Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Региональная инновационная политика в Белгородской области

 

На современном этапе структурной перестройки и технологической модернизации основных отраслей экономики Белгородской области, а также создания условий для продвижения научно-технических разработок на рынок формируется целостная система мер государственного (областного) стимулирования инновационной деятельности, используя программно-целевой подход.

Инновационная политика и научно-техническая деятельность призваны обеспечить устойчивое экономическое развитие области и повышение качества жизни населения за счет:

- создания дополнительных рабочих мест в сфере науки, производства и услуг;

- увеличения поступлений в бюджеты разных уровней путем наращивания объемов производства наукоёмкой конкурентоспособной продукции;

- повышения образовательного уровня населения области;

-  решения экологических и социальных проблем в результате использования новейших технологий.

С 2003 года администрацией Белгородской области, совместно со всеми заинтересованными структурами, реализуется комплекс мероприятий по формированию региональной инновационной системы (РИС)

Она подразумевает систему правовых и организационно-экономических мер по стимулированию структурных и технологических преобразований в приоритетных направлениях инновационного промышленного развития области; содействию интеграции бизнеса и науки; сопряжению инновационных процессов в оборонном и гражданском секторах промышленности; включению потенциала инновационных разработок вузов, предприятий малого и среднего бизнеса в процесс модернизации отраслей экономики региона.

Существует несколько условий, при которых инновационный процесс эффективен

1. Достаточность исходного научно-производственного потенциала территории.

2. Наличие у территории реальных конкурентных преимуществ.

Белгородская область полностью соответствует этим условиям. Научно-производственный комплекс области содержит «критическую массу» существенных элементов, на основе которых в разумные сроки можно создать необходимые инновационные цепочки и обеспечить реальный конкурентоспособный выход на рынки высокотехнологичной продукции.

В качестве конкурентных преимуществ в Белгородской области выступает не только наличие современных производственных мощностей и исследовательского потенциала, но и выгодное географическое расположение территории, транспортные коммуникации, высокая концентрация научно-производственных организаций в обрабатывающей промышленности и образовательный уровень населения.

Одним из основных механизмов реализации государственной (областной) политики в области развития инновационной системы является формирование целостной системы нормативно-правовых, экономических и иных норм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности.

Необходимо отметить, что нормативно-правовой аспект в процессе регулирования инновационного развития включает в себя совершенствование законодательной базы инновационной деятельности. При этом должен быть учтен уровень нормативно-правового обеспечения инновационной сферы в настоящее время и необходимость разработки целевых инновационных программ и других нормативно-правовых документов для поддержания развития инновационной деятельности.

В 2002-2006 годах в Белгородской области принят ряд нормативных актов, регулирующих развитие инновационной сферы и направленных на построение региональной инновационной системы (РИС).

Основополагающим документом в сфере инноваций является областной Закон «Об инновационной политике на территории Белгородской области» (Закон) Закон регулирует правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности, определяет основы формирования и реализации государственной (областной) инновационной политики, направленной на ускорение развития и повышение конкурентоспособности экономики Белгородской области.

В Законе сказано, что областная инновационная политика является составной частью социально-экономической политики, проводимой органами государственной власти Белгородской области, а ее основные цели:

- обеспечение населения области высокотехнологичной продукцией;

- стимулирование инновационной активности предприятий, обеспечивающей рост конкурентоспособности продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

- обеспечение правового регулирования и защита интересов субъектов инновационной деятельности;

- создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего предпринимательства;

- формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры.

Областная инновационная политика формируется администрацией области на основе прогнозов инновационных процессов во взаимосвязи с социальной, экономической, финансовой, промышленной, аграрно-промышленной и энергетической политикой Белгородской области и отражается в концепции инновационной политики и других нормативных правовых актах.

Областные инновационные программы являются важнейшим нормативным документом и основным механизмом реализации концепции государственной (областной) инновационной политики.

Стратегические инновационные приоритеты являются основой областных инновационных программ на среднесрочную перспективу. Областные инновационные программы могут увязываться с федеральными целевыми и адресными программами и финансироваться совместно из федерального и областного бюджетов.

Важно подчеркнуть, что Законом четко определен регламент прав и обязанностей субъектов инновационной деятельности на территории Белгородской области. Это определило стабильность и планомерность взаимоотношений этих субъектов с органами государственной власти области.

В Законе представлен достаточно широкий перечень мер государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе:

1) Частичное или полное финансирование реализации отдельных инновационных программ и проектов за счет средств областного бюджета, в том числе:

а) предоставление бюджетных кредитов на реализацию инновационных программ и проектов;

б) предоставление гарантий и поручительств при реализации инновационных программ и проектов;

в) создание фондов поддержки инновационной деятельности;

г) предоставление налоговых льгот и других преференций в соответствии с действующим законодательством;

д) приобретение продукции инновационной деятельности;

е) выдача грантов организациям и отдельным специалистам, занимающимся инновационной деятельностью.

2) Направление в органы государственной власти Российской Федерации ходатайств по финансированию за счет средств федерального бюджета инновационных программ и проектов.

3) Размещение заказов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, инновационную продукцию и организации экспертиз;

4) Оказание помощи инициаторам инновационных проектов в поиске инвесторов.

5) Представление интересов субъектов инновационной деятельности на федеральном и межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях.

6) Развитие системы информационного обеспечения инновационной деятельности.

7) Содействие в создании инфраструктуры инновационной деятельности.

8) Организация работы по привлечению финансовых ресурсов из различных источников для разработки и осуществления инноваций субъектами инновационной деятельности Белгородской области.

Вопросам совершенствования нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности, снижению рисков при инвестировании в экономику Белгородской области и повышению инвестиционной активности посвящен областной Закон «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Белгородской области» В нем определены организационные, правовые и экономические основы государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности на территории Белгородской области, формы и условия ее оказания.

Инвестиционным проектам, реализуемым в рамках Программ экономического и социального развития Белгородской области, федеральных и областных целевых программ, устанавливаются меры государственной (областной) поддержки на срок окупаемости проекта в пределах средств и на условиях, предусмотренных законом Белгородской области «Об областном бюджете» на очередной финансовый год.

Еще одной мерой государственной поддержки реализации высокоэффективных инновационных проектов стало применение областного имущества в качестве залогового обеспечения по кредитам коммерческих банков. Правовой статус областного залогового фонда и порядок его формирования и использования определяется Законом «Об областном залоговом фонде»

Формированию организационно-правовых мер по развитию промышленной деятельности в Белгородской области на новой инновационной основе, служит областной з акон «О промышленной деятельности в Белгородской области»

Для решения проблем развития инновационной сферы и реализации конкурентных преимуществ в Белгородской области реализуется областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в промышленности Белгородской области на 2005-2008 годы» (далее «Программа»)

На данный момент она является основным инструментом реализации областной инновационной политики и устанавливает механизмы построения региональной инновационной системы.

Основная цель Программы – создание региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода промышленности области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.

С учетом отраслевых особенностей промышленного комплекса, номенклатуры выпускаемой продукции, разрабатываемых и реализуемых инновационных проектов, существующих технологий, состава производственных мощностей, научных и научно-технических разработок вузов, НИИ и КБ области Программой были утверждены перечень критических технологий и приоритетные направления развития научно-технической и инновационной деятельности Белгородской области (см. приложение 5).

Эти приоритеты задают общий вектор научно-технического развития и представляют собой те области реального сектора экономики Белгородской области, в которых применение новых технологий и техники может принести наибольший совокупный эффект. Критические технологии концентрируют области технологических разработок, которые носят прорывной характер, могут быть использованы в разных отраслях экономики и обладают наибольшим инновационным потенциалом.

Основу выполнения программы составляет комплекс мероприятий, направленных на создание организационных основ, благоприятных условий и экономических стимулов для развития инновационного процесса в промышленном комплексе области, коммерциализацию инноваций с целью реализации их на рынке или использования в хозяйственном обороте.

