Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели регионального инновационного роста

 

Развитые страны уже завершили два важнейших этапа научно-технического развития. На первом этапе (1940-е-50-е годы) оно было нацелено, прежде всего, на создание систем вооружения, обеспечение военно-технического превосходства.

На втором этапе (60е – 80-е годы) эта цель не была снята, но к ней добавилась качественно новая задача — обеспечение стабильных темпов экономического роста, повышение глобальной конкурентоспособности ключевых отраслей.

Третий, современный, этап характеризуется появлением инновационной экономики и тем, что развитые страны приступили к постановке и решению задач построения постиндустриальной экономики.

Это привело к резкому росту диспропорции между различными регионами мирового хозяйства, и даже в наиболее развитых регионах – между крупными городами и остальной территорией. Сегодня основной инновационный потенциал, и обусловленный этим ресурс развития, оказался сосредоточенным в небольшой группе стран, а в них – в крупных городах и мегаполисах, превратившихся в центры транснационального предпринимательства и коммуникации, производящих три четверти открытий и изобретении, сконцентрировавших в своих руках контроль над критическими инфраструктурами и способных, в силу этого производить более 60 % мирового ВВП.

Эта тенденция характерна и для России. Прикладная наука и наукоемкие отрасли промышленности также сконцентрированы в крупных городах и, так называемых «закрытых административно-территориальных образованиях». Эти отрасли, в переходных социально-экономических условиях, оказались невостребованными рынком в силу преимущественно оборонной направленности их научно-технического и производственного потенциала, ставшего избыточным в связи с резким сокращением расходов на оборону.

Вследствие чего к 2001 году объём капиталовложений в эти отрасли сократился на 70 %. Кроме того, на результатах деятельности сказалось негативное последействие диспропорций в структуре продукции и мощностей, усиленное слабыми адаптационными способностями предприятий, вынужденных за счет внутренних ресурсов содержать дорогостоящую научно-экспериментальную базу. Радикальное изменение условий хозяйствования, финансовый кризис и инфляция привели к потере управляемости и резкому спаду научных исследований и производства.

Так, регулярные опросы оборонных предприятий показали, что в результате сокращения финансирования со стороны министерств заказы исследовательским институтам и КБ со стороны предприятий уменьшились

В гражданском секторе также отмечается, что вклад отраслевой науки в проектирование инноваций минимален, собственные исследования и разработки на предприятиях сворачиваются, и основным резервом остаются старые заделы и поддерживаемые на индивидуальном уровне неформальные связи между наукой и производством.

Однако, в этих секторах экономики сохранился значительный научно-технический потенциал в виде нереализованных изобретений (зарубежные специалисты называют 200 тыс. неиспользованных патентов, в том числе 120 тыс. технологий для продажи).

На первый план выходит актуальная проблема оценки и рационального использования созданного инновационного потенциала. Утрата его недопустима, поскольку наукоемкие отрасли, обладая передовыми технологиями и инновационной восприимчивостью, способны и призваны, при определенных условиях, играть стратегическую роль в обеспечении нового качества и темпов экономического развития России, укрепления ее экономики, социальной стабильности и состояния безопасности.

За последние годы произошло глубокое социально-экономическое расслоение экономического пространства России. Сегодня разрыв между наиболее и наименее экономически обеспеченными регионами страны по показателю душевого регионального продукта составляет 60-кратную величину, по объему инвестиций на душу населения – 150 раз; по уровню потребления – 30 раз; по уровню безработицы – 24 раза и т.д.

Кроме того, отчетливо прослеживается снижение концентрации научного, научно-технического потенциала большинства регионов страны от столичных регионов – Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга. Поэтому ускорение и стимулирование инновационного процесса на региональном уровне, поощрение конкуренции между отдельными регионами страны является необходимым условием экономического роста.

Мировой опыт показывает, что большинство стран, имеющих сложное административно-территориальное устройство, показывавших в последние сорок лет устойчиво высокие темпы экономического роста, достигали их, как правило, за счет опережающего роста нескольких регионов. Регионы-лидеры становятся центрами инновационного развития страны и демонстрируют новый тип экономического и социального роста для других территорий.

