Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала




«Скоростные горки»

Задачи. Формировать у детей умение видоизменять заданную конструкцию с учетом ее функционального назначения; подводить детей к вы-елению зависимости скорости (машины, шарика) от высоты горки.

Материалы, инструменты, оборудование. На каждого ребенка — набор строительного материала, дополненного несколькими дощечка­ми разного размера; по маленькой машинке (легковой или грузовой)  шарику.

Предварительная работа. Рассматривание горки, которая находит­ся на участке или в ближнем сквере: воспитатель помогает детям выде-

См.: Читаем детям. — Л.: Просвещение, Ленинградское отд-ние, 1991. С. 35.

367

лить ее основные части (опору, спуск, лесенки), их пространствен­ное расположение и установить практическое назначение каждой из них.

Содержание занятия. Воспита­тель предлагает детям рассмотреть образец конструкции горки (см. рис.), построенной заранее у себя на столе, помогает выделить основные ее части и их назначение, опираясь на опыт, полученный при анализе настоящего объекта. При этом особое внимание обращает на такую часть, как опора, и обсуждает с детьми сле­дующее: «Что является основной частью горки; к какой части пристраива­ются все другие; от какой части зависит высота горки?» Такое обсуждение помогает детям в решении последующих задач проблемного характера.

Далее дети строят горки по образцу и скатывают с них машинки (шарики). Затем одним детям предлагается построить горку так, чтобы с нее машинка (шарик) съезжала медленнее, чем с горки, выполнен­ной по образцу, а другим — так, чтобы машинка (шарик) съезжала бы­стрее, чем с горки-образца. При этом им не говорят, что горку нужно сделать ниже или выше, что и задает проблемность ситуации. Как пра­вило, почти все дети справляются с этим, хотя многие из них делают практическое перестраивание не один раз и каждое опробуют, исполь­зуя машинку (шарик). В результате дети сами устанавливают зависи­мость скорости скатывающегося предмета от высоты спуска: «Чем вы­ше горка, тем быстрее съезжает машинка».

В конце занятия дети индивидуально складывают каждый в свой ящик детали, ориентируясь на их форму, что имеет значение для осво­ения объемных форм. И поскольку эта процедура является достаточно трудоемкой, ее можно оставить на вечернее время, убрав неправильно и быстро собранные наборы под столы.

 

 

 

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Зимние игры и соревнования»

Задачи. Знакомить детей с профессиями и занятиями взрослых (на примере профессий и занятий спортсменов).

Знакомить с устройством и составлением простейших планов окру­жающего пространства, условными знаками и символами, учить детей объяснять и проходить маршруты по описанию.

Учить детей правильно вести себя на морозе.

Предварительная работа. Рассматривание фотографий спортсме­нов, спортивных соревнований.

368

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображе­нием разных зимних видов спорта и их условные обозначения (хоккей, лыжный спорт, фигурное катание и бег на коньках, прыжки на лыжах с трамплина, санный спорт и т. п.).

Небольшие изображения спортивного инвентаря, необходимого для разных видов спорта — клюшка, шайба, хоккейный шлем, лыжи, лыж­ные палки, хоккейные коньки и коньки для фигурного катания и т. д.

Заготовки для медалей.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, кто из них
умеет кататься на лыжах, кто из взрослых в их семьях умеет ходить на
лыжах, кто умеет кататься на коньках. Обсуждает с детьми, из чего
сделаны коньки, лыжи (что сделано из пластмассы, металла, дерева,
кожи и т. д.). Воспитатель рассказывает, что раньше лыжи и палки де­лали из дерева; что бывают лыжи разной длины и ширины — в зави­симости от того, для чего они нужны человеку; что коньки раньше де­лали из костей животных, а позже из металла и привязывали к обыч­ной обуви. Объясняет, чем отличаются хоккейные коньки от
конькобежных, фигурных. Обсуждает с детьми, что труднее — ехать
по ровному месту или катиться с горки, чем отличается катание на
лыжах по лыжне от катания по лесу. Просит детей подумать, что,
по их мнению, труднее — быстро ехать на коньках или заниматься
фигурным катанием.              

Воспитатель спрашивает детей, какие виды лыжного спорта они знают, какие виды спорта, связанные с коньками, им известны. Кто из детей смотрит спортивные соревнования по бегу на коньках или по фигурному катанию по телевизору, кто смотрит лыжные спортивные соревнования? Был ли кто-нибудь во Дворце спорта на соревнованиях по фигурному катанию, на хоккейном матче? Воспитатель рассматри­вает вместе с детьми иллюстрации с изображением снаряжения для зимних видов спорта, просит детей показать, на каких изображены лыжные гонки, хоккейный матч, фигурное катание, спуск на санях и т. д.

