Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления региональной инновационной политики

 

В настоящее время одним из главных государственных приоритетов является переход от сырьевой к инновационной экономике. Как уже указывалось выше, в ближайшие годы региональная составляющая будет определяющей в процессе развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в стране.

Приведенные нами выше положения позволяют сделать вывод, что экономика является инновационной, если в регионе:

- производятся, формируются и доступны любому индивидууму, группе лиц и организациям современные информационные технологии и компьютеризированные системы;

- имеются развитые элементы инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющихся научно-технического прогресса и инновационного развития, и общество в состоянии производить всю необходимую многоплановую информацию для обеспечения динамически устойчивого социально-экономического развития региона и, прежде всего, научную информацию;

- происходит процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления; осуществляются радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека;

- экономические субъекты доброжелательно воспринимают новые идеи, знания и технологии, готовы к созданию и внедрению в широкую практику в любое необходимое время инноваций различного функционального назначения;

- имеются развитые элементы инновационной инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность, которая должна быть универсальной, конкурентоспособной, обеспечивающей создание любых инноваций и развитие любых производств;

- имеется четко налаженная гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров в области инноватики и инновационной деятельности, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественных производств и территорий.

Совершенствование инновационной деятельности любого хозяйствующего субъекта, комплекса, инновационной системы начинается с установления целей и задач, стратегических предпочтений. В то же время они должны соответствовать приоритетным направлениям развития национальной экономики.

Основой развития страны является региональная научно-техническая и инновационная политика. Согласно нормативным документам РФ она определяет вектор инновационного развития на федеральном уровне и намечает пути совершенствования инновационной деятельности регионов на основе:

1. Утверждения региональных Приоритетных направлений развития инновационной сферы, в целях концентрации ресурсов региона на важнейших направлениях социального и экономического развития. Основаниями для установления региональных приоритетов являются:

-  перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ и перечень критических технологий РФ;

-  предложения научной общественности субъекта РФ;

-  данные инновационного прогноза (в части организации выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции), направления программ социально-экономического развития регионов и результаты их исполнения, другая информация о потребностях экономики региона.

Приоритеты должны оформляться документально в виде утвержденного перечня направлений научно-технической или инновационной деятельности, включая критичные технологии, или в виде структуры утвержденной органами государственной власти субъекта РФ региональной научно-технической или инновационной программы либо научно-технического раздела региональной программы социально-экономического развития.

Выделение приоритетов является основанием для финансовой поддержки научно-технической и инновационной деятельности за счет бюджетных средств субъекта РФ, а также средств федерального бюджета в случае долевого финансирования программ и проектов.

При установлении региональных приоритетов научно-технической деятельности необходимо исходить из перспектив освоения промышленностью рыночных ниш с помощью внедрения новых технологий, а также решения наиболее острых проблем региона (социальных, экологических).

Выбор приоритетных направлений и критических технологий должен осуществляться исходя из региональных прогнозов и краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития региона. В прогнозах и программах развития делается оценка ресурсных возможностей региона, опыта реализации научно-технической и инновационной политики других регионов.

Утверждение региональных приоритетов будет являться основанием для формирования государственного заказа на исследования и разработки, на поддержку инновационной деятельности, на применение других мер государственной поддержки.

Одним из направлений государственной инновационной политики является развитие инновационной инфраструктуры, что предусматривает создание сети организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе. В зависимости от объемов спроса на инфраструктурные услуги со стороны научно-технического комплекса инфраструктурные функции могут выполнять как малые организации, созданные на базе действующих научных и образовательных учреждений, так и специализированные организации, располагающие собственной материальной и кадровой базой.

Создание региональной инновационной инфраструктуры активно ведется с начала 90-х годов. Наибольшее распространение получили такие организационные формы как научно-технологические парки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры. Создание этих центров при поддержке федерального бюджета помогло формированию материальной основы инфраструктуры региональной инновационной системы. В этой связи целесообразно использование опыта создания инфраструктуры в Московской области, где концентрация научно-технических комплексов наиболее высока.

Мы считаем, что существенным недостатком действующей инфраструктуры является неспособность в большинстве случаев работать самостоятельно, без бюджетной поддержки, что обусловлено как недостаточной подготовкой менеджмента, так и неразвитым спросом на научно-технические услуги и инновации.

Все это обусловливает необходимость разработки и реализации нового подхода к инфраструктурному обеспечению научно-технической и инновационной деятельности. Его главное отличие состоит в том, что вместо разрозненного создания на местах отдельных инфраструктурных элементов должно идти построение рыночно ориентированных инфраструктурных комплексов. При этом рыночная ориентация комплекса будет определяться его способностью обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях современной экономики и возможностями быстрой адаптации к изменениям спроса на инфраструктурные услуги по объему, составу и качеству.

