Специфика инновационного развития региональных систем
В научной литературе понятие «регион» используется достаточно широко. С экономической точки зрения под «регионом» понимается «территориально специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса». При этом региональный хозяйственный комплекс нельзя рассматривать как некую изолированную систему. В экономической литературе можно встретить трактовки регионов в экономико-географическом аспекте: региональная экономика – это раздел экономической географии; научное направление в экономической науке, ставящее целью разработку теоретических основ рационального размещения предприятий и отраслей, формирования ареалов сбыта продукции, организации пространства урбанизированных территорий и т. д. С экономической точки зрения региональные хозяйственные комплексы не одинаковы и различаются по целому ряду параметров, в т.ч. по демографическим, природно-географическим условиям производства, ресурсному и научно-технологическому потенциалу, транспортным и энергетическим условиям и т.п. Т. Розанова делает акцент на изменчивости и одновременно устойчивости региона как системы: «Хозяйственный комплекс региона – это функционирующая система, а, следовательно, обладающая определенной устойчивостью и одновременно система развивающаяся, изменяющаяся» [34]. Автор отмечает, что среди факторов, наиболее значимых с точки зрения возможностей развития экономики регионов, выделяются: 1. сложившаяся производственная специализация региона (при наличии таковой); 2. емкость и доступность рынков сбыта товаров, производимых в регионе, в том числе: внутрирегионального, национального, экспортного;
3. доступность и цена ресурсов в регионе; 4. технологический уровень, состояние и возраст имеющихся на предприятиях региона производственных мощностей; 5. инвестиционный, инновационный, интеллектуальный и трудовой потенциалы региона; 6. уровень развития рыночной инфраструктуры в регионе Институтом экономики РАН была предложена типология регионов по критерию преобладающего комплекса в структуре промышленности. Оценка проводилась по наибольшей доле отрасли в объеме промышленной продукции, исчисленной в сопоставимых ценах. Исходя из данного подхода, выделяются шесть основных типов регионов, в зависимости от преобладания: 1. Топливно-энергетического комплекса (5 регионов); 2. Металлургического комплекса (8 регионов); 3. Лесохимического производства (7 регионов); 4. Машиностроения и металлообработки (29 регионов); 5. Легкой промышленности (9 регионов). 6. Пищевой промышленности (19 регионов). Разделение регионов по специализации позволяет учитывать при среднесрочном прогнозировании и разработке социально-экономической стратегии развития региона факторы, оказывающие существенное влияние на определенные отрасли и косвенно характеризовать имеющиеся в регионе производственные мощности и их технологический уровень. Кроме того, такая типология позволяет прогнозировать показатели развития регионов в зависимости от целей и приоритетов государственной политики в развитии тех или иных отраслей. Однако преобладание какого-либо комплекса в структуре производств нельзя считать очевидным для всех регионов. В силу различного географического расположения регионов (климатические особенности, доступность ресурсов), традиционной специализации региона и соседних регионов (доступность поставщиков материалов и комплектующих) затраты на производство однотипной продукции в разных регионах будут разными, а рыночная цена – одинаковой.
