АППЛИКАЦИЯ модульная (мозаика)
«Дом мы строим из камней...» Задачи. Познакомить детей со способом модульной аппликации (мозаики). Вызвать интерес к созданию образа каменного дома адекватными изобразительно-выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел. Развивать чувство композиции. Предварительная работа. Рассматривание и обследование камней в коллекции минералов. Освоение способа модульной лепки на предыдущем занятии по лепке «Разноцветные камешки». Освоение техники обрывной аппликации. Окрашивание бумаги под мрамор. Конструирование домиков из строительных деталей (кубиков, кирпичиков). Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и фактурная бумага, белая и светло-голубая, светло-серая, светло-серая бумага как основа композиции (на выбор детям), простые карандаши, ластики, клей ПВА, клеевые кисточки, матерчатые и бумажные салфетки, клеенки; цзетные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации графическими средствами. Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми о том, как строятся дома. Показывает фотографию (настенный календарь) или иллюстрацию с изображением каменного или кирпичного дома. Затем показывает два-три вариативных образца, демонстрирующих разные домики, выполненные в технике мозаики (модульной аппли- 616 кации), и предлагает детям «построить» свои каменные или кирпичные домики. Далее воспитатель показывает и поясняет способ работы. — Бумажные прямоугольники и квадратики, полученные способом разрывания полосок фактурной бумаги, — прекрасный «строительный» материал для различного рода аппликативных архитектурных сооружений.
Нарисуем домики простыми карандашами (выполним эскиз). В первую очередь обозначим стену одно-, двух- или многоэтажного дома. Подумаем, будет ли на доме крыша, и какая (треугольная, трапецевидная); где будут располагаться окна (это зависит от этажности дома), и сколько их. Теперь подготовим «строительный» материал — бумажные «камешки» или «кирпичики». Выберем бумагу подходящей расцветки. (Воспитатель обращает внимание детей на подготовленный заранее материал — иллюстрации из старых журналов или буклетов интересной расцветки, напоминающей окраску природных или искусственных камней.) Загнем узкую полоску вдоль длинного края, тщательно разгладим линию сгиба от середины в обе стороны. Отогнем полоску обратно и аккуратно оторвем ее. Приложим полоску к оставшейся бумаге и отогнем еще одну полоску примерно такого же размера. Повторим так еще несколько раз, чтобы у каждого из нас было по четыре-пять бумажных полосок, примерно одинаковых по ширине. После этого будем готовить «кирпичики» или «камешки». Берем полоски по одной или по две сразу и разрываем их на части. Это и есть «камешки» или «кирпичики», из которых можно будем «построить» наши каменные дома. Складываем «камешки» («кирпичики») в коробочку или на тарелочку, как настоящие строители складывают весь строительный материал.
Наконец, приступаем к «строительству» домиков. Берем листы бумаги с рисунками домов, наносим клей небольшими участками, начиная снизу, и аккуратно — ряд за рядом, слой за слоем выкладываем «камешки» («кирпичики»). Снова наносим клей — выше наклеенных кирпичиков и вновь выкладываем «каменную» стенку. Стараемся, чтобы наша «кладка» была ровной, аккуратной, иначе дом может обрушиться.
Когда «каменная кладка» будет готова, оформим дом по своему ^g. ланию — дополним аппликацией или дорисуем крышу, окна, крыльцо... Кто будет жить в этих домиках?
После занятия. Дети завершают оформление домиков апшшкатив-ными или графическими средствами. Организуют выставку в групповой комнате или в коридоре. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Сами виноваты» Задачи. Побуждать детей аргументированно высказывать свое мнение, рассуждать. Передавать содержание сказки в свободной игре-театрализации. Подбирать эпитеты к заданному слову. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей. Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки: заяц, зайчиха, медведь, подушка, кастрюля, бочонок, домик. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать сказку «Сами виноваты» (по С. Михалкову). «Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домик. Все вокруг убрали, расчистили, размели. Только остался у дороги большой камень. — Давай оттащим его в сторонку, — предложила Зайчиха. — А ну его! — ответил Заяц. — Кому надо будет, пусть убирает. Бежал однажды Заяц домой. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос. В другой раз несла Зайчиха кастрюлю со щами, налетела на камень, щи пролила. Пригласили как-то Заяц и Зайчиха в гости Михаила Ивановича Топтыгина на пирог. — Приду, — обещал Медведь. — И мед принесу. Спешил Михаил Иванович в гости, большую бочку меду нес. Споткнулся о камень, да так, что перевернулся через голову и попал прямо в заячий домик. Бочку с медом разбил, дом развалил. Схватился Медведь за голову. Плачут зайцы от горя. А зачем плакать? Сами виноваты!» Воспитатель задает детям вопросы: — Сказка называется «Сами виноваты», как вы думаете, почему? — О чем рассказывается в начале этой сказки? (Ответы детей.) 618 Зайчиха предложила убрать камень. А что сказал Заяц? (Ответы детей.) Педагог обращается к детям с предложением: «Вот Зайчиха, вот заяц». (Достает игрушки.) «Давайте разыграем разговор Зайца и Зайчихи». (Вызываются двое детей.) Бежал однажды Заяц домой, и что с ним произошло? (Ответы детей.) — А что случилось с Зайчихой? (Рассказ ребенка.) — Пригласили как-то Заяц и Зайчиха Медведя в гости. (Демонст