Из общих принципов формирования инновационной инфраструктуры субъекта РФ необходимо выделить следующие:

- инновационная инфраструктура должна носить комплексный характер, оказывать услуги на всех этапах инновационного процесса;

- организации инновационной инфраструктуры должны координировать свои действия при оказании услуг (работать не как отдельные организации, а как единый механизм), а также взаимодействовать с аналогичными организациями из других субъектов Российской Федерации для обмена опытом.

По стоимости и времени создания инфраструктура должна быть адекватной реально имеющемуся научно-техническому, производственному и образовательному потенциалу. При этом следует иметь в виду, что в связи с ограниченностью бюджетных и иных средств, немедленное создание инновационной инфраструктуры, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, невозможно. Поэтому необходимо прежде всего создать основы комплексной инфраструктуры, обеспечить выполнение всего набора инфраструктурных услуг, сформировать условия и предпосылки для ее саморазвития, в том числе за счет привлечения средств частных инвесторов.

Мы считаем, что в некоторых случаях целесообразно создавать отдельные организации инфраструктуры не в каждом субъекте РФ, а на уровне нескольких субъектов РФ или федерального округа.

На начальном этапе формирования инновационной инфраструктуры необходимо провести инвентаризацию уже действующих организаций инфраструктуры и выявить эффективно работающие организации (необходимо сохранять и укреплять сложившиеся ранее и эффективно работающие системы и организационные элементы инфраструктуры с устранением существующих в их деятельности недостатков и создавать вновь только ее отсутствующие элементы).

Опыт развитых стран мира подтверждает, что инновационная инфраструктура во многом определяет темпы развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. В условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура должна обладать набором таких свойств, которые должны способствовать в полной мере реализации инжиниринговых технологий по созданию и реализации инноваций в масштабах регионов и страны в целом.

По нашему убеждению, упомянутая совокупность должна содержать набор следующих свойств:

- распределенность по всем регионам в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности «под ключ»;

- универсальность, которая позволяет обеспечить реализацию инновационного проекта в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики;

- профессионализм, который базируется на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;

- конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат. Развитие инновационного проекта должно сопровождаться непрерывным анализом конечных результатов.

Рассмотрим подсистемы инновационной инфраструктуры.

А) Система информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности.

Эта система должна представлять возможности доступа к составляющим ее базам, банкам данных и другим информационным ресурсам на различных условиях, в том числе коммерческих, для всех заинтересованных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. В итоге потребители получают информацию о рынке научных услуг, рынке инновационных продуктов и проектов, о потребностях экономики.

Во многих субъектах Российской Федерации работа по созданию информационных сетей организована. Органы власти могут использовать информационные ресурсы и для оценки потенциала научно-инновационного комплекса, для инвентаризации результатов инновационной деятельности, использовать эту информацию в работе по установлению приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности и критических технологий региона.

Следует иметь в виду, что создание информационных баз данных требует значительных средств и времени, поэтому целесообразно держать под контролем методологию их создания с тем, чтобы впоследствии не оказалось, что базы данных отдельных регионов и отдельных организаций не совместимы между собой. Мы считаем, что наиболее эффективно планировать эту деятельность на уровне федеральных округов.

Б) Система экспертизы научно-технических и инновационных программ и проектов.

Интенсификация использования научных результатов в экономике требует формирования рынков научных услуг. Если ранее движение научных продуктов в основном происходило в рамках вертикально организованной экономики, где качество прикладных исследований контролировалось административными методами, то при переходе к рыночной системе отношений и к коммерциализации научной продукции необходима система сертификации качества научно-технической продукции. Формирование системы контроля качества научно-технических услуг является необходимым условием деятельности рынка научных услуг.

Поэтому целесообразным является создание в регионах института независимой экспертизы инновационной продукции как важной составной части инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности.

Экспертиза научной продукции должна являться обязательным элементом конкурса проектов и исполнителей научных исследований и разработок.

В) Система финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности.

Изучение мирового и отечественного опыта показывает, что система финансирования научно-технической и инновационной деятельности состоит из двух блоков: внерыночного и рыночного.

Внерыночный блок системы финансирования научных организаций включает бюджетное финансирование государственных научных учреждений и внутрипроизводственное финансирование научных исследований и разработок.

Рыночный блок включает свободное приобретение рыночных услуг на договорной основе как агентами рынка, так и государственными организациями и органами власти, приобретающими услуги научных организаций за счет бюджетных средств.

Мы считаем, что совершенствование механизма государственных закупок научно-технических услуг и формирование рынка инновационных услуг должна входить в задачи органов власти региона.

Создание системы финансового обеспечения рынка научных услуг означает решение двух задач: стимулирование платежеспособного спроса на научные услуги (привлечение внебюджетных средств); создание специализированных организаций, предоставляющих финансовые ресурсы покупателям (кредиты).

