Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

АППЛИКАЦИЯ модульная (мозаика)




«Дом мы строим из камней...»

Задачи. Познакомить детей со способом модульной аппликации (мозаики).

Вызвать интерес к созданию образа каменного дома адекватными изобразительно-выразительными средствами.

Формировать умение планировать свою работу и технологично осу­ществлять замысел.

Развивать чувство композиции.

Предварительная работа. Рассматривание и обследование камней в коллекции минералов. Освоение способа модульной лепки на преды­дущем занятии по лепке «Разноцветные камешки». Освоение техники обрывной аппликации. Окрашивание бумаги под мрамор. Конструи­рование домиков из строительных деталей (кубиков, кирпичиков).

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и фактурная бумага, белая и светло-голубая, светло-серая, светло-серая бумага как основа композиции (на выбор детям), простые карандаши, ластики, клей ПВА, клеевые кисточки, матерчатые и бумажные салфетки, кле­енки; цзетные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации графическими средствами.

Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми о том, как строятся дома. Показывает фотографию (настенный календарь) или иллюстрацию с изображением каменного или кирпичного дома. Затем показывает два-три вариативных образца, демонстрирующих разные домики, выполненные в технике мозаики (модульной аппли-

616

кации), и предлагает детям «построить» свои каменные или кирпич­ные домики.

Далее воспитатель показывает и поясняет способ работы.

— Бумажные прямоугольники и квадратики, полученные способом разрывания полосок фактурной бумаги, — прекрасный «строитель­ный» материал для различного рода аппликативных архитектурных со­оружений.

Нарисуем домики простыми карандашами (выполним эскиз). В первую очередь обозначим стену одно-, двух- или многоэтажного до­ма. Подумаем, будет ли на доме крыша, и какая (треугольная, трапеце­видная); где будут располагаться окна (это зависит от этажности дома), и сколько их.

Теперь подготовим «строительный» материал — бумажные «камеш­ки» или «кирпичики». Выберем бумагу подходящей расцветки. (Вос­питатель обращает внимание детей на подготовленный заранее мате­риал — иллюстрации из старых журналов или буклетов интересной расцветки, напоминающей окраску природных или искусственных камней.) Загнем узкую полоску вдоль длинного края, тщательно раз­гладим линию сгиба от середины в обе стороны. Отогнем полоску об­ратно и аккуратно оторвем ее. Приложим полоску к оставшейся бу­маге и отогнем еще одну полоску примерно такого же размера. По­вторим так еще несколько раз, чтобы у каждого из нас было по четыре-пять бумажных полосок, примерно одинаковых по ширине.

После этого будем готовить «кирпичики» или «камешки». Берем полоски по одной или по две сразу и разрываем их на части. Это и есть «камешки» или «кирпичики», из которых можно будем «построить» наши каменные дома. Складываем «камешки» («кирпичики») в коро­бочку или на тарелочку, как настоящие строители складывают весь строительный материал.

617


Наконец, приступаем к «строительству» домиков. Берем листы бу­маги с рисунками домов, наносим клей небольшими участками, начи­ная снизу, и аккуратно — ряд за рядом, слой за слоем выкладываем «камешки» («кирпичики»). Снова наносим клей — выше наклеенных кирпичиков и вновь выкладываем «каменную» стенку. Стараемся, чтобы наша «кладка» была ровной, аккуратной, иначе дом может об­рушиться.

 

 

Когда «каменная кладка» будет готова, оформим дом по своему ^g. ланию — дополним аппликацией или дорисуем крышу, окна, крыль­цо... Кто будет жить в этих домиках?

После занятия. Дети завершают оформление домиков апшшкатив-ными или графическими средствами. Организуют выставку в группо­вой комнате или в коридоре.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Сами виноваты»

Задачи. Побуждать детей аргументированно высказывать свое мне­ние, рассуждать. Передавать содержание сказки в свободной игре-теа­трализации. Подбирать эпитеты к заданному слову. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей.

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки: заяц, зайчиха, медведь, подушка, кастрюля, бочонок, домик.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать сказку «Сами виноваты» (по С. Михалкову).

«Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домик. Все вокруг уб­рали, расчистили, размели. Только остался у дороги большой камень.

— Давай оттащим его в сторонку, — предложила Зайчиха.

— А ну его! — ответил Заяц. — Кому надо будет, пусть убирает.
И остался камень лежать у крыльца.

Бежал однажды Заяц домой. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.

В другой раз несла Зайчиха кастрюлю со щами, налетела на камень, щи пролила.

Пригласили как-то Заяц и Зайчиха в гости Михаила Ивановича Топтыгина на пирог.

— Приду, — обещал Медведь. — И мед принесу.

Спешил Михаил Иванович в гости, большую бочку меду нес. Спо­ткнулся о камень, да так, что перевернулся через голову и попал пря­мо в заячий домик. Бочку с медом разбил, дом развалил. Схватился Медведь за голову. Плачут зайцы от горя. А зачем плакать? Сами ви­новаты!»

Воспитатель задает детям вопросы:

— Сказка называется «Сами виноваты», как вы думаете, почему?
(Рассуждения детей.)

— О чем рассказывается в начале этой сказки? (Ответы детей.)
Хотите послушать, как об этом написал писатель? (Зачитывает отры­вок.)

618

Зайчиха предложила убрать камень. А что сказал Заяц? (Ответы детей.) Педагог обращается к детям с предложением: «Вот Зайчиха, вот за­яц». (Достает игрушки.) «Давайте разыграем разговор Зайца и Зайчи­хи». (Вызываются двое детей.)

Бежал однажды Заяц домой, и что с ним произошло? (Ответы детей.)

— А что случилось с Зайчихой? (Рассказ ребенка.)