Новая пространственная организация страны должна:

- обеспечивать интеграцию в глобальный рынок;

- способствовать ускоренному социально-экономическому развитию РФ, за счет правильного распределения производительных сил по территории;

- обеспечивать связанность страны и доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста.

Существующая связь между социально-экономическим и инновационным развитием региона, подчиненность второго первому предопределяет характер управления ими как целого и части. Однако эта связь не является линейной. Инновационное развитие, отражая достижения науки, воздействует на параметры социально-экономического развития региона, предопределяя направления этого развития.

Для выбора эффективной стратегии инновационного развития и инструментов необходимо объективно оценивать текущее состояние инновационной сферы, потенциальные возможности, использовать накопленный потенциал, а также механизмы его реализации.

Начальным этапом стратегического управления инновационным развитием региона является анализ стартовых условий. Принятию инновационных решений должен предшествовать комплексный анализ инновационного потенциала, определяющий целесообразность научно-технических разработок с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры.

Однако проблема в том, что пока отсутствуют методологические и методические подходы, с помощью которых эти условия можно определить.

Многие авторы концентрируют свои усилия на изучении отдельных аспектов инновационного развития и его потенциала. В литературе часто представлены специфические определения, слабо соотносящиеся между собой и зачастую отождествляемые с понятиями научного, интеллектуального, творческого и научно-технического потенциалов. Такой подход, нам представляется необоснованным, требующим корректировки с учетом специфики и особенностей развития инновационных процессов.

В ряде случаев инновационный потенциал рассматривают как упорядоченную совокупность ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности субъектами рынка. На наш взгляд использование такого подхода при исследовании потенциала не является полным, поскольку в различных условиях хозяйственные ресурсы могут быть использованы по-разному, и в конечном итоге они не выступают гарантией одинаковых экономических результатов, а значит, и не служат сопоставимой характеристикой инновационного развития.

Вместе с тем использование ресурсного подхода имеет свои положительные стороны, поскольку, с одной стороны, он позволяет дать оценку текущей ситуации развития инновационных процессов (выделить сильные и слабые стороны). С другой стороны, при взаимоувязке основных ресурсных составляющих инновационного потенциала (инвестиционной, кадровой, материально-технической и др.) с их пограничными характеристиками и целевыми ориентирами, могут быть выявлены возможности реализации инновационных процессов в перспективе.

С точки зрения структурной характеристики инновационный потенциал это - «совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей, обеспечивающих восприятие и реализацию новшеств, то есть получение инноваций»

Кроме того, инновационный потенциал представляет собой максимальные возможности генерировать высокую инновационную активность, которые проявляются в эффективном обеспечении новых и будущих технологий. Благодаря возросшему инновационному потенциалу экономическая система достигает более высокого уровня развития, и характеризуется ростом творческих способностей и готовностью к инновационному развитию

А. Когут рассматривает инновационный потенциал как меру способности и готовности экономического субъекта осуществлять инновационную деятельность При этом под способностью понимается наличие и сбалансированность структуры компонентов потенциала, а под готовностью - достаточность уровня развития потенциала для формирования инновационно-активной экономики. Именно данный подход представляется нам наиболее обоснованным и позволяет сформулировать методологические положения к оценке инновационного потенциала на региональном уровне.

К методам анализа стартовых условий можно отнести имеющиеся в экономической литературе подходы к оценке по статистическим данным отдельных компонентов инновационного потенциала. Инновационный потенциал региона – это способность осуществлять инновационную деятельность

В наиболее распространенном определении данной категории предусматривается, что инновационным потенциалом является совокупность финансовых, кадровых, информационных и материально - технических и иных ресурсов необходимых для осуществления инновационной деятельности.

Коллектив авторов под руководством П. Завлина под «инновационным потенциалом» понимают готовность и способность того или иного предприятия (организации) осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) нововведение

Мы считаем, что термин «инновационный потенциал региона» следует рассматривать в узком и широком аспектах. В узком смысле инновационный потенциал региона (ИПР) - это совокупность имеющихся у средств, возможностей для использования нововведений в производственной, финансовой, управленческой и коммерческой деятельности в соответствии с базовыми целями его развития.