Кроме того, чем глубже степень переработки продукции на предприятиях региона, тем выше требуемый уровень квалификации трудовых ресурсов, тем больше создаваемая добавленная стоимость, а следовательно, и плата за труд, т.е. доходы основной массы населения. Поскольку современная конкурентоспособная продукция является наукоемкой, доля интеллектуальной составляющей в цене реализации такой продукции весьма значительна. Следовательно, регионы, ориентированные на создание благоприятных условий производства такой продукции, получают дополнительные конкурентные преимущества (в виде дополнительных налоговых доходов бюджета и увеличения доходов населения) не только от роста объемов производства продукции, но и от ее интеллектуальной составляющей. В этом случае сами производства могут быть размещены за пределами региона, принося доход в его экономику, рост объемов инвестиций перестает быть главным ориентиром региональной экономической политики, уступая место пропорциям в предметно-отраслевой структуре инвестиций. Важной становится интеллектуальная составляющая инвестиций и направления их привлечения (научно-технические разработки, модернизация основных фондов, развитие человеческого капитала и трансфер-технологий) [35]. Поэтому, на наш взгляд, наиболее подходящей с точки зрения управления инновационным развитием является типология, предлагаемая В. Голубевым. Автор предлагает разделять регионы не столько по признаку доминирования конкретных отраслей промышленности, сколько по уровню и степени переработки сырья, характерной для большинства производственных предприятий региона: 1. Регионы, не обладающие специализацией: а) с преимущественным развитием производства продукции низкой степени переработки; б) с преимущественным развитием производств продукции высокой степени переработки; в) с преимущественным развитием производств высокотехнологичной, «интеллектуальноемкой» продукции; 2. Регионы, обладающие специализацией: а) сельскохозяйственные регионы; б) промышленные, с преимущественным развитием сырьевого и топливно-энергетического сектора;
в) промышленные, с преимущественным развитием машиностроения: - с производством продукции производственного назначения; с производством конечной продукции; г) промышленные, с преимущественным развитием отраслей, производящих конечную продукцию: низкой степени переработки; высокой степени переработки; «интеллектуальноемкую» высокотехнологичную конечную продукцию [36]. Такая классификация позволяет, хотя и с известной долей условности, оценить инновационный потенциал территории, определить перспективы конкретного региона в глобальном разделении труда, предложить эффективные цели, задачи и инструменты региональной инновационной политики. Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально основывалась на работах Д. Кейнса [37], который обосновал роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. Его концепция предполагает расширение ёмкости рынка, увеличение масс потребления, смягчение цикличности колебаний и, в конечном счёте, обеспечение стабильно высоких темпов роста экономики. Регулирование хозяйственной деятельности осуществляется посредством увеличения эффективного спроса с помощью бюджетной и денежно-кредитной политики. Считается, что государственные расходы служат действенным рычагом, т.к. сильно влияют на уровень спроса и производства. Анализ отечественных и зарубежных работ, посвященных проблемам разработки и реализации региональной политики, говорит о неопределенности базового понятия «региональная политика». Б. Штульберг и В. Введенский приводят такое определение: «Региональная политика — это деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального развития субъектов Федерации и решению территориальных проблем межрегионального и общегосударственного характера» [38]. А. Бакитжанов и С. Филин предпринимают попытку содержательной трактовки региональной политики через раскрытие ее основных элементов, а именно – целей, задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов государства, а также механизмов их реализации[39].
И. Рисин и Ю. Трещевский считают, что состав региональной политики должен содержать следующие элементы: цели, эффекты, критерии выбора участников и условия взаимодействия с ними государства, принципы организации такого взаимодействия [40]. В этом подходе с управленческих позиций акценты направлены на оценку эффектов при осуществлении региональной политики и ее производных; критериев отбора участников; принципов организации взаимодействия с ними государства. Формирование эффективной региональной политики предполагает выявление наиболее важных с точки зрения управленческих отношений характеристика региона, как особой социально-экономической системы. Многие авторы предлагают различные подходы к экономической классификации регионов и их типологии, которая бы максимально полно отражала различия между регионами по их экономическому потенциалу. В странах с развитой рыночной экономикой осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в Западной Европе). В Великобритании, например, региональная политика длительное время была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение региональной несбалансированности. Особое внимание в США уделяется программам регионального развития, которые реализуются на уровне отдельных штатов или их совокупностей. Эти программы рассматриваются в США (и других индустриально развитых странах) как главное звено в структурной перестройке национальной экономики на наукоемкой основе. Хотя региональные программы в качестве объекта деятельности подразумевают отдельные штаты, это не означает, что в их разработке и реализации не участвует федеральное правительство. Многие из таких программ возникли и развиваются по предложению центральной власти, в значительной мере финансируются ею в сотрудничестве с администрацией штатов. Обобщая международный опыт, ряд авторов выделяет шесть основных групп инструментов реализации региональной политики на общегосударственном уровне:
- административно-управленческие (например, придание особого статуса северным территориям Канады как ресурсной зоне общегосударственного значения и выделение их из традиционной сетки административно-территориального устройства); - средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах (например, во Франции в отношении Парижа и его пригородов); - пространственное распределение экономической деятельности государства (например, в Италии через размещение предприятий государственного сектора осуществлялось воздействие на региональные рынки труда, а также до какого-то времени действовала схема предпочтительных государственных закупок у поставщиков из определенных районов); - финансовое стимулирование компаний (дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.); - создание физических инфраструктур (включая механизмы концессии в области транспорта, которые используются, например, в Скандинавских странах); - так называемые «мягкие» меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок). В целом, искусство региональной политики состоит в том, чтобы, сочетая использование вышеназванных инструментов, дать региону минимум, но минимум, достаточный для его развития. В Российской Федерации наблюдается неравномерность уровней регионального развития, сильно выраженная пространственная структурированность. Н. Шелюбская отмечает, что 16 регионов страны имеют бюджетный дефицит или значительный по объему размер регионального государственного долга, в то время, как 14 регионов выполняют роль доноров, т.е. систематически имеют профицит регионального бюджета и поддерживают других субъектов РФ. Ситуация в России принципиально отличается от ситуации в ЕС, где региональные различия по планам его развития не должны превышать 25 %. Однако на данный момент в стране наблюдается и значительная неравномерность в уровне регионального инновационного развития. Исходя из этого факта, И. Рисин и Ю. Трещевский показывают, что для России существенным фактором развития становится ее регионализация, то есть переход к новому типу региональной организации экономики, включая перенос центра социально-экономической ответственности и принятия решений непосредственно в субъекты РФ, усиление роли самоорганизации в развитии территорий. Т. Семенидо отмечает, что в мировой практике осуществления региональной политики наметился ряд тенденций, связанных с общим направлением её развития - от политики перераспределения к структурной политике, что означает: - передачу ответственности регионам; - ориентацию региональной политики от перераспределения доходов и занятости к стимулированию структурных изменений; - отказ государства от субсидий, принятие мер, направленных на повышение конкурентоспособности и улучшение регулируемой предпринимательской среды с помощью развития инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность; трансфер технологий; расширение сферы консалтинговых услуг; - переход от традиционных крупномасштабных схем стимулирования к децентрализованному подходу в административном управлении; стимулирование создания новых фирм и проектов, а не поддержка уже существующих. - сближение региональной и научно-технической политики, замену поиска внешнего решения региональных проблем поиском внутренних решений в самом регионе. А. Румянцев подчеркивает, что в России имеет место самостоятельность регионов и относительная обособленность от общегосударственных направлений социально-экономического развития. Эти черты достаточно отчетливо проявляются при формировании инновационной политики. Это позволяет рассматривать региональный инновационный процесс как ключевой фактор формирования конкурентоспособной экономики, базирующейся на продвижении к более высоким технологическим укладам и обеспечивающей увеличение ее вклада в решение проблем социально-экономического развития. Именно в региональном разрезе механизма управления способны формироваться достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности, основанной на принципах рыночных отношений. Полагаем, что представление регионов как самовоспроизводящихся хозяйственных систем мезоуровня с учетом современных требований конкуренции предполагает именно инновационную природу их развития. Саморазвитие региональной экономики может осуществляться преимущественно на основе реализации в ней «внутренних» нововведений, обеспечивающих эффективную диверсификацию производства и соответствующие структурные трансформации. При этом, структурно-инновационная динамика в каждом конкретном регионе должна стать результирующим фактором как непосредственно регионального саморазвития (в рамках присущих региону воспроизводственных циклов), так и межрегионального взаимодействия в рамках глобальных инновационных процессов. То есть, сочетание собственно регионального и межрегионального (переходящего в глобальный) взаимодействия должно сформировать основное направление инновационных процессов и особенности их регионализации. Инновационная экономика в регионе формируется под влиянием двух основных факторов: создания условий для перехода на инновационный путь развития; появления мотиваций у субъектов рынка для активизации инновационных процессов. К первому фактору О. Москвина относит процесс образования инновационной сферы как самостоятельной отрасли