Воспитатель показывает детям несколько картинок, на которых изображен спортивный инвентарь, необходимый, например, для игры в хоккей или лыжной гонки, и просит найти среди этих картинок лиш­нюю (например, клюшка, шайба и шлем подходят, а лыжные палки лишние; или лыжи, лыжные палки и ботинки подходят, а клюшка лишняя и т. п.). Затем воспитатель просит детей самим подобрать кар­тинки с изображениями предметов, необходимых для занятий разны­ми зимними видами спорта: для фигурного катания, для бега на конь­ках, для хоккея, лыжной гонки и т. д.

Воспитатель предлагает детям взять в руку два карандаша, сжать их в кулаке и чертить по бумаге, не отрывая руки: получается как бы след, °ставляемый фигуристом на льду катка. Что будет, если фигурист под­прыгнет? Будет ехать на одном коньке? Перевернется? Закружится? Предлагает закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами. Как удоб-

369

ней двигать правой и левой рукой — в одном направлении или навст­речу друг другу?

Воспитатель рассказывает детям, что занятия физкультурой и спортом необходимы, чтобы вырасти здоровыми, сильными и ловкими. Чтобы быть хорошим спортсменом, нужна не только сила, гибкость и ум, надо быть еще упорным, терпеливым, не бояться трудностей. Вос­питатель читает детям стихотворение С. Пшеничных «На лыжах» и об­суждает с ними, почему только потом мальчик станет умелым, сколько нужно тренироваться, чтобы научиться кататься на лыжах или коньках или играть в хоккей.

С горки я

На лыжах мчусь —

Сегодня

Храбрым быть учусь!

А завтра

Буду смелым!

Ну а потом —

Умелым!

Воспитатель рассказывает детям, что когда устраиваются соревно­вания, то судьи решают, кто победил. Победитель, занявший первое место, получает золотую медаль, тому, кто занял второе место, вручают серебряную медаль, а третье — бронзовую. Объясняет, что мы гордим­ся медалями спортсменов, для победителей звучит гимн нашей страны и поднимают российский флаг. Воспитатель предлагает детям приду­мать медали для победителей — выбрать необходимые условные знаки для победителей в соревнованиях фигуристов, лыжных гонках, хок­кейных соревнованиях и т. п.

Воспитатель предлагает детям устроить соревнования, несколько детей будут судьями, а остальные участниками — например, лыжника­ми и фигуристами. «Лыжники» должны пройти небольшое расстояние, проделав несколько гимнастических упражнений, имитирующих хож­дение на лыжах, а судьи определить, кто пришел к финишу первым. «Фигуристы» — проделать несколько гимнастических упражнений, имитирующих фигурное катание, а судьи — определить, чье выступле­ние было самым красивым.

Воспитатель рассматривает с детьми план участка их детского сада и размещает на нем условные обозначения разных соревнований, ко­торые будут проходить во время физкультурного досуга «Зимняя олим­пиада». Спрашивает у детей, где, например, будут проходить соревно­вания «лыжников», «саночников», «хоккейный матч» и т. д. (напротив входа, рядом с верандой, около горки и т. п.). Предлагает детям пройти на плане участка разные маршруты, например, от ворот к месту «лыж­ных соревнований», от подъезда до места проведения «хоккейного мат­ча» и т. д.

В течение недели воспитатель обсуждает с детьми примерные пра­вила катания на лыжах, коньках и санках.

370

ПРАВИЛА КАТАНИЯ НА ЛЫЖАХ, КОНЬКАХ И САНКАХ

1. Нужно научиться правильно падать в снег: на бок, сгруппировав­шись, не выставляя руки.

2. Придя с улицы, следует протереть лыжи, крепления или лезвия
коньков сухой мягкой тряпочкой. Когда возишь лыжи или коньки на
транспорте, следует надевать на острые части чехол, а коньки носить
в плотной сумке.

3. Занимаясь спортом на улице, не следует перекутываться. На но­гах должна быть удобная теплая обувь, надетая с шерстяными носками.
На голове нужно обязательно носить шапочку. Придя после прогулки домой, следует принять душ и растереться полотенцем.

4. Катаясь на коньках, следует надевать для безопасности шлем,наколенники и налокотники.

5. Катаясь на санках, нужно научиться правильно управлять и тор­мозить.

После занятия. На прогулке воспитатель организует проведение физкультурного досуга «Зимняя олимпиада».

ЛЕПКА сюжетная

«Зимине забавы»

Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними.

Закрепить способ лепки в стилистике народной игрушки — из ци­линдра (валика), надрезанного с двух концов.

Продолжать учить передавать в лепке несложные движения (наклон и поворот туловища, сгибание рук, перемещение ног). Учить детей анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных по­зах); создавать на основе прочитанной информации выразительный динамичный образ; передавать в лепке заданное движение, проявляя творческий подход.

Учить анализировать особенности фигуры человека, соотносить ее части по величине и пропорциям.

Развивать глазомер, учить синхронизировать работу обеих рук.

Предварительная работа. Наблюдение во время прогулки за игра­ющими и гуляющими детьми. Беседа о зимних забавах, играх, спортив­ных соревнованиях на предыдущих занятиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...