В широком смысле под инновационным потенциалом региона следует понимать отношения, которые возникают между субъектами инновационной деятельности, органами власти и управления, населением по поводу достижения базовых целей региона, заложенных в стратегии его развития, при условии наличия инновационных возможностей, которые создаются за счет других компонентов потенциала.

Экономический потенциал является характеристикой достигнутого уровня производительных сил, а также возможностей их роста. Важным фактором, обусловливающим величину экономического потенциала, особенно темпы его роста и использования, является характер господствующих производственных отношений.

Эти отношения важны для выработки, правильного понимания не только понятия инновационного потенциала, но и инновационной деятельности. Они связывают ее не только с техническим или технологическим совершенствованием региональной экономики, и развитием технических, но зачастую и внешнеэкономических факторов производства, а также говорят о необходимости учета качественных аспектов при формировании инновационного потенциала.

Очевидно, что существенной составляющей инновационного потенциала является наличие новшеств, которые могли быть использованы в общественном производстве региона. Однако наличие новшеств, готовых для коммерческого использования, не является единственным условием их эффективного распространения в общественном производстве. Не менее важно, насколько производственно-хозяйственная система и ее элементы, готовы к потреблению имеющегося научно-технического задела

В качестве критерия инновационной типологии принята степень концентрации инновационного потенциала в регионе Согласно этому критерию регионы могут быть трех типов:

- регионы с высокой концентрацией инновационного потенциала, который имеет региональное, межрегиональное, федеральное, международное значение, с многоотраслевой экономикой;

- регионы со средней концентрацией инновационного потенциала, который имеет преимущественно региональное значение, с двумя-тремя градообразующими отраслями;

- регионы с низкой концентрацией инновационного потенциала, которые больше всего нуждаются в инновационной поддержке со стороны.

Поскольку в регионах с высокой концентрацией инновационного потенциала наиболее полно представлены компоненты его структуры, то именно он может быть принят в качестве объекта для анализа стартовых условий. От состояния инновационного потенциала зависят масштаб и качество результатов научных исследований и научно-технических разработок, а следовательно, и потенциальная возможность появления инноваций. Если инновационный потенциал недостаточен, то происходит сокращение разработок, инициируемых научными организациями.

Выбор характеристик инновационного потенциала для анализа может быть определен в зависимости от степени их влияния на инновационную деятельность в данном типе региона.

Для регионов с высоким потенциалом - это «инновационная мощность», которая включает: инновационную инфраструктуру, состояние кадров, материально-техническую базу, уровень финансирования, наличие действующих объектов интеллектуальной собственности, имеющиеся научные школы. Инновационная мощность позволяет заниматься прикладными исследованиями и доводить их до практического использования и реализации на рынке. Она может быть охарактеризована следующими показателями:

- количеством организаций инновационного сектора (НИИ прикладного профиля, малые инновационные предприятия, инновационно активные промышленные предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов);

- численностью занятых по группам организаций и предприятий;

- объемом произведенных работ, который можно оценить размером внутренних затрат на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций и затрат на технологические инновации предприятий по созданию новых или усовершенствованных продуктов или процессов, реализованных на рынке.

Эти данные фиксируются государственной статистикой и могут быть предметом анализа. Оценка инновационной мощности может быть произведена лишь по фактическим показателям, которые свидетельствуют о достигнутом ее уровне как исходной предпосылке разработки инновационной стратегии.

Конечно, абсолютные значения показателей не дают прямого ответа на вопрос об уровне инновационного потенциала. Необходимы удельные расчетные величины в сравнении с другими регионами и странами мира.

Кадровая составляющая является определяющим элементом инновационного потенциала. Государственной статистикой учитывается численность разработчиков, выполняющих исследования, а также пополнение исследователей из числа окончивших вузы. Динамика этих показателей позволяет выявить тенденции в численности занятых в инновационном секторе и пополнение его за счет молодых специалистов.

