КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала
«Скоростные горки» Задачи. Формировать у детей умение видоизменять заданную конструкцию с учетом ее функционального назначения; подводить детей к вы-елению зависимости скорости (машины, шарика) от высоты горки. Материалы, инструменты, оборудование. На каждого ребенка — набор строительного материала, дополненного несколькими дощечками разного размера; по маленькой машинке (легковой или грузовой) шарику. Предварительная работа. Рассматривание горки, которая находится на участке или в ближнем сквере: воспитатель помогает детям выде- См.: Читаем детям. — Л.: Просвещение, Ленинградское отд-ние, 1991. С. 35. 367 лить ее основные части (опору, спуск, лесенки), их пространственное расположение и установить практическое назначение каждой из них. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть образец конструкции горки (см. рис.), построенной заранее у себя на столе, помогает выделить основные ее части и их назначение, опираясь на опыт, полученный при анализе настоящего объекта. При этом особое внимание обращает на такую часть, как опора, и обсуждает с детьми следующее: «Что является основной частью горки; к какой части пристраиваются все другие; от какой части зависит высота горки?» Такое обсуждение помогает детям в решении последующих задач проблемного характера. Далее дети строят горки по образцу и скатывают с них машинки (шарики). Затем одним детям предлагается построить горку так, чтобы с нее машинка (шарик) съезжала медленнее, чем с горки, выполненной по образцу, а другим — так, чтобы машинка (шарик) съезжала быстрее, чем с горки-образца. При этом им не говорят, что горку нужно сделать ниже или выше, что и задает проблемность ситуации. Как правило, почти все дети справляются с этим, хотя многие из них делают практическое перестраивание не один раз и каждое опробуют, используя машинку (шарик). В результате дети сами устанавливают зависимость скорости скатывающегося предмета от высоты спуска: «Чем выше горка, тем быстрее съезжает машинка».
В конце занятия дети индивидуально складывают каждый в свой ящик детали, ориентируясь на их форму, что имеет значение для освоения объемных форм. И поскольку эта процедура является достаточно трудоемкой, ее можно оставить на вечернее время, убрав неправильно и быстро собранные наборы под столы.
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Зимние игры и соревнования» Задачи. Знакомить детей с профессиями и занятиями взрослых (на примере профессий и занятий спортсменов). Знакомить с устройством и составлением простейших планов окружающего пространства, условными знаками и символами, учить детей объяснять и проходить маршруты по описанию. Учить детей правильно вести себя на морозе. Предварительная работа. Рассматривание фотографий спортсменов, спортивных соревнований. 368 Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображением разных зимних видов спорта и их условные обозначения (хоккей, лыжный спорт, фигурное катание и бег на коньках, прыжки на лыжах с трамплина, санный спорт и т. п.). Небольшие изображения спортивного инвентаря, необходимого для разных видов спорта — клюшка, шайба, хоккейный шлем, лыжи, лыжные палки, хоккейные коньки и коньки для фигурного катания и т. д. Заготовки для медалей. Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, кто из них
Воспитатель спрашивает детей, какие виды лыжного спорта они знают, какие виды спорта, связанные с коньками, им известны. Кто из детей смотрит спортивные соревнования по бегу на коньках или по фигурному катанию по телевизору, кто смотрит лыжные спортивные соревнования? Был ли кто-нибудь во Дворце спорта на соревнованиях по фигурному катанию, на хоккейном матче? Воспитатель рассматривает вместе с детьми иллюстрации с изображением снаряжения для зимних видов спорта, просит детей показать, на каких изображены лыжные гонки, хоккейный матч, фигурное катание, спуск на санях и т. д. Воспитатель показывает детям несколько картинок, на которых изображен спортивный инвентарь, необходимый, например, для игры в хоккей или лыжной гонки, и просит найти среди этих картинок лишнюю (например, клюшка, шайба и шлем подходят, а лыжные палки лишние; или лыжи, лыжные палки и ботинки подходят, а клюшка лишняя и т. п.). Затем воспитатель просит детей самим подобрать картинки с изображениями предметов, необходимых для занятий разными зимними видами спорта: для фигурного катания, для бега на коньках, для хоккея, лыжной гонки и т. д. Воспитатель предлагает детям взять в руку два карандаша, сжать их в кулаке и чертить по бумаге, не отрывая руки: получается как бы след, °ставляемый фигуристом на льду катка. Что будет, если фигурист подпрыгнет? Будет ехать на одном коньке? Перевернется? Закружится? Предлагает закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами. Как удоб- 369 ней двигать правой и левой рукой — в одном направлении или навстречу друг другу? Воспитатель рассказывает детям, что занятия физкультурой и спортом необходимы, чтобы вырасти здоровыми, сильными и ловкими. Чтобы быть хорошим спортсменом, нужна не только сила, гибкость и ум, надо быть еще упорным, терпеливым, не бояться трудностей. Воспитатель читает детям стихотворение С. Пшеничных «На лыжах» и обсуждает с ними, почему только потом мальчик станет умелым, сколько нужно тренироваться, чтобы научиться кататься на лыжах или коньках или играть в хоккей.