хозяйствования. Во втором случае речь идет о предпринимательском факторе, который имеет возможности для инициации инноваций снизу. Оба рассмотренных фактора могут проявляться в полной мере и требуют формирования благоприятных условий для развития инновационной сферы. М. Борлакова выделяет следующие предпосылки регионализации инноваций применительно к экономической сфере: - усиливающееся влияние на инновационную динамику комплекса региональных факторов, что, в итоге, ведет к дальнейшей региональной стратификации инновационных процессов; - наличие тесной взаимосвязи между инновационной деятельностью и региональной организацией экономики в целом; - способность территориально локализованных экономических структур регионального уровня выступать в двуедином качестве внешней среды и специфического субъекта инновационных преобразований. Мировой опыт показывает, что во всех странах, где идут процессы перехода в постиндустриальное информационное общество, структурные изменения происходили не сразу и не одновременно на всей территории, а сначала – в регионах, наиболее подготовленных к перестройке. В США такими районами были, прежде всего, Силиконовая долина (окрестности Сан-Франциско) и район Шоссе 128 (г. Бостон и территории, прилегающие к нему с северо-востока). В Японии аналогичные сдвиги происходили в промышленном поясе Токио – Осака: во Франции – в департаменте Иль-де-Франс, основную часть которого составляет Большой Париж; в Великобритании – в «коридорах» Лондон – Ливерпуль и Эдинбург – Глазго; в КНР – на территории прибрежных свободных экономических зон и т. д. Такие места сосредоточения высоких технологий демонстрировали быстрый рост промышленного производства, занятости, уровня жизни, резко контрастируя с регионами приходивших в упадок традиционных отраслей, где возникали массовая безработица и другие кризисные явления. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что структурно-инновационные параметры становятся предпосылкой важнейшего конкурентного преимущества, фактором устойчивого конкурентоспособного функционирования воспроизводственной системы региона, а инновационно ориентированное совершенствование структурных пропорций предстает целевым ориентиром региональной социально-экономической политики. Основной проблемой формирования инновационного механизма остается создание финансово-экономического, производственно-технологического и организационного комплекса условий, способствующего возрождению и стимулированию инновационной активности в рыночной среде и обеспечивающего эффективное разрешение противоречий на регионально и межрегиональном уровнях. Зарубежный опыт показывает достаточную эффективность применения различных механизмов и стимулирующих мер, применяемых государством. В приложении 1 представлена подробная структура государственной поддержки инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой [41]. Для решения проблемы инновационного развития необходимо сформулировать совокупность региональных целей и приоритетов развития научно-технической и инновационной деятельности, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления. Комплекс мероприятий по реализации этих целей мы рассматриваем как региональную инновационную политику. В узкоцелевом значении под региональной инновационной политикой обычно понимается деятельность государственных органов власти субъектов Федерации по определению и достижению целей инновационной стратегии для своих территорий. При этом региональная инновационная политика трактуется как процесс, направленный на воплощение результатов законченных научных исследований, разработок и иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в хозяйственной деятельности. В Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы представлен более широкий контекст региональной инновационной политики, как составной части государственной научно-технической политики. Она представляет собой совокупность общественно-экономических отношений государства и его структур разного уровня с субъектами хозяйственной деятельности по поводу создания, преобразования и использования инноваций для обновления всех сфер жизнедеятельности людей на основе сбалансированности интересов всех участников научно-технологических и инновационных процессов. Мы рассматриваем региональную инновационную политику как относительно самостоятельную область экономической политики, связанную с решением стратегических задач по преобразованию России в подлинно федеративное государство и переводу ее экономики на инновационный путь развития. В соответствии с этим целесообразно выделить политические, экономические, информационные и институциональные условия, необходимые для формирования и реализации региональной инновационной политики. В качестве основного инструмента обычно применяется преимущественно программный метод управления инновационной деятельностью в регионе. При его использовании необходимо согласование интересов субъектов хозяйствования на данной территории с целями ее экономического и социального развития в целом. Кроме того, региональная инновационная политика, так же как и государственная научно-техническая политика в целом, тесно связана со структурной, промышленной, инвестиционной и т. д. политикой государства и его органов, призванных в соответствии с их основными экономическими функциями заботиться о создании структуры хозяйственных систем и институциональных условий их функционирования и развития. Весьма выражена связь инновационной политики с научно-технической. В США научно-техническая политика формируется как программный комплекс мероприятий, затрагивающих сферу науки и техники. Термин «программа» охватывает подробное обоснование целей, развернутый план мероприятий с указанием сроков их выполнения, исполнителей и т. д. Программами называют мероприятия и гораздо меньших масштабов, не предусматривающие конкретных сроков и объемов работ, а лишь определяющие некоторое направление деятельности, источники ее финансирования, организационные рамки, в которых она осуществляется. Например, в качестве программы может фигурировать предоставление какой-либо налоговой льготы на конкретный вид капиталовложений в пределах штата. Многие из программ научно-технического и инновационного развития возникли и реализуются по предложению центральной власти. В общих чертах механизм действия программ выглядит так: выделяемые центром средства поступают к субъектам научно-технической деятельности через администрацию штатов. Последняя получает возможность влиять на их распределение и тем самым берет на себя большую долю ответственности за результаты. В России региональная инновационная политика также чаще всего реализуется в виде программ. В официальных документах, утвержденных на федеральном уровне, существует несколько определений термина «инновационная программа». В Основных направлениях политики РФ в области построения национальной инновационной системы (НИС) на период до 2010 года присутствует определение: Инновационная программа (инновационный проект) - межгосударственного, федерального, межрегионального, регионального, отраслевого уровней - обоснованный интересами рынка комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективную разработку, создание и освоение инновационного продукта. В других официальных источниках дается близкая этой трактовка – инновационная программа рассматривается как комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий). Состав структурных элементов инновационной программы может быть различным. Например, Т. Семенидо предлагает достаточно полный набор элементов, содержащих конкретную смысловую и содержательную характеристику каждого из них 1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных и институциональных изменений; условий повышения инновационной активности. 2. Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе. Система и структура целей должна быть разработана на основе следующих принципов: - региональные цели должны вытекать из общей концепции научно-технического развития страны и не противоречить стратегическим федеральным целям; - региональные цели должны быть сформулированы с учетом специфики и потребностей региона; - цели региональной программы должны исходить не из наличия ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться из установленных целей; - конкретная разработка структуры целей и в целом целевой программы должна осуществляться на уровне современных методик с широким использованием независимых экспертов и системы экспертных оценок; - международного научно-технического сотрудничества; - государственных (федеральных) программ ускорения научно-технического прогресса; - собственно региональной (муниципальной) политики развития научно-технического потенциала; - отдельных промышленных предприятий и научных учреждений государственной и муниципальной форм собственности; - отдельных приватизационных промышленных и научно-технических фирм; - применительно к конкретным научным коллективам (группам) и отдельным ученым, самостоятельно решающим приоритетные научно-технические задачи. 3. Пути и средства достижения целей. Они дифференцируются в зависимости от уровня и масштаба инновационной сферы в данном регионе. К ним относятся: структурные и институциональные перемены в научной сфере, развитие региональной инновационной инфраструктуры (инновационных фондов и банков, венчурных фирм, научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов). 4. Виды обеспечения разработки региональной инновационной политики, в том числе: организационное, информационное, правовое, кадровое, социально-психологическое (в том числе мотивационное), обеспечение инновационной деятельности. В дополнение можно отметить, что ранги целей на перечисленных уровнях региональной инновационной политики должны устанавливаться в системе долгосрочного и краткосрочного планирования и прогнозирования регионального социально-экономического развития. Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной сферы можно считать подход, ориентированный на глобальные критерии научно-технического прогресса (НТП), развитие высоких технологий. Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-инновационного развития является достижение целей его социально-экономического развития. Мы считаем, что главная задача органов регионального управления при этом состоит в создании благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере. В. Бузырев, А. Кот, С. Стрижков выделяют две объективные причины, определяющие повышение роли региональных органов управления в развитии научно-технической деятельности - тяготение инновационной деятельности к децентрализованному управлению (так как региональные звенья управления лучше приспособлены к решению ее задач); - более полное обеспечение на региональном уровне необходимого взаимодействия между образованием, наукой и высокотехнологичным производством, соединения образовательного, научного и промышленного потенциалов, являющееся ключевым условием успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке. Т. Семенидо отмечает, что опыт развития инновационных процессов на региональном уровне заключается в следующем: - особенность развития инновационных процессов состоит, в первую очередь, в ориентации на профильные отрасли региона, приоритеты его