Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая технология, педагогическая задача
Педагогика
- одна из самых древних наук - имеет к настоящему времени достаточно сложившийся понятийно-категориальный аппарат, в котором с разной степенью конкретности закодирован в словесной форме накопленный педагогический опыт. Справедливо суждение В.М. Полонского
о том, что "состояние понятийно-терминологического аппарата науки позволяет судить о степени развития соответствующей ему теории, высветить различные стороны, отношения реальных объектов и многообразие познавательных задач, возникающих в процессе обучения и воспитания человека(".
Наличный понятийно-терминологический арсенал педагогики, среди прочего включает следующие категории: образование, воспитание, обучение, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование
является процессом, структура которого характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие.

Воспитание
(как общественное явление) - сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

В широком социальном смысле воспитание включает в себя воздействие на личность общества в целом (т.е. воспитание отождествляется с социализацией), а в узком смысле воспитание - это целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у воспитанников определенных качеств личности, взглядов и убеждений.

Обучение
, как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения.



Целесообразные и оптимальные этапы и способы достижения выдвинутых целей образования фиксирует педагогическая технология
(или технология образования).

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача.
Педагогическая технология - это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач:
- структурирование и конкретизация целей педагогического процесса;
- преобразование содержания в учебный материал;
- анализ межпредметных и внутрипредметных связей;
- выбор методов, средств и форм педагогического процесса.
Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача.

Педагогическая задача должна удовлетворять следующим условиям:
- обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;
- являться общей при реализации любых педагогических целей;
- наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.
Вопросы для самопроверки
- Что изучает педагогика? (предмет, источники развития).
- Что называется обучением?
- Что такое образование?
- Охарактеризуйте систему педагогических наук.
- Как развивалась педагогическая мысль до XVII века?
- Какова роль Я.А. Коменского в становлении педагогической науки?
- Какой вклад внес К.Д. Ушинский в развитие педагогической мысли в России?
- Каковы взгляды современных зарубежных педагогов?
Воспользуйтесь поиском по сайту: