Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КОНСТРУИРОВАНИЕ из пуговиц




«Украшения для мамы»

Задачи. Развивать стремление детей радовать маму, делать ей по­дарки своими руками.

Учить классифицировать предметы по нескольким признакам (ве­личине, цвету, фактуре), придумывать последовательность расположе­ния элементов браслета, соблюдать ритмичность.

Способствовать гармоничному общению детей, ведущих совмест­ную деятельность, повышать уровень их коммуникативных умений.

Предварительная работа. За неделю до занятия воспитатель пред­лагает детям принести из дома несколько пуговиц с дырочками, объяс­няя, что они понадобятся для изготовления подарка для мамы. Учиты­вая, что некоторые дети могут забыть задание, а некоторые родители отнестись к просьбе детей без понимания, воспитателю следует самой заготовить некоторый набор пуговиц.

Материалы, инструменты, оборудование. По 6—10 пуговиц на каж­дого ребенка, кусочки разноцветной проволоки или шляпной резинки для основы браслета длиной около 25 см. Для педагога — демонстраци­онные картонные круги разного размера и цвета.

Содержание занятия. Педагог рассаживает детей вокруг несколь­ких сдвинутых столов, высыпает по центру стола все собранные пуго­вицы. Напоминает детям о приближающемся празднике — женском дне 8 марта. Предлагает сделать мамам подарок — красивый браслет из пуговиц.

 Рассматривая все собранные пуговицы, воспитатель предлагает де­тям рассортировать их: сначала на большие и маленькие, раскладывая их на правую и левую стороны стола; затем разложить каждую группу еще на несколько групп по имеющимся цветам. Воспитатель предлагает детям подумать, как могут располагаться пуговички на браслете, чтобы получился красивый узор. Выслушивая предложения детей, воспитатель с помощью картонных кружков раз­ного размера и цвета моделирует возможные варианты на доске. На­пример, можно расположить пуговички по величине: от самой малень­кой до самой большой или наоборот. Можно самую большую пуговицу

479

разместить в центре, а в обе стороны от нее разложить по убыванию в более маленькие (рис. а). Также можно чередовать пуговицы по вели6 чине: большая — маленькая, большая — маленькая (рис. б).

I

А можно использовать пуговицы одной величины, чередуя их по цвету, например: красная, синяя, зеленая, красная, синяя, зеленая.

Затем педагог предлагает детям придумать узор для своего браслета отобрать необходимые пуговицы и разложить их на столе в определен­ном порядке. В этой части занятия важно создать дружественную и творческую атмосферу в группе, ориентируя детей не на выбор «сво­их» пуговиц, а на стремление подобрать из большого количества пуго­виц красивый узор и себе, и товарищу.

После того как пуговицы будут разложены каждым ребенком, вос­питатель раздает детям кусочки проволоки (шляпную резинку), пока­зывает, как нанизать на нее пуговицы и скрепить концы. Помощь де­тям оказывается по необходимости. Тем детям, кто быстро справился с работой, педагог может предложить сделать аналогичным образом «сережки» или «колье на шею».

В конце занятия все браслеты рассматриваются. Педагог выражает уверенность в том, что мамам очень понравятся браслеты, особенно, если их правильно подарить: сказать слова поздравления, пожелания, обнять маму.

После занятия. Оставшиеся пуговицы и проволоку можно предло­жить детям для свободного использования. Возможно, кто-то из детей пожелает вечером сделать еще один браслет.

ПРИРОДА

«Посадим растения сами»

Задачи. Формировать на примере комнатных растений представление о различных способах размножения растений, о значении в жизни расте­ний воды, почвы, воздуха; желание и умение ухаживать за растениями.

Предварительная работа. Наблюдения за природой на улице. Воспи­татель продолжает обращать внимание детей на происходящие в при-

480

роде изменения (высоту стояния солнца, продолжительность дня, южных районах — на таяние и сход снежного покрова, таяние сосу­лек)- Проводятся наблюдения за снегом: почему стало легче лепить из снега? Обращается внимание на состояние растений. Дети находят под деревом обломанную веточку (но не ломают ветки деревьев специаль­но!), чтобы поставить ее в группе и понаблюдать за ее развитием.