 Система программных мероприятий формируется по следующим основным разделам:

1. Совершенствование и развитие кадрового потенциала в научно-технической и инновационной сферах.

В рамках реализации мероприятия планируется: включение в учебные планы вузов предметов касающихся инновационной тематики, защиты интеллектуальной собственности и т.д., организация стажировок студентов и аспирантов на промышленных предприятиях; внедрение системы получения инновационных грантов на выполнение перспективных для экономики области НИОКР; организация проведения обучающих курсов, тренингов, семинаров, областных конкурсов: «Инженер года»; «Лучший рационализатор» и др.

2. Создание системы информационного обеспечения инновационной деятельности.

В рамках реализации программного мероприятия планируется: формирование информационной инфраструктуры на основе интеграции локальных и распределенных баз данных общего пользования; создание областного специализированного информационного Интернет-ресурса; издание специализированных печатных изданий; организация и участие в выставках инновационных проектов и предложений на региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях.

3. Содействие образованию научно-производственных комплексов и стимулирование крупных и средних промышленных предприятий к внедрению инноваций.

Цель данного мероприятия – восстановление и развитие научно-технологического потенциала крупных промышленных предприятий на основе объединения патентных портфелей и технологических цепочек; развитие субконтрактных отношений и производственной кооперации и формирование в конечном итоге, самодостаточных динамично развивающихся научно-производственных кластеров в промышленности Белгородской области.

4. Государственная (областная) поддержка реализации инновационных проектов будет заключаться в содействии привлечению инвестиций, в том числе кредитов коммерческих банков для модернизации, технического перевооружения Белгородских предприятий, созданию новых производственных мощностей.

В рамках реализации программного мероприятия планируется: формирование областного заказа на прикладные исследования, разработку и реализацию приоритетных инновационных проектов; совместное финансирование проектов, имеющих общегосударственное значение за счет средств федерального и областного бюджетов; субсидировании части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, выданных промышленным предприятиям на реализацию инновационных проектов; предоставление гарантий за счет объектов областного залогового фонда для привлечения кредитов коммерческих банков.

5. Содействие формированию и развитию инновационной инфраструктуры в целях создания условий и механизмов, обеспечивающих формирование, развитие и эффективное функционирование инновационной инфраструктуры.

В рамках реализации мероприятия планируется: проведение инвентаризации уже действующих организаций инфраструктуры инновационной деятельности в области; участие в создании 2-х технопарков (на базе ОАО «ВЗПП»; на базе ФГУП НИИ «Вега»); участие в создании 4-х «Инновационно-технологических центров» (ИТЦ) по направлениям деятельности; 2-х «Инновационных информационно-консультационных центров» (ИИКЦ) по направлениям деятельности»; 3-х техновнедренческих зон; расширение деятельности уже созданных и создание новых инновационно-технологических и консультационных центров; создание районных инновационных центров (города Лиски, Россошь, Борисоглебск и др.).

Кроме того, программой предусматривается применение новых для страны, так называемых венчурных, механизмов финансирования инновационных проектов, в том числе оказание содействия в создании и развитии «Белгородского Венчурного инновационного фонда».

Программой предусматривается применение конкурсных механизмов отбора исполнителей программных мероприятий, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Необходимо отметить, что отличительной особенностью данной программы, от аналогичных программ, принятых в других регионах РФ является наличие четких индикаторов и количественно измеримых показателей ее реализации.

Оценка результативности реализации Программы выражается в следующих положительных результатах и количественных показателях: организация системы обучения, повышения квалификации и информирования руководителей предприятий по вопросам управления инновационным развитием производства, коммерциализации технологий, защиты интеллектуальных прав на новые технологии; количество внедренных новых технологий; формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в промышленности Белгородской области и ее переход на саморегуляцию; темп роста количества профессиональных участников инфраструктуры поддержки инновационного деятельности; организация на современном уровне информационно-консультационной, методологической и маркетинговой помощи промышленных предприятий для разработки и реализации инновационных проектов; восстановление института изобретательства и рационализации.

