Педагогика как наука, её основные функции и задачи
Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Чтобы это положение стало более понятным, следует обратить внимание на одну существенную деталь. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни, или воспитанием. В самом деле, когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятием воспитания, с формированием человека. Но самовоспитание, как средство подготовки подрастающих поколений к жизни, возникло вместе с появлением человеческого общества. Свое название педагогика получила от греческих слов "пайдос" - дитя и "аго" - вести. В дословном переводе "пайдогогос" означает - "детоводство" или "дитяведение". Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Пожалуй, самое краткое, общее и, вместе с тем, относительно точное определение современной педагогики - это наука о воспитании. Понятие "воспитание" здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Различают теоретическую и технологическую функции, которые она осуществляет в органичном единстве. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
Технологическая функция педагогики имеет также три уровня реализации:
Рассматривая задачи педагогической нау ки, не следует смешивать научные и прикладные задачи области обучения, воспитания, развития и образования. Основное отличие состоит в том, что задачи науки - вести исследование, а задачи образовательного учреждения - осуществлять образование, обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Прежде всего, выделяют классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой. К числу постоянных, фундаментальных задач педагогической науки можно отнести:
Постоянные задачи неисчерпаемы. Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения и воспитания, анализировать и распространять педагогический опыт и т.д.
Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно относятся к классу временных. Их число, масштабы, сложность, наукоемкость, острота отражают необозримое богатство педагогической действительности. Возникновение их диктуется потребностями практики и самой науки. Временными задачами педагогической науки могут быть:
К традиционным структурным направлениям научных педагогических исследований относятся:
Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы появились такие отрасли, как этнопедагогика, социальная педагогика, ТРИЗ-педагогика и др.
Этнопедагогика - отрасль педагогической науки, изучающая народное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область знания имеет непосредственное отношение к традиционной культуре воспитания, фольклорной; обыденной педагогике. Она тесно связана с общей, социальной педагогикой, психологией, этнопсихологией, археологией, фольклористикой и широко использует данные всех общественных и гуманитарных наук. Социальная педагогика - наука и практика создания системы воспитательных мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды. ТРИЗ-педагогuка - педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) (Г.С. Альтшуллер, 1946 г.).
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских функций. Наиболее традиционные связи педагогики с другими науками: Философия и педагогика. Эта связь обусловливается самой сущностью философского, мировоззренческого осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов, которых придерживаются педагоги-исследователи, зависит направление педагогического поиска, определение целевых и технологических подходов к моделированию образовательного процесса. Методологическая функция философии проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, которым подчиняется и педагогическое знание. Философия является теоретической основой осмысления педагогического опыта и создания новых педагогических концепций.
Психология и педагогика. Эта связь традиционна, так как педагогика не может не учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, которые изучает психология. Выдающиеся педагоги всегда строили свои теоретические концепции, соотносясь с этими закономерностями, особенностями, свойствами и возможностями, изучаемыми в психологии. Биология и педагогика. Одна из важнейших задач для педагогики - проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, поэтому педагогика опирается на биологические исследования, изучающие индивидуальное развитие человека. Медицина и педагогика. Эта связь привела к появлению кoррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих врожденные или приобретенные отклонения в развитии. Социология и педагогика. Обе эти науки связаны планированием 9бразования, выявлением основных тенденций развития социальных групп, закономерностей социализации личности. Политология и педагогика. Эта связь обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением государственной идеологии. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|