Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая технология, педагогическая задача




Педагогика - одна из самых древних наук - имеет к настоящему времени достаточно сложившийся понятийно-категориальный аппарат, в котором с разной степенью конкретности закодирован в словесной форме накопленный педагогический опыт. Справедливо суждение В.М. Полонского о том, что "состояние понятийно-терминологического аппарата науки позволяет судить о степени развития соответствующей ему теории, высветить различные стороны, отношения реальных объектов и многообразие познавательных задач, возникающих в процессе обучения и воспитания человека(".

Наличный понятийно-терминологический арсенал педагогики, среди прочего включает следующие категории: образование, воспитание, обучение, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование является процессом, структура которого характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие.

Воспитание (как общественное явление) - сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

В широком социальном смысле воспитание включает в себя воздействие на личность общества в целом (т.е. воспитание отождествляется с социализацией), а в узком смысле воспитание - это целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у воспитанников определенных качеств личности, взглядов и убеждений.

Обучение , как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения.

Целесообразные и оптимальные этапы и способы достижения выдвинутых целей образования фиксирует педагогическая технология (или технология образования).

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача.

Педагогическая технология - это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач:

  • структурирование и конкретизация целей педагогического процесса;
  • преобразование содержания в учебный материал;
  • анализ межпредметных и внутрипредметных связей;
  • выбор методов, средств и форм педагогического процесса.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача.

Педагогическая задача должна удовлетворять следующим условиям:

  • обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;
  • являться общей при реализации любых педагогических целей;
  • наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

Вопросы для самопроверки

  • Что изучает педагогика? (предмет, источники развития).
  • Что называется обучением?
  • Что такое образование?
  • Охарактеризуйте систему педагогических наук.
  • Как развивалась педагогическая мысль до XVII века?
  • Какова роль Я.А. Коменского в становлении педагогической науки?
  • Какой вклад внес К.Д. Ушинский в развитие педагогической мысли в России?
  • Каковы взгляды современных зарубежных педагогов?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...