкость рук!
ВОЗДУШНЫЕ ГИМНАСТЫ На гимнастов посмотри, Это «ТРИ ПЕТРОВЫ ТРИ»! Выступает очень редко Эта труппа мастеров. Раз! — летит Петров над сеткой, Два! — поймал его Петров. Три! — и прыгнуть вниз готова, Так прекрасна и храбра, Зоя Павловна Петрова — Их любимая сестра!..
После каждого отрывка воспитатель уточняет, поняли ли дети, кто такие канатоходцы, жонглеры, воздушные гимнасты. Предлагает детям самим попробовать стать канатоходцем или жонглером — пройти то узкой скамейке или по скакалке, разложенной на полу, попробовать подбросить и поймать маленькие мячики и т. п. Воспитатель рассказывает детям о большой нагрузке артистов о том, сколько они работают, тренируются, чтобы потом выполнять свои номера. Воспитатель вспоминает с детьми, какие еще артисты выступают цирке, какие необычные костюмы есть у артистов цирка, видели ли они клоунов, чем выступления клоунов отличаются от других цирковых номеров, нравятся ли им клоуны. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворения С. Михалкова «Цирк» о дрессированных животных: ДРЕССИРОВАННЫЕ СОБАЧКИ
Семь артистов петь желают — Семь артистов дружно ла.т, Вот идут на задних лапках Две артистки в модных шляпках. Спотыкаются, Визжат, , Мелко хвостики дрожат... МЕДВЕДИ Прокатиться Мишке дали. Бурый Мишка — старый плут: 343 Нажимает на педали, Ездит целых пять минут. Это — два родные братца. Приказали им качаться. Левый Мишка хочет есть, Но никак не может слезть. Правый Мишка хочет в лес — Он бы выше там залез! ЛЬВЫ Ежедневно перед зрителем Выступает с группой львов В капитанском белом кителе Укротитель Иванов. Иванов на льве катается, Дразнит хищника хлыстом — Лев рычит, но не кусается, По решетке бьет хвостом. Иванов повадку львиную - Изучает пятый год — Он спокойно в пасть звериную Руку левую кладет. А потом со львом целуется, Зверя за уши берет... Удивляется, Волнуется, Аплодирует народ... Воспитатель спрашивает детей, каких еще дрессировднных животных они видели в цирке (кошек, тигров, слонов, обезьянок и т. д.), какие номера они выполняли. Воспитатель обсуждает с детьми, какие номера самые трудные, самые опасные, самые красивые, самые интересные, какими цирковыми артистами они хотели бы стать сами, каких животных они хотели бы дрессировать. Воспитатель предлагает детям придумать свои номера в цирке, которыми они могли бы удивить публику: лошадки, которые поднимают по команде переднюю ногу; львы, которые становятся на задние лапы; обезьяна, которая собирает просыпавшиеся бусины, и т. п. Эти номера дети показывают затем на цирковой арене, которую они создадут на занятии по конструированию. На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как нужно вести себя в цирке. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЦИРКЕ 1. Во время представления нужно сидеть на своем месте, не 2. Нельзя наступать на сиденье ногами, пачкать его, сорить едой. 3. Следует вести себя тихо, громко не переговариваться, кричать 344
4. Нельзя бросать на арену посторонние предметы. 5. После выступления следует поблагодарить артистов, похлопав им. После занятия. Дети создают портреты «Веселого клоуна» на занятии по рисованию, лепят дрессированных животных и делают цирковую афишу в технике аппликации, конструируют из блоков модуля арену цирка и разыгрывают на ней цирковое представление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|