Затем педагог спрашивает детей, кто хочет рассказать и разыграть сказку. (Вместо камня используется подушка.) Воспитатель предоставляет каждому ребенку максимальную самостоятельность. В случае затруднения дает подсказки. Вызывает детей по желанию — трех-четырех желающих. Затем воспитатель обращается к детям: «Все неприятности произошли из-за того, что Заяц с Зайчихой не убрали с дороги камень. Какими словами можно охарактеризовать Зайца и Зайчиху? Какие они в этой сказке? (Ленивые, непредусмотрительные, неосторожные.) Воспитатель напоминает детям, что от камней бывают не только неприятности, но и польза. Просит их вспомнить и рассказать, что можно делать с камнями или из камней. Какие предметы сделаны из камня? (Высказывания детей.) Какие бывают камни, какими словами можно их охарактеризовать. Например: разноцветные, драгоценные, тяжелые, плоские и т. д. (Ответы детей.) Далее педагог зачитывает скороговорку про камешки: Я по камешкам пошел, Шубу шелкову нашел.*** Дети встают в круг. Изображают, как будто идут по камешкам (медленно, спокойно), и повторяют: я по камешкам пошел. А на слова «шубу шелкову нашел» изображают, как будто надевают шубу. Дети произносят скороговорку, помогая себе кулачками: одновременно в такт сжимая и разжимая пальцы рук (координируя речь и движения рук). Говорят медленно, тихим голосом. Еще медленнее. А потом быстрее и чуть громче. РИСОВАНИЕ по замыслу «Превращения камешков» Задачи. Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков). Познакомить с разными приемами рисования на камешках разной формы. Совершенствовать изобразительную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым замыслом). Развивать воображение. 619
Предварительная работа. Подготовка для занятия чистых и просушенных камешков разной формы, величины и расцветки. Рассматривание и обследование камней разных форм и размеров, с различной поверхностью (шероховатой, зернистой, гладкой, округлой, вытянутой, заостренной...). Игры с камнями: «Найди похожий, «Узнай на ощупь». Конструирование из природного материала (опредмечивание природных форм); рассматривание и обследование предметов мелкой пластики (скульптуры малых форм).
Материалы, инструменты, оборудование. Чистые и просушенные камешки разной формы, величины и расцветки. Широкий ассортимент художественных материалов: мелки, пастель, карандаши, фломастеры, гуашевые краски, кисточки разного размера; баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые. Скульптура малых форм (например, зайчонок, мышка, птичка, медвежонок, слоник, дельфин, грибок). Поворотный диск для демонстрации работ. Содержание занятия. Воспитатель показывает детям несколько скульптур малых форм (например, зайчонка, мышонка, птичку, медвежонка, грибок и т. д.), вставляя их поочередно на поворотный диск. Спрашивает, знают ли дети, что это такое, подводит к выводу о том, что это не настоящие зайчонок, мышонок, грибок, а их изображения, причем изображения объемные, которые называются скульптурами. Педагог рассказывает детям, что скульптура — это вид искусства, в котором художники — скульпторы — создают образы людей, животных, сказочных существ. Эти образы объемные, поэтому мы можем посмотреть на них спереди, сзади, сбоку и сверху, даже можем обойти вокруг и осторожно потрогать, погладить. Бывают скульптуры очень большие — их устанавливают на улицах городов, в парках, возле театров и административных зданий... И бывают скульптуры совсем маленькие — такие, как вот эти (педагог еще раз обращает внимание детей на мелкую пластику). Такие скульптурки можно увидеть в музеях, художественных салонах и на выставках. А еще мелкие скульптуры продаются в магазинах, чтобы люди могли украсить ими свой дом. Скульптуру всегда делает мастер. Чаще всего скульптуры изготавливают из камня или дерева с помощью специальных инструментов. Затем педагог предлагает детям самим создать необычные скульптуры из камней и камешков. — Давайте представим, что мы с вами — скульпторы. Сейчас каждый из нас выберет камешек и превратит его в скульптуру. Я выбрала вот этот камешек. Держу его в ладошках, поглаживаю — он такой приятный на ощупь, гладкий и немножко шершавый. Рассматриваю камешек со всех сторон, поворачиваю и стараюсь понять, кого или что он мне напоминает. (Далее приведен пример опредмечивания конкретной 620 природной формы; каждый воспитатель приводит свой пример с учетом особенностей того или иного камешка.) Если поверну вот так, — увижу грибок. Если посмотрю с другой стороны, — увижу жука... Кто из них мне понравился больше? Пожалуй, жук. Вот у него продолговатое туловище, а вот голова и будто крылышки раскрывает, чтобы взлететь. Надо усилить, подчеркнуть «проявить» эти черты. Возьму фломастер и буду рисовать прямо на камешке: проведу линии по крылышкам, чтобы они стали более заметными, прорисую глазки. Теперь возьму пастель и раскрашу крылышки пятнышками. (Педагог рисует на камешке разными материалами, сопровождая показ комментарием.) Вот каши красивый жук! А теперь вы выберите камешки, которые вам нравятся, рассмотрите их и превратите в красивые скульптуры.
Дети выбирают камешки, художественные материалы и начинают рисовать. После занятия. Дети составляют рассказы о своих «оживших» ка-лешках, проводят мини-выставку скульптур малой формы.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|