Экономический эффект от реализации программы характеризуется следующими количественными показателями: удельный вес инновационной продукции в объеме реализованной промышленной продукции; темп роста количества промышленных предприятий, внедряющих научно-технические и инновационные разработки в производство; темп роста инвестиций на предприятиях области за счет развития инновационной деятельности; объем дополнительной прибыли; объем дополнительных ежегодных поступлений в бюджеты всех уровней.

Достигнутые количественные показатели развития инновационной деятельности в промышленности в значительной степени будут трансформироваться в качественные социальные результаты, характеризуемые такими показателями и характеристиками, как: создание новых рабочих мест; темп роста заработной платы в инновационном секторе по сравнению со средне годовыми темпами роста по всему промышленному комплексу; обеспечение условий для комплексного решение экологических проблем.

При реализации программы на основе экономических, правовых и организационных мер по развитию инновационной деятельности будет отлажено функционирование региональной инновационной системы, как подсистемы общероссийской национальной инновационной системы.

В целях поддержки инновационного бизнеса в Белгородской области был утвержден еще ряд нормативных документов, решающих прикладные задачи. Так, например, в целях содействия реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов промышленных предприятий постановлением администрации Белгородской области было утверждено «Положение о порядке возмещения промышленным предприятиям из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях».

Данный механизм распространяется на предприятия, использующие кредит на осуществление высокоэффективных инвестиционно-инновационных проектов в рамках «Программы экономического и социального развития Белгородской области на 2002 - 2006 годы».

В соответствии с постановлением администрации Белгородской области «О развитии инновационной деятельности в промышленности Белгородской области» создана и эффективно работает межведомственная комиссия по развитию инновационной деятельности в промышленности области.

Утверждению рекомендаций по внедрению инновационных стандартов, развитию рационализаторства и изобретательства на промышленных предприятиях области было посвящено распоряжение АВО «О мерах по развитию инновационной деятельности на предприятиях Белгородской области».

В целях стимулирования повышения уровня профессионализма инженерных кадров области и престижа инженерных профессий, принято постановление администрации Белгородской области «О проведении ежегодного областного конкурса «Инженер года».

В настоящем исследовании рассмотрены основные документы нормативной базы инновационной деятельности в Белгородской области. Вместе с тем, она включает значительное количество других нормативных, направленных на регулирование и решение тактических и прикладных задач развития РИС.

Мы считаем, что по мере совершенствования РИС и возникновения новых проблем, связанных, например, с установлением благоприятного налогового климата, регулированием вопросов защиты и использования объектов интеллектуальной собственности, развитием системы венчурного финансирования инноваций, нормативная база должна пополняться новыми правовыми актами.

Например, в 2005 году в Белгородской области были созданы несколько технопарков. В целях создания необходимых условий для обеспечения государственной (областной) поддержки новых форм предпринимательства в научно-технической сфере (технопарки, ИТЦ) в регионе был утвержден областной Закон «О технопарках в Белгородской области».

Поскольку Белгородская область является первой среди субъектов РФ, где принят такой закон (на федеральном уровне также нет аналогичной нормативной базы), считаем целесообразным привести несколько основных понятий, используемых в законе:

Технопарк – форма организации инновационной деятельности научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, организаций инновационной инфраструктуры, производственных предприятий или их подразделений, компактно располагающаяся на обособленной территории.

Резидент технопарка – организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, реализующие инновационный проект на территории технопарка и пользующиеся его инфраструктурой.

Управляющая организация технопарка – организация, которая привлекает и размещает резидентов технопарка на его территории, обеспечивает предоставление им сервисных услуг и управляет технопарком.

Инфраструктура технопарка – совокупность офисных зданий, производственных помещений, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Базовая организация технопарка – промышленное предприятие, конструкторское бюро, научно-исследовательская организация, высшее учебное заведение, предоставляющие территорию, производственные и офисные площади, необходимое оборудование и другие ресурсы, необходимые для организации деятельности технопарка на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Несмотря на наличие в области основных базовых нормативных актов в инновационной сфере, существует множество нерешенных проблем, требующих своего решения методами нормативно-правового регулирования.

В процессе формирования нормативно-правовой базы инновационной деятельности некоторыми авторами предлагается подход, суть которого заключается в составлении «правовой матрицы», которая позволит системно охватить все процессы, происходящие в настоящее время в инновационной сфере Российской Федерации и спрогнозировать их дальнейшее развитие.

Основополагающими элементами матрицы являются:

- перечень субъектов и объектов инновационной деятельности, где каждый субъект или объект соответствует строке матрицы;

- перечень направлений мер государственного (областного) регулирования и поддержки субъектов и объектов инновационной деятельности, где каждое направление соответствует столбцу матрицы.

Содержание матрицы представляет собой таблицу мер государственного регулирования и поддержки применительно к каждому субъекту или объекту, то есть, по существу, содержание нормативно-правовой базы.

Первоочередной задачей при разработке базового регионального законодательства должно стать определение полного состава субъектов инновационной деятельности, поскольку именно они вступают в экономико-правовые и производственно-технологические отношения друг с другом и государством.

Все нормативные акты должны приниматься в интересах конкретных субъектов инновационной деятельности. Аналогично нужно определить и объекты, поскольку им принадлежит существенная роль в отношениях между субъектами. В разрабатываемом пакете нормативно-правовых актов должны быть четко названы меры регулирования, льготы и другие формы государственной поддержки для каждого субъекта инновационной деятельности.

Для того чтобы разрабатываемые нормативный документ или пакет документов были максимально приближены к условиям реальной деятельности, список субъектов и объектов предполагается составлять, опираясь на практический опыт развития инновационного бизнеса в мире, России и субъектах РФ.

Опора на практическую деятельность гарантирует, что ни один важный субъект не будет упущен в процессе рассмотрения.

Точно также выделяются и объекты инновационного процесса, фигурирующие в экономико-правовых и производственно-технологических отношениях между субъектами.

1. Главный субъект инновационной деятельности: инновационное предприятие.

Критериями инновационности выступают:

- объем выполняемых НИОКР,

- наличие используемых патентов, авторских прав, ноу-хау, нового или усовершенствованного продукта.

2. Субъекты сферы генерации знаний:

2.1. Инноватор, изобретатель (физическое лицо, обладающее интеллектуальной собственностью или создающее ее).

2.2. Государственные учреждения - НИИ, вузы, ГНЦ (юридические лица).

2.3. Коммерческие организации, осуществляющие НИОКР.

3. Субъекты управления инновационной деятельностью:

3.1. Инновационный управляющий (физическое лицо, управляющее инновационным проектом).

3.2. Компания, управляющая инвестициями в инновационные проекты (юридическое лицо).

4. Субъекты финансирования инновационной деятельности:

4.1. Инновационные инвесторы (физические и юридические лица, инвестирующие в инновационные проекты непосредственно, в т.ч. бизнес-ангелы, или через инвестиционные механизмы - фонды прямого инвестирования, венчурные фонды и т.д.).

4.2. Государственные фонды поддержки изобретателей, инноваторов и инновационных компаний на безвозвратной и возвратной основе,

4.3. Венчурные фонды (частные, государственные, частно-государственные).

4.4. Фонды прямых инвестиций.

4.5. Коммерческие банки.

4.6. Организации, предоставляющие гарантии по кредитам.

5. Субъекты инфраструктуры поддержки инновационной деятельности:

5.1. В производственно-технологической сфере:

- технико-внедренчесие парки.

- инновационные бизнес-инкубаторы.

- инновационно-технологические центры др.

5.2. В информационно-консультационной сфере:

- консалтинговые организации.

- центры трансфера технологий.