Главной характеристикой кадровой составляющей является интеллектуальный потенциал. Под интеллектуальным потенциалом понимается совокупность способностей и приобретенных знаний специалистов, их умений, навыков, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения какой-либо задачи. Косвенно охарактеризовать интеллектуальный потенциал специалистов в регионе можно путем соотношения числа научных работников, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, к общей численности работников, выполнявших научные исследования и разработки на основе данных государственной статистики. Научная результативность разработчиков в большой степени связана с состоянием материально-технической базы и размерами финансирования научных исследований.

Особую роль в оценке инновационного потенциала играет интеллектуальная собственность, которая принадлежит физическим лицам, учреждениям и предприятиям региона. Она должна быть подтверждена охранными документами, где обозначаются и условия ее реализации в рыночной экономике. Интеллектуальная собственность фокусирует результаты инновационной деятельности и образует базу данных, характеризующих все изменения в экономической и социальной жизни. Она демонстрирует достижения в науке и инновационной деятельности, как отдельных предприятий, так и региона в целом. Здесь существует немало проблем, связанных с ее охраной и реализацией.

 При оценке инновационного потенциала необходимо оценить и инновационный климат (ИК), условия которого могут оказаться решающими в процессе реализации инновационных целей. Другими словами, необходимо определить зависимость инновационного потенциала от внешних факторов. Это налоговый и таможенный режимы, законодательство, касающееся инновационной сферы, вопросы, связанные с использованием объектов интеллектуальной собственности.

В связи с этим, определим инновационный климат как совокупность внешних условий, от которых зависит способность хозяйствующего субъекта реализовать свои инновационные цели.

Наиболее сложным звеном инновационного климата является внешний инновационный климат, так как им нельзя управлять, а можно только приспосабливаться к нему.

Одна из попыток оценить инновационный потенциал России предпринята в 2001 г. сотрудниками МГУ им. М.В. Ломоносова, рассмотревшими науку как систему со «входом» и «выходом»

Вход – это ресурсные показатели: число ученых и инженеров на 1 тыс. населения; расходы на НИОКР в расчете на одного жителя страны (в долл.); расходы на НИОКР в расчете на одного исследователя (в долл.); доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП страны (в %).

Выход – показатели эффективности науки: количество научных публикаций на 1 тыс. жителей; количество публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров; число заявок от резидентов на выдачу патента на 1 тыс. населения; число заявок от резидентов на выдачу патента на 1 тыс. ученых и инженеров; доля высокотехнологичной продукции в экспорте страны; число компьютеров на 1 тыс. населения.

Похожая методика используется для сравнения инновационной активности многими развитыми странами, в частности Японией, однако часто ограничивается сравнением с ближайшими конкурентами.

Практика показывает, что большинство методик рейтинговой оценки инновационного потенциала регионов строится на экспертных опросах. Однако их повсеместное применение создаёт множество проблем, связанных с проверкой их на достоверность.

Во-первых, эксперты находятся на разном расстоянии от сравниваемых объектов. Географическое пространство является фактором, который влияет на «полноту» информации. Исходя из методологических предпосылок пространственных теорий, можно считать, что уровень «информационной полноты», который доступен эксперту, обратно пропорционален расстоянию между ним и объектом оценки. Данная зависимость поддаётся математической интерпретации. Её количественные характеристики разработаны в моделях «контактного поля». Результатами исследований было доказано, что географическое пространство создаёт внутренние препятствия и вносит посторонние шумы в информационные потоки, которые влияют на конечные оценки экспертов.

Во-вторых, в региональной статистике набор индикаторов, характеризующих специфические особенности отраслевого выпуска, издержек, цен, рентабельности, эластичности спроса всегда существенно разнообразен, что является важным фактором для оценки конкурентных преимуществ.

В-третьих, оценки экспертов субъективны, на них оказывают влияние политические, культурные, социальные, образовательные и другие факторы, что приводит к различиям в интерпретации одних и тех же экономических индикаторов и явлений.

В-четвёртых, при публикации обобщенных рейтинговых систем, за кадром остаётся система статистических индикаторов, на основе которых формируются итоговые оценки, что не позволяет проверить их объективность. Да и к самой системе используемых в статистике показателей инновационного развития региона имеются много вопросов, о чем будет сказано ниже.

Исходя из вышесказанного, можно сделать несколько выводов:

1. Структурно инновационный потенциал может быть рассмотрен как с точки зрения ресурсной компоненты, характеризующей возможности отдельных ресурсов для осуществления инновационной деятельности в регионе; так и результативной компоненты, отражающей результат реализации использования ресурсных возможностей, т.е. характеризующей достигнутый уровень инновационного потенциала.

2. Соответственно, для оценки фактического состояния инновационного потенциала необходима совокупность показателей, отражающих его ресурсную и результативную компоненты. Тем самым будет определена способность региона к осуществлению инновационной деятельности.

3. Для определения уровня достаточности потенциала должна быть разработана нормативная модель, характеризующая пограничные параметры его удовлетворительного и неудовлетворительного состояния.

4. Сопоставление фактических и нормативных показателей позволит выделить сильные и слабые стороны развития инновационных процессов. Это в конечном итоге послужит основой для разработки мероприятий, направленных на поддержание позитивных и преодоление негативных тенденций инновационного развития.

О. Москвина предлагает алгоритм оценки инновационного потенциала на региональном уровне, представленный в виде трех последовательно реализуемых этапов (см. табл. 2.1).


Таблица 1 - Таблица 2.1 Алгоритм оценки инновационного потенциала региона

Наименование этапа Задачи этапа
I. Описание нормативной модели состояния инновационного потенциала через систему количественных и (или) качественных требований к ресурсным и результативным характеристикам потенциала. Определение перечня показателей и их критических характеристик, применяемых для оценки инновационного потенциала региона.
II. Оценка фактического (текущего) состояния инновационного потенциала (с учетом разработанной нормативной модели). Анализ рассогласования нормативных и фактических параметров потенциала - выделение его сильных и слабых сторон.
III. Характеристика возможных направлений усиления инновационного потенциала региона (с учетом результатов проведенного анализа). Формирование инновационного профиля региона, его зонирование. Определение направлений реализации инновационных преобразований.

 

Значимую роль в использовании инновационного потенциала региона играет организация мониторинга инновационной сферы, предусматривающего многоаспектное исследование по выявлению тенденций и перспектив дальнейшего развития инновационных процессов.

По мнению О. Москвиной мониторинг инновационной сферы региона реализуется в качестве системы наблюдений за динамикой влияния научно-технических факторов, которая позволяет решить следующие основные задачи:

- организация наблюдения, получение достоверной, своевременной и объективной информации о ходе инновационных процессов;

- оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания научно-технических процессов;

- прогнозная оценка развития инновационной сферы региона на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу (выбор сценария развития);

- подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций развития;

- обеспечение в установленном порядке региональных органов управления, а также других заинтересованных лиц информацией, получаемой при проведении данного мониторинга.

Основными принципами мониторинга являются:

- преемственность, т.е. необходимость в максимальной степени использовать существующую систему наблюдений за состоянием инновационных процессов;

- целенаправленность, т.е. направленность всей системы мониторинга на решение конкретных задач;

- обеспечение сопоставимости информации по объему, качеству, срокам и методам получения;

- оперативность и своевременность;

- количественная определенность.

Можно выделить еще ряд позиций, таких, как непрерывность наблюдения за исследуемым объектом, развитие системы мониторинга на основе совершенствования используемого методического инструментария, технического оснащения, расширения наблюдаемых процессов, а также комплексный характер наблюдения, поскольку мониторинг одной отрасли требует отслеживания инновационных процессов и в других отраслях.

Базовыми компонентами формирования системы мониторинговых наблюдений выступают оценка и системный анализ инновационной сферы региона на основе ресурсных и результативных характеристик ее функционирования.

Показатели объема и структуры затрат на инновации представляют собой выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности.

Показатели технологического обмена охватывают сделки по приобретению и передаче научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции.

Показатели инновационной активности рассматриваются с точки зрения внедрения новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов и характеризуют степень участия предприятий в осуществлении инновационной деятельности в течение определенного периода.