С горки я На лыжах мчусь — Сегодня Храбрым быть учусь! А завтра Буду смелым! Ну а потом — Умелым! Воспитатель рассказывает детям, что когда устраиваются соревнования, то судьи решают, кто победил. Победитель, занявший первое место, получает золотую медаль, тому, кто занял второе место, вручают серебряную медаль, а третье — бронзовую. Объясняет, что мы гордимся медалями спортсменов, для победителей звучит гимн нашей страны и поднимают российский флаг. Воспитатель предлагает детям придумать медали для победителей — выбрать необходимые условные знаки для победителей в соревнованиях фигуристов, лыжных гонках, хоккейных соревнованиях и т. п. Воспитатель предлагает детям устроить соревнования, несколько детей будут судьями, а остальные участниками — например, лыжниками и фигуристами. «Лыжники» должны пройти небольшое расстояние, проделав несколько гимнастических упражнений, имитирующих хождение на лыжах, а судьи определить, кто пришел к финишу первым. «Фигуристы» — проделать несколько гимнастических упражнений, имитирующих фигурное катание, а судьи — определить, чье выступление было самым красивым. Воспитатель рассматривает с детьми план участка их детского сада и размещает на нем условные обозначения разных соревнований, которые будут проходить во время физкультурного досуга «Зимняя олимпиада». Спрашивает у детей, где, например, будут проходить соревнования «лыжников», «саночников», «хоккейный матч» и т. д. (напротив входа, рядом с верандой, около горки и т. п.). Предлагает детям пройти на плане участка разные маршруты, например, от ворот к месту «лыжных соревнований», от подъезда до места проведения «хоккейного матча» и т. д.
В течение недели воспитатель обсуждает с детьми примерные правила катания на лыжах, коньках и санках. 370 ПРАВИЛА КАТАНИЯ НА ЛЫЖАХ, КОНЬКАХ И САНКАХ 1. Нужно научиться правильно падать в снег: на бок, сгруппировавшись, не выставляя руки. 2. Придя с улицы, следует протереть лыжи, крепления или лезвия 3. Занимаясь спортом на улице, не следует перекутываться. На ногах должна быть удобная теплая обувь, надетая с шерстяными носками. 4. Катаясь на коньках, следует надевать для безопасности шлем,наколенники и налокотники. 5. Катаясь на санках, нужно научиться правильно управлять и тормозить. После занятия. На прогулке воспитатель организует проведение физкультурного досуга «Зимняя олимпиада». ЛЕПКА сюжетная «Зимине забавы» Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки — из цилиндра (валика), надрезанного с двух концов. Продолжать учить передавать в лепке несложные движения (наклон и поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног). Учить детей анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах); создавать на основе прочитанной информации выразительный динамичный образ; передавать в лепке заданное движение, проявляя творческий подход. Учить анализировать особенности фигуры человека, соотносить ее части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, учить синхронизировать работу обеих рук. Предварительная работа. Наблюдение во время прогулки за играющими и гуляющими детьми. Беседа о зимних забавах, играх, спортивных соревнованиях на предыдущих занятиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|