развития, на максимальное использование тех или иных преимуществ региона; - успешное развитие инновационной деятельности в большинстве стран связано с системой государственной поддержки научно-инновационной сферы в экономике; - основным инструментом реализации инновационной политики являются региональные инновационные программы; важнейшими инструментами стимулирования инновационного развития являются система льготного кредитования, государственное страхование займов, ускоренная амортизация, льготное налогообложение на всех стадиях инновационного цикла Необходимо подчеркнуть, что инновационная политика в регионе должна иметь селективный, строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов. Приоритеты региональной научно-технической и инновационной политики нужно ориентировать на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения регионов, формирование сети технополисов и крупных технико-внедренческих парков. Отметим, что на это направлен разработанный с нашим участием и принятый в Белгородской области в мае 2006 г. областной закон «О технопарках в Белгородской области». Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы при реализации этой стратегии. Однако, в условиях переходной экономики таких сил и ресурсов, как правило, недостаточно, поэтому необходимы федеральные инновационные программы, нацеленные на оказание стартовой помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитие инновационной инфраструктуры, подготовку кадров и т.д. Наконец, что особенно важно, необходимо сформировать цивилизованный рыночный механизм реализации селективной научно-технической политики. Речь идет, прежде всего, об инновационном мотивационном механизме, экономической поддержке инновационной активности. Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года среди основных мер по содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы, выделяется обеспечение реализации «пилотных» проектов по формированию региональных инновационных систем в инновационно активных субъектах РФ, а также распространения лучшей практики на другие регионы России Представляется обоснованной точка зрения о необходимости реализации кластерной политики в рамках модели частно-государственного партнерства в инновационной сфере (Минобрнауки РФ считает целесообразным создание территориально-производственных кластеров в различных высокотехнологичных отраслях экономики, например кластер в области электроники, микроэлектроники и информационно-телекоммуникационных технологий на базе Московского института электронной техники (г. Зеленоград) Правительством РФ 30.06.2005 года одобрена Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (Концепция Стратегии). В ней предлагаются совершенно новые, отличные от декларированных ранее в Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ на 2002-2010 годы и до 2015 года приоритеты регионального развития Российской Федерации Один из главных приоритетов – формирование из регионов «локомотивов роста» нового опорного каркаса страны. Этот выбор обусловлен необходимостью перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению и поддержке регионов – «локомотивов роста» в рамках решения стратегической задачи удвоения валового внутреннего продукта (ВВП). Концепция Стратегии предполагает, что концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволит получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в «полюсах» («локомотивах») роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъём окружающих регионов. Принцип поляризованного развития эффективен только тогда, когда на территории страны появляется сеть полюсов роста разного уровня: международного (пока на это роль претендуют только Москва и Санкт-Петербург), федерального, окружного. Регион можно считать «локомотивом», если он удовлетворяет следующим условиям: - в данном регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажиро - и грузопотока; - наличие в регионе научно-образовательного центра мирового или федерального значения; - в данном регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны; - данный регион должен иметь высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал, - регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны; - в данном регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса; - в перспективе 10-12 лет данный регион может стать «девелопером» для соседних территорий. Одним из направлений социально-экономического развития регионов РФ должна стать создание условий модернизация промышленности и поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров. При этом промышленная политика на современном этапе развития общества должна носить не отраслевой, а региональный характер. Действительно, в современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Отличие кластера от других форм организации предприятий на территории (например, от территориально-производственных комплексов) состоит: - во-первых, в наличии внутренней конкурентной среды; - во-вторых, в существенном присутствии кластера в глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентных позиций на глобальном рынке. Обычно на территории существует ограниченное количество кластеров, но именно они обеспечивают конкурентоспособность региона. Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижения трансакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера. Россия унаследовала экономические регионы, создававшиеся в ходе индустриализации и рассчитанные на развитие масштабного массового производства, а потому имеющие централизованную организацию. К тому же крупные вертика<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|