Наблюдения в уголке природы, в зимнем саду. Воспитатель обсуждает с детьми, почему на веточках, принесенных в группу, появляются лис­тики. (В тепле они быстро распускаются, и, может быть, вырастут к празднику 8 марта.) Воспитатель подчеркивает, что растения уже на­чали готовиться к весне. Как только наступит тепло, на деревьях, кус­тарниках, как и на веточке, появятся листики.

Воспитатель продолжает вместе с детьми ухаживать за комнатными растениями, рассказывать о том, из каких они стран, обращает внима­ние на происходящие с ними изменения (появление цветков, новых побегов и т. п.), готовит черенки, листья для посадки.

Материалы, инструменты, оборудование. Емкости для посадки, детские фартуки, поддоны для работы, палочки для рыхления земли, камешки, почва, посадочный материал, лейки с водой (выбор матери­алов и оборудования зависят от того, какие именно растения и каким способом сажают дети и воспитатель).

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, откуда, по их мнению, берутся комнатные растения. (Выслушивает предположения, обсуждает их.) Объясняет, что комнатные растения человек сажает и выращивает в горшках, вазах, причем разными способами. Посадкой растений займутся и дети на занятии.

Занятие можно провести по-разному: разделить детей на группы, каждая из которых сажает свое растение, или же дать посадочный ма­териал каждому ребенку. В последнем случае сначала воспитатель по­казывает нужное действие, а затем дети его повторяют.

Воспитатель говорит, что наступает весна, скоро весенний празд­ник 8 Марта. В этот день дарят разные подарки. Можно, например, часть посаженных растений подарить мамам, а часть оставить для на­блюдений. Можно так же сажать и выращивать растения для малышей, которые сами пока этого сделать не могут.

Воспитатель напоминает о путешествии в тропический лес, которое совершили ребята, выясняя, откуда родом комнатные растения. На за­нятии дети попробуют вырастить некоторые из них. Если есть время и возможность, дети делают зарисовки семян или растений, которые °ни сажают, или фотографируют их.

Ниже приводятся варианты посадки растений (выбор остается за воспитателем):

1 • Выращивание растения из семечка. Воспитатель предлагает детям вырастить маленькое деревце из семян лимона или мандарина, апель-

481

сина. Для этой цели нужны семена только что съеденных, зрелых, соч­ных плодов. Дети внимательно рассматривают семечко, в том числе че­рез лупу, трогают его. Воспитатель обсуждает с детьми, что нужно для того, чтобы посадить растение. А что нужно для того, чтобы оно вырос­ло? (Свет, вода, воздух, почва.) Семена сажают в небольшой горшок на глубину 1 см в смесь перегноя и песка. Можно использовать смесь из дерновой и листовой земли, перегноя и крупного речного песка в соот­ношении 2:1:1:1. Обычно семена прорастают через 15-30 дней после посадки. Но если их предварительно наколоть или снять с них кожуру, это произойдет быстрее. (Растения, выращенные из семян, зацветают лишь через 10—15 лет после посадки. Раньше зацветают те, которые размножали черенками.)

Из косточки можно вырастить и финиковую пальму. Для этого нуж­но поместить ее семена в смесь песка и опилок и прикрыть слоем мха. Через месяц-полтора появятся ростки. Из семян можно вырастить примулу, цикламен, клубневую бегонию, глоксинию, бальзамин, кли-вию, амариллис.

2. Посадка растений («живородящих»). Воспитатель предлагает детям рассмотреть хлорофитум или камнеломку, у которых на стеблях уже появились молодые растеньица с корнями. Чем они похожи и чем отличаются от взрослого растения? Есть ли у них листики, корешки? Маленькие растения осторожно отделяются от основного растения
и высаживаются в горшочки.