- коучинг-центры и др.

6. Субъекты государственного и общественного регулирования инновационной деятельности:

6.1. Государственные органы регионального уровня, реализующие инновационную политику.

6.2. Общественные объединения, представляющие и защищающие интересы участников инновационной сферы.

7. Субъекты потребления инновационной продукции:

7.1. Государственные и частные предприятия – потребители инновационной продукции.

7.2. Физические лица – потребители инновационной продукции.

Далее приведен перечень объектов инновационной деятельности:

1. Объекты интеллектуальной собственности: патенты, авторские свидетельства, свидетельства на полезные модели и т.д.

2. Инновационная продукция – продукция (услуги), которая в течение последних трех лет подвергалась разной степени технологическим изменениям (в результате осуществления продуктовых и процессных инноваций).

2. Объекты инновационного производства: технологии, оборудование.

3. Инновационные проекты – комплексы обособленных мероприятий по развитию инновационной деятельности в рамках производственно-хозяйственной деятельности предприятия, имеющие конечные временные и финансово-экономические показатели по их реализации и целью которых является выпуск инновационной продукции:

3.1.Региональные инновационные суперпроекты и целевые программы.

3.2.Инновационные проекты частных предприятий.

Следующим шагом после составления перечня субъектов и объектов с опорой на практическую деятельность является выработка понятийного аппарата региональной нормативно-правовой базы инновационной деятельности.

Понятийный аппарат приблизит первоначальный субъектно-объектный состав, полученный в конкретной деятельности, к существующей юридической практике и превратит его в субъектно-объектный состав в нормативно-правовом поле, пригодный для использования в юридической и управленческой сфере.

На данном этапе работы выявляется список тех субъектов и объектов, которые отсутствуют в действующих нормативно-правовых актах, но имеют первостепенное значение в практической деятельности и, следовательно, должны быть введены в юридический обиход.

В результате проделанной работы окончательный вариант субъектно-объектного состава претерпит изменения, но вместе с тем он сохранит первоначальный охват и полноту.

Адресные меры регулирования и поддержки инновационной деятельности, вводимые в рамках разрабатываемой нормативно-правовой базы, должны быть адекватны текущим потребностям в них и должны отбираться исходя из тщательного проведенного анализа.

Ниже приводится примерная классификация адресных мер по применяемому инструментарию: правовые; организационные; налоговые; финансовые; информационные. Данный список не является окончательным, и после проведения подробного анализа он, безусловно, будет расширен новыми направлениями.

В таблице 3.16 представлен метод разработки структуры и содержания региональной нормативно-правовой базы инновационной деятельности на основе «правовой матрицы».

Его суть состоит в том, что весь процесс подготовки нормативно-правового документа или пакета документов наглядно описывается через составление, строки которых соответствуют субъектам и объектам инновационной деятельности, а столбцы – различным направлениям мер поддержки и регулирования: правовому, административно-организационному, финансовому, налоговому т.д.

Вначале составляется матрица проблем, в каждой клетке которой указываются актуальные проблемы, касающиеся соответствующего субъекта (объекта), которые требуются разрешить в рамках инновационного законодательства.

Затем составляется матрица анализа, в каждой клетке которой указывается полное или частичное решение соответствующей проблемы в мировом, российском и действующем региональном законодательстве.

И, наконец, в соответствующей клетке матрицы мер или «правовой матрицы» на основании проведенного анализа прописываются конкретные меры поддержки и регулирования того или иного субъекта.

Матрица мер, в свою очередь задает структуру и содержание базового нормативно-правового документа или пакета документов. Кроме этого, выделяются возможные поправки для уже существующих, нормативных актов (см. табл. 3.16).