— Пригласили как-то Заяц и Зайчиха Медведя в гости. (Демонст­
рирует игрушки.) Что произошло дальше? (Ответы.) Послушайте, как
об этом сказано в сказке. (Зачитывает.)

Затем педагог спрашивает детей, кто хочет рассказать и разыграть сказку. (Вместо камня используется подушка.) Воспитатель предостав­ляет каждому ребенку максимальную самостоятельность. В случае за­труднения дает подсказки. Вызывает детей по желанию — трех-четырех желающих.

Затем воспитатель обращается к детям: «Все неприятности произо­шли из-за того, что Заяц с Зайчихой не убрали с дороги камень. Каки­ми словами можно охарактеризовать Зайца и Зайчиху? Какие они в этой сказке? (Ленивые, непредусмотрительные, неосторожные.)

Воспитатель напоминает детям, что от камней бывают не только не­приятности, но и польза. Просит их вспомнить и рассказать, что мож­но делать с камнями или из камней. Какие предметы сделаны из кам­ня? (Высказывания детей.) Какие бывают камни, какими словами можно их охарактеризовать. Например: разноцветные, драгоценные, тяжелые, плоские и т. д. (Ответы детей.)

Далее педагог зачитывает скороговорку про камешки:

Я по камешкам пошел,

Шубу шелкову нашел.***

Дети встают в круг. Изображают, как будто идут по камешкам (мед­ленно, спокойно), и повторяют: я по камешкам пошел. А на слова «шу­бу шелкову нашел» изображают, как будто надевают шубу.

Дети произносят скороговорку, помогая себе кулачками: одновре­менно в такт сжимая и разжимая пальцы рук (координируя речь и дви­жения рук). Говорят медленно, тихим голосом. Еще медленнее. А по­том быстрее и чуть громче.

РИСОВАНИЕ по замыслу

«Превращения камешков»

Задачи. Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков). Познакомить с разными приемами рисо­вания на камешках разной формы. Совершенствовать изобразительную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с постав­ленной задачей и реализуемым замыслом). Развивать воображение.

619

 

Предварительная работа. Подготовка для занятия чистых и просу­шенных камешков разной формы, величины и расцветки. Рассматри­вание и обследование камней разных форм и размеров, с различной поверхностью (шероховатой, зернистой, гладкой, округлой, вытяну­той, заостренной...). Игры с камнями: «Найди похожий, «Узнай на ощупь». Конструирование из природного материала (опредмечивание природных форм); рассматривание и обследование предметов мелкой пластики (скульптуры малых форм).

Материалы, инструменты, оборудование. Чистые и просушенные камешки разной формы, величины и расцветки.

Широкий ассортимент художественных материалов: мелки, пас­тель, карандаши, фломастеры, гуашевые краски, кисточки разного размера; баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые.

Скульптура малых форм (например, зайчонок, мышка, птичка, медвежонок, слоник, дельфин, грибок).

Поворотный диск для демонстрации работ.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям несколько скульптур малых форм (например, зайчонка, мышонка, птичку, мед­вежонка, грибок и т. д.), вставляя их поочередно на поворотный диск. Спрашивает, знают ли дети, что это такое, подводит к выводу о том, что это не настоящие зайчонок, мышонок, грибок, а их изоб­ражения, причем изображения объемные, которые называются скульптурами.

Педагог рассказывает детям, что скульптура — это вид искусства, в котором художники — скульпторы — создают образы людей, живот­ных, сказочных существ. Эти образы объемные, поэтому мы можем посмотреть на них спереди, сзади, сбоку и сверху, даже можем обой­ти вокруг и осторожно потрогать, погладить. Бывают скульптуры очень большие — их устанавливают на улицах городов, в парках, воз­ле театров и административных зданий... И бывают скульптуры сов­сем маленькие — такие, как вот эти (педагог еще раз обращает внима­ние детей на мелкую пластику). Такие скульптурки можно увидеть в музеях, художественных салонах и на выставках. А еще мелкие скульптуры продаются в магазинах, чтобы люди могли украсить ими свой дом. Скульптуру всегда делает мастер. Чаще всего скульптуры изготавливают из камня или дерева с помощью специальных инстру­ментов.

Затем педагог предлагает детям самим создать необычные скульпту­ры из камней и камешков.

— Давайте представим, что мы с вами — скульпторы. Сейчас каж­дый из нас выберет камешек и превратит его в скульптуру. Я выбрала вот этот камешек. Держу его в ладошках, поглаживаю — он такой при­ятный на ощупь, гладкий и немножко шершавый. Рассматриваю каме­шек со всех сторон, поворачиваю и стараюсь понять, кого или что он мне напоминает. (Далее приведен пример опредмечивания конкретной

620

природной формы; каждый воспитатель приводит свой пример с учетом особенностей того или иного камешка.) Если поверну вот так, — увижу грибок. Если посмотрю с другой стороны, — увижу жука... Кто из них мне понравился больше? Пожалуй, жук. Вот у него продолговатое ту­ловище, а вот голова и будто крылышки раскрывает, чтобы взлететь. Надо усилить, подчеркнуть «проявить» эти черты. Возьму фломастер и буду рисовать прямо на камешке: проведу линии по крылышкам, чтобы они стали более заметными, прорисую глазки. Теперь возьму па­стель и раскрашу крылышки пятнышками. (Педагог рисует на камеш­ке разными материалами, сопровождая показ комментарием.) Вот ка­ши красивый жук! А теперь вы выберите камешки, которые вам нра­вятся, рассмотрите их и превратите в красивые скульптуры.

Дети выбирают камешки, художественные материалы и начинают рисовать.

После занятия. Дети составляют рассказы о своих «оживших» ка-лешках, проводят мини-выставку скульптур малой формы.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...