3. Выращивание растений из кусочков листьев (листовыми черенками)

A) Воспитатель предлагает детям вырастить новые «щучьи.хвосты»
(сансевьеру).
Дети рассматривают заранее подготовленный лист растения, трогают его. Какой он: твердый или мягкий, сочный или сухой.
Затем лист разрезается на кусочки длиной 5—10 см. (Можно использовать и заранее приготовленный материал.) Кусочки листа втыкают на две трети длины в песок и накрывают баночкой. Воспитатель обраща­ет внимание детей на то, что для роста этому растению обязательно нужны тепло и свет. Дети предлагают оптимальные варианты размеще­ния горшочков с будущими сансевьерами.

Б) Аналогично воспитатель организует посадку кусочков листьев ко­ролевской бегонии. Лист растения разрезается на маленькие треугольни­ки со стороной 2-3 см, которые сажают в песок и накрывают стеклом. Еще один способ посадки: лист надрезают с нижней стороны по круп­ным жилкам и кладут на влажный песок, плотно прижимая к земле и прикалывая спичками. Затем накрывают стеклом.

B) Выращивание узумбарской фиалки. Дети вместе с воспитателем
делают маленькие теплички из прозрачной коробки (например, из-под
торта, пирожных). На дно насыпают речной песок, который поливают
водой. При этом вода не должна оставаться на поверхности. У листика
узумбарской фиалки аккуратно обрезают черешок, кладут лицевой
стороной вниз на песок, прижимают скрепками и осторожно надреза-

482

ют центральную жилку. Коробку закрывают, но не очень плотно. Для проведения сравнительных наблюдений можно посадить во влаж­ный песок неповрежденный лист с черешком 1—1,5 см и просто поло­жить лист без черешка на влажный грунт.

Г) Выращивание эхеверии (заячьей капусты). Дети исследуют соч­ные, сизоватые листья, собранные в плотную розетку. Воспитатель об­ращает внимание на сочность листьев, объясняя, что в таких листьях растение запасает влагу, благодаря чему может достаточно долго обхо­диться без воды. Для получения новых растений толстые листья подсу­шивают в течение двух-трех дней, а затем сажают в песок.

Д) Выращивание папируса. Это растение можно размножать «зон­тиками». «Зонтик» листьев сажают в песок под стекло. Через некоторое время из пазушных почек развиваются молодые растения.

4. Размножение черенками. Воспитатель предлагает детям рассмот­реть черенки (можно взять любое растение уголка природы, которое размножается черенками.) Что такое черенок? Это маленькая веточка, которая стояла в воде. Со временем у нее появились корешки. Какие части есть у черенка? Дети рассматривают листики, стебли, корешки. На дно горшка кладут глиняные черепки. Для чего это делают? (Чтобы вода не застаивалась в горшке, и корни могли дышать.) Затем насыпа­ют землю в горшочек и поливают растение. Воспитатель показывает, как правильно посадить черенок: нужно сделать лунку и налить в нее воду. Черенок опускают корнем вниз до уровня первых нижних листоч­ков, засыпают и прижимают землей. Чтобы не было микробов, почву поливают еще раз, но уже не водой, а раствором марганцовки.

После занятия. Дети ухаживают за посадками, наблюдают за прора­станием, делают зарисовки развития растений. Емкости с семечками лимона поливают постоянно, но умеренно (почва не должна высыхать). Всходы этого растения очень боятся холода и прямых солнечных лучей. Посадки сансевьеры тоже регулярно увлажняют. (Лучше всего наливать воду в поддон.) Баночку ежедневно приподнимают для проветривания. Дети наблюдают, как у ростка со временем (через 30—40 дней) появля­ются корни, а затем и почки, из которых вырастают небольшие листья. Молодое растение пересаживают в горшок с землей.

Листовые черенки постоянно опрыскивают (увлажняют водой). Воспитатель обращает внимание детей на то, что через некоторое вре­мя на месте надрезов появляются корни и молодые растения.

Под узумбарской фиалкой песок увлажняют по мере высыхания.

При развитии эхеверии интереснее всего наблюдать за появлением У основания листа маленькой розетки.

483

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...