Понятие и сущность содержания образования
На основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) содержание понятия "образование" можно понимать как совокупность:
При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия "образование", смысл, вкладываемый в него, требует уточнения. Известный специалист в области образования Б.С. Гершунский выделяет четыре аспекта содержательной трактовки образования:
Ценностная характеристика образования рассматривается как взаимосвязь трех блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная. Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Педагогические ценности как индивидуально-личностная система включают:
Системный аспект образовательных стратегий и образовательных структур рассматривается (Б.С. Гершунский) с точки зрения их централизации и децентрализации:
Образование как система имеет определенную структуру и иерархию элементов, которая характеризуется:
Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса.
Процесс образования предполагает разграничение двух его сторон: обучение в единстве с воспитанием. Учение (научение) - включает освоение знаний, практические действия, выполнение учебных задач, личностные и коммуникативные тренинги, что способствует всестороннему развитию обучающегося. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверяет этот факт документом. Рассматривается в двух планах:
Обозначая цель образования, (как предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия), выделяют внешнюю и внутреннюю ее направленность. Внешняя цель образования как государственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя цель образования заключается в развитии личностного потенциала, овладении прочными знаниями, умениями, навыками и возможностью их применения на практике. Современное понимание образования находим в Проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (редакция на 1 декабря 2010 г.): " Образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности". Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства.
Содержание образования должно обеспечивать:
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Уровень "погружения" обучаемых в содержание образования, между тем, не одинаков, и происходит это по следующим основаниям:
В образовательном учреждении содержание образования - это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося), оно определяется федеральным государственным стандартом (ФГОС) и конкретизируется в образовательных программах, учебных планах и учебных дисциплинах.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) утверждаются не реже одного раза в десять лет. ФГОС включают в себя требования:
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами, обеспечивают:
В целях обеспечения реализации права на образование отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования. Содержание образования реализуется через образовательные программы, которые представляют собой комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.
Федеральным законом Российской Федерации (2007 г. № 309-ФЗ) установлена взаимосвязь федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), примерных основных образовательных программ (ПрООП) и основных образовательных программ (ООП). Разработка примерных основных образовательных программ (ПрООП) относится к компетенции Министерства образования и науки РФ. Примерная ООП носит рекомендательный характер: целью ее разработки является предоставление ориентировочного варианта для формирования основной образовательной программы (ООП) каждого конкретного учебного учреждения (например, вуза, если речь идет о высшем профессиональной образовании). Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей и иные методические материалы. Примерные образовательные программы, примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей имеют для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, рекомендательный характер. В системе образования с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей и (или) уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся реализуются дополнительные образовательные программы, к которым относятся дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы. Дополнительные общеобразовательные программы направлены на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, профессиональную ориентацию, организацию творческого труда, содержательного досуга, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья. Дополнительные профессиональные программы реализуются в целях профессионального развития, совершенствования профессионально значимых качеств, приобретения новых профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, новых трудовых функций и (или) должностных обязанностей. К дополнительным профессиональным программам относятся:
К основным образовательным программам относятся образовательные программы, разработанные по уровню образования, профессии, направлению подготовки или специальности, по которым устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. В системе образования Российской Федерации реализуются основные общеобразовательные и основные профессиональные образовательные программы. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения основных профессиональных образовательных программ и программ профессиональной подготовки. К основным общеобразовательным относятся образовательные программы:
Основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, подготовку квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров соответствующего уровня образования и квалификации в соответствии с потребностями общества и государства. К основным профессиональным относятся образовательные программы:
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) включает:
ООП ВПО устанавливает:
Структура ООП ВПО соответствующего уровня и профиля подготовки базируется на компетентностной модели выпускника, разрабатываемой с учетом внешних требований к качеству образования со стороны государства и других потребителей. В настоящее время, проблема компетентностного подхода к определению содержания образования, качеству подготовки выпускника актуализируется не только в России, но и в мировом сообществе. Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Ключевым принципом компетентностного подхода является ориентация на результаты обучения, выраженные на языке компетенций. Принципиальную схему построения образовательного процесса на основе такого подхода можно представить в следующем виде (рис. 25). Существуют различные подходы к понятию "компетенция". Термин "компетенция" (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. В контексте рассматриваемой проблемы (содержания образования) под компетенцией понимают способность реализации знаний и умений в конкретной ситуации. Это квалификационная характеристика выпускника в момент его включения в профессиональную деятельность. Рис. 25. Принципиальная схема построения образовательного процесса на основе компетентностного подхода Компетенция также рассматривается, как совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и личностного развития выпускника вуза, которые он должен приобрести и продемонстрировать после завершения всей образовательной программы или ее части. Однако, компетенция - не просто сумма знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция тесно связана с мобилизацией знаний, умений и поведенческих отношений в условиях конкретной деятельности. Компетенции - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении обучения. В этом смысле, понятие компетенции включает:
В отличие от терминов "знание", "умение", "навык" понятие "компетенция" имеет интегральный характер. Компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые проявляются в компетентности человека. Понятие "компетентность", если говорить о структуре подготовки специалиста (включающей цели, содержание, средства, результат), употребляется применительно к цели и результату. Компетентность - характеристика качества цели. Б.Д. Эльконин полагает, что "компетентность - мера включенности человека в деятельность". Компетентность означает наличие определенных компетенций. Все разнообразие компетенций может быть сведено к двум типам: интегральные и дифференциальные. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) приводится следующая классификация интегральных компетенций (по содержанию и направленности):
К интегральным (ключевым, универсальным) компетенциям относят:
Набор дифференциальных компетенций определяется видами деятельности и профессиональными задачами, специфичными для каждого направления подготовки и включает:
Обобщенную систему компетенций выпускника вуза можно представить в виде схемы (рис. 26). Рис. 26. Система компетенций выпускника вуза Компетенции должны быть диагностируемыми и оцениваемыми, то есть наличие и степень их сформированности у выпускника необходимо объективно диагностировать (зафиксировать). Для этих целей разрабатываются соответствующие оценочные средства (тесты, ситуационные задачи (кейсы), деловые игры и др.). Таким образом, компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов). Новые подходы к содержанию образования отражаются в структуре учебных планов и учебных курсов. Структура учебного плана предусматривает соответствующие циклы и разделы подготовки и аттестации выпускников вузов. Учебные циклы:
Каждый учебный цикл ООП ВПО имеет базовую (обязательную) и вариативную (профильную) части, наполняемые учебными курсами (предметами, дисциплинами, модулями) в соответствии с необходимостью формирования определенных компетенций выпускников вузов. Результаты освоения базовой части цикла, и ее содержание регламентируются образовательными стандартами. Результаты освоения вариативной части цикла, и ее содержание устанавливаются вузом с учетом потребностей регионального рынка труда. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления компетенций (знаний, умений, навыков), определяемых содержанием базовых дисциплин, модулей, позволяет обучающимся получить более насыщенный спектр личностно-деловых качеств для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования. Разделы учебного плана включают:
Конкретное содержание учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, предусмотренных учебными планами, раскрывается в учебниках и учебных пособиях. Учебник включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты полученных знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих "школу" данной дисциплины. Требования к учебникам:
Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли. В учебные пособия могут быть включены спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему. Таким образом, содержание образования находит свое выражение в комплексе мер и условий организационно-методического, нормативно-правового и социкультурного характера, направленных на социальные и личностные ожидания человека. Безусловно, содержание российского образования непрерывно совершенствуется с учетом реформирования образовательной системы России в условиях глобализации. Среди основных направлений реформирования образовательных систем мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО) выделяются:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|