Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕПКА рельефная декоративная




«Солнышко, покажись!»

Задачи. Учить детей создавать солнечные (солярные) образы пла­стическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, пятнышки, треугольники, жгутики прямые и волнистые, за­витки, спирали, трилистники). Развивать чувство ритма и компози­ции.

Предварительная работа. Беседа о солнце как источнике жизни на земле. Беседа о солнечных (солярных) знаках в декоративно-приклад­ном искусстве. Рассматривание произведений декоративно-приклад­ного искусства (керамика, ковроделие, ткачество, вышивка, художест­венная роспись и резьба по дереву и другие изделия по возможности из коллекций или мини-музея дошкольного учреждения).

Материалы, инструменты, оборудование. Керамические плитки или картонные квадратики размером 10x10, 15x15, 20x20 см; пласти­лин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз; два-три произведе­ния декоративно-прикладного искусства с солярными элементами де­кора, например, писанка (миниатюра на яйце), вятский (дымковский) индюк, семеновская матрешка, хохломская ложка и пр. Таблица с ва­риантами солярных знаков.

Содержание занятия. Воспитатель подходит к окну, смотрит на не­бо и рассказывает детям русскую народную потешку «Солнышко-вед­рышко» (в обраб. К. Чуковского):

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Воспитатель рассказывает детям о том, что с давних-давних времен люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают в танцах (например, хоровод — это знак солнечного круга), изображают на сво­ей одежде, посуде и даже мебели... Показывает детям несколько произ-

514

ведений декоративно-прикладного искусства и поясняет символику декоративных элементов (волнистая линия — дорога или вода, ромб — поле, круг — солнце). Особое внимание обращает на солярные (сол­нечные) знаки и с помощью таблицы показывает их декоративные ва­рианты (круг, круг с точками, круг с завитками, круг с волнистыми ли­ниями, круг с треугольниками).

Воспитатель сообщает, что на этой неделе дети смогут изобразить солнце самыми разными способами из различных материалов, и пред­лагает для начала слепить портреты солнышка, которое выглянуло из-за тучек и весело улыбается. Затем педагог раскрывает особенности техники рельефной лепки.

Чудо-солнышко. Возьмем пластину-основу, наметим палочкой (ка­рандашом) точку в центре и, если нужно, в уголках — на одинаковом расстоянии. Представим чудо-солнышко во всей своей красе. И начнем лепить. Изображение в лепке нарастает слой за слоем, поэтому лепим как будто с конца (в сюжетных картинах — с заднего плана). Берем ку­сочек пластилина, раскатываем в шарик, слегка сплющиваем в лепешку (сжимаем в ладошках) и прижимаем к фону в самом центре пластины или чуть выше (ниже) — это солнечный круг (диск). Берем еще один ку­сочек (если лепим из пластилина, лучше взять другой цвет). Делим этот кусочек на 7—10 частей и превращаем их в лучики. (Воспитатель уточня­ет представление детей о том, какой формы могут быть декоративные лучики, еще раз обращает внимание на декоративную таблицу.) Краси­вые лучики прилепим вокруг солнечного круга. Они могут быть одина­ковые или разные по размеру и форме, одноцветные или многоцветные.

Мы с вами договорились лепить портреты солнышка. Что нужно обязательно слепить, чтобы получился именно портрет? (Дети вспоми­нают, что нужно изобразить глаза, нос и рот.) Как показать, что сол­нышко весело улыбается? (Дети предлагают варианты изображения улыбки пластическими средствами.) По ходу занятия воспитатель предлагает детям показать, как солнышко улыбается и выглядывает из-за туч или облаков.

Солнышко, покажись!

 Красное — нарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

Сядь на пенек,

Посвети весь денек!

(в обраб. К. Чуковского)

После занятия. Оформляется выставка портретов весеннего сол­нышка. Беседа, чтение стихотворений, исполнение песенок о солнце. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих в своем декоре солярные элементы.

Информация для воспитателя. Рельефная лепка. Поделки, изготов­ленные этим способом, представляют собой объемное лепное изоб-

515

ражение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть само­стоятельным (основным) или вспомогательным (дополнитель­ным). Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плос­костных и объемных видов изобразительного искусства. Им нужно помочь увидеть в рельефном изображении сочетание объема и плос­кости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульп­туру), так как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, выходит за ее пределы.

Как подготовить пластину-основу для лепных картин?

1) Берем глину или размягченный пластилин, раскатываем скал­ой (бутылкой) в пласт толщиной 0,5—1 см и нарезаем на квадраты же­лаемого размера, например, 10x10, 15x15, 20x20 см. Для удобства выре­заем шаблон (квадрат желаемого размера) из бумаги и пользуемся им
как меркой — накладываем на раскатанный слой и вырезаем ножом или стекой (спичкой, зубочисткой).

2) Подбираем какую-нибудь прочную основу в форме квадрата: ке­рамическую плитку, деревянную или пластиковую дощечку, картон.
Покрываем тонким слоем глины или пластилина — равномерно разма­зываем по поверхности, разглаживаем влажной салфеткой.

Как наметить композицию?

Если для лепной картины задуман сложный рисунок, выполняем его сначала в виде черно-белого или цветного эскиза, а потом уже пе­реносим замысел в лепку. Эскиз помогает продумать композицию, уточнить форму элементов, наметить цветосочетание. Эскизов может быть несколько, в них не жалко ошибиться или что-то испортить. Еще удобнее наметить композицию прямо на подготовленной пластине — прорисовать стекой опорные элементы или хотя бы наметить точки бу­дущего узора. На изразцах цветы, букеты, ветки, гирлянды, вазоны ча­ще всего располагаются в центре. Такие узоры по своему построению называются центрическими. Солнце в центре обычно довольно круп­ное, но нужно оставить место для лучей.

Если задумана сложная композиция или одним рельефом занима­ются несколько детей, желательно определить хотя бы примерную очередность работ. Рельефные картины или панно могут быть хоро­шим подарком или украшением помещения. Но в этом случае нужно продумать, каким образом изделие будет прикрепляться или выстав­ляться.

516

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...