Помимо формальных мер создания специализированных фондов мы считаем важным создание благоприятной атмосферы сотрудничества между научным сообществом и предпринимателями.

Г) Система производственно-технологической поддержки.

Система производственно-технологической поддержки научно-технической деятельности создается как в целях поддержки собственно сферы научных исследований и разработок, так и в целях организации опытного производства. В настоящее время во многих регионах препятствием для коммерциализации технологий и для расширения инновационной деятельности является недостаточное развитие сферы опытного производства.

Задача органов власти регионов состоит в своевременном развитии производственно-технологической сферы для обеспечения инновационной деятельности и организации материально-технического обеспечения научно-технической деятельности.

Д) Система сертификации наукоемкой продукции.

Она должна обеспечивать контроль и оценку качества такой продукции на основании федерального законодательства о техническом регулировании, удостоверять соответствие продукции нормативно установленным требованиям и техническим условиям, предоставлять осваивающим и производящим данную продукцию организациям широкий спектр услуг в области метрологии, стандартизации и т.п. Сертификация продукции является необходимым условием продвижения наукоемкой продукции на внешние рынки. Она включает экспертизу потребительских свойств продукции, удостоверяет соответствие продукции требованиям рынков предстоящей реализации продукции.

Е) система продвижения на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции.

Эта система призвана решать двуединую задачу – обеспечивать занятие и последовательное расширение на рынке определенного сегмента для создаваемых разработок и продукции при одновременном сохранении и эффективной охране всех связанных с ними прав и выгод за владельцами этих разработок и производителями продукции.

Она должна включать в себя маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно-лицензионную работу и т.д.

В настоящее время в распоряжении органов власти наличествуют инструменты продвижения: предоставление выставочных площадей, организация презентаций, поддержка специализированных изданий, организация взаимодействия потенциальных потребителей с производителями продукции, создание специализированных организаций по предоставлению информации об инновациях.

Ж) система координации и регулирования развития научно-технической и инновационной деятельности.

Такая система обеспечивает влияние с помощью экономических рычагов и информационного воздействия на эффективность осуществления данной деятельности.

Она может включать организационную структуру в виде специализированных подразделений в администрации субъекта Российской Федерации, либо иметь общественную форму в виде научно-координационного центра, регионального научно-технического совета.

Система может быть дополнена специализированными печатными изданиями, организацией конкурсных механизмов. Регулирование должно осуществляться формированием регионального заказа на научные исследования и разработки, формированием и реализацией региональных целевых научно-технических программ.

Методы государственного регулирования деятельности научно-технической и инновационной сферы должны учитывать её специфику, состоящую в том, что она одновременно является сферой производства и социальной сферой. Входящие в состав научно-инновационного комплекса организации могут производить товарную продукцию, способную найти покупателей на рынках, и могут производить знания, не поддающиеся коммерциализации

Кроме того, мы считаем, что уже само развитие научно-инновационного комплекса представляет для общества ценность. Государство должно строить отношения с организациями научно-технического комплекса с учетом указанных особенностей.

В данной сфере необходимо сочетать рыночные и административные методы регулирования, в том числе:

-  создание и поддержание конкурентной среды и предупреждение образования монополий ведущих организаций;

-  целенаправленное формирование рынка научных услуг и рынка наукоемкой продукции, содействие образованию недостающих элементов рынка;

- поддержание устойчивого спроса на услуги научных организаций со стороны государства, поддержание стабильного бюджетного финансирования научных учреждений некоммерческого типа;

- привлечение научных организаций региона и представителей научной общественности к решению задач государственного регулирования (разработка научно-технических программ, программ социального и экономического развития, выработка приоритетных для региона направлений научно-технической и инновационной деятельности, формирование и реализация государственной инновационной политики).

Необходимо подчеркнуть, что инновационная деятельность имеет особенности, в силу которых она слабее поддаётся рыночному регулированию и нуждается в государственной поддержке. Эти особенности следующие:

-  отдаленность и неопределенность результатов реализации конкретных проектов;

-  трудность сохранения исключительных прав собственности на получаемые научные результаты;

-  неотделимость во многих случаях научного результата от его создателей, необходимость сопровождения инновационных проектов.

Эти особенности снижают инвестиционную привлекательность научно-технической сферы и вынуждают государство дополнять рыночные механизмы государственными. В то же время в долгосрочной перспективе именно вложения инновационную сферу определяют устойчивость и темпы развития. Наиболее полное предвидение ожидаемых результатов может быть обеспечено при разработке долгосрочной политики в области научно-технической деятельности, образования и инновационной деятельности при участии представителей государства, научной общественности и предпринимательских кругов.

Необходимо предусматривать финансирование из бюджета субъекта федерации региональных научно-технических программ, включающих исследования фундаментального и прикладного характера, инновационную деятельность на предконкурентной стадии, использовать косвенные методы поддержки научно-технической и инновационной деятельности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...