История развития и основные идеи в педагогической науке
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилась она вместе с первыми людьми. Для воспитания в первобытном обществе было характерно:
На этом этапе педагогическая мысль развивалась и формировалась в виде традиций, обрядов, песен, преданий. Со временем появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира - Китае, Индии, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания. Наиболее стройная система воспитания представлена в городах-государствах ("полисах") Греции - Спарте и Афинах. Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (V - IV вв. до н.э.) - один из крупнейших философов своего времени. В Древней Спарте сформировалась другая воспитательная модель, где культивировались выносливость, беспрекословное послушание и умение побеждать. Основные признаки этой воспитательной системы (жестокость и суровость воспитания, множественные лишения и наказания воспитанников, их раннее отлучение от семьи) позволили использовать название "спартанское воспитание" как нарицательное для обозначения строгого воспитания в суровых условиях. Древнеримский теоретик ораторского искусства и педагог Квинтилиан считал, что ребенка следует воспитывать с момента рождения и с особым вниманием нужно выбирать ребенку воспитателей и педагогов. Педагогика Средневековья (XIV - ХVI вв.) характеризуется двумя основными признаками: во-первых, не создавались отдельные самостоятельные педагогические теории, а использовались компоненты философских систем для построения реального образовательного процесса. Во-вторых, педагогические воззрения находились под сильным влиянием религии, и все взгляды на воспитание развивались исключительно в пределах религиозной идеологии. Схоластика, догматизм, механическое заучивание, обучение не на родном, а на латинском языке - эти и другие признаки обучения отражают общую социальную обстановку "мрачного Средневековья" С его нетерпимостью ко всему, что выходило за рамки религиозных канонов. Такая поляризация не могла не привести к активизации гуманистических тенденций.
Гуманисты эпохи Возрождения выдвигали на первое место культ человека. Наиболее известными из них являются: Ф. Рабле (1494 - 1553 гг.), Т. Мор (1478 - 1535 гг.), Э. Роттердамский (1466 - 1536 гг.), которые призывали использовать культурное наследие античного мира и достижения естественнонаучных областей, сделать образование светским, а не религиозным. В эпоху перехода от Средневековья к Новому времени огромный вклад в развитие педагогики внес великий чешский гуманист, философ, историк, выдающийся общественный деятель Ян Амос Koменский (1592 - 1670 гг.). С научными трудами этого ученого связывают возникновение в педагогике целостной теории обучения и воспитания - выделение педагогики из философии и оформление в самостоятельную научную систему. Его главный труд "Великая дидактика" - одна из первых педагогических книг. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система) стали основой педагогической теории. В отличие от Коменского, английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде "Мысли о воспитании" он излагает взгляды на воспитание джентльмена.
Непримиримую борьбу с догматическим обучением вели французские материалисты и просветители XVIII века Д. Дидро , К. Гельвеций и особенно французский философ-просветитель Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778 гг.), который предлагал рассматривать ребенка как активного участника собственного обучения и воспитания, особое внимание при этом обращал на нравственное воспитание. Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога-демократа И.Г. Песталоцци (1746 - 1827 гг.). Он считал, что цель обучения - в "гармоническом" развитии всех способностей человека и, следовательно, воспитание должно быть природосообразным, т.е. направленным на раскрытие присущих человеческой природе духовных и физических сил в соответствии со свойственным ребенку стремлением к деятельности. Песталоцци является одним из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает в себя взаимосвязь умственного, нравственного, физического и трудового обучения. Песталоцци не только выступал за целостность начального образования, но и разработал методические основы такого образования в области математики, речи, географии. Последователем Песталоцци стал немецкий педагог А. Дистервег (1790 - 1866 гг.), который проводил большую работу по объединению учителей с целью обмена опытом, издавал педагогический журнал по обучению и воспитанию. Дистервег резко критиковал сословные и национальные ограничения в области образования, выступал за придание ему светского характера. Выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самостоятельность деятельности учеников Дистервег считал решающим фактором, определяющим личность человека, его поведение. Дистервег дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении, выдвинув ряд требований к обучению: широкое применение наглядного метода, установление связей между предметами, систематичность преподавания, прочность усвоения знаний, воспитывающий характер обучения. В современной зарубежной педагогике наиболее заметны следующие концепции обучения и воспитания:
Активно разрабатывались идеи воспитания в российской педагогике. Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии С. Полоцкого (1629 - 1680 гг.), который считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов (1711 - 1765 гг.). Он создал ряд учебных книг: "Риторику" (1748 г.), "Российскую грамматику" (1755 г.) и другие. Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744 - 1818 гг.). Он издавал первый в России журнал "Детское чтение для сердца и разума" и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье "О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия" Н.И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов, писателей: В.Г. Белинского , А.И. Герцена , Н.А. Добролюбова . Во всем мире признаны идеи Л.Н. Толстого , изучаются труды Н.И. Пирогова . Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824 - 1870 гг.), который по праву считается основоположником отечественной научной педагогики. Известность педагогике социалистического периода принесли работы С.Т. Шацкого , П.П. Блонского , А.С. Макаренко , В.А. Сухомлинского .
В конце 70 - начале 80-х гг. XX в. наиболее известными в области образования становятся труды педагогов-новаторов: В.Ф. Шаталова , Е.И. Ильина , С.Н. Лысенковой , Ш.А. Амонашвили , И.П. Волкова и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|