Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика как наука, её основные функции и задачи




Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Чтобы это положение стало более понятным, следует обратить внимание на одну существенную деталь. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни, или воспитанием. В самом деле, когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятием воспитания, с формированием человека. Но самовоспитание, как средство подготовки подрастающих поколений к жизни, возникло вместе с появлением человеческого общества.

Свое название педагогика получила от греческих слов "пайдос" - дитя и "аго" - вести. В дословном переводе "пайдогогос" означает - "детоводство" или "дитяведение".

Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Пожалуй, самое краткое, общее и, вместе с тем, относительно точное определение современной педагогики - это наука о воспитании. Понятие "воспитание" здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Различают теоретическую и технологическую функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

  1. описательный или объяснительный уровень - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
  2. диагностический уровень - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагогов и обучаемых, установление условий, в которых она протекает, и причин;
  3. прогностический уровень - экспериментальные исследования педагогической деятельности и построение на их основе моделей преобразования этой деятельности.

Технологическая функция педагогики имеет также три уровня реализации:

  1. проектный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций);
  2. преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику в целях ее совершенствования и реконструкции;
  3. рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.

Рассматривая задачи педагогической нау ки, не следует смешивать научные и прикладные задачи области обучения, воспитания, развития и образования. Основное отличие состоит в том, что задачи науки - вести исследование, а задачи образовательного учреждения - осуществлять образование, обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения.

Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Прежде всего, выделяют классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.

К числу постоянных, фундаментальных задач педагогической науки можно отнести:

  1. вскрытие закономерностей воспитания, обучения и развития обучаемых, управление воспитательными и образовательными системами;
  2. разработку стандартов образования и основ педагогической квалификации;
  3. изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
  4. анализ положительных и отрицательных тенденций в педагогическом процессе, его структуре;
  5. внедрение в практику педагогической деятельности новых педагогических и информационных технологий;
  6. разработку новых методов, средств и форм в системе обучения, воспитания и управления образовательными структурами;
  7. прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;
  8. использование результатов педагогических исследований в практике обучения и др.

Постоянные задачи неисчерпаемы. Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения и воспитания, анализировать и распространять педагогический опыт и т.д.

Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно относятся к классу временных. Их число, масштабы, сложность, наукоемкость, острота отражают необозримое богатство педагогической действительности. Возникновение их диктуется потребностями практики и самой науки.

Временными задачами педагогической науки могут быть:

  1. создание библиотек электронных учебников по педагогическим дисциплинам;
  2. разработка стандартов педагогического профессионализма;
  3. выявление типичных трудностей в деятельности педагога;
  4. создание дидактических основ обучения трудных подростков;
  5. разработка тестов для определения уровня педагогического мастерства;
  6. анализ природы типовых нормативов в отношениях "педагог-ученик" и др.

К традиционным структурным направлениям научных педагогических исследований относятся:

  • общая педагогика - исследует основные закономерности образования;
  • история педагогики - изучает развитие педагогических идей и практики образования на разных этапах культурно-исторического, общественного развития;
  • возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых) - изучает возрастные аспекты обучения и воспитания;
  • коррекционная педагогика: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение, воспитание слепых и слабовидящих), логопедия (обучение, воспитание детей с нарушениями речи), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержкой умственного развития);
  • отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.);
  • частные методики (предметные дидактики) - исследуют специфику применения общих закономерностей обучения в области преподавания отдельных учебных предметов.

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы появились такие отрасли, как этнопедагогика, социальная педагогика, ТРИЗ-педагогика и др.

Этнопедагогика - отрасль педагогической науки, изучающая народное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область знания имеет непосредственное отношение к традиционной культуре воспитания, фольклорной; обыденной педагогике. Она тесно связана с общей, социальной педагогикой, психологией, этнопсихологией, археологией, фольклористикой и широко использует данные всех общественных и гуманитарных наук.

Социальная педагогика - наука и практика создания системы воспитательных мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

ТРИЗ-педагогuка - педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) (Г.С. Альтшуллер, 1946 г.).

  • В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
  • методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;
  • методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;
  • воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских функций.

Наиболее традиционные связи педагогики с другими науками:

Философия и педагогика. Эта связь обусловливается самой сущностью философского, мировоззренческого осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов, которых придерживаются педагоги-исследователи, зависит направление педагогического поиска, определение целевых и технологических подходов к моделированию образовательного процесса. Методологическая функция философии проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, которым подчиняется и педагогическое знание. Философия является теоретической основой осмысления педагогического опыта и создания новых педагогических концепций.

Психология и педагогика. Эта связь традиционна, так как педагогика не может не учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, которые изучает психология. Выдающиеся педагоги всегда строили свои теоретические концепции, соотносясь с этими закономерностями, особенностями, свойствами и возможностями, изучаемыми в психологии.

Биология и педагогика. Одна из важнейших задач для педагогики - проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, поэтому педагогика опирается на биологические исследования, изучающие индивидуальное развитие человека.

Медицина и педагогика. Эта связь привела к появлению кoррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих врожденные или приобретенные отклонения в развитии.

Социология и педагогика. Обе эти науки связаны планированием 9бразования, выявлением основных тенденций развития социальных групп, закономерностей социализации личности.

Политология и педагогика. Эта связь обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением государственной идеологии. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...