 

Таблица 4 - Таблица 3.16. Фрагмент структуры матриц анализа, проблем и мер

Субъекты и объекты инновационной деятельности

Меры государственной поддержки и регулирования

правовые финансовые организационн. налоговые информационные
Научно-производственные комплексы, НИИиКБ (преимущественно сферы ОПК)          
Крупные инновационно-активные промышленные предприятия частного сектора (машиностроение, электроника и т.д.).          
Государственные научные и образовательные учреждения (НИИ, вузы, ГНЦ)          
Малое предприятие в научно- технической сфере          
Организации производственно-технологической поддержки инновационной деятельности (технопарки, бизнес-инкубаторы)          
Организации информационно-консультационной поддержки инновационной деятельности (ИТЦ, ЦТТ)          
Изобретатель, инноватор          

 

Метод анализа с помощью матриц обеспечивает комплексный взгляд на существующие проблемы и помогает определить весь набор средств нормативно-правового обеспечения, необходимого для решения актуальных задач регионального инновационного развития. В его рамках облегчается выявление потенциально «узких» мест, требующих скорейшего решения.

Мы считаем целесообразным применить, значительно откорректировав, данный подход к формированию инновационной организационно-нормативной базы, направленной на совершенствование региональной инновационной системы Белгородской области.

В этом случае основополагающими элементами матрицы будут являться:

- перечень основных элементов (подсистем) региональной инновационной системы Белгородской, на совершенствование которой будет направлен комплекс мер государственного (областного) регулирования, где каждый элемент соответствует строке матрицы;

- укрупненный перечень мер государственной поддержки и регулирования госубъектов и объектов инновационной деятельности, где каждый субъект или объект соответствует столбцу матрицы.

Мы не приводим из-за громоздкости фрагменты структуры матриц анализа инновационного потенциала региона и проблем инновационной сферы. Подробный анализ представлен выше.

Приведем конкретный пример итоговой организационно-нормативной матрицы, основные (внутренние) поля которой представляют нормативные акты, необходимые для совершенствования РИС. В таблице 3.17 указаны номера нормативных документов органов государственной власти Белгородской области, а ниже приведена их расшифровка, представляющая конкретное название нормативного акта.

 

Таблица 5- Таблица 3.17. Фрагмент структуры организационно-нормативной матрицы совершенствования региональной инновационной системы Белгородской области

Основные элементы (подсистемы) региональной инновационной системы Белгородской области (РИС)

Меры государственной поддержки

и регулирования

Нормативно-правовые Организационные Бюджетные Имиджевые Стимулирующие Методического обеспечения
Подсистема «Генерации знаний» 1,2 2,5, 10,24 25 10, 3,4,7,29
Подсистема информационного обеспечения РИС 1,2 2,5,6,16,18,23 16, 8,16,18,23,27 28 3,4,17,20,22
Инфраструктура РИС 1,2 2,25,26 24,26 25,27   20,29
Господдержка создания РИС 1,2 2,13 13,14,24 27 14 12
Подсистема кадрового обеспечения РИС 1,2 2,11 9,15 11 9,11,15, 9
Подсистема финансового обеспечения РИС 1,2 2, 1,24,28 28 28 12

 

Необходимая нормативная база для создания и развития региональной инновационной системы Белгородской области, в том числе:

1. Закон Белгородской области «О развитии и государственной (областной) поддержке инновационной деятельности в Белгородской области».

2. Закон Белгородской области «О Стратегии развития инновационной деятельности в Белгородской области на период до 2015 года».

3. Постановление администрации Белгородской области «О системе мониторинговых наблюдений за инновационной деятельностью в Белгородской области».

4. Постановление администрации Белгородской области «Об утверждении порядка инвентаризации объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в экономике Белгородской области».

5. Постановление администрации Белгородской области «Об инициировании создания межрегиональной Ассоциации инновационного развития (в рамках ЦЧР)».

6. Постановление администрации Белгородской области «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти области с региональными и общероссийскими СМИ в инновационной сфере».

7. Постановление администрации Белгородской области «Об утверждении методических рекомендаций по разработке приоритетных направлений развития научно-технической и инновационной деятельности и перечня «критических» технологий Белгородской области».

8. Постановление администрации Белгородской области «О формировании и развитии областного информац

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...