Мониторинг результатов инновационной деятельности имеет целью оценку итогов деятельности в инновационном секторе экономики.

Предлагаемый О. Москвиной набор показателей мониторинга ресурсов инновационной деятельности имеет свои достоинства и недостатки.

Возможности их применения для экономических систем типа России, регионы которой расположены в 9 часовых поясах и 6 климатических зонах, требует дополнительной теоретической проработки и методической адаптации. Однако, несмотря на имеющиеся трудности, этот подход может быть использованы для разработки оценочных моделей инновационного потенциала регионов.

Хотелось бы остановиться на одном немаловажном моменте. Для получения необходимой информации о показателях инновационной деятельности возникает потребность приведения официальной статистической отчетности в соответствие с требованиями оценки инновационного развития регионов.

Проанализировав статистический материал оценки социально-экономического потенциала Белгородской области, в рамках регионов ЦФО и учитывая национальный профиль индустрии (см. приложения 2,3), мы пришли к выводу о неадекватности официальных статистических данных инновационным процессам, происходящим в регионах РФ, особенно в части масштабов инновационной активности отраслей экономики и сфер деятельности.

Показатель инновационной активности отрасли, региона, страны официальной статистикой существенно занижен, и причины этого кроются в методике, используемой Госкомстатом РФ.

Методика исследования инновационной деятельности, осуществляемая Госкомстатом РФ, на наш взгляд, не способна объективно оценить инновационный климат региона, и степень инновационности региональных экономик. Это происходит в силу того, что изначально не учитываются результаты организационно-управленческих инноваций, экологическая инновационность. В статистических сборниках отсутствуют данные о прогрессивности материально-технического оснащения проводимых исследований и освоения их результатов.

Основной формой для анализа и планирования инноваций является форма № 4 - инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» Она содержит сведения об инновационной деятельности организации (предприятия) и служит базой для расчёта статистических показателей и прогнозирования развития инноватики в стране, регионе, отрасли или отдельной компании.

В то же время данная форма обладает рядом недостатков, в числе которых – сложность и громоздкость, субъективность некоторых видов информации, неточность и т.д. Значительный объём сведений о характере инновационных процессов затрудняет не только заполнение формы, но и её дальнейший анализ, и планирование основных технико-экономических показателей.

Эти упущения и не позволяют оценить степень инновационности региона в комплексе. Кроме того, в настоящее время в оценках регионального инновационного потенциала недостаточно учитывается реальная значимость и состояние научных школ в регионе.

Основными идентификационными признаками научной школы признаны: существование механизма передачи знаний о методах исследования; общий методологический подход для решения определенной научной проблематики; влияние крупного вклада на развитие науки, обеспечение преемственности в исследованиях, возглавляемых авторитетным руководителем.

В настоящее время для оценки динамики развития инновационных процессов ряд авторов предлагают вводить особую систему статистических показателей.

Подчеркивается, что в соответствии с методологией статистики система статистических показателей должна всесторонне характеризовать исследуемый процесс или явление. Однако и действующие и предлагаемые системы статистических показателей для оценки состояния и динамики инновационных процессов все-таки страдают увлечением частностями, тогда как конечные результаты инновационной деятельности в статистике по существу не оцениваются.

Система показателей для оценки и анализа любого процесса или явления (в том числе и инновационной деятельности) в общем случае должна быть иерархической, пирамидальной, раскрывающей как общие, так и частные характеристики инновационного процесса.

Таким образом, отсутствие в настоящее время строгих подходов к измерению состояния инновационных процессов требует построения системы критериев в оценке степени инновационности экономики.

Сформулируем основные требования к построению интегрального критерия оценки инновационности региональной экономики.

1. Интегральный критерий инновационности экономики должен позволять оценить конечные результаты эффективности инновационных процессов.

2. Интегральный критерий инновационности региональной экономики должен позволять «развернуть» его в иерархию (пирамиду) локальных критериев, получив в конечном счете целостную систему критериев инновационности региональной экономики.

3. Интегральный критерий инновационности региональной экономики должен позволять определить направления (сектора) ее повышения через воздействия на структурные элементы в формуле его расчета.

Уровень инновационности региональной экономики:


                           (1)

 

где  – ресурсоемкость валового регионального продукта в базовом периоде.

 - ресурсоемкость валового регионального продукта в анализируемом периоде.

Из представленной формулы следует, что при равенстве уровней ресурсоемкости в базовом и анализируемом периодах, уровень инновационной готовности региональной экономики будет равным нулю. При увеличении ресурсоемкости в анализируемом периоде по сравнению с базисным, уровень инновационной готовности будет иметь отрицательное значение. Соответственно уменьшение ресурсоемкости в анализируемом периоде по сравнению с базовым – покажет уровень инновационной готовности. Шкала измерения уровня инновационной готовности региональной экономики подобрана в процентах по аналогии со шкалой измерения уровней рентабельности.

Представленный подход может быть использован и для оценки инновационного потенциала. Следует прогнозировать, как инновационные программы повлияют на изменение числителя и знаменателя в указанной расчетной формуле.

Таким образом, для оценки уровня инновационного потенциала необходимо оценивать (прогнозировать) будущий прирост уровня инновационной готовности региональной экономики. Методический инструментарий для расчетов при этом может использоваться в таком же виде, как и для оценки уровня инновационной готовности в ретроспективе.

В заключение следует особо отметить, что необходимо различать понятия «инновационная готовность региона» и «инновационная готовность экономики». Понятие инновационная готовность региона гораздо шире понятия инновационная готовность экономики и должна включать:

- инновационная готовность развития региональной экономики;

- инновационная готовность развития социальной сферы региона;

-  инновационная готовность развития экологической сферы.

В качестве интегрального критерия оценки степени инновационная готовности общественного развития может быть предложено следующее соотношение:

 

,                  (2)

 

где УИОР – уровень инновационной готовности общественного развития.

pop(T-1) = POP(T-1) / ИГРЦ (Т-1) – ресурсоемкость региона (потребление ресурсов на единицу индекса гармоничного развития цивилизации (ИГРЦ) в базовом периоде.

pop(T) = POP(T) / ИГРЦ (Т) - ресурсоемкость региона в анализируемом периоде.

В целом такой подход может стать основой для совершенствования статистики и планирования инновационной деятельности.

Проведенное изучение теории мониторинговых исследований и анализ современного состояния инновационных процессов в регионе позволяют сформулировать общую методику региональной организации мониторинга инновационной деятельности.

Мониторинговое исследование научно-инновационной сферы предлагается проводить в пять этапов.

На первом этапе осуществляется сбор информации в соответствии со следующими направлениями мониторингового исследования:

1) кадровый потенциал научно-инновационной сферы;

2) состояние и использование материально-технической базы научно-инновационной сферы;

3) финансовое состояние научно-инновационной сферы;

4) инновационная деятельность.

Сбор информации предполагается осуществлять с помощью материалов статистики, сведений предприятий и организаций, занимающихся инновационной деятельностью, и опросных оценок экспертов.

На втором этапе, на базе созданной информационной базы проводится диагностика состояния исследуемого объекта на дату завершения исследования и на перспективу, в целях подготовки соответствующего заключения. Методы диагностики могут быть различными:

а) аналитическими, основанными на различных операциях со статистическими данными (методы сравнения, приведения показателей в сопоставимый вид, способы использования средних и относительных величин, методы факторного и корреляционного анализа);

б) экспертными – на базе обобщения информации и оценок, представленных экспертами;

в) линейного программирования, под этим методом понимается математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата развития исследуемого объекта.

На третьем этапе мониторинга по результатам диагностики текущего состояния исследуемого объекта вырабатываются возможные варианты развития научно-инновационной сферы на кратко-, средне- или долгосрочную перспективу.

Как правило, формулируется несколько альтернативных вариантов, наиболее благоприятный из которых рассматривается в качестве базового для разработки рекомендаций и принятия решений. «Оптимистические» сценарии обычно предполагают продолжение поступательных тенденций научно-технического прогресса и увеличение его вк

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...